Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ Реферат на тему: Физическая культура и спорт как общественный сектор экономики Реферат выполнила:
студентка 1 курса группы 1184 заочной формы обучения Бараева Валерия Александровна Физическая культура и спорт как общественный сектор экономики Исторически все проекты, связанные со спортом, относились к сектору отдыха и развлечений и играли довольно несущественную роль. Однако в последние годы ситуация кардинальным образом изменилась: индустрия спорта выходит на новый уровень развития и становится полноценной отраслью экономики. Об этом свидетельствуют огромные инвестиции в развитие спортивных клубов и сопутствующей инфраструктуры, а также особое внимание со стороны государства.
История. В России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья. Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха, использование естественных сил природы – солнца, воды и воздуха – в целях оздоровления и закаливания организма.
В конце 1991 г. началась ликвидация всесоюзных структур государственного управления страной, в том числе и физкультурным движением. На фоне разрушения государственных и общественных союзных структур управления физической культурой и спортом, сопровождающегося резким сокращением финансирования спорта и, как следствие, отъездом многих талантливых тренеров и спортсменов за рубеж, необходимо было срочно решить ряд проблем, от которых зависело дальнейшее существование отечественного спорта.[1] Создание новой государственной системы руководства физической культурой и спортом в стране началось с образования Комитета содействия олимпийскому движению при Правительстве Российской Федерации, утверждённого Указом Президента России Б. Н. Ельцина 28 ноября 1991 г. Этот Комитет был ориентирован на подготовку спортсменов страны к участию в Олимпийских играх (Зимних и Летних) 1992 г. Вместе с ним активную подготовку к Олимпийским играм осуществлял Всероссийский олимпийский комитет, созданный 1 декабря 1989 г. Комитет содействия олимпийскому движению к концу 1992 г. был преобразован в Комитет Российской Федерации по физической культуре. В 1999 г. закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ 29 апреля. Закон впервые в нашей стране чётко устанавливал правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта и олимпийского движения в России. В Законе указывается, что базу физического воспитания населения русской Федерации составляет Всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье». В Законе чётко разграничены компетенции, функции, права и обязанности между органами государственной власти по ФКиС и Олимпийским комитетом России в области спорта. Выдающиеся спортсмены имели возможность получать профессиональное образование в 32 училищах олимпийского резерва, созданных в 22 регионах России. Совершенствование талантливых спортсменов, кроме того, осуществлялось в 64 школах высшего спортивно мастерства, функционировавших в 36 регионах страны. Во всех этих элитных учебных заведениях занималось более 4 тысяч спортсменов высокого класса, из которых около 30% становятся кандидатами в сборные команды страны в качестве основного и резервного состава. Менее чем через год после избрания на пост Президента РФ В. В. Путина в связи с формированием нового правительства и изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти, 17 мая 2000 г. Министерство по ФКСиТ было преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. В 2013 году спортивная отрасль отмечает 90-летие со дня образования федерального (государственного) и территориальных органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации. История физической культуры и спорта указывает, что в силу теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в физкультурных учебных заведениях, её принадлежит существенное место. Она относится к профилирующим, мировоззренческим дисциплинам, позволяющим будущим специалистам лучше познать свой предмет.
Особенности. За последние два десятилетия спорт перестал быть просто развлечением, зрелищем и формой досуга. Современный спорт — это динамично развивающаяся индустрия, новый инвестиционно привлекательный сектор экономики. Масштабы развития современного спорта очень наглядно характеризуют следующие темпы роста мировой индустрии спорта: · 2006 г. — 107 млрд долларов; · 2009 г. — 112 млрд долларов: · 2012 г. — 129 млрд долларов; · 2014 г. — 146 млрд долларов.
Из этих данных отчётливо видно, что мировой финансовый кризис не оказал существенного влияния на развитие мировой индустрии спорта. Причём необходимо отметить, что заметное усиление внимания к спорту сегодня наблюдается со стороны бизнеса, особенно крупных компаний, банков и страховых компаний, которые считают спорт очень эффективным каналом продвижения своей продукции и услуг. Спорт с недавних пор также стал объектом повышенного интереса руководителей государств, политиков и бизнесменов. Причины этого интереса вполне понятны и объяснимы[2]: · спорт во многих странах уже давно служит предметом национальной гордости и важнейшим элементом национального достояния; · спорт в России часто является эффективным инструментом политической жизни; · спорт (особенно оздоровительный, детский и массовый) — важнейший экономический ресурс, существенно влияющий на уровень экономического развития страны; · спорт (особенно профессиональный) превратился в новую сферу экономических отношений и предпринимательской деятельности.
