Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IX. Упражнение «Трудный разговор»



VI. Результаты упражнения.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».

(Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их.)

Примерные ответы участников:

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри какая там симпатичная груша».

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам».

Приспособление: «Такая видимо у меня доля тяжкая»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкуснее».

VII. Разработать план : “Как выиграть обоим участникам конфликта?”

Как вы думаете, при каком способе поведения в конфликте выигрывают оба участника? (сотрудничество). Да, ведь при всех других вариантах один из участников чувствует себя проигравшим, обиженным или испуганным. Я предлагаю подробнее рассмотреть вариант, когда оба участника чувствуют себя выигравшими, сохраняют хорошие отношения и настроение. Для этого я предлагаю командам в течение 5 минут разработать план, по которому можно решать конфликты.

Что конкретно вы будете делать при возникновении конфликта? Проведение, анализ. Ведущий ориентируется на следующий план.

  1. Узнать желания друг друга (Что ты хочешь и почему?).
  2. Обсудить, какое решение будет справедливым.
  3. Договориться о том, что будет делать каждый участник конфликта, чтобы его разрешить.

VIII. Во время конфликтной ситуации можно использовать два вида утверждений:

1. «Я-утверждение» - один из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, это понимание своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику. Используя «я-утверждение» мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации. Излагая свои взгляды, чтобы не провоцировать оппонента, старайтесь больше говорить о себе, а не о нем.

Ты - высказывание : "Ты никогда меня не слушаешь!" .

Я - высказывание: "Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю."

Ты - высказывание: "Ты всегда плохо себя ведешь! ".

Я - высказывание: "В этот раз ты вел(а) себя некрасиво, может быть ты устал(а). Меня раздражает такое поведение, я злюсь. Ты можешь вести себя иначе, поэтому, пожалуйста, в следующий раз не кричи, а скажи."

2. «Ты-утверждение» ведёт к углублению конфликта, при этом предъявляем обвинение и осуждаем других людей

Цели: приобретение навыков ведения трудных переговоров, формирование умения правильно выражать негативные чувства.

Инструкция. Педагогам предлагается разыграть несколько ситуаций, для чего выбираются два участника — «мама» и «воспитатель». На каждую ситуацию — новая пара. Если у зрителей иное видение развития событий, отличное от предложенного, они могут разыграть свой вариант.

Попытаться определить какой способ использован в решении конфликтной ситуации.

Ситуация 1. Ребенок дома рассказал маме о том, что воспитатель его все время ругает, во время обеда заставляет его есть стоя, обзывает, заставляет доедать до конца. Мама очень разозлилась и хочет серьезно поговорить с воспитателем.

Воспитателям ДОУ предлагается описать свои действия в данной ситуации.

Затем - комментарий психолога: ни один ребенок в здоровом состоянии еще не уморил себя с голоду. Нельзя допустить, чтобы еда ассоциировалась у ребенка с неприятным, противным. Насилием можно вскормить ненависть к полезным продуктам, ребенок должен научиться контролировать чувство голода. Давать еду небольшими порциями.

Ситуация 2. Ребенок очень агрессивен. Постоянно обижает других детей: толкается, обзывается, может ударить. Дети постоянно жалуются своим родителям на этого ребенка. Родители обиженных детей попросили воспитателя поговорить с родителями агрессивного ребенка.

Воспитателям ДОУ предлагается описать свои действия в данной ситуации.

Затем - комментарий психолога:

Дошкольный возраст – возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они закрепились. Ребенку еще трудно обуздать свои импульсивные поступки. Проявите чувство такта к родителям ребенка и терпение к ребенку, выразите ребенку свое недовольство его поведением в виде «Я – сообщения» (я огорчена, я расстроена) и спокойно объясняйте каждый раз, что так делать нельзя, а так можно. Вера родителей в своего ребенка только поможет в данном случае, гораздо хуже, если родители начинают «принимать меры» в подобных ситуациях, т. к. страх делает ребенка малодушным, усугубляет его неправильное поведение.

Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему: "Ваш Петя сегодня здорово рисовал, он у вас замечательный, но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане… Я замечаю, что он часто бьет Катю, как вы считаете, с чем это может быть связано? Давайте вместе подумаем, в чем здесь дело и как ему помочь…". Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку.

Алгоритм построения «Я-высказывания»:

  • Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: «Когда Дима на мою просьбу не обижать Сашу ответил: «Он сам ко мне лезет….» (Сравните: «Когда Дима с агрессивным видом набросился на Сашу…»).
  • Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Постарайтесь не обвинять ни родителей ни воспитанника, а выразить свои чувства: «Я расстроилась…», «Я рассердилась…».
  • Описание причины возникновения чувства. Например: «Ведь я накануне разговаривала с детьми о дом, что обижать друг друга нехорошо».
  • Выражение просьбы. Например: «Я прошу вас поговорить с Димой об отношениях с ребятами в группе, а я в свою очередь подберу соответствующие игры…».

Ситуация 3. «Анна Владимировна, моя дочка очень любит это платье, но на нем очень много рюшечек и они сильно мнутся. Я прошу вас каждые полчаса гладить платье, чтобы моя доченька выглядела аккуратно».

