Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экскаваторы радиального копания

Поиск

 Экскаваторы радиального копания

Перемещение рабочих органов производится поворотной телескопической стрелой. В зависимости от способа закрепления ковшей различают цепные и роторные экскаваторы:

Роторный экскаватор радиального копания

Цепные экскаваторы

Ковши закреплены на бесконечной цепи или цепях. Отвал грунта производится непосредственно из ковшей. Форма направляющей цепи обычно задаёт профиль копания.

Роторные экскаваторы

Ковши закреплены на жестком роторе. Отвал грунта может производиться как непосредственно из ковшей, так и посредством транспортера.

Роторный траншейный экскаватор

По конструкции рабочего органа:

цепные (рабочие элементы размещены на бесконечной цепи или цепях);

баровый рабочий орган;

рабочий орган со свободно провисающей цепью;

о роторные (рабочие элементы размещены на окружности вращающегося ротора);

рабочие элементы размещены по ободу ротора;

рабочие элементы размещены на боковой поверхности ротора;

двухроторные, или двухфрезерные (рабочий орган состоит из двух наклонных роторов, боковая поверхность которых работает как фреза);

о комбинированные:

■ плужно-роторные (рабочий орган состоит из ротора и плуга);

■ шнекороторные (рабочий орган состоит из ротора и шнеков);

По типу рабочих элементов:

• ковшовый рабочий орган (многоковшовые экскаваторы);

□ скребковый, резцовый, плужковый или смешанный рабочий орган;

По назначению:

• траншейные, предназначены для прокладки траншей;

□ дреноукладчики, используются для организации дренажа;

□ каналокопатели, используются для прокладки каналов (оросительных, осушительных) и кюветов;

□ карьерные, используются для вскрышных и добычных работ

По типу привода:

• с механическим приводом;

о с гидравлическим приводом;

□ с электрическим приводом;

□ с комбинированным приводом;

По типу ходового устройства:

на гусеничном ходу;

на пневмоколёсном ходу;

По способу соединения рабочего оборудования с ходовой частью:

• навесные (без дополнительной опоры рабочего органа);

  полуприцепные (рабочий орган опирается на тягач спереди и на дополнительную тележку сзади);

  прицепные (рабочий орган имеет собственную ходовую часть и буксируется тягачом)

 


 

Вопрос 2. Одноковшовые погрузчики.

 

Наиболее характерными представителями выемочно-погрузочных машин, эксплуатируемых на открытых разработках, являются одноковшовые и многоковшовые экскаваторы.

Экскаватором называется машина, предназначенная для черпания (экскавации) горной массы, перемещения ее на относительно небольшие расстояния и погрузки на транспортные средства и в отвал.

Все экскаваторы делятся на две группы: одноковшовые и многоковшовые. Одноковшовые экскаваторы производят копание малосвязных или черпание разрушенных взрывом прочных горных пород и их перемещение последовательно, прерывая копание на время перемещения грунта, а многоковшовые экскаваторы выполняют эти операции одновременно. Многоковшовые экскаваторы получили распространение на вскрышных и добычных работах при непрерывном копании из массива малосвязных пород или углей.

Рабочий цикл одноковшового экскаватора складывается из четырех последовательных операций: наполнения ковша (черпания), перемещения его к месту разгрузки (транспортирования), разгрузки и перемещения порожнего ковша к месту черпания для воспроизведения нового цикла. Поэтому одноковшовые экскаваторы являются машинами цикличного (прерывного действия).

В отличие от одноковшовых у многоковшовых экскаваторов все элементы рабочего цикла осуществляются одновременно, поэтому многоковшовые экскаваторы являются машинами непрерывного действия.

В настоящее время на карьерах эксплуатируются, главным образом, следующие типы экскаваторов: ЭКГ - экскаватор карьерный гусеничный (ходовая часть гусеничного типа), ЭГ - экскаватор гидравлический карьерный на гусеничном ходу, ЭШ - экскаватор шагающий для вскрышных работ. Типажный ряд экскаваторов типа ЭКГ включает базовые модели с ковшами вместимостью от 2 до 20 м3, типажный ряд шагающих экскаваторов (драглайнов) - шесть базовых моделей с ковшами вместимостью от 4 до 125 м3. Экскаваторы типа ЭГ имеют ковш вместимостью от 2,-5 до 30 (40) м3.

Классификация экскаваторов

Существующие типы экскаваторов в общем виде классифицируются типажом по следующим признакам:

• назначению и роду выполняемой работы;

• вместимости ковша Е, м3;

• видам рабочего, ходового и силового оборудования.

