Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Музыкально – игровая деятельность в детском саду»
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Музыкально – игровая деятельность в детском саду является важнейшим средством развития и формирования личности ребенка. ФГОС ДО (п.2.6) определяет : «Содержание образовательных областей строится в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями ребенка, может реализоваться только в общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности - как сквозных механизмах деятельности ребенка». Основной вид деятельности дошкольного возраста - игра, игра творческая и это школа жизни для ребенка, его естественное состояние. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В детском саду создана благоприятная предметно – развивающая среда для развития музыкальной игровой деятельности.Предметная среда должна быть разнообразной, интересной, хорошо оборудованной, что способствует поддержанию эмоционального благополучия детей, их эстетическому развитию. Хорошо подобранная музыкальная среда побуждает ребенка к действию, вызывая интерес к познанию и творчеству. Музыкальная игра в повседневной жизни детского сада является ценным средством музыкального и всестороннего развития детей. Психологи давно доказали положительное влияние музыки на ребёнка. Дети более чувствительны, открыты и эмоциональны, чем взрослые, им необходима практика, где они могли бы упражнять приобретенные знания: повторять песни, танцевать, играть на ДМИ, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Поэтому музыкальная игровая деятельность должна присутствовать не только на музыкальных занятиях (два раза в неделю), но и на утренниках, занятиях в группе , в режимных моментах и просто в свободное время.
Значение музыкальной игры для дошкольников: 1) Обеспечивает развитие двигательных, умственных, вокальных, речевых навыков.
2) Способствует всестороннему развитию личности ребенка.
3) Расширяет кругозор и сферу интересов,побуждает к действию.
4) Способствует ускоренному формированию произвольной регуляции действий. 5) Воспитывает и закрепляет волевые качества личности, эстетический вкус, способствует социализации детей, повышает контактность. 6) Оздоровительное значение – укрепление дыхательной и сердечно – сосудистой систем, костно – мышечного аппарата, мелкой моторики, снятие мышечного напряжения.
Виды игровой музыкальной деятельности детей в группе: 1. Игра на ДМИ. Дети очень любят играть на музыкальных инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или придумывают и исполняют свои мелодии, услышанные дома, на улице, проявляя творчество, импровизацию. Воспитатель должен поощрять творческую активность детей, учить договариваться кто на каком инструменте играет, следить за дисциплиной во время игры. В группе обычно для игр на ДМИ используются детские металлофоны, барабаны, бубны, дудки, ложки. Самые оригинальные инструменты можно изготовить из использованных дома материалов : киндеры, банки, коробки, пробки и т.д с помощью родителей. Такие инструменты у детей вызывают особенный интерес и побуждают к творчеству. 2. Игра под фонограмму. Воспитатель подбирает детскую песню и вместе с детьми играет на ДМИ ритмический аккомпанемент к песне.
3. Импровизация звуковых картин на заданную тему. Дети озвучивают картины природы, действия предметов, звуки, шумы. 4. Озвучивание стихов. 5. Сказки – шумелки. 6. Музыкальная игра - фонограммы музыкальных игр, игры с пением, игры с танцами, игры с движением под музыку,сюжетно – ролевые игры и т.д Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей действовать самостоятельно, применяя усвоенное на музыкальных занятиях в новых условиях. Под влиянием радостного звучаниямузыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Всё это способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников, и выражению эмоций во время пения, в танце, игре, а также способствует формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом. Типы музыкальных игр:
- подвижные - хороводные - настольные
Игра состоит из : - обучающей задачи - содержания - правил игры - игровых действий
Музыкально – игровая деятельность детей на занятиях по музыке. По содержанию и задачам все музыкальные игры можно отнести к дидактическим. На музыкальном занятии используются музыкально – дидактические игры, которые имеют свои образовательные задачи. Виды музыкально – дидактических игр: - для развития звуковысотногослуха - на развитие чувства ритма - на развитие тембрового слуха - на развитие диатонического слуха - на развитие памяти и слуха - на развитие детского творчества - на развитие навыков игры на ДМИ Все пособия условно разделены на три группы: 1) пособия, которые дают детям представление о характере музыки ( веселая, грустная) музыкальных жанрах (песня, танец, марш). Например, я использую музыкально – дидактическую игру «Три домика», в которой дети должны послушать музыку, определить по характеру звучания к какому жанру она относится –распевная и мелодичная песня, подвижный и веселый танец, бодрый и энергичный марш; «Раскрась музыку цветом» - муз. дид. игра в которой семь основных цветов радуги, дети слушают музыку, определяют характер музыки и подбирают соответствующий цвет к характеру музыки.
2) пособия, которые дают представления о содержании музыки, о музыкальных образах, например «Три настроения» - игра, в которой дети слушают музыку и определяют какое настроение она выражает – грустное, веселое или сердитое. «Три танца» - дидактическая игра, которая знакомит детей с видами танцев : вальс, народный танец, полька. Дети слушают музыку определяют характер музыки и вид танца, соответствующие к танцу движения.
3) пособия, которые формируют у детей представления о средствах музыкальной выразительности, например «Два Брата – мажор и минор», игра в которой дети учатся различать веселый, светлый - мажор, от грустного, мрачного –минора; «Лесная азбука» - муз.дид. игра которая знакомит детей в игровой форме с длительностями нот : бегемоты шагают – целыми нотами, медвежата шагают – половинными, волк – четвертными, белочки – восьмыми. Для ознакомления с музыкальными инструментами использую в качестве пособия «Картотеку предметных картинок» которая содержит фото и краткое описание музыкальных инструментов, загадки про инструменты, примеры стихов для озвучивания, правила игры на музыкальных инструментах, понятие об оркестрах и дирижерах.
