Содержание книги

  1. Диагностическая работа педагога-психолога в рамках организации деятельности по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста»


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностическая работа педагога-психолога в рамках организации деятельности по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста»



 

Материалы выступления на окружном семинаре:

«Взаимодействие с родителями (законными представителями)

в рамках организации профориентационной работы в ДОО»

Подготовила: Виктория Анатольевна Шумкова,

 педагог-психолог СП детский сад «Колосок»

ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Большая Глушица

 

Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Например, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Наша задача состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

В рамках работы по ранней профориентации старших дошкольников важным звеном является выявления склонностей детей дошкольного возраста к определенному виду деятельности.

Предлагаю вашему вниманию профориентационный опросник Е.А. Климова, который можно использовать в старшей и подготовительной группе детского сада. Опросник позволяет определить к какому типу профессий испытывает склонность дошкольник пяти-семи летнего возраста.

Ребенку предлагается 18 пар заданий. После предоставления ребенку пары видов деятельности, ему необходимо выбрать тот вид деятельности, которому он отдает предпочтение. В соответствующей клеточке листа ответов взрослый фиксирует выбор ребенка знаком (+). Если он не может дать четкого ответа, все-таки следует отметить, какая деятельность ему ближе.

Опросник

 

1а. Сажать и выращивать цветы, деревья.

1б. Ремонтировать сломавшуюся вещь, велосипед, мебель.

2а. Участвовать в играх «Семья», «Детский сад».

2б. Показывать кукольный театр.

3а. Шить, вязать мастерить, ремонтировать игрушки.

3б. Участвовать в конкурсе рисунков.

4а. Ухаживать за животными.

4б. Участвовать в игре «Продавцы-покупатели».

5а. Конструировать постройки из кубиков.

5б. Делать украшения своими руками (из ниток, дерева, растений, ткани)

6а. Выращивать растения, удобрять, поливать, пересаживать их.

6б. Играть в школу, при этом выполнять роль учителя.

7а. Участвовать в утренниках (петь, читать стихи, танцевать)

7б. Проектировать, придумывать новые виды игрушек, машин, зданий.

8а. Быть экскурсоводом, рассказывать людям о какой-нибудь выставке (рисунков, лепки, аппликации)

8б. Лечить животных (кошек, собак, птиц, морских свинок…)

9а. Быть в игре машинистом поезда, водителем автобуса, летчиком.

9б. Организовывать какую-нибудь игру (во дворе или детском саду)

10а. Учиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

10б. Оказывать людям медицинскую помощь, ухаживать за больными.

11а. Лепить посуду, фигурки животных, птиц (из глины или пластилина)

11б. Заниматься озеленением улиц, территории около дома, детского сада.

12а. Играть со строительным материалом (строить города, вокзалы)

12б. Рассказывать сказки малышам, играть с ними.

13а. Участвовать в инсценировке сказок.

13б. Заниматься разведением рыб в аквариумах и водоемах.

14а. Собирать из деталей конструктора железную дорогу, космодром.

14б. Помогать воспитателю в работе с детьми.

15а. Выращивать животных и ухаживать за ними.

15б. Слушать и читать книги об устройстве и работе механизмов, машин, приборов.

16а. Заниматься аппликацией, вышивкой, моделированием (придумыванием) одежды для кукол.

16б.Слушать и читать книги о растениях и животных.

17а. Быть в игре проводником вагона, парикмахером.

17б.Придумывать и рисовать костюмы и декорации к спектаклям.

18а. Смотреть фильмы о жизни цветов, растений, животных.

18б. Смотреть фильмы о создании какой-нибудь машины (трактора, подъемного крана, комбайна.

 

Лист ответов составлен следующим образом: в первом столбце собраны профессии типа «Человек-природа» (садовник, агроном, животновод, ветеринар, зоотехник,..), во-втором профессии типа «Человек-техника» (слесарь, токарь, крановщик, инженер,….), в третьем – профессии типа «Человек-человек» (учитель, продавец, врач, воспитатель, медсестра,..), в четвертом – профессии  типа «Человек-художественный образ» (певец, актер, ювелир, чеканщик, визажист, парикмахер,…)

Лист ответов

Дата______________________________________________________________

Ф.И ребенка_______________________________________________________

Группа____________________________________________________________

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

Сумма+

Сумма+

Сумма+

Сумма+

Природа

Техника

Человек

Худ.образ

Мне нравятся профессии:

Я хочу быть:

 

Наибольшее количество плюсов является признаком наличия склонностей к соответствующему типу профессий, отсутствие плюсов свидетельствует или об отрицательном отношении к данному типу профессий, или о незнании ребенка о данном направлении деятельности.

В каждом столбике нужно подсчитать сумму плюсов и записать в третьей строке снизу.

Результаты тестирования позволяют вести предметный разговор с родителями по предоставлению им рекомендаций для записи детей в кружки, клубы, секции, по подбору книг для индивидуального чтения, игрушек, фильмов и мультфильмов….

Также владение информацией о склонностях ребенка, позволяет наиболее грамотно разрабатывать индивидуальный маршрут развития детей (особенно одаренных).

В нашем детском саду по данной методике был обследован 61 ребенок.

      

 Дети старшей и подготовительной к школе группы. По результатам обследования наибольшее предпочтение дети отдают профессиям типа «человек-природа» - 22 человека, профессиям типа «человек-техника» - 9 человек, профессиям типа «человек-человек» - 1 человек, профессиям типа «человек-художественный образ» - 11 человек. У 18 детей не выявлено явного предпочтения какому-нибудь типу профессии, у них по всем категориям средние результаты. Результаты хорошо видно на диаграмме.

И, что самое главное, для ребенка, правильно выбранное направление сферы деятельности, а в дальнейшем выбор профессии – это его личная удовлетворенность, успешность , продуктивность, и, как следствие польза самому себе и обществу.

Спасибо за внимание!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.84.169 (0.009 с.)