Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный строй и общественная организация

Поиск

 

Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь. Крупнейшие группы племен — Юллемиден, Ифорас, Кель Ахаггар и Кель Адджер (юг Алжира), Кель Адрар (север Мали), Кель Аир (север Нигера), Кель Герес (Грес) (равнинные области), Аллеммеден Кель Деннек на востоке, Аллеммеден Кель Ататам на западе. Глава — вождь. Власть вождя не безгранична, большинство решений принимается собранием предводителей «барабанных» групп (аменокалей), а мать аменокаля может наложить запрет на выполнение любого решения. 

В сексуальном смысле женщины туарегов — самые свободные женщины мира. Дело иногда доходит до выяснения личности отца родившегося ребенка. Обычно это выясняется так: собираются всей деревней на совет и пытаются найти похожие черты ребенка и предполагаемых отцов. Когда доказательства найдены, ребенок записывается без согласия отца. В туарегской культуре добрачный опыт считается преимуществом как у мужчины, так и у женщины. Уважение и свобода, даруемые туарегской женщине, ошибочно трактуются другими племенами, в которых у женщины гораздо меньше свобод. Само туарегское общество решительно осуждает проституцию. Перед браком туарегские женщины наслаждаются удивительной свободой. Они не работают, и вместо работы танцуют, поют и сочиняют стихотворения.

Благородные женщины, у которых есть рабы, работают ничтожно мало. Они делают сыр и масло, пасут коз, считают дни. Считается, что они умеют обрабатывать кожи, а мужчины – шить и вышивать. В отличие от своих соседок, туарегские женщины имеют право выбирать пару; у мужчин может быть больше одной жены, но обычно есть только одна. Иногда туареги проводят специальные мероприятия – «tendi» и «ahal», на которых молодые встречаются и танцуют танцы ухаживания. Tendi обычно проводится после обеда, ahal – вечером. На ahal могут играть музыканты. У туарегов даже есть аналог средневекового «суда любви» с «султаном» и «султаншей», избираемыми для управления этими двумя мероприятиями. Часто после ahal девушка садится на верблюда и всю ночь едет на встречу с мужчиной, а потом они вместе возвращаются к ней. А иногда почитатель совершает прям-таки нечеловеческие путешествия, только чтобы увидеть свою даму. Туарегская невеста управляет всей личной собственностью, включая скот; муж оплачивает расходы семьи. После брака от обоих ждут приличного поведения, но у женщины могут быть друзья и подруги (в западном значении слова «друг»). Туарегская пословица гласит: «Мужчина и женщина друг рядом с другом глазами и сердцем, а не только постелью». В культуре туарегов силен матриархальный уклад. Мужчины занимают места вождей и членов совета, но положение вождя племени передается по наследству по женской линии. Наследование происходит по материнской стороне, и мужчина, который женится на женщине из другого племени, переходит в племя жены. Мужчина может передвигаться вверх по племенной социальной лестнице, женясь на женщине более высокого положения, но сами женщины редко выходят замуж за мужчин, которые по положению ниже их. Женщины принимают участие в соревнованиях на силу. Мужчины-туареги считаются одними из самых свирепых воинов пустыни и одними из лучших пустынных торговцев.

Также туареги делятся на касты: благородных – имхаров; духовенство – инислименов; пастухов вассалов – имрадов; слуг – икланов. Существуют и мелкие категории лично свободных людей, находящиеся в зависимости от имхаров.

Имхары являются туарегской аристократией. Название имхары          «благородные» имеет тот же корень, что глагол «грабить». Раньше источником их существования был разбой. Преодолевать огромные расстояния в пустыне, грабить, рисковать жизнью, сражаться и убивать – вот жизнь, достойная высокородного туарега. К своим экспедициям имхары привлекали вассалов имрадов и отдавали им долю добычи. Вернувшись домой, они отдыхали: ухаживали за женщинами, сочиняли стихи, либо спали. Жили имхары за счет имрадов, которым передавали свой скот для выпаса, оставив себе лишь немного коз для еды и верблюдов для езды, и за счет живущих в оазисах земледельцев харатинов. Для бытовых нужд у них были черные икланы. В свою очередь, имхары были всегда готовы к бою за своих вассалов имрадов. Имхары (и священнослужители инислимены) – самые европеоидные среди туарегов. Как правило, имхары высокого роста, худощавые и стройные, смуглые, но не темнокожие, с правильными чертами лица. Волосы не курчавые, а широковолнистые; встречаются серые и зеленые глаза. Держатся они с достоинством, благородно. Анри Лот, живший среди туарегов, описывает имхаров следующим образом:

«В общем и целом имхары гораздо утонченнее имрадов. Их наряд более изыскан, поступь благороднее, часто их можно отличить от вассалов по величавой осанке. Изъясняются они более изящным слогом, в их речи нет грубых выражений, присущих языку прислуги. Это отличие в поведении и языке особенно заметно у имхарских женщин. Последние иногда поражают своей грацией и хорошими манерами. Нередко они выглядят как настоящие «гранд-дамы» – европейские женщины из высшего общества, когда устраивают приемы в своих кожаных палатках. Они очень гордятся тем, что умеют хорошо принять гостей и ублажить их игрой на скрипке. Высоко ценятся у туарегов такие качества молодой девушки, как умение создать уют в палатке, мастерить какие-нибудь поделки из кожи, украшать их вышивкой (подарки друзьям или своему кавалеру), умение играть на скрипке».