По назначению одноковшовые экскаваторы подразделяют на следующие типы:

строительные — с ковшами емкостью от 0,15 - 2 м3, на гусеничном или пневмоколесном ходу, универсальные (снабжаются сменным рабочим оборудованием прямой или обратной лопаты, драглайна, грейфера или крана): предназначаются в основном для производства земляных и монтажных работ на строительстве;

карьерные — с ковшами емкостью от 4 до 12,5 м3, на гусеничном ходу, имеют рабочее оборудование прямой лопаты с относительно короткой стрелой и рукоятью: применяются главным образом на карьерах при разработке породных, рудных или угольных уступов с нижней погрузкой в транспортные сосуды;

вскрышные — с ковшами емкостью от 4 до 35 м3, на гусеничном ходу, оборудуются прямой лопатой, но с удлиненной стрелой и рукоятью; предназначаются в основном для разработки уступов с верхней погрузкой или с перемещением горной массы в отвал;

шагающие драглайны — с ковшами емкостью от 4 до 80 м3 и с длинными стрелами (до 100 м): применяются для разработки уступов на карьерах с перемещением породы в отвал, для проведения траншей, рытья котлованов, насыпки дамб, плотин и др.

Основные части одноковшовых экскаваторов

Современный одноковшовый экскаватор состоит из следующих основных частей:

• рабочего оборудования;

• рабочих механизмов;

• ходового оборудования;

• поворотной платформы;

• силового оборудования.

Рабочим оборудованиемназывается та часть экскаваторов, с помощью которой они копают грунт, поднимают груз, зачерпывают и перегружают сыпучие материалы и пр. Рабочее оборудование расположено в передней части поворотной платформы экскаватора (или на поворотной колонне у неполноповоротных машин). В зависимости от способа крепления рабочего органа (ковша, крюка, грейфера) различают рабочее оборудование с жесткой или гибкой подвеской рабочего органа.

Рабочие механизмыслужат для получения рабочих движений ковша экскаватора: подъема (и тяги у драглайна) и напора. Доставку ковша к месту разгрузки производят механизмом поворота. Все эти механизмы устанавливаются на поворотной платформе (за исключением механизма напора у карьерных лопат с зубчато-реечной системой выдвижения рукояти, находящейся, как правило, на стреле.

По кинематическому признаку механизмы экскаватора подразделяются на три типа:

• с однодвигательной схемой привода всех механизмов от одного общего двигателя;

• с групповой схемой привода нескольких механизмов от общих двигателей;

• с многодвигательной схемой привода механизмов от собственных двигателей.

Первые два типа применяются на экскаваторах малой мощности — универсальных. Механизмы экскаваторов средней и большой мощности имеют индивидуальный привод постоянного тока с одним или несколькими двигателями.

Ходовое оборудование экскаватора может быть гусеничное, пневмоколесное, рельсовое, шагающее, рельсово-шагающее. Наиболее распространенным является гусеничное оборудование, обеспечивающее хорошую проходимость экскаватора.

Рельсовое ходовое оборудование в современных одноковшовых экскаваторах не применяется. В основном рельсами оборудуются многоковшовые экскаваторы.

Шагающее ходовое оборудование обеспечивает низкое давление на грунт, имеет небольшую массу, устойчивость машины на базе при работе. Одноковшовые экскаваторы драглайн в основном оборудованы механизмами шагания.

Рельсово-шагающее ходовое оборудование обладает высокой маневренностью, возможностью дозированного перемещения машины с высокой скоростью и плавностью, малыми давлениями на опорную поверхность. В основном служит как ходовое оборудование мощных отвалообразователей и роторных экскаваторов.

Поворотная платформа опирается через ролики опорно-поворотного устройства на раму ходового оборудования, относительно которого платформа может поворачиваться в горизонтальной плоскости. Одна и та же поворотная платформа может быть установлена на различное ходовое оборудование. В зависимости от угла поворота платформы экскаваторы называются полноповоротными или неполноповоротными. Одноковшовые экскаваторы в основном выпускают полноповоротными, т.е. их поворотная часть может вращаться на 360°.У машин этого типа на поворотной платформе устанавливают: основные рабочие механизмы, приводные электродвигатели, а также крепят рабочее оборудование.

Силовое оборудование — это энергетический комплекс, содержащий приводной двигатель и машины — преобразователи энергии, например, электрические генераторы или электрические двигатели.

