Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: богатыри: миф или реальность.



 

Министерство образования и науки Челябинской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАСЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

НЯЗЕПЕТРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Работа допущена к защите:

Заместитель директора по УР

________________ /

Протокол заседания Педагогического совета

Работа защищена с оценкой

№ _____ от «___»_____________2023г.

«________________________»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Название: ОУДБ.05 История

Направление: Гуманитарное

Тема: Богатыри: миф или реальность?

Колеватов Данил Михайлович

Группа Н21С, Профессия 15.01.05 СВАРЩИК

 

 

Руководитель: Клеменков А.П.

 

Нязепетровск, 2023 г.

Индивидуальный план выполнения проекта

Тема:     Богатыри: миф или реальность? __________________________________________________________________

Обучающийся ___ Колеватов Д.М.       _____________

Группа__Н21С___________________________________________________

Руководитель проекта ______ Клеменков А.П. _______________________

Этапы

 

 

Виды деятельности

 

Планируемая

дата

 

Дата исполнения

 

 

Подпись

руководителя

 

Подготовка

 

 

 

 

Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

 

 

Октябрь

 

 

 

Планирование

 

 

 

Формулировка задач, которые следует решить;

Выбор средств и методов решения задач;

Определение последовательности и сроков работ

 

Октябрь - ноябрь

 

 

Процесс проектирования

Самостоятельная работа

Оформления текста, плакатов и др.

 

Ноябрь - февраль

 

 

Итог

Достигнутый результат

Оформление

Март

29.03.2023

 

Защита

 

 

Март

30.03.2023

 

 

Руководитель проекта _______________  Клеменков А.П.

                                                        (подпись)              (ФИО)

С планом выполнения проекта

ознакомлен _______________ Колеватов Д.М.

                                     (подпись)             (ФИО)

«____»_____________2023 г.


 

Колеватов Данил Михайлоивч, студент группы Н21С

ГБПОУ «Каслинского промышленно-гуманитарного техникума»

Нязепетровского филиала

Исследовательский проект по теме «Богатыри: миф или реальность»

Руководитель-Клеменков А.П., преподаватель первой категории.

 

Целью исследовательской работы является углубиться в образы древнерусских богатырей и выяснить реальны ли они.

Задачи:

- Сохранение памяти

- Проявление интереса к изучению культуры Древней Руси

- Отобрать информационные ресурсы по данной работе

      - Развитие навыков самостоятельной деятельности;

      - Оформление и демонстрации презентации;

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. История Богатырей

1.1. кто такие богатыри?

1.2 Старшие и младшие богатыри

Введение:

Наша странна окутана различным фолькло́ром, который становится известен не только в рамках России но и во всем мире! Одним из таких являются Богатыри, но появляется вопрос: « А существовали ли Богатыри на самом деле или это просто миф?».

Богатыри являются героями различных произведений народного и не только творчества, но у подобного образа было место быть в реальности? Подобный образ, могучего и мудрого война, не мог появиться на пустом месте и разойтись по народу, очень многие до сих пор верят в Богатырей и что они реально существовали, и совершали свои невероятные подвиги.

Цель данной работы – Изучить исторические материалы и ответить на вопрос « Богатыри реальность или миф?».

Объектом исследования данной работы являются древнерусские Богатыри, как одна из важных частей культуры России. Предметом исследования является различные былины и сказания о Богатырях с точки зрения различных историков, исследователей истории и литераторов. В соответствии с целью и объектом темы поставлены следующие задачи:

Исследовать истоки рассказов о Богатырях.

Рассмотреть возможных реальных исторических личностей, которые послужили прообразами для богатырей.

Рассмотреть и проанализировать различные доказательства существования богатырей и их подвигов.

До сих пор Богатыри являются важной частью нашей культуры, которые дают вдохновения сотни авторов т радуют детей в сказках и других медиа.

Практическая значимость проекта: Данный проект можно использовать на уроках истории в учреждениях СПО по теме «Культура древней Руси»

                                                

                          Глава 1. История богатырей

1.1. Кто такие богатыри?

Это герои, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. Первые упоминания о русских богатырях были зафиксированы ученными 19-го века, Гильфердингом и Рыбниковым. А до этого рассказы передавались из уст в уста, от отцов к детям. Естественно, для того чтобы привлечь внимание, взрослым приходилось постоянно приукрашивать и дополнять былины новыми элементами.

1.2. Старшие и младшие богатыри.

