Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОБЩЕНИЕ. Культурно-языковая среда.



 

Задание на 21.05.2020

 

Основные средства развития речи. Обучение родной речи и языку в процессе образовательной деятельности.

 

 

1.Изучите темы (материал дан ниже):

 

1.Общение со взрослыми и детьми, общение в игре, общение в быту.

2.Художественная литература и устное народное творчество.Различные виды искусства.

3.Театрально – игровая деятельность.

4.Специальная форма обучения детей речи. Своеобразие занятий по родному языку. Виды занятий по родному языку.

5 Методические особенности обучения в разных возрастных группах.

2.По ссылкам посмотрите:

1. Занятие по развитию речи. Выделите части занятия (вводную, основную, заключительную). Вспомните классификацию занятий. Обратите внимание на то, что занятие является комплексным, то есть, решается несколько задач развития речи (развитие словаря: упражнения на подбор антонимов, эпитетов, активизация глагольной лексики; формирование грамматической стороны речи: упр.на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; развитие связной диалогической речи).

Это занятие еще и интегративное, так как в нем объединено несколько видов детской деятельности: коммуникативная (самостоятельная речевая деятельность),  игровая,  изобразительная (конструирование из природного материала)

https://www.youtube.com/watch?v=qKDod1BKBpc

 

2. Презентацию  «Средства развития речи, виды занятий, методы и приемы развития речи»

https://allyslide.com/viewer/razvitie-rechi-v-detskom-sadu

 

3.Развивающий пальчиковый театр своими руками

https://www.toysew.ru/kukolnyj-teatr/palchikovyj-svoimi-rukami.html

 

4. Разные виды театра в ДОУ

вhttps://go.mail.ru/search_video?fm=1&rf=507835&q=%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%20%D0%B4%D0%BE%D1%83&frm=ws_p&d=4442710811567096393&s=youtube&sig=30742d895c

 

3. Самостоятельная работа: работа с Интернет-ресурсами. Найдите речевой материал и образцы  оформления пальчикового театра.  Например, сказка «Колобок». Нужно найти текст, который будут проговаривать дети, и образцы оформления фигурок, которые дети надевают на пальцы. ( варианты: из бумаги, пластилина, ткани, плоские, цилиндрические и т.п.). Пришлите задание на проверку.

Средства развития речи.

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

· общение взрослых и детей;

· культурная языковая среда, речь воспитателя;

· обучение родной речи и языку на занятиях;

· художественная литература;

· различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Важнейшим средством развития речи является общение.

 Общение – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина).

Анализ поведения детей показывает, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому в методике рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

В дошкольном детстве последовательно возникают и сменяются несколько форм общения детей со взрослым: ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная), ситуативно-деловая (предметно-действенная), внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная (М. И. Лисина).

Сначала непосредственно-эмоциональное общение, а затем деловое сотрудничество определяют появление у ребенка потребности в общении. Возникая в общении, речь сначала выступает как деятельность, разделенная между взрослым и ребенком. Позднее в результате психического развития ребенка она становится формой его поведения. Развитие речи связано с качественной стороной общения.

В исследованиях, проведенных под руководством М. И. Лисиной, установлено, что характер общения определяет содержание и уровень речевого развития детей.

Первостепенное значение имеет организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеетигра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной (Д. Б. Эльконин).

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.

Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4–5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах. В совместной деятельности дети рассказывают о своем плане действий, предлагают и просят помощь, привлекают друг друга к взаимодействию, а затем и координируют его

 

Таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют содержание и уровень речи детей.

Средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых (Н. И. Жинкин). Следует учитывать, что, подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность; соответствие возрасту детей; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства (жесты, мимика, пантомимические движения). Они выполняют важные функции: помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.176.5 (0.007 с.)