Комплекс двигателя с исполнительным механизмом представляет собой привод машины. Типом двигателя определяется вид двигателя, который может быть электрическим,      дизель электрическим,                   дизельгидравлическим,

электрогидравлическим.

На крупных одноковшовых экскаваторах для привода главных механизмов в основном используют тихоходные электродвигатели постоянного тока, которые позволяют иметь безредукторный привод, что в целом повышает надежность экскаватора. Кроме того, при одной и той же мощности тихоходные двигатели имеют меньшие потери энергии и продолжительность переходных процессов по сравнению с быстроходными.


 

Вопрос 3. Погрузчики с рабочим органом непрерывного действия

Погрузчики непрерывного действия применяются для погрузки не-слежавшихся сыпучих материалов в транспортные средства при сравнительно однородном материале.

Погрузочные машины непрерывного действия различаются конструкцией ходовой части, питателя и транспортирующего органа.

Самоходные погрузочные машины непрерывного действия изготовляются на гусеничном и пневмоколесном ходу.

Простейшим типом погрузочной машины непрерывного действия является ленточный наклонный транспортер с приспособлением в виде двух параллельно расположенных винтовых питателей. Имеются конструкции таких ленточных погрузчиков с загрузочными устройствами в виде двух скребков, совершающих сложное возвратно-поступательное перемещение, при которых они совершают захват материала и перемещение его на ленту транспортера.

Большое распространение имеют многоковшовые погрузчики с винтовым питателем и ковшовым элеватором . При вращений винтового питателя / его витки подгребают материал с обеих сторон к ковшовому элеватору 2, поднимающему материал на некоторую высоту и перегружающему его на отвальный транспортер 3. Производительность погрузки до 150 мг/ч. Транспортная скорость 21 км/ч.

Погрузочные машины с ковшовой шаровой головкой позволяют забирать материал из любой точки отвала небольшой высоты.

Ковшовая шаровая головка /, вращающаяся на конце трубчатой рукояти 2, передает захватываемый ею материал на ленточный транспортер 3, смонтированный внутри трубы, с которого материал передается на отвальный транспортер 4.

Производительность погрузчика непрерывного действия зависит от мощности погрузчика, габаритов его рабочих органов, скорости движения транспортирующего органа, а также от рода перерабатываемого материала (песок или щебень), влияющего на заполнение ковша.

Большее значение принимается для мелких сыпучих материалов и меньшее — для кусковых.

При техническом обслуживании погрузочных машин специфическими являются работы по периодической очистке рабочих органов от налипших материалов, а также работы по замене рабочих органов для приспособления погрузчика к работе с другими материалами.

По окончании работы необходимо освободить рабочие органы от остатков материала, очистить машину от грязи и осуществить работы по уходу за механизмами.

Автомобилеразгрузчик:

Автомобилеопрокидыватель, устройство для выгрузки сыпучих грузов из кузовов бортовых автомобилей. А. бывают стационарные и передвижные (в т. ч. самоходные), тупиковые и проездные.

Стационарные А. обычно применяются на элеваторах (для зерна), самоходные — на зерноочистительных токах, перегрузочных площадках для гравия, щебня и др. По принципу действия различают А. с гидравлической или механической системой подъёма. Для разгрузки автомобиль заезжает на платформу А., оборудованную устройством для наклона на угол, обеспечивающий саморазгрузку. Для фиксации автомобиля во время наклона на платформе имеются выступы или упоры для колёс. Наклон автомобиля производится назад или на боковую сторону.

Автомобилеразгрузчик с гидравлической системой подъёма: 1 — опорная рама; 2 — платформа; 3 — гидропривод; 4 — гидравлический цилиндр.

Краны-манипуляторы на автомобилях

Краны-манипуляторы на автомобилях (рис.26). Выполняются в виде полноповоротной колонны 1, к которой шарнирно прикреплено двухзвенное рабочее оборудование 2 с выдвижным телескопическим звеном З, несущим на свободном конце крюк 4.

Рис.26. Схема крана-манипулятора на базе автомобиля

1 - полноповоротная колонна; 2 - двухзвенное рабочее оборудование; 3 - телескопическое звено; 4 - крюк.

Манипулятор грузоподъемностью 2,5 т состоит из поворотной колонки, шарнирно сочлененного стрелового оборудования, двух выносных гидравлических опор, механизма поворота стрелы в плане, двух пультов для управления и компонента сменного рабочего

оборудования.