Инислимены – класс духовенства, выполняющие роль священников, духовных воспитателей и учителей Корана. В иерархии туарегского общества они следуют за имхарами. В некоторых племенах они имеют своих имрадов, хотя это запрещено Кораном. Инислимены, как и имхары, европеоиды и нередко, без особых на то оснований, претендуют на роль шерифов — потомков пророка. Имхары допускают браки с инислименами.

Самой многочисленной кастой являются имрады: их в 5–8 раз больше, чем имхаров. Имрады похожи на эфиопов. Они темнокожи, среднего роста, с европеоидными чертами лица, и волосами не такими курчавыми, как у негров. Название имрад происходит от слова эрейд — «козочка». В прошлом имрады не имели верблюдов, а разводили коз, овец и ослов. Попав в подчинение имхаров, имрады стали выращивать верховых верблюдов – мехари. Быстроногих мехари туареги использовали для набегов. В старой песне поется: «Дай мне мехари, седло и шатер – и я буду счастлив». Каждому имхарскому клану было подчинено несколько имрадских, которые платили дань козами, и предоставляли на время верблюдов. Имхары никогда не притесняли имрадов – брали только необходимое. Со своей стороны, имрады участвовали в походах имхаров, и по сей день хранят лояльность сюзеренам, хотя намного их богаче. Как и имхары, имрады могли иметь своих икланов.

На положении крепостных находились оседлые земледельцы харатины; они выращивали в оазисах финиковые пальмы, просо, арбузы и дыни, а часть урожая отдавали имхарам. Харатины, как и имрады, внешне похожи на эфиопов. Нижнюю ступень кастовой иерархии занимают потомки рабов икланы – «слуги». По происхождению икланы – негры, захваченные туарегами во время набегов. Икланы выращивают для своих хозяев просо, пшеницу, ухаживают за их садами и огородами в оазисах, пасут их скот. В конце XIX–XX в. часть икланов была превращена в оазисных или чаще сахельских земледельцев; в некоторых местах икланы смешались с харатинами.

 

4. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

По религии туареги — мусульмане-сунниты. Но можно наблюдать как хорошо сохранились у них доисламские традиций, к таким можно отнести матриархат. Туареги, исповедующие ислам, не могут позволить себе многоженство, как это принято в исламе, причиной тому является доисламская традиция. Так как они чтут и уважают традиции дальних предков. Уважение к женщинам в обществе туарегов присутствует довольно часто и везде. Девушки обязательно должны быть образованными, что значит, уметь и писать, так как в то время парню же можно самому выбирать, быть ему или не быть грамотным, что дает им в какой- то степени свободу.

Туареги — это та часть исконного берберского населения Северной Африки, которая не захотела жить под властью завоевателей арабов и ушла на юг в Сахару. В Средние века они вели кочевой образ жизни, но сегодня подавляющее большинство туарегов живут в деревнях и городах. Лишь немногие кочуют по Сахаре, главным образом по алжирской ее части. Заходят они и в пустынные районы Мали, ведь что такое границы кочевники не знают. В этой стране они легко находят общий язык с местным населением, заметную часть которого составляют их оседлые соплеменники. Чтобы увидеть, как живут туареги, те, что еще продолжают кочевать, надо ехать в пустыню. Живут в Мали, Нигере, Буркина Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. Своим культурным своеобразием туареги обязаны особому положению женщин. Счёт родства у них ведётся по материнской линии, хотя наследование имущества – по отцовской. К этой традиции относится и обычай молодых супругов поселяться поблизости от родственников матери жены. В первобытном мире люди верили, что духи чужака и его родни могут навредить им. Сила духов сосредоточена в голове человека и выйти на свет может через рот, нос или уши. Поэтому у туарегов до сих пор мужа – пришельца из другого рода – заставляют закрывать лицо покрывалом. Согласно собственной легенде, исконным расселением туарегов был остров в Атлантическом океане, и после его исчезновения уцелели только торговцы, находившиеся в тот момент в портовых городах Северной Африки. Согласно исследованиям, туареги считаются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), смешавшимися с африканским и арабским населением Северной Африки. Берберы-зенага занимались земледелием в южной части Аравийского полуострова, однако в VIII в. были вытеснены арабскими завоевателями в Северную Африку, где перешли к кочевому образу жизни, сохранив при этом берберский язык и культуру. Язык туарегов "тамашек" относится к берберским языкам, хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо "тифинаг" (на языке "тамашек"), происходящее от древнего ливийского письма. Мужчины пользуются арабским алфавитом.