Ситуация 4.

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, обвиняют воспитателя, что он плохо следит за детьми.

Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать из ребенка за руку.

Воспитателям ДОУ предлагается описать свои действия в данной ситуации.

Затем - комментарий психолога: Если предложение воспитателя сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор - прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку «наиграться», что ограничение движения ребенок воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же, задумайтесь над словами родителей, возможно «нет дыма без огня».

Ситуация 5. Мама – воспитателю: «Почему у вас на утреннике всегда выступают одни и те же дети?

Моему ребенку вы никогда не даете стихи или роль. Он всегда сидит. Вы же обязаны всех

детей развивать, а не только некоторых».

Воспитателям ДОУ предлагается описать свои действия в данной ситуации.

Как должен ответить воспитатель:

Да, к сожалению не всем детям дают стихи на утренник рассказывать. Конечно, я вас понимаю, что вам очень обидно, когда ребёнок не рассказывает стих. Сожалею, но утренник должен длиться максимум 40 минут. Он загружен: танцы, хоровод, приход сказочных персонажей, поэтому стихи выдаются на 7-9 детей. Если вы очень хотите, чтоб Ваш ребёнок рассказал стих, то выучите с ним дома и пусть после утренника ребёнок, подойдёт, и расскажет, его всем ребятам мы его обязательно выслушаем.

Затем - комментарий психолога:

Дети в садике должны иметь равные возможности участия в утренниках даже при разных способностях. Не важно, что говорит он тихо, картавит, шепелявит, забывает движения – он тоже может участвовать в сценке и примерить на себя какую-то роль. Просто потому, что ему тоже важен этот опыт для развития. Понятно, что в рамках одного утренника на всех ролей может не хватить по сценарию. Значит, в другой раз, на другом утреннике, пусть будут участвовать в сценке другие дети. Чтобы никого не забыть, педагогу можно вести график, отмечая, какой ребенок в какой деятельности поучаствовал.

Плохо, если мальчик Витя с детского сада прочно усвоит, что он всегда последний, что его место – в последнем ряду. Даже если однажды ему представится возможность встать первым, он, вероятно, уйдет на свое привычное место…

Думаете, мальчику Мише хорошо? Нет, тоже плохо. Потому что у него формируется предрасположенность к нарциссической травме. Он привыкнет быть всегда первым. Но однажды, когда-нибудь в школе или в институте, он не сможет быть первым и вылетит в травму, потому что у него не было иного опыта, кроме как быть первым.

Поэтому важно, чтобы у ребенка был разный опыт даже просто на телесном уровне:

  • Шагать первым, вести за собой остальных — и быть замыкающим колонну
  • Стоять в первом ряду, чувствуя за спиной своих товарищей — и стоять за спинами других
  • Стоять в толпе, в окружении других людей — и стоять одному, в центре зала, ощущая на себе внимание всех


Ситуация 6.

Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает».

Воспитателям ДОУ предлагается описать свои действия в данной ситуации.

Затем - комментарий психолога: Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если в такой семье воспитывается ребенок из Вашей группы необходимо по возможности уделить ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство воспитателя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома, где размещать рекомендации по темам, конкретные игры, задания.

Ситуация 7.

Таню родители приводят в группу после завтрака, из-за чего Таня постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку.

На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Воспитателям ДОУ предлагается описать свои действия в данной ситуации.

Затем - комментарий психолога: Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании нужно сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, сделать любимую детьми зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я – сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)».

Ситуация 8. «Моя дочка не слушается меня дома, но слушается мужа, который считает, что я ее балую. Я с ним не согласна. Поговорите, пожалуйста, с мужем и объясните, что я правильно все делаю».

Воспитателям ДОУ предлагается описать свои действия в данной ситуации.

Затем - комментарий психолога:

Разные требования членов семьи.

Когда один из родителей предъявляет к ребёнку высокие требования, а другой — потихоньку его жалеет и балует, кто-то из них теряет авторитет в детских глазах, что выражается в отсутствии послушания. Такой конфликт является типичным между родителями (мамой и папой: например папа предъявляет более суровые требования к ребёнку, а мама втихомолку жалеет и сочувствует малышу, балует его. Папу в таких случаях хотя бы для видимости могут слушать и уважать, ну а маму слушать необязательно).

X. Притча «Кто сильней?»


Притча древнегреческого мудреца Эзопа.

Солнце и Ветер поспорили, кто сильнее, и Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты».

Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган.

Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец Ветер стих и прекратился; и тогда Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник согрелся под жаркими лучами солнца, повеселел и снял

плащ. И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями.

Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов.

Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

XI. Рефлексия

Закончить наш семинар хочу синквейном.

В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять строк»; это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывается одно слово – существительное; это и есть тема синквейна; на второйстрочке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна; на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого человек характеризует тему в целом,

выказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим педагогом фраза в контексте с темой. Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме.

Схема создания синквейна:

 

· 1 строка: Кто? Что? (1 существительное);

· 2 строка: Какой? (2 прилагательных);

· 3 строка: Что делает? (3 глагола);

· 4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов);

· 5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 существительное).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.227.82 (0.01 с.)