Конструкции отечественных бортовых манипуляторов выполнены по единой принципиальной схеме и различаются между собой грузовым моментом, грузоподъемностью, высотой подъема и опускания крюка, массой, габаритными размерами.

Строительные погрузчики

Представляют собой самоходные универсальные машины, предназначенные для выполнения погрузки и разгрузки грузов различного вида (сыпучих, кусковых, штучных и т.п.), перемещения грузов на сравнительно небольшие расстояния, а также для землеройно-погрузочных строительно-монтажных и вспомогательных работ.

Различают одноковшовые и многоковшовые погрузчики.

Одноковшовые погрузчики по грузоподъемности (главный параметр) классифицируют на малогабаритные (до 0,5 т), легкие (0,6-2 т), средние (2-4 т), тяжелые (4-10 т), сверхтяжелые (более 10 т); по типу ходового устройства - на гусеничные и пневмоколесные; по расположению рабочего органа относительно двигателя - с передним и задним расположением; по способу разгрузки - с полуповоротным, комбинированным, перекидным и фронтальным рабочим оборудованием.

В промышленном, гражданском и специальном строительстве наибольшее применение получили фронтальные одноковшовые погрузчики на пневмоколесном ходу (рис.27).

Рис.27. Строительный фронтальный погрузчик ТО-11

1 - гидроцилиндры стрелы; 2 - стрела; 3 - ковш; 4 - гидроцилиндры поворота ковша; 5 - кабина; 6 - дизельный двигатель; 7 - гидромеханическая трансмиссия; 8 - рама.

Вместо основного рабочего органа - ковша - на погрузчик может устанавливаться широкая номенклатура сменных рабочих органов, что обеспечивает универсальность одноковшовых погрузчиков.

Все современные погрузчики оборудуются электронными устройствами отображения информации о предельном состоянии параметров двигателя, трансмиссии, тормозной и других систем.

 Одноковшовый погрузчик - это машина цикличного действия. Рабочий цикл фронтального погрузчика, оборудованного ковшом, включает следующие операции: перемещение погрузчика к месту набора материала с одновременным опусканием ковша, внедрение ковша в материал, подъем ковша со стрелой, транспортирование материала к месту выгрузки, разгрузка ковша опрокидыванием, возвращение к месту работы.

При работе с сыпучими материалами техническая производительность П - , одноковшовых погрузчиков составляет

,

где:

q - геометрическая вместимость ковша, м ;

k - коэффициент наполнения ковша, k = 0,6 1,2;

k - коэффициент разрыхления материала, k = 1,1 1,3;

t - время цикла, с

при работе со штучными грузами П - , будет

,

где:

Q - грузоподъемность погрузчика, т.

Многоковшовые погрузчики применяют для погрузки в транспортные средства сыпучих и мелкокусковых материалов (песка, гравия, щебня, шлака), а также для засыпки траншей и фундаментных пазух свеженасыпанным грунтом, обваловывания площадок и т.д. В строительстве в основном применяются пневмоколесные погрузчики с ковшовым конвейером и подгребающими шнеками. Главным параметром их является производительность. Выпускаются многоковшовые погрузчики 40, 80, 160, 250 .

Многоковшовые погрузчики

Многоковшовые погрузчики относятся к самоходным машинам с рабочим органом непрерывного действия. Такого типа погрузчики состоят из зачерпывающего органа (питателя), транспортирующего органа и ходовой части (гусеничной или колесной).

В качестве зачерпывающего органа обычно применяют сдвоенный винтовой питатель с ленточным винтом, реже — черпаковое колесо; в качестве транспортирующего органа — ленточные, ковшовые и скребковые транспортеры.

Все элементы погрузчика монтируют на общей раме, где также размещают и двигатель ходового оборудования.

 В качестве погрузчиков непрерывного действия применяются также стандартного типа передвижные ленточные транспортеры с загрузкой их материалом вручную. Однако ‘более производительными являются машины с зачерпывающим органом. Для перегрузки заполнителей наиболее пригодны самоходные погрузчики с зачерпывающим органом в виде сдвоенного винтового питателя с ленточным или лопастным винтом. В качестве транспортирующего органа такие погрузчики могут иметь элеваторные, скребковые, роторные или ленточные транспортеры, смонтированные на общей с питателем раме машины.

Погрузчики непрерывного действия применяются преимущественно для погрузки в транспорт щебня, гравия и песка. Они могут быть также использованы для разработки карьеров песка с одновременной погрузкой его в транспортные средства.

