Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественная литература и различные виды искусства

Поиск

Художественная литература и различные виды искусства

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. С другой стороны, воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.

Изобразительное искусство, музыка, театр также используются в интересах речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. В методических исследованиях показаны возможности влияния музыки, изобразительного искусства на развитие речи. Подчеркивается значение словесной интерпретации произведений, словесных пояснений детям для развития образности и выразительности детской речи.

 

 

Театрально-игровая деятельность

Театрально-игровая деятельность основана на действии, совершаемом самим ребенком, связывает художественное творчество с личным переживанием ребенка. Она отвечает детской потребности ребенка в перевоплощении, подражании, повышает умственную активность, способствует развитию всех психических процессов, развивает эмоциональную сферу, развивает все стороны речи, выразительность речи, обогащает невербальные средства общения (мимика, пантомима, выразительные движения)

Виды:

1. Театрализованные игры (режиссерские игры, игры-драматизации)

2. Выступление в спектаклях

3. Различные виды театров: настольный театр, театр –фланелеграф, теневой театр, пальчиковый театр, театр на ширме ( их можно отнести и к режиссерским играм)

В режиссерских играх (ребенок играет с игрушками, предметами) проявляется эмоциональный опыт детей, его отношение к сюжету сказки (если конец сказки печальный, ребенок может его сделать оптимистичным). Ребенок в режиссерских играх проявляет творчество и фантазию, придумывает содержание игры, распределяет роли между игрушками или предметами-заместителями игрушек (палочка – ребенок, листик – кораблик). Ребенок является режиссером в игре. Речь является в такой игре главным компонентом. Выделяют два вида речи:

1.дикторский текст (за экраном). Например, «Маша сказала гостям спасибо».

2.озвучивание речи за героев (диалог). Здесь ребенок изменяет интонацию, силу голоса. Использует актерские способности. В режиссерских играх может быть от одного до большого количества героев. Главных среди них может быть до 4. Режиссерские игры начинаются развиваться в играх «одиночках». Ребенок не стремится к партнерским отношениям, к сотрудничеству со сверстниками. Постепенно ребенок стремится к игре в парах. Такой вариант игры предполагает психологическую готовность к совместным играм со сверстниками, что является толчком для развития сюжетно-ролевых игр (характерно для детей 4 лет). В современных исследованиях Е.М. Гаспаров, Е.Е. Кравцов, С.Л. Новоселова говорят о взаимосвязи сюжетно-ролевой игры с режиссерской игрой.

У детей трех лет режиссерские игры носят бытовой характер (зайчик кушает суп). У детей 4 – 5 лет режиссерские игры отражают сказки, мультики. Дети способны комбинировать сюжеты сказок, объединять героев из разных произведений. С 4 лет ребенок стремиться к совместным режиссерским играм.

Роль педагога в организации игр велика:

-ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОГО УГОЛКА, ЗАЩИЩЕННОГО ОТ ВЗОРОВ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ (ПОД СТОЛОМ, ЗА ШИРМОЙ)

-РАЗНООБРАЗИЕ ИГРУШЕК

-ВНЕСЕНИЕ НОВОЙ ИГРУШКИ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИГРЫ

-ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРОСМОСТРЫ МУЛЬТФИЛЬМОВ, БЕСЕДА ПО ПРОСМОТРЕННОМУ И ПРОЧИТАННОМУ

- -ПРИЕМ ПРИГЛАШЕНИЯ К СОТРУДНИЧЕСТВУ СО ВЗРОСЛЫМ (ДАВАЙ, СКАЗКУ РАССКАЖЕМ. Я НАЧНУ, А ТЫ ПРОДОЛЖИШЬ)

-ОБЫГРЫВАНИЕ ИГРЫ ВОСПИТАТЕЛЕМ, КАК ОБРАЗЕЦ РАЗВИТИЯ РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЫ

-ИГРУШКИ – ЗАМЕНИТЕЛИ, МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ

-ПРИЕМ ПРОБЛЕМНОГО ЗАДАНИЯ (КАК НЕЗНАЙКА ПОПАДЕТ НА ЛУНУ?)

-ПРИЕМ НАВОДЯЩЕГО ВОПРОСА (НЕ ПОРА ЛИ КУКЛЕ СПАТЬ?)

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.

В связи с этим, всю работу можно разделить на несколько этапов:

1).1 этап – (младший дошкольный возраст) вся работа посвящена знакомству детей с художественными произведениями, в основном сказками.

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью можно проводить игры “Наседка и цыплята”, “Медведица и медвежата”, “Зайчиха и зайчата”, а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывала игры по литературным произведениям: “Игрушки” А. Барто, “Котик и козлик” В. Жуковского.

Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

 

Чтобы эта работа проходила ненавязчиво для детей, рекомендуется предусматривать разные виды их деятельности. Сначала знакомить воспитанников со сказкой. Это может быть чтение, рассказывание, беседы, просмотр диафильмов или мультфильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций.

Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (настольный театр, игры с персонажами сказок и т.п.).

Затем предусматривать отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, изготовлении атрибутов для игр.

Когда подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры закончены, организовывается разыгрывание сюжета сказки, театрализованной игры.

Эти игры проводятся с учетом основных педагогических принципов: во-первых, избегать излишней дидактики. Дети получают разумную свободу деятельности, что позволяет проявить творчество. Во-вторых, воздействовать на ребенка через игру, только на первых встречах учу играть, формирую технику игровых действий. В-третьих, использовать продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация), которые вносят существенный вклад в развитие личности ребёнка.

Итак, на этом этапе дети только приобщаются к миру театрализованных представлений путём участия в драматизациях литературных произведений и знакомство с использованием различных видов театра, создания положительной эмоциональной обстановки в группе.

2.) 2 этап – (средний дошкольный возраст) работа над литературными текстами продолжается, но большое внимание уделяется развитию эмоциональности у детей и невербальных качеств (мимика, пантомимика, жесты, движения).

На этом этапе дети учатся сочетать в роли движение и слово, и использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Для этого возможно использовать обучающие упражнения, например “Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе”, “Кто как разговаривает”.

С группой детей возможно сначала драматизировать такие произведения, в которых небольшое количество действий (игры – инсценировки по русским народным песенкам и потешкам), затем простейшие сказки, используя настольный театр (сказка “Колобок”). Постепенно увеличивая как текст произведения, так и количество участников, действий.

3.) 3 этап – (старший дошкольный возраст), когда продолжается работа над вышеперечисленными задачами и дополняется развитие коммуникативных навыков у детей (умение жить и работать в коллективе).

На этом этапе можно использовать рекомендации Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой по работе со сказкой.

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения (“Веселые превращения”, игра – драматизация “Почему так”, творческая игра “Страна Вежливости”). Необходимо научить их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций как на основе сказок, так и создание проблем. Например, в сюжет сказки К. Чуковского “Телефон” включаем дополнительный сказочный персонаж (Золушка, Кот в сапогах) с просьбой о помощи или вводим в сказку в качестве одного из героев самого ребенка.

Поскольку именно в отрезке 5-6 лет идет процесс интенсивного морального развития, осознанного различения добра и зла и закрепления этих категорий за определенными художественными образами. Размывание этих образов может привести к размыванию этих основных этических представлений. Для этого направления следует брать те сказки, герои которых не имеют ярко выраженных индивидуальных характеров и биографий и характеризуются в сказке через свою отнесенность к определенной категории (Например “Заюшкина избушка”). У подобных персонажей вполне можно изменить характер, получив в результате поворот в событиях и отношениях.

Такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из знакомого литературного текста, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, изменить их поведение, придумать новый текст.

4.)4 этап – (подготовительная к школе группа) завершается обучение коммуникативно – речевым навыкам, большой упор следует делать на проявлении творчества и фантазии у детей через сюжетосложение, самостоятельное сочинение и обыгрывание инсценировок. Перед детьми следует ставить игровую проблему или просто называю тему, а содержание предлагают дети.

На этом этапе работу с группой следует проводить, используя разные методы и приёмы:

1. Объяснять новый материал, а затем предлагать детям разобраться с конкретной проблемной ситуацией (например, “Что было бы…, если бы не светило солнце?… не было деревьев?…кругом была вода и т.д.). Дети предлагают разные варианты, основываясь на новые знания.

2. Группе давать определенное задание, необходимые опоры (картинки, карточки, схемы и пр.). Задание дети выполняют либо по частям (каждый ребёнок занят своей частью), либо по “вертушке” (каждое последующее задание выполняется следующим ребёнком, начинать может либо сильный, либо слабый воспитанник). При этом выполнение любого задания объясняется ребёнком вслух.

3. Предлагать детям сочинить продолжения к сказке. Вместе с детьми вспоминать сказку (можно использовать рассказывание по кругу). Затем я спрашиваю у детей: “А что потом?…”).

Развитие творчества дошкольников проявляется в трех направлениях:

1. как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета)

2. исполнительское (речевое, двигательное)

3. оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др).

