Содержание книги

  1. Легенда ко всем рисункам в самом конце текста)


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Легенда ко всем рисункам в самом конце текста)



 

Работа Маурицио Сарри на лицензию PRO УЕФА (2006-2007)

Недельный цикл перед матчем

Глава-1 Понедельник

Команда в этот день отдыхает, но тренер отдыхает лишь часть дня. Главная задача этого дня – анализ предыдущего матча.

Что такое анализ матча? Просмотр записи игры, чтобы понять, что из запланированного получилось, а что нет. Что же было на самом деле. Обычно анализ матча имеет среднесрочные корректирующие цели, а также важен для понимания будущего обучения команды с учетом ошибок и проблем, которые были замечены в матче. Не стоит путать анализ с «чтением» игры, - методом, который мы используем во время игры для корректировок по ходу. По ходу игры вы должны применять тактические методы, для усовершенствования тактики в матче, но во время подготовки к игре, вы должны руководствоваться именно тактическими принципами, которые хотите привить своей команде. Чтение, в отличие от анализа, имеет прямые и срочные цели – добиться лучшего результата в конкретном матче.

Я и мой ассистент просматриваем прошлую игру отдельно друг от друга, чтобы наши мнения не влияли друг на друга. Я предпочитаю не влиять на мнение штаба при просмотре игры, чтобы получилось объективно. Только если человек не является частью тренерского штаба, но является частью корпоративного персонала (менеджер, руководитель), в первые недели сезона я смотрю с ними и объясняю им общие принципы, чтобы дать понять общее направление идей, которые мы будем развивать. На этом этапе мы развиваем важную тему – руководство.

Какие у них функции и кто лучший руководитель?

Что касается руководства (менеджеров), то я думаю, что у каждого должны быть конкретные функции. Это должно помогать тренеру как в поле, так и в «кабинете». Однако я считаю, что вся работа над футбольной составляющей клуба, должна преподноситься команде лично тренером. Управленческий статус дает руководству привилегированное положение в общении с игроками. Что касается фигуры идеального руководителя, то это тот, кто является очень компетентным, но при этом не имеет амбиций стать главным тренером. Я считаю, что правильно сотрудничать именно с тем, с кем у вас одинаковая цель. Вы должны видеть футбол одинаково, иметь похожие взгляды. При этом под единством цели я подразумеваю разделение задач. Я считаю, что руководитель, как часть тренерского штаба, должен быть частью команды, и при этом не может быть навязан тренеру из вне. Но это не всегда возможно.

Глава-2 Вторник

Утром во вторник нет тренировки. Проходит встреча тренерского штаба, ассистенты, тренеры по фитнесу, тренеры вратарей и происходит планирование еженедельных тренировок. Во второй части встречи все обмениваются впечатлениями от матча и приходят к выводам, о котором будет рассказано команде. Выводы важны и полезны для планирования тренировок с тактическими целями. С этой встречи делается видео-анализ игры и письменный отчет.

  1. Видео-анализ сосредоточен исключительно на тактических вопросах, а логическая последовательность делает хронометраж в следующем порядке:

- коллективная тактика. На старте видео мы рассматриваем расстояние между игроками. Достаточно ли широко и компактно расположены игроки в зависимости от первоначальных задач.

- защита в верхних частях поля (на чужой трети). Учитывайте индивидуальный прессинг в случае потери мяча. В этой части мы анализируем работу на оборону наших четверых нападающих (4-2-3-1). И насколько хорошо и эффективно они работали в зависимости от своих задач.

- защитная фаза в середине поля. В этом случае мы смотрим на мячи, которые соперник смог доставить в центр поля мимо наших нападающих, а также реакцию полузащиты на это. В этом случае мы смотрим, как именно сопернику удалось разбить наш прессинг, а также на то, как игроки полузащиты оказывают давление на владеющего мячом соперника.

- защитная фаза в глубоких зонах. Анализ движения защитной линии, во время выходов вратаря для подстраховки, а также в ситуациях, когда соперник проходит нашу полузащиту. Умения игроков защиты читать ситуации на поле и анализ их реакции на изменяющуюся ситуацию.

- работа против «неактивных» мячей. Как команда занимает позиции на поле, в соответствии с подготовкой к матчу. И как команда коллективно перемещается в зависимости от движения мяча.

- это происходит в глубине поля: Вы начинаете атаку с ввода мяча вратарем (длинный или короткий пас в зависимости от вашей подготовки). При длинных вводах внимание обращаем на зону, куда должен «упасть» мяч. Для коротких вводов анализируем, есть ли после этого отработанное движение мяча в нужные зоны, которые были подготовлены.

- владение в центральной зоне. В этом аспекте мы рассматриваем игру наших полузащитников с мячом.

- работа с мячом на чужой трети. В центре внимания смещение и движение наших нападающих. Их работа вне штрафной площадки, открывания.