На рис. 63 показана схема погрузчика с многоковшовым цепным рабочим органом— элеватором.

В рабочем положении элеватор устанавливают наклонно к горизонту; для изменения его наклона до 50° и перевода в. рабочее или транспортное положение служит укрепленный на раме (стреле) элеватора червячный механизм, приводимый в движение гидроприводом или от ручного штурвала.

Привод погрузчика осуществляется по одномоторной схеме — от двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя, или же по многомоторной схеме — от дизель-электрического привода.

Для подачи материала в транспортные средства и разгрузки погрузчики часто оборудуют поворотными в горизонтальной плоскости разгрузочными лотками или подвесными ленточными транспортерами с прорезиненной лентой шириной 600—600 мм и длиной 2,5—7,0 м. Применение ленточного транспортера позволяет увеличить радиус действия погрузчика и использовать его при складировании материала и погрузке в транспортные средства.

 

Рис. Схема многоковшового цепного погрузчика

Емкость ковшей 3 в зависимости от производительности погрузчика составляет 5—34 л. Скорость элеваторной цепи 0,5— 1,0 м/сек. Расчетная производительность подобных многоковшовых погрузчиков в зависимости от типоразмера машины 25— 65 м3/ч.

Наибольшие скорости передвижения погрузчиков на гусеничном ходу составляют 10—20 км/ч. В сторону штабеля скорость погрузчиков на гусеничном ходу чаще всего 0,05—6,8 км/ч, а на пневмоколесяом ходу 0,3—15 км/ч. Скорость Передвижения погрузчика с грузом 0,11—0,5 км/ч. Механизм передвижения многоковшовых погрузчиков рассчитан на преодоление подъема пути До 10°. При одинаковой производительности вес пневмоколесных погрузчиков примерно на 10—15 % меньше, чем гусеничных.

 

Рис.  . Схема роторного многоковшового погрузчика

К поворотной платформе с одной стороны шарнирно подвешена стрела с вращающимся ковшовым ротором, а с другой — ленточный транспортер. При вращении ротора ковши, прикрепленные к нему, забирают материал из штабеля и передают его на разгрузочный ленточный транспортер. Стрелы ротора и транспортера могут опускаться или подниматься.

Роторные погрузчики применяют как для погрузки сыпучих и кусковых материалов, так и для разработки карьеров песка и гравия при небольших объемах работ. Емкость их ковшей 0,03— 0,15 м3, диаметр ротора 2,5—4,5 м и скорость черпания 0,6— 1,0 м/сек. Погрузчики имеют обычно 6—8 ковшей с режущими козырьками из износоустойчивой стали, которые, если погрузчик работает в тяжелых условиях, часто снабжаются сменными зубьями. Производительность роторных погрузчиков в зависимости от типоразмера модели и вида перегружаемого материала 69— 280 м3/ч.

Привод этих погрузчиков обычно осуществляется по одномоторной схеме от электродвигателя трехфазного тока с питанием от внешней сети с помощью гибкого кабеля.

Многоковшовый погрузчик ТМ-1 (рис. 10.11) предназначен для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов размером до 100 мм из отвалов в транспортные средства. Он применяется в дорожном строительстве при погрузке и разгрузке сыпучих материалов в транспорт и штабеля. ГОСТ 11663—65 предусматривает многоковшовые погрузчики двух типов: строительные цепные непрерывного действия (ПЦ) и строительные роторные непрерывного действия (ПР).

Оборудование погрузчика установлено на пневмоколесном шасси. На раме шасси смонтированы ковшовый элеватор со шнеками-питателями и ленточный транспортер. В оборудование машины входят рама, силовая установка, коробка передач, раздаточная коробка, ходоуменьшитель, карданные валы, передний неуправляемый мост (на базе моста ЗИЛ-164), задний управляемый мост (на базе моста ЗИЛ-157), редуктор отбора мощности, пневмо-, электро- и гидросистемы и кабина оператора.

В конструкции шасси применен комбинированный гидромеханический привод, обеспечивающий бесступенчатое регулирование рабочих скоростей машины. Муфта сцепления однодис-ковая, сухая, постоянно-замкнутого типа.

Коробка передач соединена с выходным фланцем сцепления карданным валом. В нее встроен шестеренный насос для смазки подшипников и шестерен верхнего вала коробки, что необходимо при работе на низких скоростях.

