Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сопоставление содержание пословицы с ранее прочитанными произведениями, главная мысль которых совпадает с содержанием пословицы, учащиеся делают обобщение.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2.Сопоставление содержание пословицы с ранее прочитанными произведениями, главная мысль которых совпадает с содержанием пословицы, учащиеся делают обобщение. Притча И надо признать, что произведения в жанре притчи вызывают у учеников большой интерес, так как в этих простых и занимательных историях обобщён философский опыт, как отдельных авторов, так и всего народа. Мы знаем, что притча как фольклорный жанр изучается на уроках литературы в 5-8 классах, но учителя давно используют эти маленькие дидактико-аллегорические рассказики и на уроках русского языка. Например, преподаватели часто обращаются к притче, выбирая текст для изложения с творческим заданием. И это неслучайно. Во-первых, достоинство притчи – маленький объём: можно не беспокоиться о том, что ученики не успеют справиться с работой. Иногда я даже практикую совсем маленькие изложения как часть урока. Ученики тренируют память и учатся сжимать текст. Притча сама по себе лаконична, и исключить из неё можно лишь немногое, зато дети точно понимают, без чего нельзя обойтись, чтобы не потерять смысл истории. В-вторых, достоинство притчи – чётко выраженный сюжет. Это особенно важно для учеников 5-6 классов. Они должны точно запомнить последовательность событий, понять логику повествования, что, конечно, позволяет тренировать базовые навыки и умения: такие уроки помогут нам в формировании «умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» (ФГОС). В старших классах ученикам чаще всего приходится иметь дело с текстами публицистического характера. Но ведь и у притчи есть общественно значимый философский подтекст, который ученики пытаются угадать за конкретным сюжетом, они учатся размышлять над серьёзными проблемами и делать выводы. И работа с такими текстами не должна ограничиваться изложением. Обязательно надо включать и творческое задание с осмыслением глубинного смысла предложенного текста. Безусловно, для этого учитель должен выбирать такие притчи, в которых нет морали, а есть только аллегорическая история. Вот, например, для изложения с творческим заданием подойдет восточная притча «Одна кружка» (здесь и далее используются ресурсы сайта http://pritchi.ru/): Жил один старый аскет. У него не было ничего: ни дома, ни имущества, кроме скудной одежды, которая была на нём и одной кружки, которой он черпал воду из ручьёв, чтобы напиться. Притчи с озвученной моралью, которая не оставляет сомнения в авторской позиции, многие преподаватели используют для задания другого вида. Ученикам на первом этапе урока предлагается только половина текста притчи, а они должны написать своё продолжение, а потом сравнить с авторским вариантом. Этот вид работы развивает такое очень важное умение, как определение авторской позиции. Ученики уже по завязке сюжета должны предположить, какая идея может выражаться в данном тексте. Например, можно использовать начало такой конфуцианской притчи: Однажды к Конфуцию пришёл ученик и спросил: И только после того, как ученики выстроят свою ценностную цепочку и обоснуют свой выбор, они смогут прочитать продолжение: – Оружие. Итак, мы можем констатировать, что притча на уроках русского языка предоставляет нам возможность, отработать с нашими учениками разные базовые навыки и умения: дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Притча также даёт возможность прикоснуться к народной мудрости, осваивать вековой жизненный опыт. Надеюсь, это пригодится ребятам в жизни. Но, мне кажется, что регулярное обращение к жанру притчи поможет также учащимся сдать ЕГЭ. Я имею в виду часть С. Как известно, ученики в экзаменационном сочинении должны определить тему текста, прокомментировать его (т.е. кратко пересказать содержание), понять авторскую позицию – и это всё мы можем отработать, используя тексты притч. Кроме этого, ученики, как мы помним, должны высказать своё мнение и аргументировать его, приведя один аргумент из художественной литературы, а второй – из жизненного опыта. Думаю, многие со мной согласятся в том, что найти первый аргумент для ребят часто бывает проще, чем второй. Наверное, потому, что на уроках литературы учителя часто акцентируют внимание учащихся на том, к какой теме подойдет пример из того или другого произведения. Однако жизненный опыт старшеклассников невелик, и это естественно в их возрасте. Ребята пытаются придумывать истории про «одного знакомого мальчика…», которые чаще всего не выглядят убедительными. Методисты советуют обращаться к публицистической литературе и биографиям знаменитостей. Но не всегда в стрессовой обстановке экзамена подходящая информация приходит на ум. И вот тут, мне кажется, притча может прийти на помощь. Если мы будем работать с этим жанром постоянно и ориентировать учеников на создание некоторой тематической базы, то даже слабые ученики смогут подобрать подходящий пример, подведя к нему, например, такой фразой: «Размышления автора о дружбе (например) напомнили мне одну притчу, которую однажды рассказал нам учитель…». И в этом не будет неправды. В заключение своей работы хочется отметить ещё одно важное качество притчи: она позволяет пишущему плавно и естественно перейти к выводу работы – к выводу правильному и философскому.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.161.43 (0.01 с.) |