- стандартные положения. Нужно проверить были ли соблюдены предварительные заготовки.

А также: Правильно ли были заняты исходные позиции?

Правильные ли корректировки были внесены по ходу игры?

Правильные зоны доставки мяча? В правильное ли время все происходило?

В каждом из этих аспектов есть пара вариантов, ярких примеров подобных ситуаций, которые входят в видео для команды. Я решил придерживаться такой последовательности в видео, чтобы избежать путаницы в игре команды и показывать принципы просто и понятно. При выборе моментов для видео нужно учитывать несколько моментов:

- в первую очередь, чтобы сделать ролик понятным и доступным, не перетягивайте. Все нужно уместить в 10-12 минут, чтобы собрать максимальное внимание всей команды.

- другой важный управленческий принцип – принцип активного участия. Я стараюсь, чтобы игроки не скучали, а были во внимании. Поэтому все эпизоды подаю не как ошибки, а как ситуации, на которых стоит учиться и расти. Как коллективно, так и индивидуально.

- также подавать нужно в соответствии с психологическим состоянием команды.

- показ одной и той же игры может быть разным и зависеть от настроения команды – положительные или отрицательные моменты переживает коллектив. В случае отрицательного настроя, чтобы избежать дальнейшего недоверия к урокам и тренировкам, постарайтесь показывать что-то положительное, то, что у команды получилось. Чтобы укрепить веру в то, что несмотря на результат есть вещи, которые у команды получаются. В случае с положительными результатами – обращайте внимание больше на ошибки, чтобы показать, что впереди еще много работы.

- учитывайте индивидуальное настроение игроков. В группе есть индивидуумы, которые могут слишком остро реагировать на критику. Не показывайте несколько ошибок подряд одного и того же игрока. Старайтесь чередовать его неудачи с его успешными действиями.

 

2. Письменный отчет готовит тот же тренер, который занимается видео. И в дополнение к тактическим моментам, показанным на видео, он открывает и другие моменты. В моем случае в тексте анализируются следующие аспекты:

- ментальный аспект.Попытка проанализировать, прибыла ли команда на игру с правильным уровнем мотивации и может ли команда показать свой высокий уровень решимости. Внимание уделяется реакции команды на важные события, такие как то, как мы отреагировали на отставание в счете или на преимущество.

- поведенческий аспект. Так я называю анализ поведения игроков по отношению к сопернику и арбитру. Поскольку все дисциплинарные санкции во время матча должны соответствовать ситуациям и не повторяться в будущем. Потому что я не хочу, чтобы команда тратила энергию на аспекты игры, которые не поддаются нашему влиянию. Оценка действий, которые не соответствовали правилам поведения, которую мы выносим группе игроков должна влиять на долгосрочную перспективу, потому что отсутствие контроля может привести к дальнейшим проблемам в управлении командой. Нужно доносить сообщение о том, что индивидуальные цели игрока всегда второстепенны перед главной целью команды.

-физический аспект. Вместе с тренером по фитнесу оценивается работа команды с физической точки зрения. Но только после того, как я решу, что из этого можно доносить до команды, так, чтобы оценка персонала оставалась полезной, но и при этом избегая ситуаций, когда плохое физическое состояние игрока было бы легким оправданием для него.

 

Вторник, после обеда.

14:15. Короткая встреча тренерского штаба, где обсуждается практическая организация тренировки.

14:30. Встреча с командой для анализа прошлого матча. Речь тренера в таком порядке:

- ментальный аспект

- поведенческий аспект

- физический аспект

- тактическая часть с помощью видео

15:00. Тренировка с чисто физическими целями.

С учетом недельного плана, на этой тренировке единственной целью является аэробная работа с использованием специальных средств («GACON» 15 - 30 минут - 3 подхода VAM по 6 минут до 95% для тех, кто играл и 105% VAM для тех, кто не играл, с активными перерывами по 4 минуты между подходами). После этого, те, кто играл, переходят на индивидуальную программу, в то время как те, кто не играл, имеют дополнительную работу 3 игровые серии по 4 минуты владения мячом с разницей между сериями. Первая серия в три касания, вторая и третья в два касания (за исключением мячей, которые трудно играть в два касания). 2 минуты восстановления между сериями. И потом 2 серии из 5 матчей: пять игроков плюс вратарь по 6 минут с тремя минутами восстановления между играми. Первая серия играется в три касания, а вторая серия только в два касания. При владении в пять игроков, нашей главной целью является аэробная работа. Площадка должна соответствовать количеству игроков, чтобы мышцы игроков работали органично Мы используем поле 40х25 метров. После этой сессии вторая группа также переходит к индивидуальной программе.

Индивидуальная программа: каждому игроку дается две карточки.