Привод редуктора отбора мощности включается с помощью пневмоцилинд-ра, включающего зубчатую муфту на первичном валу коробки передач. Раздаточная коробка соединена с коробкой передач карданным валом и распределяет крутящий момент между ведущими мостами (рис. 10.12). Задний ведущий управляемый мост может отключаться по мере надобиости пневмоцилиндром, расположенным на раздаточной коробке, который по конструкции аналогичен пневмоци-линдру включения вала отбора мощности коробки передач. На выходном валу привода переднего моста раздаточной коробки установлен стояночный тормоз.

Ходоуменьшитель предназначен для уменьшения скоростей машины при работе. Он представляет собой одноступенчатый редуктор, к которому прикреплен гидродвигатель. При работе крутящий момент от гидродвигателя передается через редуктор па выходной вал и затем на коробку передач.

В переднем ведущем мосту погрузчика применена главная передача автомобиля ЗИЛ-164. Несущая балка моста значительно усилена. На цапфах, являющихся продолжением балки моста, смонтированы колесные редукторы, тормозная система и пневмо-баллоны. Передний мост жестко прикреплен к раме машины, задний мост (передний мост от автомобиля ЗИЛ-157) подвешен к раме машины посредством двух полуэллиптических рессор.

Рис., Многоковшовый погрузчик TM-1:
1 — транспортер; 2 — защитный кожух; 3 — канат подъема транспортера; 4 — редук-гор отбора мощности; 5 — выравниватель; 6 — механизм подъема элеватора; 7 — элеватор; 8 — насоо гидросистемы; 9 — механизм поворота транспортера

Машины и устройства непрерывного действия предназначены для перемещения навалочных и штучных грузов непрерывным потоком по заданной трассе не останавливая рабочий орган для захвата и освобождения груза.

По способу передачи перемещаемому грузу движущей силы, различают транспортирующие машины: с приводом (механиче­ским, электрическим, гидравлическим, пневматическим); самотеч­ные (гравитационные) устройства, в которых груз перемещается под действием собственной силы тяжести; пневматического и гидравлического транспорта, в которых движущейся силой явля­ются поток воздуха или струя воды.

Классификация погрузочно-разгрузочных средств непрерывно­го действия представлена в табл..

 

 

Конвейеры

С тяговым элементом

Ленточные, пластинчатые, скребковые, ковшовые, под­весные

Без тягового элемента

Винтовые, роликовые, виб­рационные, качающиеся

Элеваторы

Ковшовые, полочные, люлечные

Установки пневмати­ческого транспорта

Всасывающие, нагнетательные, комбиниро­ванные

Установки гидравли­ческого транспорта

Самотечные, напорные

Самотечные устрой­ства

Наклонные плоскости, лотки, желоба, самотеч­ные трубы, винтовые и роликовые спуски, бун­керы

Погрузчики непре­рывного действия

Многоковшовые, роторные, скребковые

Конвейеры- это машины для перемещения непрерывным или почти непрерывным потоком насыпных, навалочных и тарно-штучных грузов ограниченной массы.

Основными видами конвейеров являются:

ленточный конвейер - машина непрерывного действия, несущим и тяговым органом которой является гибкая лен­та;

пластинчатый конвейер - машина непрерывного дейст­вия, у которой тяговым органом является цепь (одна или две), а грузонесущим органом - жесткий металлический (деревянный, пластмассовый, резинотканевый) настил (по­лотно), состоящий из пластин, которые закреплены на це­пях, движущихся по направляющим путям;

скребковый конвейер - машина непрерывного действия, тяговым органом которой являются цепи, а перемещение груза осуществляется волочением по желобу или настилу при помощи скребков, прикрепленных к цепям;

ковшовый конвейер - машина непрерывного действия, у которой к пластинчатым тяговым цепям шарнирно прикре­плены ковши и перемещение груза происходит по сложной

трассе с горизонтальным и вертикальными участками, рас­положенными в вертикальной плоскости;

подвесной конвейер - конвейер, у которого перемещение груза осуществляется при помощи емкостей (например, ко­роба), подвешенных к кареткам или тележкам, движущихся вместе с ходовой частью (цепью с роликами) по подвесно­му направляющему пути сложного замкнутого контура (прикрепленному обычно к перекрытию здания);

винтовой конвейер - конвейер, у которого перемещение груза осуществляется вращающимся винтом;

роликовый конвейер - конвейер, у которого перемещение грузов осуществляется по стационарным роликам, оси ко­торых укреплены на специальной раме со стойками;

качающийся конвейер - конвейер, у которого перемещение грузов осуществляется по наклонной качающейся поверх­ности.

