Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников

 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

 

Кафедра Физическая культура

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Физическая культура и спорт»

Тема:ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЙ ОРГАНИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

 

 

 

Выполнил студент гр. ЭС 17-2 бзу

              Золотарёв А.Ю.             .

(Фамилия И.О.)

             17-ЭТФз- 412                     

(номер зачетной книжки)

_________________________________

(дата, подпись)

Проверил:         к.п.н., доцент         .   (должность)

               Оплетин А.А.                .

(Фамилия И.О)

_________________________________

(оценка)

_________________________________

(дата, подпись)

Пермь 2019

Данная статья посвящена характеристике состояния организма при занятиях физическими упражнениями и спортом. Охарактеризованы основные состояния организма человека в процессе занятий физической культурой и спортом. Представлена взаимосвязь и последовательность наступления различных состояний организма в процессе осуществления физической нагрузки.

Ключевые слова: физические упражнения, физическая культура, спорт, физическое состояние, предстартовое состояние, разминка, врабатывание утомляемость.

This article is devoted to the characterization of the state of the body during physical exercises and sports. The basic conditions of the human body during physical education and sports are characterized. The interconnection and sequence of the onset of various conditions of the body in the process of exercise is presented.

Key words: physical exercises, physical culture, sport, physical condition, pre-start state, warm-up, fatigue training.

Влияние физических упражнений и спорта на жизнь и здоровье человека очень значительно.

Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Вот почему так важно знать основные состояния организма при занятиях физическими упражнениями и спортом, их влияние на организм человека, взаимосвязь и последовательность. В процессе осуществления физических упражнений и занятий спортом организм человека испытывает ряд различных функциональных состояний. Эти состояния взаимосвязаны между собой и каждое предыдущее состояние оказывает влияние на протекание последующего. В процессе осуществления физических упражнений и занятий спортом выделяют предстартовое и стартовое состояния, разминку, врабатывание, устойчивое состояние, утомление и восстановление [4, с. 112].

Предстартовое состояние организма человека возникает за несколько часов или даже суток до соревнований.

Предстартовое состояние характеризуется изменением физиологических параметров сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем, их настройкой на предстоящую работу.

Пусковым фактором является изменение нейро-гуморальных влияний, т.е. изменение гормонального фона под влиянием нервных процессов.

В предстартовом состоянии можно выделить 3 разновидности: боевую готовность, предстартовую лихорадку и предстартовую апатию.

Оптимальным состоянием для спортсмена является боевая готовность. Предстартовую лихорадку и предстартовую апатию частично можно снять физическими методами, например, оптимальной разминкой или массажем.

С психологической точки зрения можно активировать волевые качества спортсмена.

Разминка включает ряд специальных упражнений, таких как прыжки, бег, растяжки. Этап разминки обычно состоит из двух частей: общей и специальной [1, с. 203].

Общая часть разминки, всех видов спорта одинакова. Специальная часть напрямую связана с видом спортивной деятельности.

Задача этапа разминки заключается в разогреве организма спортсмена, в результате которого ускоряется скорость ферментативных процессов обмена веществ и энергии, возрастает скорость тока лимфы и кровообращения, повышается способность связок и сухожилий к растяжению. Частота сердечного ритма увеличивается до 160-180 ударов в мин.

Этап «врабатывание» заключается в постепенном повышение работоспособности организма спортсмена.

На данном этапе происходит адаптивный ответ систем организма человека на высокую двигательную нагрузку.

После завершения этапа врабатывания формируется устойчивое состояние, при котором деятельность различных органов и систем организма происходит относительно равномерно.

Работа мышц, в итоге вызывает состояние утомления организма. Свойство организма в целом или его отдельных частей быть подверженным утомлению называется утомляемостью. При физическом труде, тренировках любой интенсивности, умственном труде утомляемость тем больше, чем ниже уровень общей физической работоспособности [3, с. 107].

В этом состоянии ухудшаются показатели мышечной и нервной системы, вегетативных органов, а также координация их работы. На субъективном уровне это проявляется в виде снижения работоспособности и появления усталости. Участие в мышечной деятельности многих органов и систем организма определяет и множественность изменений функциональных показателей при утомлении. Утомление может развиваться в собственно мышечной ткани, в нервных центрах, участвующих в регуляции двигательного процесса, на разных уровнях анализаторных систем, в сердечно-сосудистой системе, в дыхательной системе, в системах нейро-эндокринной и нейро-иммунной регуляции.

Состояние утомления подразделяют по нескольким признакам [6, с. 158]:

- по содержанию работы – умственное или физическое,

- по временному течению – острое или хроническое,

- по широте локализации – общее или локальное,

- по выраженности – скрытое (компенсируемое) или явное (некомпенсируемое).