Первая карточка указывает на физические данные игрока. Она подготовлена тренером в соответствии с недостатками футболиста, которая также учитывает возможность травм, которые он может получить за время своей карьеры. Работа на этой карточке должна выполняться дважды в неделю: во второй половине дня во вторник и утром в четверг.

Вторая карточка – это по технической работе. Также вещи, которые нужно индивидуально отрабатывать игрокам в зависимости от специфики его позиции. Также это может быть какое-то наказание для игрока. Работа из этой второй карточки обычно проводится утром в четверг или в субботу.

Эти карточки готовятся на основе оценки физического состояния игрока, которая проводится в начале сезона на основе докторский заключений, физиотерапевтов, а также физических тестов. На основе оценки видео матчей и тренировок штаб дает итог по технической части. Все это указывается в карте. (пример карты ниже).

17:30. Начало работы над следующим матчем. Собирается необходимая статистика по будущему соперника и смотрится полная запись четырех последних игр соперника. Два смотрит тренер, а два других – помощники. Снова таки – раздельно. Это нужно отсмотреть в ближайшие 24 часа. Поэтому остальная часть вечера посвящается именно просмотру.

Пример индивидуальной карты:

 


Глава-3 Среда

Утро среды:

9:30. Обычное короткое совещание для тренировочного персонала, чтобы проговорить план двух тренировок за день.

10:00. Тренировка

Цель: Тренировка направлена исключительно на физические нагрузки. Сначала разминка с физической нагрузкой, круговая тренировка с упражнениями с акцентом на силу и в конце игра (5 на поле в команде и пять на замене за линией). Каждую минуту тренер дает сигнал кто выходит на поле, а кто покидает. Игра максимум в три касания. Два тайма по 10 минут с перерывом три минуты. Снова таки, отталкиваясь от цели тренировки, мы выбираем маленькое поле для увеличения нагрузки на мышцы – 30 на 20 метров.

После обеда:

15:00. Тренировка.

Цель: Эта тренировка посвящена исследованию проблем, которые возникли в результате изменений, внесенных во время последней игры. Тренировка проходит с высокой интенсивностью. Во время тренировки каждый носит специальные устройства, данные с которых будут загружены позже на компьютер для подтверждения информации.

Проблемы, возникшие в последней игре: команда слишком много двигалась горизонтально и слишком мало вертикально. В моменты ввода мяча в игру это движение было не очень эффективно. Хотя была показана способность к высокому прессингу и было несколько удачных отборов на чужой половине. Во второй половине матча были некоторые проблемы с движением линии обороны, что приводило к растягиванию и возникновению дыр между игроками.

Тренировка: после разминки с увеличивающейся скоростью с использованием упражнений для индивидуальной техники и владением мячом в два касания в маленьких пространства. Основа тренировки – три тематические игры, которые тесно связаны с нашими проблемами.

Тематическая игра номер 1: Задачи упражнения исходят из проблем связанных с вертикальной игрой. Игра 8 на 8 на площадке 40х30 метров. В схемах 3-3-2. Игра в три касания. По два игрока атаки также находятся за воротами (рис.1) Гол можно забить только в одно касание. Двойной гол засчитывается, если мяч идет от игрока, который находится за воротами. И три очка за гол, если мяч попадет к игроку за воротами напрямую от футболиста, который совершил перехват. Всего пять серий по 3 минуты с перерывами по 30 секунд. Каждый игрок должен поиграть 4 серии в поле и 1 за воротами.

 

Тематическая игра 2:Несмотря на то, что команда хорошо справлялась с высоким прессингом, мы действовали не очень эффективно в моменты ввода мяча в игру. Игра 10 на 10 на поле 55х40. Обе команды играют по нашей формации 4-2-3-1. Игра в три касания, с ударами в одно касание. Гол, который забит через пять секунд после перехвата на чужой половине стоит как 3. Три тайма по 4 минуты с 1 минутой паузы между таймами. (рис.2)

Цель: трижды совершить атаку длительностью 5 секунд после перехвата в середине поля.

Тематическая игра номер 3:В связи с тем, что в последней игре, когда команда была уставшей физически и ментально, игроки обороны с трудом поддерживали атаку, оставаясь ближе к своим воротам. Игра 10 на 10 на таком же участке поля (55х40). Игра в три касания. Гол засчитывается только в случае, если все игроки атакующей команды на половине поля соперника. Гол считается за два, если один из соперников остался на вашей половине поля. (еще и возвращаться активно нужно нападающим, чтобы не задерживались на чужой половине). 2 тайма по 12 минут с паузой три минуты между таймами.

В конце тренировки данные по кардио загружаются на компьютер и анализируются, были ли достигнуты цели физической подготовки. На нашем графике (рис. 4) видно, что было 10 моментов высокой интенсивности и это хорошо. После этого тренер и ассистенты продолжают изучать соперника.