Самым древним богатырём считается великан Святогор - самый сильный персонаж древнерусских былин. Однако герой не борется с врагами и не охраняет земли Руси, он появляется в сказаниях для поучительных уроков и как символ бескрайней необоримой силы. Святогор относится к одному из двух типов богатырей, старших - Старшими называли тех богатырей, которые фигурировали еще до начала христианской эпохи. В некоторых историях они представлены как сказочные существа, которые обладают невероятной или даже магической силой. Современные историки идентифицируют их как славянских идолов, которым раньше поклонялись. Иногда Святогора упоминают не как Бога, а как славянского богатыря, жившего одновременно с Ильей Муромцем. Но на Русском Севере сохранились легенды о Святогоре как о славянском Боге. Интересно, что отношение к Святогору несколько отличалось в разных регионах Руси. Если восточные и западные славяне считали его богатырём, однако не поклонялись Святогору как богу, то северные их соседи причисляли богатыря к священному пантеону.

 

 

Это пример старших богатырей, кто такие младшие? Богатыри, которых принято считать младшими, имеют человеческий облик. Они не обладают запредельной силой, им не подвластна никакая стихия. Для них характерно то, что многие из них проживали в период правления князя Владимира. Во многих летописях прошлых лет было указано на то, что некоторые события действительно имели место в истории. Русские богатыри действительно охраняли Русь и долгое время считались защитниками народа. Самыми известными младшими богатырями являются «Три богатыря» Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Все три богатыря, как минимум, известны по древнерусским былинам и сказаниям, а, как максимум, вполне вероятно, списаны с реально живущих людей. Историки, правда, и по сей день спорят о реальности этих богатырей, пройдемся по каждому.

Самой известной личностью среди троицы, является Илья Муромец. На сегодняшний день считается, что его мощи находятся в ближних пещерах Киево-печерской лавры, а прообразом былинного богатыря является инок Киево-Печерского монастыря Илья Печерский. Из былин об Илье известно, что он до тридцати лет не мог ходить, а затем вдруг чудесным образом исцелился после прихода старцев, призвавших его защитить Русь. Впрочем, даже в сказаниях есть две версии исцеления Муромца: по одной из версий его исцелили перехожие калики-знахари, а по другой, исцеление стало возможным благодаря Божьей благодати. Как бы то ни было, но уже в современные годы учеными были исследованы мощи Ильи Печерского. В итоге было обнаружено серьезное искривление позвоночника, которое и могло стать причиной паралича. Об Илье Муромце так же известно, что родился он в селе Карачарово, недалеко от Мурома (откуда и прозвище), в середине, скорее всего, ближе к концу XII века. Рост будущего богатыря, для современников был не очень большим, скорее средним – 177 сантиметров. После своего чудесного исцеления в тридцатилетнем возрасте Илья принимал участие далеко не в одном сражении, он реально защищал Русь от набегов кочевников. Еще одно его известное прозвище Чоботок. Историки это прозвище связывают с историей о том, что однажды на богатыря напали как раз в тот момент, когда нагнулся чтобы обуться. В итоге Илье Муромцу в буквальном смысле пришлось отбиваться тем что было в руках, то есть сапогами. К концу жизни богатырь стал монахом и погиб с оружием в руках, защищая свою обитель. Предположительно на момент гибели ему было от 40 до 55 лет. Интересно, что при исследовании мощей богатыря, учеными было обнаружено множество колотых ран на теле Ильи Печерского, который и считается прототипом знаменитого богатыря. В последствии Илья Печерский был канонизирован, а его мощи, как писалось выше хранятся в Киево-Печерской лавре, а часть их, средний палец руки, находится в Спасо-Преображенском монастыре, в городе неподалеку от которого богатырь и родился — Муроме.

 

С двумя другими богатырями, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, все сложнее.

 Добрыня Никитич - историками признано считать его прообразом воеводу Добрыню, служившего при князе Владимире Красному Солнышке. Родиной богатыря считается Рязань. В былинах и сказаниях Добрыня предстает ловким и отважным воином, достаточно умным дипломатом, знающим многие языки, у него имелись и музыкальные таланты. Помимо этого он имел невиданную обычному человеку силу, и именно он в былинах и древних сказаниях сражается с Змеем Горынычем, а парой сражается с другими богатырями, например с Ильёй Муромцем.