Сравнительная характеристика основных видов конвейеров представлена в табл. 1.15.

Элеваторы - это машины, служащие для перемещения в вер­тикальном или наклонном направлениях навалочных грузов с по­мощью непрерывно движущихся ковшей, или для перемещения штучных грузов с помощью жестких (люлечных) захватов.

Ковшовый элеватор состоит из ковшей, прикрепленных к бес­конечно замкнутой ленте, огибающей верхний и нижний барабаны. В верхней части элеватора размещается привод с электродвигате­лем и храповиком для предотвращения обратного хода ветви с гру­жеными ковшами при остановке элеватора. Разгрузка ковшей про­исходит вследствие центробежной силы выбросом груза в выходное отверстие элеватора. Как правило, элеватор по всей высоте заклю­чен в металлический кожух. Производительность ковшовых элева­торов составляет 5-500 м3/ч, высота подъема груза до 70 м.

Таблица  

Сравнительная характеристика основных видов конвейеров

Вид конвейера

Производитель­ность

Основная сфера применения

Достоинства

Недостатки

Ленточный

Производитель­ность до 20000 т/ч, ширина ленты 100-3000 мм, скорость до 6-8 м/с

Промышленность, строитель­ство, добыча полезных иско­паемых, сельское хозяйство, склады и др.

Высокая производительность; возможность создания длинных и сложных трасс; простота конст­рукции; простота в эксплуатации; возможность автоматизации управления; высокая надежность

Высокая стоимость ленты и роликов; трудности при транс­портировании пылевидных, горячих и тяжелых грузов; не­большой угол наклона трассы (18-20°)

Пластинчатый

Производитель­ность 200-2000 т/ч, ширина полотна от 500 мм, скорость до 1,25 м/с

Металлургическая промыш­ленность, машиностроение, склады, предприятия стройма­териалов

Возможность транспортирования большого ассортимента грузов; работоспособность при высоких и низких температурах; разнооб­разие трасс транспортирования; высокий угол наклона трассы (до 80°)

Большая масса и сложность изготовления; высокая стои­мость; сложность промежуточ­ной разгрузки конвейеров с бортовым настилом; сложность эксплуатации и ремонта

Скребковый

Производитель­ность 300-600 т/ч, ширина скребков 200-120 мм, ско­рость 0,1-1,0 м/с

Пищевая, химическая, метал­лургическая, деревообрабаты­вающая отрасли промышлен­ности, сельское хозяйство, производство стройматериалов и др.

Простота конструкции, малая высота, безопасность, возмож­ность транспортирования по сложным трассам без перегрузки

Измельчение груза при транс­портировании; высокая энерго­емкость; шумность; возмож­ность образования заторов груза

Ковшовый

Производитель­ность до 400 т/ч, емкость ковшей менее 300 л; ско­рость до 0,3 м/с

Промышленность, строитель­ство, погрузочно-разгрузочные работы и др.

Возможность транспортирования грузов по вертикальным, гори­зонтальным, наклонным участ­кам; удобство загрузки и выгруз­ки; высокая сохранность груза при транспортировании

Сложность конструкции и экс­плуатации; большой вес; высо­кая стоимость и эксплуатацион­ные затраты

Винтовой

Производитель­ность до 400 т/ч

Химическая, мукомольная промышленность, производст­во строительных материалов

Простота устройства и техниче­ского обслуживания; небольшие габаритные размеры; герметич­ность

Высокий расход электроэнер­гии, измельчение груза при транспортировании; возмож­ность образования заторов груза

Люлечные и полочные элеваторы используют для подъема штучных грузов. Принцип их работы аналогичен ковшовым, а вме­сто ковшей используются люльки, полки или захваты, прикреплен­ные к тяговому элементу (цепи).

Погрузчики и разгрузчики непрерывного действия- маши­ны, служащие для перемещения груза путем захвата из штабеля специальными погрузочными (зачерпывающими, нагребающими) органами и транспортирования его к месту разгрузки непрерывным потоком. Они предназначены для механизации погрузочно-разгрузочных работ с сыпучими и навалочными грузами на скла­дах, перегрузочных пунктах, в строительстве, сельском и комму­нальном хозяйствах.

Конструкция погрузчиков состоит из: захватывающего органа (питателя), предназначенного для забора груза из штабеля; транс­портирующего передаточного органа, состоящего из приемного или основного конвейера, погрузочного или отвального поворотно­го конвейера (первый передает захваченный питателем груз далее на второй конвейер, который может изменять высоту разгрузки); самоходного ходового устройства (шасси); силовой части (двига­тель с трансмиссией); кабины управления.