Итак, физическая культура и спорт (ФКС) - одна из самых быстро развивающихся за последние десятилетия отраслей социальной сферы во всем мире. Данная отрасль имеет свою специфику, которая проявляется в двойственной природе услуг ФКС: потребительском начале, с одной стороны и производственно-инвестиционном, с другой. С экономической точки зрения физическую культуру и спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся к непроизводственной сфере и потому не участвующей в создании материального продукта.[3] Производство и предоставление услуг, удовлетворяющих различные потребности населения, предполагают обеспечение этой деятельности целым рядом условий материально-технического, организационного и кадрового характера, а именно: развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посетителей во время учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований и зрелищных мероприятий; профессиональную подготовку кадров; проведение научно-исследовательской работы; производство и реализацию спортивных товаров; ремонт и прокат спортивного инвентаря и др. Общими признаками отрасли "физическая культура и спорт" являются: · специфические функции, связанные с удовлетворением также специфических потребностей, продуктом производства, в первую очередь, выступают оздоровительные, образовательные, зрелищные и др. услуги; · профессиональное обеспечение производственного процесса достигаемое многоуровневой системой подготовки кадров, представленной средними и высшими специальными учебными заведениями, послевузовским образованием и разнообразными формами повышения квалификации; · материально-техническая база - спортивные сооружения, их оснащение и инвентарь и т.д. - представляемые собой характерные для этих видов деятельности основные и оборотные фонды непроизводственного назначения; · бюджетное финансирование осуществляемое в соответствии с самостоятельной статьёй государственных расходов; · управление отраслью осуществляемое системой органов исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней. Единым государственным органом управления отраслью в настоящее время является Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России) - федеральный органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта. На данный момент министром спорта Российской Федерации является Виталий Леонтьевич Мутко. Значительное количество физкультур но-спортивных организаций определённых типов управляются другими министерствами (ведомствами).[4] Так, в ведении Министерства образования Российской Федерации находится около 65% спортивных школ, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму -16%, профсоюзов - 14%, других министерств (ведомств) - 5%.[5] В последние годы отмечены как положительные тенденции (прогрессивное развитие сети физкультурно-спортивных сооружений, увеличение числа коллективов физической культуры и спортивных клубов, систематический рост численности физкультурных кадров и количества физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций), так и отрицательные (бюджетное финансирование по остаточному принципу, невыполнение плановых показателей бюджетного финансирования и др.). Основная специфическая особенность отрасли физической культуры и спорта состоит в том, что профессиональный труд занятых в ней работников отличается особой педагогической технологией: его основу составляет тренерско-преподавательская деятельность, которая строится с учётом пола и возраста занимающихся, состояния их здоровья и уровня физической подготовленности; с использованием единых для всех организаций физкультурно-спортивной направленности средств, форм и методов физического воспитания и спортивной тренировки. Отрасль физической культуры и спорта отличается профессиональным составом кадров специалистов, имеющим специальную профессиональную подготовку. Их в России около 200 тыс., 58% которых имеют высшее и 25% среднее профессиональное физкультурное образование. Существует государственная система подготовки специалистов по физической культуре и спору.[6] Отрасль физической культуры и спорта располагает своей учебно-тренировочной материальной базой (спортивные сооружения, здания). По расчётам в течение дня всех спортивные сооружения России могут принять 5,9 млн. чел. Установлен государственный порядок их строительства и эксплуатации, организовано производство спортивного инвентаря, одежды и обуви. К материально-технической базе (МТБ) физической культуры и спорта относятся физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий; предприятия спортивной промышленности, осуществляющие свою деятельность на основании лицензий на производство продукции физкультурно-спортивного и туристского назначения, изготавливающие спортивные товары, оборудование, инвентарь и другое спортивное имущество, находящееся в распоряжении хозяйственных, профсоюзных, физкультурных и прочих организаций или в собственности отдельных граждан.[7]
Сформирована система государственных и негосударственных органов управления физической культурой и спортом в стране: Комитет по физической культуре, спорту и туризму, Олимпийский комитет России и др. По своему целевому назначению отрасль физической культуры и спорта относится к социально-культурной сфере и выступает в качестве конкретного вида специализации внутри этой сферы - является отраслевой социально-педагогической системой физкультурно-спортивной направленности. Выполняя ряд органически связанных между собой функций, физическая культура и спорт составляют в своём единстве качественно новую, вполне самостоятельную социально-культурную отрасль, в развитии которой общество и государство всегда были заинтересованы. Это отражено в статьях 41 и 72 действующей конституции Российской Федерации. При помощи законодательства определяется круг вопросов, по которым государство обеспечивает управление отраслью физической культуры и спорта и определяет политику в этой сфере. Правовое регулирование. Физическая культура и спорт основываются на твёрдой законодательной основе. Законодательство, регулирующее физкультурно-спортивные отношения, состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативно-правовых актов высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, локальных нормативных актов, а также общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Конституция Российской Федерации является основным правовым источником, регулирующим физическую культуру и спорт. Речь в данном случае идёт о двух основных моментах. Во-первых, в ч. 2 ст. 41 Конституции РФ провозглашено, что в России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта. Во-вторых, положение п. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит регулирование общих вопросов физической культуры и спорта к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов.