Алёша Попович, хотя, историки и ему нашли прообраз. Традиционно им считается ростовский боярин Александр Попович. О нем есть множество упоминаний в Никоновской летописи. Этот боярин сражался в Липецкой битве, и погиб в 1233 году на Калке. Правда года жизни боярина, и другие его известные подвиги, такие как победы над Тугариным змеем и Идолищем поганым, которые, никак не вяжутся с ростовским боярином. Версия российского искусствоведа Анатолия Членова, кажется более реальной. Он предлагает считать прообразом Алеши Поповича сына боярина и соратника Владимира Мономаха Ольберга Ратиборовича. Искуствовед  «нашел» и реальные образы главным противникам богатыря Поповича. «Идолищем поганым», как считает Членов, является половецкий хан Итларь. Имя Идолище, скорее всего, и является искажением имени Итларь. В соответствии с «Повестью временных лет» в 1095 году по приказу князя богатырь застрелил половецкого хана через дыру в крыше дворца. Интересно, что убийство половецкого хана является чуть ли не единственным примером убийства врага Руси не в чистом поле, а в княжьем дворце. В былинах Алёша никак не описывается силачом с необыкновенной силой. Точнее напротив – он не крепок, прихрамывает. Однако, он наделен смышлёностью, хитростью и сообразительностью.

Есть версия, что образ трёх богатырей заимствован из более ранних мифов. В славянской мифологии есть такая троица: Горыня, Дубыня и Усыня. Эти великаны обладали сверхъестественными способностями – сворачивали горы, вырывали с корнями деревья, останавливали реки. Сказки о трёх великанах во многом пересекаются с былинами. С приходом в Русь христианства языческие великаны превратились в богатырей , защитников православной веры и более того, в былинах они начали, наоборот, побеждать древних змеев, например Змея Горыныча. То есть фактически, они сражались сами с собой, со своими более ранними воплощениями.

 

2.3. Малоизвестные богатыри:

Дунай Иванович — персонаж, который стоит особняком в былинных сказаниях. Его история перекликается с тремя русскими богатырями – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем. Но, в отличие от них, этот мужчина – личность с трагической судьбой.

Сейчас сложно судить об историческом прототипе героя. Накал страстей и трагическая развязка в его судьбе характерна для западноевропейских рыцарских романов. Имя Дунай было распространено на Руси, поэтому нельзя исключать вероятность, что былины об этом богатыре навеяны воспоминаниями о подвигах реального человека.

Связывают происхождение персонажа с воеводой князя Владимиром Васильковичем. Так, согласно киевским летописям, он ведет дружину против ляхов. Сам Владимир считается идеалом князя по всем характеристикам: и по внешности, и по душевным качествам. В огромном количестве песен в его честь не раз упоминаются и близкие дружинники, воеводы, Дунай в том числе.

Связь былинного персонажа с воеводой подтверждается еще тем, что они оба, так или иначе, имеют дело с литовским королем. Исследователи предполагают, что в эпосе некоторые реальные ситуации дополнились сказочными. Например, совпадение имени витязя и названия реки обусловило прибавление в конце былины эпизода с самоубийством. Так, пролившаяся кровь дала начало реке.

Есть суждения о связи былины, в которой этот персонаж сватает для Владимира Апраксу у литовского князя, и реального исторического эпизода. Так, в 980 году Владимир просил руки дочери князя Полоцка Рогволода. Ему ответили отказом, поэтому, рассердившись, киевский князь напал на Полоцк и убил Рогволода и сыновей его, а дочь Рогнеду насильно взял в жены.

Сухман Одихмантьевич.

 

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год. В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

 

Михайло Потык.

 

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр». По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, он сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

 

 

Мало известно о прототипах Никиты Кожемяки и Ставра Годиновича.

Никита Кожемяка — герой народной сказки времен Киевской Руси, записанной в нескольких вариантах в разных областях Украины, Беларуси и России. Относясь к широко распространённому сюжету змееборства, сказки о Кожемяке имеют ту специальную черту, что герой-змееборец раньше совершения обычного подвига — убиения змея и освобождения царевны — даёт доказательства своей богатырской силы, разрывая несколько сложенных вместе бычьих шкур.

Главный интерес сказки о Никите в том, что древность её на русской почве засвидетельствована первоначальной летописью — рассказом о юном богатыре, поборовшем при Владимире Святом печенежского великана, в память чего будто бы Владимиром был построен г. Переяславль («зане перея славу отрокот»). Заявляя о необычайной силе своего сына, отец его рассказывает, что однажды он бранил сына, в то время, когда тот мял кожи: сын, раздражённый отцовской бранью, разорвал кожи руками. Владимир испытывает силу юного богатыря, выпустив против него разъярённого раскалённым железом быка: юноша вырывает у быка кусок мяса с кожей. Далее описывается в эпических чертах бой богатыря с печенежским великаном. Впоследствии исторические черты народного сказания были забыты; герой получил имя Никиты или Кирилла и борется уже не с историческим врагом, а с фантастическим существом, змеем, похитителем девиц.

