Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности организации работы учителя-дефектологаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР. Данной программой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы. Формирование приёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога. Рабочая программа составлена на основании рекомендаций ЦПМПК, АООП для детей с задержкой психического развития, «Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.:Школьная пресса, 2004. – 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21)» с учётом ФГОС ОВЗ.
2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Обязательными условиями при проведении занятий являются: Ø планирование материала от простого к сложному, Ø дозирование помощи взрослого, Ø постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося. Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий. Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения (КРО), где игры и упражнения, подобраны таким образом, что её задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений). Для работы с детьми с ЗПР программой предусматривается индивидуальная и подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут - подгрупповое. Количество занятий в неделю для детей может отличаться, в зависимости от характера и степени нарушения (от 1-го до 3-х раз в неделю), так как программа является индивидуально ориентированной. Таким образом, количество занятий в год может составлять от 30 до 90. Допускаются сдвоенные индивидуальные занятия по 40-60 минут с обучающимися средней школы. В середине такого занятия осуществляется динамическая пауза, игры по правилам. Одна часть такого занятия направлена на формирование умственных действий, вторая – на восполнение пробелов в знаниях. Структура построения коррекционно-развивающего занятия. Каждое занятие состоит из 5-ти частей: I. Организационный момент. (2 мин.). II. Повторение пройденного на предыдущем занятии. (8 мин.) III. Основная часть. Включает 4-6 направлений КРО (см. учебно-тематический план), специально подобранные игры и упражнения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и потребностей в коррекционном воздействии. На данном этапе занятия проводятся следующие виды работы: 1. Сообщение новых знаний (10 мин.); 2. Закрепление полученных знаний. (15 мин.) IV. Итог. Обсуждение результатов работы на занятии (2 мин.) V. Физкультминутка. Проводится 1-3 раза в течение занятия на любом его этапе в зависимости от работоспособности ребёнка. (3 мин.) Может включать: 1. Гимнастику для глаз; 2. Гимнастику для пальцев рук; 3. Психогимнастику; 4. Динамические игры для развития внимания, самоконтроля, произвольной регуляции, коррекции импульсивности. На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ЦПМПК, либо ППк образовательной организации. При поступлении ребёнка на КРО учитель-дефектолог проводит первичную диагностику, используя материалы для психолого-педагогической диагностики детей (автор – Забрамная С.Д., Боровик О.В.). Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет учитель-дефектолог самостоятельно, исходя из особенностей развития ребёнка по результатам диагностики. В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии нарушений.
2.3. Критерии оценки результативности работы по программе. Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с ЗПР является критерием эффективности реализации коррекционной программы. Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в заключение специалиста. 2.4. Условия для реализации программы. Кадровые условия: Ø наличие в штате учителя-дефектолога Ø повышение квалификации специалиста Программно-методические условия: Ø Диагностический материал с методическими рекомендациями (Стребелева Е.А., Забрамная С.Д.); Ø Демонстрационный материал по предметам; Ø Игровые коррекционно-развивающие пособия; Ø Дидактический раздаточный материал для обеспечения прохождения разделов программы; Ø Учебные пособия по развитию устной и письменной речи, математических представлений; Ø Детская литература; Ø цифровые образовательные ресурсы; Ø Методическое сопровождение к материалу. Материально-технические условия: Ø Оргтехника. Ø Помещение для проведения занятий, соответствующее СанПин Ø Оборудование кабинета учителя-дефектолога соответствующей СанПин мебелью. 2.5. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся Работа с родителями начинается при зачислении ребёнка на занятия к учителю-дефектологу и ведётся по следующим направлениям: 1. Консультации для родителей: Ø обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики, Ø планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей работы. 2. Дни открытых дверей для родителей: Ø посещение родителями занятий учителя-дефектолога;
2.6. Взаимодействие со специалистами ППк Программа коррекционной работы предполагает междисциплинарное взаимодействие специалистов службы психолого- педагогического сопровождения в рамках школьного ППк. Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является взаимодействие сотрудников образовательной организации через службу психолого-педагогического сопровождения, в которую входят: классный руководитель, социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Основной задачей ППк является сбор информации, изучение проблем ребенка, выбор форм и методов работы по проблеме ребенка, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей с ЗПР / трудностями в обучении.
2.7. Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой психического развития младших классов и 5-х классов (которым рекомендовано продолжение коррекционной работы) Основные разделы программы: Ø Русский язык (формирование навыка письма и обучение грамоте); Ø Литературное чтение (формирование навыка чтения и развитие речи); Ø Окружающий мир (уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений об окружающей действительности); Ø ФМП (формирование и расширение представлений о признаках предметов, количестве, числе.); Ø Развитие и коррекция ВПФ; Ø Формирование учебной деятельности, приёмов умственных действий. №
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.100 (0.006 с.) |