Формы представления научной информации. Научный реферат. Литературный обзор. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы представления научной информации. Научный реферат. Литературный обзор.

Поиск

27. Формы представления научной информации. Научный реферат. Литературный обзор.

Реферат

Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. referre —

докладывать, сообщать) представляет со­бой:

• краткое устное сообщение или письменное изло­жение научной

работы, содержания прочитанной кни­ги и т.п.;

• доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и

других источников.

В практике приходится встречаться со значительными

расхождениями в требованиях педагогов к работе уча­щихся над

рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего учителям

нужно помнить, что ре­ферат не является конспектом литературных

источни­ков. Жанр этой работы требует от автора анализа

ис­пользуемой информации и самостоятельных выводов. Ниже отмечены

ключевые моменты, которые необхо­димо учитывать при руководстве

работой учеников над рефератами.

1. Готовность учащегося к работе над рефератом Реферат

позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают

материал, но и их умение само­стоятельно добывать и интерпретировать

знания. По этому к такой деятельности целесообразно привлекать

учеников, склонных к исследовательской деятельнос­ти, обладающих

аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно,

успешность школь­ника в работе над рефератом будет обеспечена только

в том случае, если он самостоятельно примет решение заняться таким

видом деятельности.

2. Функции учителя при руководстве реферативной работой

учащегося

Руководство реферативной работой предполагает оказание

учителем помощи в выборе учеником темы реферата, его

консультировании в процессе изуче­ния избранной проблемы и оформлении

текста. При этом надо заметить, что такая форма внеурочной

деятельности учащихся не должна носить массо­вый характер — не

каждый ученик даже при поддер­жке педагога способен определиться в

выборе темы и постановке проблемы, самостоятельно ра­ботать с

несколькими источниками информации. Несомненно, учитель должен

полноценно руково­дить работой школьников над рефератами, однако ему

следует ограничивать свою активность консуль­тативными функциями.

Он может давать рекомен­дации по содержанию введения и заключения,

под­бору иллюстративного материала и источников ин­формации по

проблеме, оформлению текста и про­цедуре защиты. Выявить

актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать

вы­воды должен сам ученик.

3. Сроки выполнения реферата

Как правило, работа над рефератом занимает у школь­ника не менее

одного месяца. Необходимо учесть, что, после того как учитель

ознакомится с черновым вари­антом реферата, ученику может

понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста.

За неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю-предметнику,

руководившему работой.

4. Структура реферата

 Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в

котором определяется его структура и основное содержание по разделам:

 • введение;

 • основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по

главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.;

 • заключение;

• список источников (должен оформляться в соот­ветствии с

ГОСТом);

• приложения (в случае необходимости).

Введение предусматривает, что в его содержании формулируется

проблема, описывается ее актуаль­ность, определяются цели и задачи

реферата. Объем введения не должен превышать 1-2 страниц.

Каждый раздел основной части реферата заверша­ется логическим

выводом, вытекающим из содержа­ния реферируемых источников,

собственной оценкой материала. Кроме того, весь текст должен

содержать правильно оформленные цитаты и ссылки.

В заключении подводятся итоги работы, формулиру­ются выводы,

обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем

заключения не должен превышать 1 -3 страниц.

Список источников следует оформлять в соответствии, с ГОСТом.

Он может содержать не только литературные источники, такие как

книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet,

информа­цию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения какихлибо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.

5. Процедура защиты реферата

На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами

комиссии рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется

ученику. Экземпляр ре­ферата при этом может находиться у докладчика.

Доклад должен быть рассчитан на 5-7 минут. Он гото­вится в виде

отдельного текста Доклад не должен представлять собой пересказ текста

реферата, тем более его чтение. В своем выступлении ученик обо­значает

актуальность выбранной темы, цель рефе­рата, его задачи, сообщает

полученные выводы. До­пустимо остановиться на наиболее интересных

мо­ментах работы. Желательно, чтобы учащийся сооб­щил, насколько

значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии

задают учаще­муся вопросы.

Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в

процессе которой они высказываю! свои соображения по теме и

содержанию реферата. Пос­ле того как на все вопросы даны ответы и

дискуссия закончилась, комиссия совещается по поводу оцен­ки реферата. В

это время ученик не присутствует в помещении, где проводится защита.

После достиже­ния комиссией согласия относительно оценки рабо­ты,

учащемуся объявляются результаты защиты. Чле­ны комиссии

высказывают свои мнения относитель­но содержания реферата и

рекомендации по продол­жению такого рода работы.

6. Оценка реферата

Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие

компоненты работы:

• содержательную часть (неординарность темы, глу­бину

постановки проблемы, структуру работы, акту­альность и т.п.);

• оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику

иллюстративного материала и т.п.);

• представление на процедуре защиты (как ученик держится,

насколько свободно ориентируется в тек­сте реферата, как отвечает на

вопросы и т.п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.224.158 (0.009 с.)