Ставр Годинович — былинный персонаж, в наиболее известной версии - черниговский боярин. Заточение Ставра князем Владимиром - исторический факт 1118 года: в Новгородской первой летописи кратко и неясно сообщается о каких-то беспорядках в Новгороде, вызвавших гнев Великого князя Владимира Мономаха. Из контекста ясно, что Мономах устроил полномасштабное следствие в Киеве, вытребовав туда всех новгородских бояр; большая часть была отпущена, а признанные виновными в беспорядках заточены, а с ними и сотский Ставр (вина которого летописцем не указывается). Кроме того, имя боярина Ставра Гордятинича упомянуто в одном из граффити XII века на стенах Киевского Софийского собора. Но в былине о Ставре сам богатырь играет второстепенную роль. Главная отводится его жене Василисе, дочери богатыря Микулы Селяниновича, которая при помощи своих талантов, храбрости и хитрости вызволила мужа из темницы.

Следующие былинные герои – Василий Буслаев, Евпатий Коловрат, Пересвет – имеют вполне реальных исторических прототипов.

Так, историческим прототипом первого героя считается новгородский посадник Васка Буславич, умерший, согласно Никоновской летописи, в 1171 году. В старину посадниками называли княжеских наместников, но к 1171 году Господин Великий Новгород уже сам выбирал себе посадника. Наряду с владыкой-архиепископом и главой новгородского ополчения – тысяцким – посадник возглавлял всё Новгородское государство. Вместе с ними посадник закладывал города на новгородских землях, ведал городской казной, отправлял и принимал посольства, вершил суд и руководил вечем. Он распределял начальства, всех этих старост, побережских, сотских, подвойских, позовников, изветников, межников, биричей и приставов, по «волостям» - подчиненным Новгороду землям. У посадника была своя печать и своя дружина, а жалование он получал с особого налога.

Правда, согласно исследованиям Л.Прозорова, новгородские летописи ни о каком Буслае не упоминают, а Никоновская летопись – московская. И в списках посадников вольного Новгорода от легендарного Гостомысла до последних, правивших последние десятилетия новгородской вольности, про былинного героя молчат.

Тем не менее, в былинах Василий Буслаев остался идеалом молодецкой безграничной удали. И олицетворяет, скорее всего, могущество самого вольного Новгорода.

А что касается Евпатия Коловрата, то известны даже годы его жизни - 1200 — 11 января 1238. Он был рязанским боярином, воеводой, вошел в эпос как герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».

Родился Евпатий, по преданию, в селе Фролово Шиловской волости. Находясь в Чернигове с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены». Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700 человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия — «Что вы хотите?» И получил ответ — «Умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений. Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

В некоторых редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года.

Александр Пересвет — легендарный монах-воин, инок Троице - Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил в единоборстве перед основным сражением татарского богатыря Челубея, погибнув при этом сам. В Русской православной церкви причислен к лику святых.

Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином. Возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Житие Пересвета и Осляби сообщает, что они были учениками и постриженниками Преподобного Сергия Радонежского.

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму (высший монашеский чин) и заживо отпел.

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.

По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей, который не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.

Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

Сразу после гибели поединщиков началась сама битва — татарская конница атаковала Передовой полк русских войск.

И, наконец, двое последних из наиболее известных былинных богатырей относятся к сказочным персонажам. Это Бова Королевич и Садко. Бова Королевич — герой русского фольклора, богатырской повести, а также многочисленных лубочных произведений ХVI века. Повесть является аналогом средневекового французского романа о подвигах рыцаря Бово д’Антона, известного так же с XVI в. в лубочных итальянских изданиях поэтических и прозаических произведений. Старейший русский вариант этого романа датирован ХVI в., старейший вариант французского романа, дошедший до наших дней — «Бэв из Антона», датируемый первой половиной XIII века, написан на англо-нормандском диалекте. Наряду с русской повестью о Бове, аналогичные произведения были созданы и на многих других европейских языках, например, английский роман «Бэв из Антона».

Из всех рыцарских и авантюрных произведений, бытовавших на Руси в допетровское время, повесть о Бове пользовалась наибольшим успехом. Известно около 100 рукописей и около 200 лубочных изданий, последние из которых выходили даже после революции в 1918 году. Образ Бовы был очень популярен в народном фольклоре.