И хоть номинально религией туарегов является Ислам, их вера в джиннов и других духов мусульманского мира настолько сильна, что почти затмевает идею верховного Аллаха. Все их существование, трудное и опасное, подчинено главенствующей заботе о защите от враждебных сверхъестественных сил, населяющих окружающую среду – ” джиннов ” (злых или добрых духов) – и получить защиту. У арабов существует множество легенд и сказок о джиннах.

Иногда тихой ночью во многих частях Сахары можно услышать гул вихря, который поднимает столбы песка в воздух и несёт их по пустыне. Это явление называется "песчаные дьяволы" и оно предвестник появления джиннов, как говорят арабы, - это "джитмы", играют и разговаривают между собой проходя мимо.

В мировоззрении туарегов душа (иман) более персонализирована, чем духи. Считается, что он находится внутри живого человека, за исключением времени сна, когда он может вставать и путешествовать. Души умерших могут свободно бродить, но обычно делают это в непосредственной близости от могил. Мертвая душа иногда приносит новости. Они считают, что будущее можно предсказать, если спать на могилах. Туареги приносят дары из фиников на могилы важных марабутов и святых, чтобы получить благословение аль-барака. Хотя их представления о загробной жизни (например, о рае) соответствуют представлениям официального ислама.

Захоронение туарегов не отличается большими памятниками и мавзолеями. Часто среди пустыни можно встретить могилы, отмеченные лишь одним могильным камнем у изголовья. В верхней части колонны, обозначавшей могилу вождя, делается небольшая ниша, в которой помещают блюдце для курения ладана. Подобные блюдца или фонарики ставят на каждой могиле. Родственники умерших время от времени посещают эти могилы приезжая из других частей пустыни, чтобы зажечь благовония или ароматическое масло в одной из ламп по случаю праздника в конце Рамадана - Айд, или, как его еще называют, "пиршество или разговение".

У туарегов есть суеверие, что вся земля в Сахаре, под поверхностью земли, управляется сверхъестественным классом существ, известным как Ахл-эт-Траб. Удовольствие этим существам доставляет подшучивание над путешественниками по пустыне. Говорят, что они цепляются за ноги верблюда, когда они погружаются в мягкий песок, и тянут их с каждым шагом, чтобы сделать путешествие тяжелее. Они откусывают корни пустынных растений, чтобы убить их и уменьшить количество выпаса, и когда они видят жаждущего путника, приближающегося к колодцу, они выпивают всю воду, которая в нем содержится, чтобы по прибытии он мог найти его пустым, иногда показывают мира далёкого и красивого оазиса.

Главными инструментами защиты являются амулеты и талисманы. Поэтому у арабов, а особенно у туарегов существует древняя традиция ношения амулетов для защиты от джиннов. У каждого туарега, мужчины или женщины, старого или маленького ребенка, есть амулет или талисман из кожи или серебра, часто амулеты содержащие магические формулы, порошки животных или растений, или стихи из Корана.

"Хамса" – это защитный талисман, своего рода "защитная рука" или "рука Бога". Этот оберег есть у христиан и у мусульман (хотя в исламе это не приветствуется, это даже противоречит религии) и предполагают, что он существовал еще до возникновения обоих религий, о чем говорят археологические находки. Этот символ существовал в пунической религии, где он ассоциировался с богиней Танит. Хотя многие мусульмане считают, что это символ суеверия и только Бог их сможет защитить, туареги используют этот амулет как оберег в своей повседневной жизни.

Мужское лицевое покрытие (лисам) тоже происходит от убеждения, что оно отгоняет злых духов и выполняет основную функцию защиты “врат души” (рта и ноздрей) от джиннов, которые могут проникнуть в мужчину.

Значительную часть доходов марабу (туареги, распространяющие ислам, или учителя) получают от продажи амулетов и талисманов, которые состоят из листа бумаги, покрытого текстами из Корана с полем каббалистических знаков, зашитых в плоский кожаный пакет, который подвешен на плетеной кожаной веревке вокруг шеи. Туареги очень суеверны, иногда носят семь или восемь таких амулетов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Анри Лот «Туареги» – Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1989. — 265 с.

2 Васильев А.М. Институт Африки (Академия наук СССР). «Ислам в Западной Африке» – Глав. ред. восточной лит-ры, издательства «Наука», 1988. — 266 с.

3 Ибрагим Аль-Куни «Глоток крови» – М, «Радуга», 1988. — 216 с.

4 Куббель Л. Е. Страна золота — века, культуры, государства. — 2-е изд. — М.: Наука, Главная редакция вост. лит-ры, 1990. — 240 с.

5 Тернбулл Коллин М. «Человек в Африке» – Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1981. — 252 с.

6 Травина В. И. «Тайны пустынь» — М.: ООО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2003. — 352 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.248 (0.015 с.)