Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни отбора.. Методики спортивного отбора.

Поиск

6.Уровни отбора.

Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе — человека для конкретного вида спорта.

 

Первый уровень - начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9—14 лет), обладающих потенциальными способностями к успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно отбор проводится в три этапа. На первом—агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором — тестирование и наблюдения для определения способностей детей к данному виду спорта; на третьем, самом продолжительном — наблюдения в процессе обучения и развития физических способностей с целью установления темпов осваивания учебного материала.

 

Второй уровень - углубленный отбор для выявления перспективных юношей и девушек (возраст 16—17 лет), обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.).

 

Третий уровень- отбор для выявления спортсменов (возраст 18—20 лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осуществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной деятельности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследования во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов.

 

Четвертый уровень - отбор для выявления спортсменов в различные сборные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников ответственных соревнований. С этой целью анализируется информация о тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сборной команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чемпионатах, на учебно-тренировочных сборах. В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и группы экспертов из числа ведущих специалистов данного региона.

Спортивный отбор проходят все участники спортивной работы: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные доктора, специалисты из комплексной научной группы и т. д. Не редко назначение определенного тренера сборной команды оказывает существенно большее воздействие на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена. Для любого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или отрицательному итогу.

Положительный результат отбора может, к примеру, заключаться в зачислении в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчисления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода главного спортсмена в число резервных и т. д.

Спортивный отбор продолжается регулярно в процессе спортивной работы. Так, если новичок зачисляется в спортивную группу, то далее функционирование с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекращении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществляется спортивный отбор, может иметь различную величину-от нескольких секунд до нескольких лет. Так, к примеру, начальный отбор юных спортсменов осуществляется в расчете на последующую многолетнюю спортивную работа. Напротив, замены спортсменов по ходу соревновательной работы, разрешенные правилами определённых типов спорта, часто представляют собой отбор для дальнейшей работы в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время осуществления конкурентом семиметрового штрафного броска).

Процедура спортивного отбора включает в себя три этапа: определение специфики требований, которые предъявит предстоящая работа, планирование возможностей определенных кандидатов и принятие позитивного или отрицательного решения с его дальнейшей реализацией. В сегодняшней теории спортивного отбора наибольшее внимание уделяется отбору спортсмена. При данном расходуются следующие понятия и термины: спортивная направление — определение данного вида спорта, в котором возможности спортсмена раскроются в максимальной степени; селекция—отбор спортсменов по мере роста пх мастерства; комплектование команд — развитие коллектива для участия в соревнованиях, в том числе прямое варьирование составом команды по ходу соревнований.

В процессе отбора спортсмена вначале с помощью планирования возможно более точно рассчитываются предстоящие требования к соревновательному потенциалу спортсмена. Эти требования могут базироваться на ожидаемом через немного лет уровне спортивных результатов, анализе разветвлений прогресса техники и тактики главных спортсменов или даже на предвосхищении игровых ситуаций через немного секунд после предлагаемой замены игрока. Порой эти сведения представляют в виде подробных модельных свойств. Далее с помощью изучения соревновательной работы, тестирования и т. д. делается прогноз соревновательного потенциала или перспектив его создания у определенных спортсменов (новичков), проходящих отбор. И в итоге, на базе сопоставления данных, которые получены на первых двух стадиях, делается вывод о степени их соответствия и принимается решение о зачислении, отчислении, замене и т. д. Даже данная обобщенная схема указывает на немалые сложности безошибочного осуществления отбора спортсмена.

Особенную сложность представляет надежное планирование перспектив юного спортсмена на немного лет вперед. Определение стабильных показателей помогает с уверенностью планировать личное развитие юного спортсмена, так как достоинство над сверстниками по таким показателям сохранится и в будущем. К примеру, длину тела спортсмена можно с достаточной надежностью предсказать уже в 9—11 лет. Напротив, прогноз массы тела будет существенно менее надежным. Поэтому в любом виде спорта определяется группа очень важных показателей, по которым осуществляется отбор в ходе многолетней подготовки. К примеру, в отборе легкоатлетов-спринтеров существенны оптимальное соотношение длины ноги и туловища, физическая подготовленность и темпы прироста двигательных способностей.

В видах спорта со сложной координацией (гимнастика) особый интерес представляет способность спортсмена учиться новым движениям. По мере роста подготовленности спортсмена все большее значение для отбора приобретают спортивные итоги. Эффективное осуществление спортивного отбора обеспечивает очень оптимальное формирование и реализацию соревновательного потенциала. Нужно помнить и о гуманном аспекте отбора, позволяющем человеку выявить тот вид работы, в котором его способности раскроются в максимальной степени.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 9; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.97.103 (0.008 с.)