Споры о происхождении Садко, певца и гусляра, а впоследствии купца, попавшего в подводный мир, ведутся до сих пор. Садко сравнивают с героем французского романа по имени Садок, сброшенного в море за грехи, с певцом Вяйнамененом, героем финно-угорского эпоса, играющим для морского бога. Некоторые исследователи считают прототипом Садко героя новгородской летописи 1167 года Садко Сытинца, заложившего церковь Бориса и Глеба.

 

1.4. Богатыри в русской культуре:

Былины нашего народа вдохновили многих творческих людей. Теперь с великими героями-богатырями мы можем познакомиться по изобразительным, скульптурным, произведениям искусства.

Современными мультипликаторами сняты одноименные мультфильмы, которые так полюбились детям за юмор и красочное описание приключений главных героев. Хотя их содержание не совсем соответствует настоящим былинам.

Так же впитали в себя богатырскую силу пословицы и поговорки русского народа:

· Богатыря узнаешь на поле брани.

· Богатырь умрёт, имя его останется.

· Славна богатырями земля русская.

· Не родом богатырь славен, а подвигом.

С богатырскими образами нас знакомят русские художники: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье» и др.; Н. Рерих « Илья Муромец» и другие.

Виктор Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали «живыми» и Илью Муромца, и Добрыню Никитича, и Алешу Поповича. Образы всех троих глубоко человечны, раскрыты в своем личном своеобразии. Могучей, неколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. Через такую заставу, не пройдет ни человек, не пролетит и птица. Непобедимой силой веет от богатырей. В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера. Кони под могучими всадниками под стать седокам - могучие, бесстрашные. На заднем плане картины - русская земля, их Родина, которую они готовы защищать.

Очень известен памятник Илье Муромцу (скульптор В.М. Клыков), который был установлен в 1999году в городском парке г. Мурома. Он словно грозное напоминание всем чужеземным захватчикам, что не перевелись еще на русской земле герои - богатыри и Россию есть, кому защитить, что богатырский дух жив в каждом из нас.

Но самое главное, что значение слова «богатырь» живо и сейчас.

Зачастую именами былинных героев называли образцы боевой техники, полагая, что само имя поможет одержать победу или утвердиться на фоне новых технических изысканий

Вот, например, знаменитый русский авиаконструктор И.И.Сикорский назвал свой опытный самолёт "Русский Витязь". Его название пышет гордостью, силой и мощью. В то время это был очень большой шаг вперёд в авиастроительстве.

 

А бомбардировщик "Илья Муромец"- это была самая большая машина на то время в мире.

 

 

Глава 2. Современные богатыри.

2.1 Богатыри 21 века

Многие наши современники тоже по сути богатыри, герои что защищают нашу родину и являются её гордостью.

Конотопко Вячеслав Николаевич. Повторил подвиг Александра Матросова. Родился в 1965 г., в селе Смышляевка Куйбышевской области, окончил ГПТУ- 36, работал в цехе 71/1 производства генераторов и стартеров ВАЗа. В октябре 1983г. был призван на военную службу, в апреле 1984г. направлен в Афганистан в мотострелковый полк. 2 сентября 1984года его разведрота вступила в бой с душманами в Чарикарской долине. В самый трудный момент боя Вячеслав пополз вперед с гранатами, чтобы уничтожить дот противника. Он принял решение: собой, своей жизнью прикрыть всех, кто был за его спиной. Одна за другой полетели в дот гранаты. Пулемет противника умолк. Славу заметили душманы и открыли огонь. Пуля пробила ему голову. Посмертно Вячеслав Конотопко награжден орденом Красного Знамени, медалью «Воину – интернационалисту».


Макаров Сергей Александрович. Родился в 1963г., окончил школу № 16 в г. Тольятти, ГПТУ- 52, в 1981 году поступил в Саратовское высшее военное училище, где шла подготовка летчиков к службе в Афганистане. В 1987году его направили служить в Афганистан. В 1988году лейтенант Макаров за боевые вылеты был награжден орденом Красной Звезды. В феврале 1988 года Сергей Макаров вылетел за ранеными и убитыми в горы и был сбит очередью крупнокалиберного пулемёта. Посмертно старший лейтенант Сергей Макаров награждён орденом Красной Звезды и медалью «Воину-интернационалисту».

Пагуль Леонид Валентинович. Родился в 1964 г., учился в школе №38, служил в Афганистане близ Кандагара в десантных войсках.10 августа 1983 года Леонид Пагуль, находясь в боевом охранении, получил сквозное пулевое ранение легкого, лечился в Ташкентском госпитале. Затем продолжил службу сапером в Афганистане. 27 июля 1984г. при выполнении задания подорвался на мине. Посмертно Леонида Пагуля наградили орденом Красной Звезды, медалью «Воину-интернационалисту».