Глава-4 Четверг

9:00. Встреча с помощниками. Обсуждаем матчи соперника, которые мы смотрели – какие именно моменты мы будем использовать для видео, с помощью которого будем знакомить команду с соперником. Также всем штабом обсуждаем две запланированные на день тренировки.

10:00. Тренировка. Цель: Тренировка призвана улучшить проблемные места на уровне разных линий тактической структуры, которые были обнаружены в последнем матче. Тренировка может носить образовательных характер и иметь слабую интенсивность.

Проблемы, возникшие в последней игре: у нас была плохая реакция в глубинных зонах, которые не соответствовали нашим принципам. Оппонент проходил нашу линию обороны, когда мы плохо реагировали на перемещение мяча. Из-за этого наше решение работать с линией обороны, пока другие будут заниматься по индивидуальным программам.

Состав тренировки:

Упражнение номер 1: Горизонтальное перемещение защитной линии по мере владения мячом линией полузащиты соперника. Сначала упражнение выполняется в спокойном темпе, а потом ускоряется, когда соперник переходит на игру в одно или два касания.

Упражнение номер 2: Теперь мы работаем над еще более быстрым переводом мяча соперником. Тут добавляется важный момент реакции на перемещение мяча и умение занимать правильное положение тела. Положение тела не должно быть слишком закрытым по отношению к мячу и не должно быть слишком открытым по отношению к полю, в то время как перемещение должно ориентироваться на опорную ногу игрока, который переводит мяч на противоположный фланг. В противном случае существует риск, что перемещение будет произведено с опозданием.

Упражнение номер 3: Также как и в предыдущей ситуации, но движение происходит также и по глубине. Движение трех игроков в глубь на случай, если последует передача в штрафную, а четвертый идет на сближение с игроком, которому будет отдана передача с целью ее перехватить.

Упражнение номер 4: Ситуация заключается в отборе мяча, когда соперник атакует через центральную зону. С этим было больше всего проблем в последнем матче. Линия плохо отходила назад, но пробовала офсайдную ловушку, что ставило нас в опасное положение.

В этом упражнении тренер занимает позицию рядом с нападающим, принимающим мяч. Если тренер решает накрывать нападающего в момент приема, то команда двигается выше, поддерживая его, а если нет, то команда синхронно компактной линией отходит обратно. Но потом снова поднимается выше, если мяч уходит глубже сопернику.

После тренировки ассистенты тренера подбирают моменты об атакующей игры соперника в похожих ситуациях для вечерней тренировки.

14:45. встреча с командой для анализа атакующих действий следующего соперника. Тренер у доски объясняет ключевые тактические моменты в игре оппонента, после чего помощник с помощью фото/видео добавляет визуализации его словам.

Видео с атакующими действиями соперника монтируется в таком порядке:

  1. Стартовые позиции которые занимают игроки соперника в атаке. Широкие планы, на которых видны общие построения.
  2. Выбор, который делает вратарь соперника при вводе мяча в игру. В случае длинного ввода мы анализируем зоны, куда он этот мяч отправляет, игрока (соперника), которые ведет борьбу за мяч, а также как и кем должно быть атаковано пространство за его спиной (нашими игроками). В случае коротких передач анализируется куда чаще или кому отдается мяч.
  3. Как они держат мяч в линии обороны при выходе в атаку. Какой тип выхода они используют и через каких игроков. Кто из игроков у них более уязвим в этом плане, кто будет чаще ошибаться под прессингом.
  4. Удержание мяча в средней линии. Попытка проанализировать кто из их полузащитников получает мяч от обороны и как действия разворачиваются далее.
  5. Высокие зоны. Перемещения игроков атаки, а особенно как именно они атакуют штрафную площадку при навесах/кроссах с флангов.

Продолжительность видео 6-7 минут. В этом видео мы пытаемся показать всю опасность атак будущего соперника.

15:00 Тренировка

Цель: С этой тренировки начинается подготовка к матчу и единственной целью сессии является работа над обороной.

Процедура: тренировка включает в себя три блока.

  1. Фаза обучению противодействия атакующим действиям соперника с низкой интенсивностью в качестве разминки.
  2. Защита разных зон с учетом модели игры соперника (тактической расстановки).
  3. Ситуативные фазы с временным численным преимуществом у соперника.

Фаза обучения против модуля соперника, играющего в схеме 3-4-3, с вратарем, который начинает атаки через одного из защитников. На этом этапе работы мы играем против двух вариантов – в одном линия обороны соперника растягивается, во втором – держится компактно. Сначала вы работаете против троих защитников, потом переключаемся на четверых полузащитников, а потом на троих форвардов. У нашего соперника три защитника, которые хороши с мячом, обладают дриблингом и с легкостью переводят мяч на противоположную часть поля. Задача наших форвардов во время прессинга – изолировать одного из крайних центральных защитников. Для этого важна быстрая реакция на ввод вратаря мяча в игру. Их центральный защитник – правша, поэтому левый форвард должен атаковать его слева, чтобы ему было неудобно отдавать на левого центрального. В этом случае мы также специально используем непривычную для нас схему в два нападающих для более слаженного прессинга. Главное – не сбавлять прессинг, заставляя защиту соперника быстрее принимать решения.