По типу шасси различают погрузчики на пневмоколесном, гу­сеничном и рельсовом ходу. В качестве силовой установки могут быть использованы электродвигатели или двигатели внутреннего сгорания.

Наиболее распространены следующие виды погрузочных ма­шин:

погрузочные машины с многоковшовым погрузочным ор­ганом в виде цепного ковшового элеватора. Зачерпывае­мый ковшами и поднимаемый ими на некоторую высоту груз через центрально расположенную воронку передается на консольно укрепленный ленточный конвейер;

погрузочные машины с ковшово-роторным экскавацион-ным и зачерпывающим органом. Груз из штабеля зачерпы­вается ковшами, симметрично расположенными на ротор­ном колесе, установленном в головной части поворотной стрелы конвейера. После подъема вверх, груз выгружается на приемный лоток основного конвейера;

погрузочные машины с подгребающими дисками и лапами. Груз подается к оси скребкового конвейера путем враще­ния навстречу друг другу дисков (или лап).

Установки пневматического транспорта- погрузочно-разгрузочные средства, в которых груз перемещается по трубопроводу в струе воздуха. Перемещение происходит вследствие разности давлений в начале и конце трубопровода, благодаря на­гнетанию или созданию вакуума с помощью насосов. Данные уста­новки используют для перемещения навалочных, сыпучих, пыле­видных грузов.

По способу получения разности давления в начале и конце трубопровода, пневматические установки делятся на: всасываю­щие (вакуумные), нагнетательные (напорные) и комбинирован­ные.

Во всасывающей установке груз забирается через всасываю­щую насадку в рабочий трубопровод и перемещается до приемно­го резервуара-отделителя, где отделяется от воздуха вследствие резкой потери скорости. Далее воздух, содержащий мелкую пыль, отсасывается во второй резервуар меньшего объема (пылеулови­тель) и выбрасывается в атмосферу. В нагнетательных установках сжатый воздух от компрессора через ресивер, маслоотделитель и водоотделитель поступает в камерный питатель, из которого груз захватывается струей воздуха, перемещается по трубопроводу в приемный бункер и там накапливается, а воздух через фильтр вы­ходит в атмосферу.

Самотечные устройства- погрузочно-разгрузочные средст­ва, в которых грузы перемещаются вниз по наклону или вертикали в результате действия собственной силы тяжести (сил гравита­ции), без дополнительной затраты энергии извне.

Основными видами самотечных устройств являются:

наклонные лотки - наклонные плоскости, как правило, об­рамленные бортами. Ширина их должна превышать шири­ну груза, а высота бортов - не менее 2/3 высоты груза;

спуски (винтовые и каскадные). Винтовые представляют собой наклонную плоскость, как бы обвитую вокруг цилин­дра. При спуске груз прижимается к борту, испытывая со­противление движению, что обеспечивает плавность раз­грузки. Каскадные спуск представляет собой ступенчатые плоские поверхности, по которым груз поочередно пере­мещается вниз;

самотечные трубы - закрытые наклонные лотки в виде труб круглого или прямоугольного сечения, для перемеще­ния сыпучих грузов;

бункеры - саморазгружающиеся емкости, которые в тече­ние длительного времени заполняются навалочным (на­сыпным) грузом, а затем быстро загружаются в транспорт­ные средства (или конвейер) под действием силы тяжести.

 Назначение и классификация основных типов грузозахватных устройств

Грузозахватные устройства предназначены для захвата и соеди­нения груза с погрузочно-разгрузочными средствами. Они делятся на два основных типа: грузозахватные органы и грузозахватные приспособления.

Грузозахватные органы- часть ПРС, находящаяся в посто­янном соединении с ПРС и являющаяся элементом механизма подъема (например, крюки).

Грузозахватные приспособления- самостоятельное изде­лие многократного пользования, не являющееся частью ПРС, на­вешиваемое на грузозахватный орган (например, стропы).

Домашняя работа:

Выполнить конспект лекции до 15.05.2020.

Изучить материал учебника: стр. 241-263. Клюшин Ю.Ф., Рекошев В.С., Павлов И.И. и др. Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства : учебник; под ред. Ю.Ф. Клюшина, В. С. Рекошева. —М.: Издательский центр «Академия», 2014. —336 с. Электронный учебник.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.185.12 (0.211 с.)