Сергей Орлов родился 18 мая 1965 года. Служил водителем «Урала». Чтобы не волновать родителей, писал письма «из Монголии». В одном из боёв бросился на помощь товарищам. Получил ранение, которое скрыл от родных. 5 февраля 1985 года попал под обстрел по дороге в Термез и был тяжело ранен в грудь и живот миной. Умер по дороге в госпиталь. Посмертно был представлен ко многим наградам.


Сергей Моисеев. Служил под Джелалабадом в 1984 г. Был оператором- наводчиком БМП. Сопровождал колонну в Кабул, уезжал в командировку в Хайратон за новыми машинами БМП- 2. Он писал маме: «Хайратон стоит на самой границе с Советским Союзом. Река Амударья, а за ней - Союз. Ты даже представить не можешь того чувства, что было у меня. Всего 200 метров - и вот он, другой мир». Ему не пришлось ещё раз увидеть Родину. Он был смертельно ранен в голову, попав в засаду с 3-его на 4-ое декабря 1984 г. Награждён орденом Боевого Красного Знамени посмертно.

В гимназии 48 создана выставка под названием «Пусть эта война будет последней!». На стеле имена ребят Автозаводского района, погибших в Чеченской войне. Их 28 имен, 29 имя- Героя России из совхоза «Луначарский»- Олега Долгова. Олег Долгов вырос в посёлке Луначарском. Быть спецназовцем он мечтал с детства. Служить Олег попал в спецназ «Русь». Через 4 месяца в апреле 1995 года Олег вместе с «русичами» уже был в Чечне. Там он принимал участие в спецоперациях по освобождению от боевиков населённых пунктов Орехово и Бамуд, городов Аргун и Гудермес. Последняя операция с участием ставропольчанина проводилась в январе 1996 года. В дагестанском селе «Первомайское» была предпринята попытка освобождения заложников, захваченных бандой Радуева в городе Кизляре. Рядовой Долгов действовал в составе одной из штурмовых групп. Он первым ворвался на окраину села, прикрыв огнём остальных бойцов. Затем, рискуя жизнью, Олег подобрался к неприступной огневой точке боевиков и забросал их гранатами. Это позволило спецназу выйти к центру села. А когда его товарищу прострелили руку, Олег оказал ему помощь и фактически спас его от гибели. В это время пуля снайпера пробила его сердце. 20 июля 1996 года рядовому Долгову посмертно было присвоено звание героя России. В его честь названа улица. В отряде спецназа «Русь» ему открыт памятник.

Александр и Алексей Микряковы служили в Чечне. Профессиональному лицею №36 г. Тольятти присвоено их имя. восемнадцатилетние мальчишки, попавшие в настоящий ад. Без карт, разведки, боевой подготовки и медицинского сопровождения тяжёлые танки и боевые машины пехоты въехали на улицы и тесные кварталы совершенно незнакомого города. Но танки в городе были лишены возможности манёвра. По ним били в упор из окон, подвалов, подъездов - смертоносный огонь, казалось, «изрыгался» отовсюду. Началось пекло: горели танки, кругом одни взрывы, крики, стоны, кровь и всё новая и новая стрельба по выставленным на улицах «мишенях». Кого оглушило, кого убило, кто горел в машине, кого брали в плен. БМП, в которой находился Алёша, была подбита и загорелась. Погиб один из членов экипажа. Самого Алексея, получившего ранение в бедро, вытащил из горящей машины его земляк. Он сделал Алексею укол и, перевязав раненое место, перенёс Алексея к фонтану. И сразу же после этого был сам захвачен в плен. А в это время Александр вёл бой на железнодорожном вокзале. Держались ребята сутки в окружении «дудаевцев». Когда же боевики стали забрасывать их минами, то капитан Архангелов принял решение в трёх оставшихся «на ходу» БМП прорвать кольцо окружения и вывести оставшихся солдат, среди которых было много тяжелораненых. Стоя под прикрытием стены здания, прижавшись спинами друг к другу, сержант Александр Микряков и капитан Архангелов прикрывали своим огнём погрузку раненых на броню. При прорыве кольца окружения одна из машин была подбита. Группа солдат и офицеров попала в засаду, а это снова кровь и смерть товарищей. По свидетельству тех, кто был в тех трёх машинах, Саши среди них не было. Кто-то рассказал, что ему по рации передали о ранении Алексея. Конечно, Саша не мог бросить брата, он отправил машины и пошёл ему на помощь… Прошитая автоматной очередью грудь и отсутствие документов, говорили о том, что видимо на пути к Алексею, он нарвался на засаду и был расстрелян в упор… По предположениям Ираиды Алексеевны, Алексей, который остался лежать у фонтана, скорее всего, был добит чеченцами, а возможно ещё и взорван. Известно, что иногда, раненых собирали в кучу и бросали в них гранату. Вполне вероятно, что это был тот случай, потому что на теле у Алексея было множество пулевых и осколочных ранений.