Симуляция. Две команды по 11 игроков. Воспроизводим систему соперника. Вратарь начинает с вбрасывания на одного из трех защитников. Те играют через пас с полузащитой, при этом не пытаются выходить на чужую половину, чтобы у вашей команды была возможность проанализировать и подправить действия в прессинге.

В центре поля. Мяч находится у центрального полузащитника. В их обычной игре крайний нападающий отходит в глубь для приема мяча, а фланговый защитник располагается широко для поддержания атаки (на рисунке 12). Их центральный полузащитник, владеющий мячом накрывается нашим цпз. В это время другой наш цпз готов подстраховать центральную линию, если мяч пройдет на одного из опустившихся нападающих. Наш фланговый защитник контролирует их флангового полузащитника.

При обороне в низкой зоне, мы должны рассмотреть перемещения мяча соперником слева направо и справа налево. Их обычные действия состоят в том, что два нападающих врываются в штрафную из глубины, а фланговый полузащитник забегает по флангу (рис 13) делая ширину. Против игрока с мячом играет наш полузащитник. Если он уходит на дриблинге, рядом с ним появляется другой наш центральный полузащитник. Но если у него есть линия передачи вперед, то наши защитники должны контролировать глубину (врывание двух нападающих в штрафную). А фланговый полузащитник следит за их фланговым полузащитником на противоположном фланге. Потом все возвращаются выше, если мяч возвращается к их центральному полузащитнику.

 

Ситуативное численное меньшинство. Игра проходит в обычном русле, но по команде фланговые полузащитники и нападающие располагаются в специальной зоне (финальной трети) и на несколько секунд задерживаются, команда пытается обороняться в численном меньшинстве, по команде тренера игроки возвращаются на свои позиции. Потом команды меняются местами. (рис. 14) Позволяет лучше приготовиться к контратакам соперника, когда вам временно необходимо справляться с численным меньшинством.

 

Глава-5 Пятница

10:00. Нет тренировки. Но тренеры заняты следующими задачами: подготовка два видео для демонстрации команде. Одно из них посвящено обороне соперника, а второе стандартные положения – в обороне и в атаке. Также тренер готовит отдельные листы по игрокам соперника. Обычно эти профили уже есть, их нужно только обновить. Мы еще посмотрим, как они делаются и как они используются.

14:30. Обычная встреча штаба для практической организации тренировочного занятия.

14:45. Встреча с командой. Тема: оборона соперника. Как и с атакой. Сначала тренер объясняет основные моменты, показывает движения оборонных линии, дальше все это отображается визуально.

Видео по обороне соперника снимается по аналогии с атакой и сделано в следующем порядке:

  1. Несколько кадров, на которых видно как команда двигается во время длинных вводов от вратаря соперника. Пытаемся заметить индивидуальные недостатки в борьбе за верховые мячи и в подстраховке партнеров.
  2. Оборона соперника в высокой фазе. Показано, как соперник прессингует высоко и прессингует ли вообще, а также как можно противостоять этому прессингу.
  3. Оборона в центре поля. Анализируется движение полузащитников, и внимательно смотрим, взаимодействуют ли они с линией обороны и как.
  4. Оборона на своей трети. На этом этапе анализируем движение и действия линии обороны в разных ситуациях с акцентом на те, которые мы сами стараемся создавать в наших матчах.

При создании видео мы также берем в расчет психологию. Суть заключается в том, чтобы также показывать ошибки соперника, показывая что оппонент может ошибаться, чем повышаем уверенность собственной команды. Наши соперники – сильная команда, которая сейчас находится в хорошей форме. Длина видео 6-7 минут.

15:00 Тренировка

Цель: с тактической точки зрения эта тренировка способствует подготовки к атаке оппонента, который играет в схеме 3-4-3. С физической точки зрения мы хотим поработать над скоростью.

Работа разделена на 4 блока.

  1. Разминка.
  2. Общие принципы атаки.
  3. Специфические (конкретные) моменты в атаке.
  4. Атаки в разных ситуациях. (ситуативные)

1-й блок. Во время разминки сначала мы работаем в медленном темпе используя высокие препятствия (оборудование). Для разминки бедер и ног в целом. Потом переходим к более скоростной работе с разными переходами и различными поворотами.

2-й блок. Это то, что я называю общей наступательной фазой. Это сумма наших основных принципов развития атаки, над которыми мы работаем каждую неделю вне зависимости от соперника, против которого нам предстоит играть. Мы работаем над выходом в атаку через защитников, развитием через центральных и фланговых полузащитников и движением нападающих. Я не буду останавливаться на этой теме, потому что она приведет меня к работе над диссертацией на другую тему. Процедура: две играющие друг с другом команды. Одна атакует по предложенной тренером модели, вторая ведет пассивную оборону. Как только атака завершается. Вторая команда начинает атаку, а первая быстро перегруппировывается и занимает оборонительные позиции.