Существует Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, а также Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (ФЦП), ряд региональных спортивных программ и подпрограмм. Так же подготовлен проект Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009 - 2015 годы. Новый Закон о физической культуре и спорте поднимает социальную значимость массового спорта. Так, основными принципами законодательства провозглашаются (в том числе): «обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения», а также «содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите». Закон о спорте решает многие вопросы самостоятельно. Но есть значимая часть, которая потребует изменений в Налоговом кодексе, Законе о земле, Законе об образовании. Например, нужны изменения в Законе об образовании, относительно детских спортивных школ. Необходимы изменения в налоговом законодательстве, чтобы заработал механизм налоговых льгот и послаблений бизнесу, который помогает детскому и инвалидному спорту.
Финансирование. Способы и источники финансирования спортивных организаций в нашей стране и за рубежом весьма разнообразны и неоднородны. Финансовые ресурсы на развитие физической культуры и спорта выделяются:[8]
Кроме того, средства на физическую культуру и спорт поступают по линии международных спортивных, благотворительных, научных и иных организаций, а также от отдельных меценатов и спонсоров. Многие спортивные клубы и организации осуществляют собственную предпринимательскую деятельность — издают газеты, журналы, справочники, выпускают сувениры, значки, вымпелы и иную спортивную символику, продают права на телевизионную и радиотрансляцию соревнований и интервью, осуществляют трансферты, или куплю-продажу спортсменов, производят прочие виды коммерческой деятельности. Приоритеты государственно политики находятся на стороне спорта высших достижений (86 %). В структуре общих расходов федерального бюджета расходы на физическую культуру и спорт в 2014 году составили 0,6 %, занимая десятое место и опережая расходы на средства массовой информации (0,5 %). Общая сумма финансирования физической культуры и спорта на 2014 год из федерального бюджета РФ запланирована в объёме 79 868 051,50 тыс. р., на 2015 год предусмотрено увеличение до 100 482 054,40 тыс. р., 2016 год — 98 554 742,60 тыс. р. За исследуемый период расходы Федерального бюджета в целом на физическую культуру и спорт увеличились на 23,40 % (18,68 млрд. р.). Увеличение расходов в разрезе отдельных статей раздела «Физическая культура и спорт» наблюдается по направлению «Спорт высших достижений» — 36,88 % (на 24,628 млрд. р.). По таким направлениям как: «Массовый спорт» и «Другие вопросы в области физической культуры и спорта» запланировано сокращение финансирования на 57,69 % (5,331 млрд. р.) и на 56,1 % (0,730 млрд. р.) соответственно.
Статистика свидетельствует, что в настоящее время Российская Федерация значительно отстаёт по показателям регулярных занятий физической культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40–50 % населения, тогда как в Российской Федерации — только около 11 %.[9]
Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время в России имеются все предпосылки и возможности для дальнейшего развития физической культуры и спорта, в том числе материально-технические, правовые, научные, образовательные, организационно-управленческие. Вместе с тем, в первую очередь, необходимо изменить само отношение людей - занятия физической культурой должны стать потребностью самого человека. Приоритетным является детский спорт, и прежде всего – система физического воспитания в школе. Навыки ведения здорового образа жизни необходимо прививать, начиная с детских садов и заканчивая вузами. Необходимо добиваться того, чтобы гармонично соединенные воедино все элементы системы физкультурно-спортивного движения страны – физическое воспитание в образовательных учреждениях, массовый спорт, подготовка спортивного резерва, спорт высших достижений и профессиональный спорт (спортивно-зрелищная индустрия) – развивались эффективно и способствовали улучшению социально-экономической мощи нашей страны, её международному авторитету и в полной мере удовлетворяли различные интересы населения в занятиях физической культурой и спортом. Источники.
[1] См.: Голощапов Б.Р.: История физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2013 – C. 381. [2] См.: Вилькин Я.Р. Экономика физической культуры и спорта / Вилькин Я.Р..– Минск, 2007. С. 41. [3] См.: Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный Бизнес./ В.В. Галкин – М.: Кнорус, 2008 – C. 149. [4] См.: Завадская З.Л. Экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие/Зозуля С.Н., Золотов М.И., Кузин В.В., Кузьмичева Е.В., Кутепов М.Е. / под общ. ред. Кузина В.В.. – М.: СпортАкадемПресс, 2006 – С. 235. [5] См.: Вилькин Я.Р. Экономика физической культуры и спорта / Вилькин Я.Р..– Минск, 2007. С. 27. [6] См.: Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта/М.И. Золотов [и др.] – Москва: Academia, 2009. – С. 394. [7] См.: Сафронов В. Спорт, как вид экономической деятельности //Менеджмент в спорте. Спортивный менеджмент. – Москва: «Медиа спорт», 2010. №1. С. 72 – 77 [8] См.: Холодов Ж.К.: Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2014 – С. 174. [9] См.: Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта/М.И. Золотов [и др.] – Москва: Academia, 2009. – C. 157.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.155 (0.011 с.) |