Есенов Андрей Анатольевич решил прикрыть передвижение к огневым точкам командира отряда и следовавшим за ним бойцам. Он выдвинулся вперед, ведя автоматный огонь, тем самым отвлекая противника. Омоновцы быстро сломили сопротивление боевиков, но Андрей был убит. Награжден орденом Мужества.

Калинин Николай Анатольевич, единственный сын родителей. Таких в зону конфликта направлять не должны. Он просился сам, но ему отказали. Поручили обучать новобранцев. Обучив их, он в ультимативной форме потребовал: «Если не отправите, убегу и буду к своим ребятам добираться самостоятельно.» Погиб в Чечне, награжден орденом мужества.

Косичкин Сергей Владимирович погиб, прикрывая в бою друзей от огня. Награжден орденом Мужества. Маме писал: « Мама, вы научили меня быть справедливым, честным, любить труд. Здесь, в армии, меня научили разбираться в людях, а самое главное - любить Родину. Мамы наших военнопленных ребят могут гордиться своими сыновьями. Даже в плену душманы не смогли сломить русский дух. Я помню в школе упрекали наше поколение в том, что мы морально неустойчивы. Но я понял: мы не хуже, чем наши отцы и деды. Мы никогда не подведём. Я примерно знаю о чем думал каждый из них в последнюю минуту. В первую очередь_ о маме, о родных краях, о Родине, о доме, обо всем, что дорого ему. Изменить Родине, родным, близким - никогда! Лучше погибнуть, чем быть рабом!» Булушев Рем Шамильевич служил в Чечне. Награжден орденом Мужества. Выйдя в разведку, Рем первым обнаружил боевиков, которые заходили в тыл к нашему подразделению. Открыв огонь, он меньше всего думал о себе. Главное было предотвратить нападение дудаевцев. Сумев уничтожить несколько огневых точек, он продолжал бой, прикрывая отход товарищей. Был убит.

Чиликанов Игорь Васильевич. Родился 13 января 1968 года в селе Нарыжкино Бековского района Пензенской области. Учился в Петрозаводском лесотехническом техникуме. В апреле1986 года был призван в Вооружённые Силы. Принимал участие в боевых действиях в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане В апреле 1994г. поступил по контракту в специальную моторизованную часть внутренних войск МВД. Был водителем патрульной роты, ефрейтором. Был направлен в служебную командировку в Чечню. 19 апреля 1995 года, следуя в колонию автомашин от населённого пункта Толстой-Юрт, принял участие в отражении нападения при обстреле боевиков. Прицельным огнём из штатного оружия подавил огневую точку противника. 30 апреля 1995г. при нападении боевиков на комендатуру ефрейтор Чиликанов отражал нападение в наиболее опасном направлении. Показал товарищам пример мужества, стойкости и хладнокровия. Участвовал в других боях. Погиб 16 мая 1995 года. Спасая товарищей, накрыл своим телом гранату. Звание Героя РФ Игорю Васильевичу Чиликанову присвоено посмертно 20 июля 1996 года. Приказом Министерства Внутренних дел РФ зачислен навечно в список личного состава части.