3-й блок. Специфическая наступательная фаза. Ряд ситуаций, которые мы готовим специально для этой игры и для этих противников. На этой неделе мы рассмотрим некоторые ситуации, связанные с началом развития атаки, продолжением, а также с особенностями нашей игры при вводе мяча в игру со стандартов.

Что касается начала атак. То наш вратарь должен чередовать длинные передачи с короткими. При выходе из обороны мы сталкиваемся с тем, что они прессингуют тройкой нападающих, но отмечаем тенденцию, что их фланговые форварды играют по нашим фланговым защитникам, таким образом, мы получаем ситуацию 2 в 1 в центральной зоне. Чтобы избавиться от опеки наш центральный защитник, который получает мяч от вратаря, должен проявить инициативу и идти с мячом вперед. Форвард реагирует на это, после чего мяч передается свободному центральному защитнику, который врывается в свободное пространство перед собой с мячом (рис.15). Или же отдает мяч на флангового защитника, если фланговый форвард соперника пошел на него в прессинг и оставил нашего фулбэка свободным. (рис.16)

Вариант с длинной передачей от вратаря мы выбираем на основе анализа соперника. Соперники, которые не слишком плохи в верховых единоборствах, но медлительны при переходе в оборону, за счет чего открывают для нас свободное пространство для подборов – это наша цель. Зона, куда мы хотим отправлять мяч, это левая часть центра поля в нашем случае. Один нападающий ведет борьбу за мяч, а второй занимает место в ожидаемой зоне подбора. Фланговые форварды также смещаются в зону подбора, как и наш левый защитник, который остается свободным, потому что правый форвард соперника хуже остальных работает на оборону (рис.17). Игроки располагаются таким образом, чтобы быть везде, куда может отскочить мяч после борьбы за него нашего форварда против соперника.

Что касается развития атаки. Как вы знаете, мы продвигаем мяч через центральных защитников, после чего благодаря перемещением центральных полузащитников и игре в центре 1 в 1 открывается место для приема для нашего второго нападающего (рис.19). Если же его опекает полузащитник соперника. То один из наших полузащитников свободен (рис.18).

Также в отношении наших переходных фаз мы работаем по сопернику. Их центральный защитник намного медленнее нашего нападающего, а два фланговых очень агрессивны в отношении наших полузащитников. Поэтому мы решили ориентироваться на зону за спиной флангового защитника, когда они владеют мячом в фазе полузащиты. При перехвате игроком номер 8, наш один нападающей по дуге вбегает в зону за спиной фулбэка, чтобы избежать офсайда и попадает в ситуацию 1 в 1 на скорости. Второй нападающий отходит глубже, а потом делает рывок по центру, а фланговый полузащитник также открывается на фланге. (рис.20).

Этот блок выполняется двумя командами, которые поочередно заменяют друг друга. Защищающаяся команда сохраняет формацию 3-4-3. При этом играет довольно пассивно, но с учетом всех движений, которые должны привести к быстрому принятию решений атакующей командой касательно разных ситуаций.

4-й блок. В этом последнем блоке мы ведем работу в своей схеме 4-2-3-1 адаптированной к схеме соперника 3-4-3. В первые пять минут вратарь должен вводить мяч через длинные передачи, во вторые пять минут только через короткие, а по сигналу тренера соперник должен допустить умышленную ошибку при передаче и дать возможность нашей команде потренировать быстрый выход в контратаку. Это завершается обменом задачами для двух команд.

В конце тренировки тренер и его помощник готовят следующую тренировку на основе данных о стандартных положениях соперника. На основе защитных расстановок соперника при стандартных положениях мы решаем, какие свои схемы использовать или пробовать новые, чтобы добиться в этом успеха.

Глава-6 Суббота

9:30. Собрание сотрудников для организации тренировочных занятий.

9:45. Встреча с командой. Тема занятий: стандартные положения. У своих и чужих ворот.

Встреча проходит также, как и предыдущие. Начинается с того, что тренер объясняет особенности поведения соперника при стандартных положениях. Об опасности, которые могут быть у своих ворот и об уязвимых местах соперника у чужих ворот. Ассистент демонстрирует видео, которое подтверждает слова тренера и наглядно показывают суть.

Видео делается в следующем порядке:

- ввод мяча в игру с центра поля

- фланговые стандартные положения в глубоких зонах

- фланговые стандартные положения в высоких зонах

- угловые

- прямые штрафные удары

- пенальти

Во второй части видео уже оборонительные действия соперников при стандартах.

