Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации работы учителя-дефектолога

Поиск

Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР. Данной программой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.

Формирование приёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.

Рабочая программа составлена на основании рекомендаций ЦПМПК, АООП для детей с задержкой психического развития,

«Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.:Школьная пресса, 2004. – 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21)» с учётом ФГОС ОВЗ.

 

2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы

Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Обязательными условиями при проведении занятий являются:

Ø планирование материала от простого к сложному,

Ø дозирование помощи взрослого,

Ø постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.

Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения (КРО), где игры и упражнения, подобраны таким образом, что её задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений).

Для работы с детьми с ЗПР программой предусматривается индивидуальная и подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут - подгрупповое. Количество занятий в неделю для детей может отличаться, в зависимости от характера и степени нарушения (от 1-го до 3-х раз в неделю), так как программа является индивидуально ориентированной. Таким образом, количество занятий в год может составлять от 30 до 90.


Допускаются сдвоенные индивидуальные занятия по 40-60 минут с обучающимися средней школы. В середине такого занятия осуществляется динамическая пауза, игры по правилам. Одна часть такого занятия направлена на формирование умственных действий, вторая – на восполнение пробелов в знаниях.

Структура построения коррекционно-развивающего занятия. Каждое занятие состоит из 5-ти частей:

I. Организационный момент. (2 мин.).

II. Повторение пройденного на предыдущем занятии. (8 мин.)

III. Основная часть. Включает 4-6 направлений КРО (см. учебно-тематический план), специально подобранные игры и упражнения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и потребностей в коррекционном воздействии. На данном этапе занятия проводятся следующие виды работы:

1. Сообщение новых знаний (10 мин.);

2. Закрепление полученных знаний. (15 мин.)

IV. Итог. Обсуждение результатов работы на занятии (2 мин.)

V. Физкультминутка. Проводится 1-3 раза в течение занятия на любом его этапе в зависимости от работоспособности ребёнка. (3 мин.) Может включать:

1. Гимнастику для глаз;

2. Гимнастику для пальцев рук;

3. Психогимнастику;

4. Динамические игры для развития внимания, самоконтроля, произвольной регуляции, коррекции импульсивности.

На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ЦПМПК, либо ППк образовательной организации. При поступлении ребёнка на КРО учитель-дефектолог проводит первичную диагностику, используя материалы для


психолого-педагогической диагностики детей (автор – Забрамная С.Д., Боровик О.В.). Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет учитель-дефектолог самостоятельно, исходя из особенностей развития ребёнка по результатам диагностики. В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии нарушений.

 

 

2.3. Критерии оценки результативности работы по программе.

Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с ЗПР является критерием эффективности реализации коррекционной программы.

Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в заключение специалиста.

2.4. Условия для реализации программы.

Кадровые условия:

Ø наличие в штате учителя-дефектолога

Ø повышение квалификации специалиста 

Программно-методические условия:

Ø Диагностический материал с методическими рекомендациями (Стребелева Е.А., Забрамная С.Д.);

Ø Демонстрационный материал по предметам;

Ø Игровые коррекционно-развивающие пособия;


Ø Дидактический раздаточный материал для обеспечения прохождения разделов программы;

Ø Учебные пособия по развитию устной и письменной речи, математических представлений;

Ø Детская литература;

Ø цифровые образовательные ресурсы;

Ø Методическое сопровождение к материалу.

Материально-технические условия:

Ø Оргтехника.

Ø Помещение для проведения занятий, соответствующее СанПин

Ø Оборудование кабинета учителя-дефектолога соответствующей СанПин мебелью.


2.5. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся

Работа с родителями начинается при зачислении ребёнка на занятия к учителю-дефектологу и ведётся по следующим направлениям:

1. Консультации для родителей:

Ø обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики,

Ø планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей работы.

2. Дни открытых дверей для родителей:

Ø посещение родителями занятий учителя-дефектолога;

 

2.6. Взаимодействие со специалистами ППк

Программа коррекционной работы предполагает междисциплинарное взаимодействие специалистов службы психолого- педагогического сопровождения в рамках школьного ППк.

Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является взаимодействие сотрудников образовательной организации через службу психолого-педагогического сопровождения, в которую входят: классный руководитель, социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Основной задачей ППк является сбор информации, изучение проблем ребенка, выбор форм и методов работы по проблеме ребенка, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей с ЗПР / трудностями в обучении.

 

2.7. Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой психического развития младших классов и 5-х классов (которым рекомендовано продолжение коррекционной работы)

Основные разделы программы:

Ø Русский язык (формирование навыка письма и обучение грамоте);


Ø Литературное чтение (формирование навыка чтения и развитие речи);

Ø Окружающий мир (уточнение, расширение и систематизация знаний                     и   представлений                об окружающей действительности);

Ø ФМП (формирование и расширение представлений о признаках предметов, количестве, числе.);

Ø Развитие и коррекция ВПФ;

Ø Формирование учебной деятельности, приёмов умственных действий.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.100 (0.006 с.)