Н. Карпинской была разработана методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях:

на первом - дети коллективно воспроизводят текст сказки;

на втором - предлагается одному ребенку читать за всех персонажей сказки;

на третьем - детям предлагается выполнить ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.);

на четвертом - осуществляется чтение сказки по ролям и т.п. [17, с.8].

Было также установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов (Е.Трусова).

интересные методические приемы:

- самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его; чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами (О. Лагуткина);

- предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей - Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок (Т. Неменова);

- предоставить возможность для выполнения контрастных ролей - старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое (Г. Прима).

- Старшим дошкольникам очень нравятся игры-драматизации, то есть разыгрывания знакомых сказок. Здесь можно самим придумать и сделать декорации, костюмы и лучше всего не просто воспроизвести текст знакомого произведения, а импровизировать по ходу игры, придумывать самые разные варианты сюжета.

Настольный театр чаще всего используем при пересказе сказок, небольших рассказов. Здесь дети водят игрушки на столе. Особое внимание уделяется четкой дикции, выразительности речи, интонации, тембра голоса, мимике. Настольный театр представлен в виде театра игрушек, театра картинок («Заюшкина избушка», «Кот в сапогах», «Теремок», «Кот, лиса, дрозд» )

Стендовые кукольные театры используются так же при пересказе сказок и рассказов. Здесь тоже важна четкая дикция, интонационная выразительность речи. Фигурки героев в данном виде иллюстрируют содержание произведения. Рассказчик стоит сбоку от стенда, и по ходу повествования переставляет фигурки. У нас в театральном уголке сделаны театры на фланелеграфе («Курочка Ряба», «Кот, петух, лиса», «Колобок»), театр «Живые картинки» («Маша и медведь»), театр теней («Заюшкина избушка», «Зимние забавы», «Лиса и кувшин»).

Вначале дети прослушивают сказку, отвечают на вопросы по содержанию, пересказывают. Мы предлагаем ребятам рассказать ее с помощью настольного или стендового театра.

Театр с куклами на ширме представлен куклами би-ба-бо, пальчиковым театром, куклой на тростях. Игры с куклами на ширме выполняют развлекательную, дидактическую, коммуникативную, диагностико – коррек-ционную, психотерапевтическую, эстетическую функцию. Эти игры развивают моторику рук, развивают речь, внимание, память, мышление, фантазию. Театр с куклами на ширме предусматривает, что кукловод находится за ширмой, поэтому от него требуется выразительность речи.

 

Куклы би-ба-бо небольшие по размеру, но очень подвижны и выразительные. Работая с ними, мы предлагаем ребятам происценировать сказки. Для этого мы берем небольшие сказки. Сначала предлагаем прослушать сказку, ответить на вопросы по содержанию, пересказать ее всю, потом по ролям. И в конце с помощью кукол показываем ее.

С помощью кукол би-ба-бо предлагаем поиграть в игру «Придумай диалог»: два ребенка выбирают для себя кукол, придумывают для них диалог; «Моя сказка»: ребенок берет куклу и от лица героя рассказывает сказку. В процессе игр дети получали большой положительный эмоциональный заряд.

Одним из доступных и простых видов театрализованных игр являются игры с пальчиковыми куклами. Они являются самыми маленькими актерами кукольного театра. Из пальчиковых кукол у нас в уголке представлены куклы-перстни ( на детское колечко наклеивается картинка или к картинке приклеивается резинка: Пингвин, Хрюша, Степашка), куклы-наперстки ( театр «Рукавичка»). Пальчиковые куклы надеваются на тыльную сторону ладони. С помощью пальчиковых кукол мы не только инсценируем сказки, но и делаем пальчиковую гимнастику.

Например: Предлагаем одеть на большой палец куклу-мышь, а на остальные – любых персонажей по выбору. Игра «Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде- большой пальчик покачивается

Дома и на улице

Даже «Здравствуй!» говорю

Я красивой лисоньке кончиком большого пальца

Повстречал волчонок мышь: поочередно касается концов

«Здравствуй, братец! как живешь?» указательного, среднего,

Вот медведь мышонка встретил: безымянного и мизинца

«Здравствуй, милый друг!»

И в конце пути мышонка

Встретил лягушонок

«Здравствуй, мышка! Будь здоров!»

Я здороваюсь везде большой пальчик покачивается

Дома и на улице.

А как известно, упражнения с пальцами активизируют работу мозга, способствуют развитию речи, помогая подготовить руку к письму.

Театр актерской игры требует от детей четкую дикцию, выразительность речи, использование мимики, жестов, пантомимы. Ребенок сам становится героем сказки. Для этого используются маски, шапочки, костюмы. Все это представлено у нас в театральном уголке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 8; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.26.104 (0.008 с.)