- движение при начале матча и розыгрыша соперника с центра поля

- защита на фланговых стандартах в глубоких зонах

- защита на фланговых стандартах в высоких зонах

- защита на угловых

Длительность видео стандартная – 6-7 минут. Акцент на особых задумках в атаке и на слабых местах в обороне.

10:00. Тренировка

Цель: с тактической точки зрения нужно подготовиться к стандартным положениям в атаке и в обороне. С физической точки зрения над ускорениями.

Тренировка поделена на три блока:

  1. Разминка с акцентом на движения связанные с ускорениями
  2. Стандартные положения против нас
  3. Стандартные положения в нашу пользу

1-й блок. Разминка.

2-й блок. Стандартные положения против нас. Разбираются на практике все ситуации, которые были показаны в видео во время встречи.

Стартовый удар по мячу. Как соперник разводит мяч с центра поля. Команда занимает свою базовую расстановку. Два игрока разводят мяч в центре (левый нападающий и центральный, правый занимает высокую позицию (2006 год)). После розыгрыша мяча соперник чаще всего отдает мяч на правого центрального полузащитника, в то время как правый полузащитник и правый форвард двигаются во фланг и вперед, делая ширину. Обычно правый центральный полузащитник развивает атаку, отдавая на одного из этих двух игроков. Мы выбираем очень агрессивное противодействие, которое пробуем использовать на тренировке. Наш второй нападающий прессингует их полузащитника с правой стороны по дуге, закрывая перевод на левый фланг, в то время как наши игроки левого фланга атакуют своих соперников, закрывая их (рис. 21).

Фланговые стандартные положения в высоких зонах. При аутах на левом для себя фланге соперники располагаются в треугольник с бросающим, фланговым форвардом и центральным полузащитником (бросает фулбэк или фланговый полузащитник в схеме 3-4-3). В этом случае нам нужно научиться передавать соперников друг другу, чтобы не мешать при этом своим партнерам обороняться (рис. 22). Справа они часто используют подачи, при этом правый центральный защитник идет в штрафную для борьбы. К этому нужно быть готовыми (рис. 23).

Стандартные положения в глубоких зонах на флангах. С обоих флангов выполняют подачи левоногие игроки. В таких случая у соперника иногда бывает пять игроков в штрафной, иногда шесть. В данном случае трудно понять четкие закономерности. В таком случае мы ориентируемся на троих соперников в зоне траектории, один на границе штрафной и один, открывающийся ближе к бьющему. Если подача идет с нашего правого фланга, мы используем одного игрока в стенке, если с левого, то двоих, поскольку в таком случае у соперника есть больше вариаций для траекторий подачи. Главное внимание уделяется глубине внутри штрафной. Нельзя давать пространство соперникам. Также быть внимательными при выносе, поскольку также есть опасность возвращения мяча в опасную зону.

При угловых также соперник подает левой ногой с обеих флангов. Если угловой с нашего правого фланга, чаще всего подача выполняется на ближнюю штангу, зону возле которой и нужно насытить. С нашего левого фланга соперник использует розыгрыш 1-2, для более удачной позиции для подающего. В таком случае нужно быстро ориентироваться и попытаться помешать оппоненту выполнить нацеленную подачу (рис.27).

Прямые штрафные удары. У соперника есть два отлично бьющих игрока. Один левша, а другой правша. Чаще всего они бьют над стенкой, поэтому мы предпочитаем, что в таких ситуациях наша стенка прыгала. Главное во время прыжка – чтобы стенка не развалилась и между игроками не было пространства.

Пенальти. У соперник правша бьющий пенальти. Чаще всего он бьет в правый от себя угол. На тренировке мы пробуем вбегания в зону, где возможен отскок от вратаря, пытаясь создать там численное преимущество на случай отбивания и последующего добивания.

3-й блок. Стандартные положения в нашу пользу. Также работаем в той же последовательности. Противоположная реакция на ввод мяча с центра поля. Среди имеющихся у нас решений мы выбираем агрессивное, но при этом с помощью длинного перевода, чтобы атакующие соперники не помешали нам доставить мяч вперед.Рис.29

Розыгрыш на флангах при высоких стандартах. Прежде всего стоит отметить, что в таких ситуациях соперники очень жестко идут в борьбу, атакуя игрока с мячом, постоянно вступая в отбор. Это заставляет нас опробовать схему розыгрыша с несколькими «блоками» игроков. Но при этом они плохо опекают игрока, вводящего мяч в игру. Значит нужно быстро вернуть ему мяч, после чего продолжать развитие ситуации.

 

Штрафные при глубоких стандартах. Мы используем 6 человек в штрафной в таких ситуациях. При этом в стенке они используют двух игроков, но только одного, кто держит зону перед ближней штангой. И один на границе штрафной для быстрой контратаки. Поэтому мы решили применять следующие розыгрыши штрафных: рис. 32 и рис.33.