Острое утомление наступает при относительно кратковременной работе, если ее интенсивность не соответствует уровню физической подготовки человека. Оно проявляется в резком падении сердечной эффективности, увеличении потоотделения и нарушении водно-солевого баланса. Хроническое утомление является результатом недовосстановления после работы. При хроническом утомлении утрачивается способность к усвоению новых навыков, падает работоспособность, снижается естественная резистентность организма к заболеваниям. Утомление, возникающее при физической работе, в которую вовлечены большие группы мышц, называется общим.

Для общего утомления характерны нарушение функций центральной нервной системы, нарушение координации, рассеяность внимания.

Когда чрезмерная нагрузка падает на отдельные мышечные группы, развивается локальное утомление. В данном случае в наибольшей мере страдают местные элементы двигательного контроля – на мышечном и спинальном уровнях.

Восстановление уровня метаболизма и энергоснабжения организма частично происходит во время мышечной деятельности, однако, в этот период процессы диссимиляции, т.е. распада макромолекул, значительно превосходят по объему процессы ассимиляции, т.е. их синтеза. В восстановительном же периоде после окончания мышечной активности преобладают процессы ассимиляции. Это обеспечивает полную компенсацию затраченной энергии. При этом исходный уровень работоспособности устанавливается не сразу, а, по закону маятника, за периодом сниженной работоспособности сначала проходит фаза сверхвосстановления [5, с. 146].

Следует учитывать, что восстановление функциональных возможностей разных систем требует разного времени. Кроме того, внутри каждой системы разные показатели также восстанавливаются не одновременно, например, мышечная сила восстанавливается быстрее выносливости. Период восстановления является определяющим для интервалов между тренировками. Он не должен быть более 48 часов, иначе теряется положительный эффект тренировки. Восстановительные процессы можно ускорить за счет водные процедур, массажа, усиленного витаминизированного питания и положительных эмоций.

Ранними признаками перетренировки являются расстройство сна (чаще всего – расстройство чувства сна), боязнь физических нагрузок, страх перед выполнением сложных элементов. Явные изменения наблюдаются в психической сфере – появляется раздражительность, повышенная конфликтность, вялое и равнодушие.

Таким образом, в процессе занятий физическими упражнениями и спортом выделяют три состояния организма человека: предстартовое состояние: готовности - проявление умеренного эмоционального возбуждения, которое способствует повышению спортивного результата; состояние так называемой стартовой лихорадки - резко выраженное возбуждение, под влиянием которого возможно как повышение, так и понижение спортивной работоспособности; слишком сильное и длительное предстартовое возбуждение, которое в ряде случаев сменяется угнетением и депрессией - стартовой апатией, ведущей к снижению спортивного результата. Мерами предупреждения перетренировки является правильная организация тренировочного режима, и обязательный учет индивидуальных особенностей адаптации к физическим нагрузкам.

1. Барчукова, Г.В. Физическая культура: настольный теннис: Учебное пособие / Г.В. Барчукова, А.Н. Мизин. — М.: Советский спорт, 2015. — 312 c.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — М.: КноРус, 2013. — 240 c.

3. Мельников, П.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) / П.П. Мельников. — М.: КноРус, 2013. — 240 c.

4. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. — М.: Юрайт, 2013. — 424 c.

5. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 416 c.

6. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 431 c.

 

1. Barchukova, G.V. Physical education: table tennis: Textbook / G.V. Barchukova, A.N. Little finger. - M .: Soviet Sport, 2015 .-- 312 p. Vilensky, M.Ya. Physical culture and a healthy lifestyle of a student: Textbook / M.Ya. Vilensky, A.G. Gorshkov. - M .: KnoRus, 2013 .-- 240 p. Melnikov, P.P. Physical culture and a healthy lifestyle of a student (for bachelors) / P.P. Melnikov. - M .: KnoRus, 2013 .-- 240 p.

2. Muller, A.B. Physical Culture: Textbook for high schools / A.B. Muller, N.S. Dyadichkina, Yu.A. Bogashchenko. - M .: Yurayt, 2013 .-- 424 p.

3. Popov, S.N. Therapeutic physical education: Textbook for students of higher education institutions / S.N. Popov, N.M. Valeev, T.S. Garaseva. - M.: ITs Academy, 2013 .-- 416 p.

4. Physical Culture and Physical Training: A Textbook. / Ed. V.Ya. Kikotya, I.S. Barchukova. - M.: UNITY, 2016 .-- 431 p.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.94 (0.011 с.)