Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопоставление содержание пословицы с ранее прочитанными произведениями, главная мысль которых совпадает с содержанием пословицы, учащиеся делают обобщение.

Поиск

2.Сопоставление содержание пословицы с ранее прочитанными произведениями, главная мысль которых совпадает с содержанием пословицы, учащиеся делают обобщение.

Притча

И надо признать, что произведения в жанре притчи вызывают у учеников большой интерес, так как в этих простых и занимательных историях обобщён философский опыт, как отдельных авторов, так и всего народа.

Мы знаем, что притча как фольклорный жанр изучается на уроках литературы в 5-8 классах, но учителя давно используют эти маленькие дидактико-аллегорические рассказики и на уроках русского языка. Например, преподаватели часто обращаются к притче, выбирая текст для изложения с творческим заданием. И это неслучайно.

Во-первых, достоинство притчи – маленький объём: можно не беспокоиться о том, что ученики не успеют справиться с работой. Иногда я даже практикую совсем маленькие изложения как часть урока. Ученики тренируют память и учатся сжимать текст. Притча сама по себе лаконична, и исключить из неё можно лишь немногое, зато дети точно понимают, без чего нельзя обойтись, чтобы не потерять смысл истории.

В-вторых, достоинство притчи – чётко выраженный сюжет. Это особенно важно для учеников 5-6 классов. Они должны точно запомнить последовательность событий, понять логику повествования, что, конечно, позволяет тренировать базовые навыки и умения: такие уроки помогут нам в формировании «умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» (ФГОС).

В старших классах ученикам чаще всего приходится иметь дело с текстами публицистического характера. Но ведь и у притчи есть общественно значимый философский подтекст, который ученики пытаются угадать за конкретным сюжетом, они учатся размышлять над серьёзными проблемами и делать выводы. И работа с такими текстами не должна ограничиваться изложением. Обязательно надо включать и творческое задание с осмыслением глубинного смысла предложенного текста. Безусловно, для этого учитель должен выбирать такие притчи, в которых нет морали, а есть только аллегорическая история.

Вот, например, для изложения с творческим заданием подойдет восточная притча «Одна кружка» (здесь и далее используются ресурсы сайта http://pritchi.ru/):

Жил один старый аскет. У него не было ничего: ни дома, ни имущества, кроме скудной одежды, которая была на нём и одной кружки, которой он черпал воду из ручьёв, чтобы напиться.
Но вот однажды аскет увидел мальчика, который обогнал старика на тропинке, идущей к ручью. Мальчик подбежал к воде и начал пить её из пригоршни.
Тогда аскет выкинул кружку.

Притчи с озвученной моралью, которая не оставляет сомнения в авторской позиции, многие преподаватели используют для задания другого вида. Ученикам на первом этапе урока предлагается только половина текста притчи, а они должны написать своё продолжение, а потом сравнить с авторским вариантом. Этот вид работы развивает такое очень важное умение, как определение авторской позиции. Ученики уже по завязке сюжета должны предположить, какая идея может выражаться в данном тексте. Например, можно использовать начало такой конфуцианской притчи:

Однажды к Конфуцию пришёл ученик и спросил:
— Каковы основные характеристики хорошего правительства?
— Еда, оружие и доверие народа, — ответил Конфуций.
— А если представить, что тебя попросили пожертвовать одним из них, что бы было?

И только после того, как ученики выстроят свою ценностную цепочку и обоснуют свой выбор, они смогут прочитать продолжение:

Оружие.
– А если пришлось бы отказаться и от второго?
– Еда.
– Но без пищи народ бы умер!
– С незапамятных времён смерть была участью человеческих существ. Но народ, не доверяющий своему правительству, действительно пропадёт.

Итак, мы можем констатировать, что притча на уроках русского языка предоставляет нам возможность, отработать с нашими учениками разные базовые навыки и умения: дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Притча также даёт возможность прикоснуться к народной мудрости, осваивать вековой жизненный опыт. Надеюсь, это пригодится ребятам в жизни.

Но, мне кажется, что регулярное обращение к жанру притчи поможет также учащимся сдать ЕГЭ. Я имею в виду часть С. Как известно, ученики в экзаменационном сочинении должны определить тему текста, прокомментировать его (т.е. кратко пересказать содержание), понять авторскую позицию – и это всё мы можем отработать, используя тексты притч.

Кроме этого, ученики, как мы помним, должны высказать своё мнение и аргументировать его, приведя один аргумент из художественной литературы, а второй – из жизненного опыта. Думаю, многие со мной согласятся в том, что найти первый аргумент для ребят часто бывает проще, чем второй. Наверное, потому, что на уроках литературы учителя часто акцентируют внимание учащихся на том, к какой теме подойдет пример из того или другого произведения. Однако жизненный опыт старшеклассников невелик, и это естественно в их возрасте. Ребята пытаются придумывать истории про «одного знакомого мальчика…», которые чаще всего не выглядят убедительными.

Методисты советуют обращаться к публицистической литературе и биографиям знаменитостей. Но не всегда в стрессовой обстановке экзамена подходящая информация приходит на ум. И вот тут, мне кажется, притча может прийти на помощь. Если мы будем работать с этим жанром постоянно и ориентировать учеников на создание некоторой тематической базы, то даже слабые ученики смогут подобрать подходящий пример, подведя к нему, например, такой фразой: «Размышления автора о дружбе (например) напомнили мне одну притчу, которую однажды рассказал нам учитель…». И в этом не будет неправды.

В заключение своей работы хочется отметить ещё одно важное качество притчи: она позволяет пишущему плавно и естественно перейти к выводу работы – к выводу правильному и философскому.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.161.43 (0.01 с.)