Угловые. Обычно мы используем шесть игроков в штрафной. Слева мы используем перемещения для освобождения пространства в центре штрафной, куда вбежит игрок, а также подачу на линию вратарской, когда основная масса игроков двигается в сторону ближней штанги, освобождая пространство за своей спиной. (рис.34 и рис. 35).

(При угловом справа схема чуть сложнее, но понятна по рисунку, Сарри даже решил ее не описывать, но стоит отметить крутое движение защитников, которые друг друга заменяют с последующим врыванием в штрафную игрока с дальнего фланга, когда мяч к нему прилетит после пары коротких передач рис.36).

19:45. Встреча со всей командой. Тема: индивидуальные качества соперников. На встрече мы используем таблички (карты), которые были приготовлены днем ранее. В каждой их них все данные по сопернику: физические характеристики, технические, а также тактические особенности игроков, которые выйдут завтра на поле.

Глава-7 Воскресенье

9:15. Сразу после завтрака тренер и помощник определяют окончательные детали матча, индивидуальные задачи игроков, особенно по части стандартных положений. После короткой встречи тренер готовит два выступления, которые будут непосредственно перед игрой.

11:45 Перед обедом вся команда собирается на несколько минут, чтобы коротко вспомнить все, что было сделано в течение недели. Обычно темы для беседы следующие:

- как начинаем матч. Нужно быть готовыми к тому, что соперник начнет очень агрессивно в прессинге, а если нет, то прессинговать их со всех сил.

- ментальный аспект. Мы стараемся подготовить команду к правильным реакциям на события, которые могут возникнуть на поле.

- поведенческий аспект. Игрокам напоминают о том, что не нужно получать лишние карточки и максимально стараться избегать дисциплинарных санкций.

- тактический аспект. Все оборонительные и наступательные движения, которые были опробованы на неделе, суммируются. Напоминаем схемы розыгрышей соперников стандартов, наши схемы на стандартах. Все в общих чертах без лишних подробностей.

14:30. Как только мы прибываем на стадион, команда собирается в раздевалке для короткого разговора. Эта встреча имеет больше индивидуальную цель по общению с игроками по части умственной и мотивационной точек зрения.

- стартовый состав и запасные. Каждый должен чувствовать себя причастным к общему делу.

- индивидуальные тактические моменты: каждому игроку напоминают об оборонительных заданиях и движениях, о наступательных заданиях и движениях. Каждому игроку дают мотивацию отдельно для каждой игры.

- стандарты. Отдельные задачи по стандартам.

На этом этапе я покидаю раздевалку, чтобы у каждого игрока была возможность спокойно побыть собой и настроиться так, как каждый привык. Тренер наблюдает за предматчевой разминкой издали.

16:00. Начинается игра. Тренерский штаб пытался подготовить матч во всех деталях, но прежде всего дать игрокам состояние, которое позволит им как можно лучше себя проявить. Конечно, мы понимаем, что иногда случаются непредвиденные обстоятельства. Во время матча, чтобы максимально четко и быстро все анализировать. Задачи между тренером и штабом по тому, кто за чем следит, разделяются. Тренер в первую очередь фокусируется на своей команде, убеждается, что защитные движения выполняются в соответствии с планом, игра вратаря при вводе мяча, и так далее. Ассистент сосредотачивается на игре соперника. Ему нужно контролировать, что соперник играет так, как и прогнозировалось ранее. По всем пунктам – стандарты, защитная фаза, атакующая, какие есть изменения, и сразу же информирует тренера о них.

Последняя тема, которую стоит обсудить – перерыв между таймами. Первые несколько минут тренер отдает игрокам, чтобы тех осмотрели врачи и они перевели дух. Потом вступает ассистент, которые дает итоги по действиям противника, делая акценты на отличных от ожидаемых моментам. Дальше тренер спрашивает у игроков о трудностях, с которыми им довелось столкнуться, и только после этого говорит свои слова, которые в основном направлены на то, чтобы привести команду в нужный уровень напряжения и мотивации перед вторым таймом.

 

ИТОГИ

В этой работе я показал типичную неделю в работе с моей командой. У нас было семь тренировок, две направленные на физическое состояние, две – на исправление ошибок, три – на конкретную подготовку к игре. В другие недели сезона мы рассматриваем другие задачи тренировок, но в целом структура сохраняется.

Выводы: в своей работе я рассмотрел один из многих аспектов работы футбольного тренера и показал свое мнение по поводу того, как должен выглядеть недельный цикл команды. Конечно, это сильно отличается от моего подхода несколько лет назад, потому что у меня стало больше возможностей, людей и знаний. Я также надеюсь, что это сильно отличается от того, что я буду делать через несколько лет. Это будет значить, что мое желание двигаться вперед и совершенствоваться все еще есть, так же, как и моя любовь к замечательной игре.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.150.231 (0.023 с.)