Православная церковь причислила к лику святых нового мученика за Христа - Евгения Родионова. Пограничник Евгений попал в плен в феврале 1996 года, когда чеченская война была в самом разгаре. Он был казнён после 3-х месяцев плена, в день, когда ему исполнилось 19 лет. От Евгения и ещё троих ребят - Игоря, Андрея, Александра требовали отречения от Христа. А это значило, что нужно принять другую веру и в доказательство преданности новой вере расстрелять пленных - своих. Ребята отказались это делать. Такие ребята становятся учителями для очень многих теряющих мужество, благородство. Подвиг этих ребят прославлен, но, сколько таких ребят, о которых не говорится, не пишется в СМИ. Они просто не кинули друга в трудную минуту, они, рискуя жизнью, спасли товарища. Этому является подтверждение интервью, взятое нами у Шипилова Сергея Андреевича. Шипилов Сергей Андреевич проживает в городе Тольятти, пр-кт. Ст. Разина,48-317.Участвовал в контртеррористических операциях на территории Северо–Кавказского региона с 17.09.05 по 07.07.06г. в Чеченской республике города Ангеноин. В войсках спецназа – разведчиков. Звание – сержант. ИНТЕРВЬЮ -Что положительного вам дала Армия? -Закалила характер, ведь армия самый лучший урок жизни. -Что не понравилось в армии? -Рано вставать. -Что изменили бы Вы в армии? -Сделал бы больше занятий спортом. -Была ли «дедовщина» в армии? -Она была всегда. -Какое взаимоотношение между солдатами одного призыва? -Дружеские. Солдаты всегда помогают друг другу. -Были ли примеры подвига? -Да, я и ещё несколько человек 2 км несли на себе. своих раненых товарищей, за что получили «чёрный» орден. Интервью с Карасевым Александром Интервью с Карасевым Александром Михайловичем.Воинская часть №42839(см. приложения №№5,6) "Остался ли богатырский дух в наше время?" Этот вопрос задала дочь Карасева Анастасия своему отцу Карасеву Александру Михайловичу, который воевал в Чечне в 1992 по 1996 год. Он привел ей примеры мужества, смелости, жертвенности его друзей которые воевали рядом с ним .Они спасали детей ,беременных женщин , пожилых людей чеченцов , которые оказывались в беде .Например: Николай Иванов вынес чеченского ребёнка из горящего дома ,рискуя своей жизнью он не испугался стреляющих чеченцов, пробрался сквозь летящие пули и спас мальчика. Отец рассказал ей историю которая случилась с ним: он своими друзьями ехал не танке проверая границы и тут они увидели беременную чеченскую женщину с ребенком на руках , она была напуганная и плакала , они взяли её к себе на танк и доставили до дома. Папа ответил мне на мой вопрос , что богатырский дух остался но не у всех . Есть множество молодых и современных парней которые готовы пожертвовать своей жизнью , ради своей родины и ради своих людей. Да и сейчас кто воевал с ним не дай бог будет война готовы встать на защиту своей Родины. Есть в России молодёжь, профессия которых – защита Родины. Это ребята суворовских училищ и кадетских корпусов.

В Тольятти был военно-кадетский корпус. Вот что пишет о будущих офицерах Сутормина Екатерина в статье «Они хотят стать офицерами». ( Из книги г.Тольятти. «Современник», «Связующая нить», книга 2: ОАО ПП 2001год.)

90% выпускников кадетского корпуса поступили в высшие военные учебные заведения, т.е. твёрдо решили стать офицерами. В кадетском корпусе у молодых ребят развивается стремление быть достойными великой державы, формируется патриотическое чувство. Отметим, что многие ребята в 14 – 15 лет хорошо осознают, зачем они поступили в кадетский корпус. По результатам анкетирования, которое было проведено в начале 2007 года, выяснилось, что и сегодня, не в самое лучшее для нашей страны время, 79% опрошенных курсантов кадетского корпуса отдали бы всё ради своей Родины, 77% считаю себя патриотами. Из них 69% чётко понимают и могут теоретически обосновать, что патриотизм – это любовь и уважение к Родине, верность и преданность ей. Для многих ребят понятие «патриотизм» имеет несколько составляющих; Во – первых, это чувство любви к Родине, Отечеству. Во – вторых, дела и поступки, направлены на благо Родины и укрепление государства. В – третьих, вера в российский народ, который сможет возродить могущество России. В – четвёртых, гордость за свою державу. На наш взгляд, это точное и глубокое понимание патриотизма юношами – кадетами. Это явно опровергает доводы тех, кто говорит, что «молодёжь уже не та». Конечно, когда ребята поступают в кадетский корпус, они ещё дети, но очень эмоциональные и восторженные. В тоже время они уже чувствуют свою ответственность за страну, надев символ воинской чести – кадетскую форму. За время обучения в кадетском корпусе юноши очень меняются; и бравых выпускников уже не сравнить с теми мальчишками, которые когда – то сюда поступили. Как видим беспримерная стойкость и мужество у россиян в крови.что не перевелись богатыри на земле Русской и богатырский дух присущ нашим современникам . Связь поколений не прерывалась, ,богатыри были, есть как наш современник Карасев ,его друзья ,как Шипилов Сергей Андреевич и его друзья и хочется надеятся будут. Если у нас будет такая молодёжь, которую не прельстить, не запугать и не купить, то такую Россию не победить. «Мы не хуже, чем наши отцы и деды. Мы никогда не подведём.», как написал ефрейтор Косичкин своей матери.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.175 (0.018 с.)