Музыкальная деятельность дошкольников -это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства ( а через него и окружающей жизни, и самого себя) Основной принцип музыкально –игровой деятельности: тесная связь с музыкой. Движения используются как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства. Музыка сообщает движениям определенный характер, темп, динамику, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к знаниям и действию.Благодаря музыкально – игровой деятельности, ребенок начинает понимать музыку, начинает проявлять способности к музыке, понимает смысл и начинает сам воспроизводить услышанную мелодию, так как ее понял.
Виды музыкальных игр :
СЮЖЕТНЫЕ – наличие несложного сюжета, персонажей и музыки к ним дети передают образы, согласуют движения с музыкой «Зайчики и лисичка», «Кот и мыши» и т.д НЕСЮЖЕТНЫЕ – игры соревновательного типа, после фиксированных последовательных движений соревнования на ловкость и быстроту. «Игра с бубном», «Веселая шляпа» ИНСЦЕНИРОВКИ ПОД МУЗЫКУ – на основе конкретного сюжета, характерные движения под музыку по действию сюжета с пением и без него «Я - просто музыкант», «Стирка» ИГРЫ С ПЕНИЕМ - хороводы на основе игровых песен «Каравай» «Васька –кот», «Веселый музыкант». ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ПЕСЕН – действия детей определяются содержанием песни характером персонажа «Кошка», «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик» НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ – русские фольклорные игры, из поколения в поколение «Гори, гори ясно», «Баба Яга», «Заплетись, плетень». На музыкальных занятиях часто использую подвижные музыкальные игры такие как: «Сапожник», «Стирка», «Слепой кот», «Кот и мыши», «Зайчики и лисичка», «В садик мы ходили», «Васька –кот» и т.д В соответствии с календарными праздниками и временами года использую игры по временам года например: Осенью - игры «Мухомор», «У медведя во бору», «Что нам осень принесёт?» (ст. под. группы ), «Курочки и петушок», «Белые гуси» (2мл. ср. группы); Зимой – «Два Мороза», «Паровоз деда Мороза» (ст. под. группы),«Снежки», «Заморожу» (2мл. ср. группы); Весной – «Гори, гори ясно», «Ручеек» (ст. под. группы), «Займи домик», «Дудочка»( 2мл. ср группы); Летом – «Пчелы яровые», «Веселая шляпа», «Я – просто музыкант» (ст. под. группы), «Жуки», «Мячики», «Стирка для малышей» (2мл. ср. группы) и другие игры.
В настоящее время музыка и игра чрезвычайно важны для ребенка. Погружаясь в них, он узнает свой внутренний мир и успешно познает внешний мир. В музыкально –игровой деятельности происходит активное общение со сверстниками, поиск различных приемов и способов взаимодействия с ними, закрепление целесообразных навыков поведения. Современный стандарт образования стремится к использованию музыкальных игр, которые предусматривают развитие всех способностей ребенка, формируют художественный вкус и эстетические эмоции, приобщают детей к прекрасному как в искусстве, так и в окружающей жизни. Практическая часть. 1. Ознакомление с музыкально – дидактическим игровым материалом.
2. МДИ «Угадай на чем играю» на развитие тембрового слуха
3. МДИ «Сыграй сказку» на развитие фантазии, воображения.
4. МДИ«Домик с сюрпризом» на развитие чувства ритма, артистизма
5. МДИ «Наш оркестр»
6.Разминка«Музыкальная шкатулка»
7. Музыкальная игра «Я –просто музыкант» Заключение:Всем спасибо за вниманье, За задор и звонкий смех. За огонь соревнованья, Обеспечивший успех. Разминка «Музыкальная шкатулка» 1.Какими нотами можно измерить расстояние ?(Ми Ля Ми)
2. Какие две ноты растут в огороде? (Фа Соль)
3. Какая песня про насекомое звучит в сказке «Незнайка в солнечном городе»? («В траве сидел кузнечик»)
4. Придумайте слова, в которых спрятались ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ ? (Помидор,дорога, река, лягушка, сирень)
5. Загадки : а) Внутри –пустой, а голос – густой. Сам молчит, а бьют - ворчит. (Барабан)
б) У какого инструмента есть и струны и педаль. Что же это? Несомненно наш … (Рояль)
в) Движенья плавные смычка приводят в трепет струны, Мотив журчит издалека поёт про ветер лунный. Звучит мечтательный мотив, его названье… ( Скрипка)
г) Ящик на коленях пляшет, то поёт, то громко плачет. (Баян)
д) На листочке, на страничке то ли точки, то ли птички - Все сидят на лесенке и щебечут песенки. (Ноты)
е) Приложил к губам я трубку, полилась по лесу трель, Инструмент тот очень хрупкий называется …. (Свирель)
ж) Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит. Стоит только в руки взять и немного раскачать, Слышен будет перезвон: динь –дон -дон, динь- дон –дон (Колокольчик)
6. Кто пишет музыку, а кто слова? (Композитор, поэт)
7. С помощью чего можно записать музыку? (Ноты)
8. Кто исполняет музыку? ( Музыкант) 9. Как называется одновременное звучание нескольких инструментов? (Оркестр) 10. Как зовут человека, который руководит оркестром? (Дирижер)
11. Как называются люди, которые выступают на сцене? (Артисты)
12. Допойте песню «Жили у бабуси…»
13. Назовите виды искусств, взаимодействующие с музыкой? (Поэзия, хореография, балет, театр, кино, живопись)
Высказывания великих людей о музыкальном воспитании
|