Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок 4. Культура эпохи Возрождения (ренессанса) XIV – XVI вв.

Поиск

Блок 4. Культура эпохи Возрождения (Ренессанса) XIV – XVI вв.

По конспекту.

 

Сандро Боттичелли. «Весна» 1482 г.

 

Джоконда или Мона Лиза (персонаж картины Леонардо да Винчи). 2. Употребляется как поэтический символ красивой и загадочной женщины.

Официальное название: «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо»

Леонардо да Винчи создал картину  между 1503 и 1506 гг.

Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем», 1490.

Архитектура. На рубеже XIV – XV веков в Западной Европе возникает новая архитектурная система – стиль Возрождения. В каждой из стран архитектура Возрождения возникла в результате сочетания местных традиций и общих признаков нового стиля. Основное внимание архитекторы уделяли строительству светских зданий и дворцов. Происходят изменения и в церковной архитектуре. Если средневековый готический собор в силу его гигантских размеров трудно охватить единым взглядом, то церкви Возрождения мы видим полностью, что позволяет оценить красоту и пропорциональность построек.

 

Витрувианский человек (лат. Homo vitruvianus) – изображение, созданное Леонардо да Винчи примерно в 1490 – 1492 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), и помещённый в одном из его дневников.

В этот период идет формирование городской культуры, расцветает ремесленное производство и начинается переход от натурального хозяйства к рыночным отношениям. Итальянский город эпохи Возрождения был не только административным, но и культурным центром. При планировке городов архитекторы стремились достичь гармонии отдельных сооружений и их объединения в архитектурные ансамбли. Разрабатывались проекты «идеального города» для идеального человека. В этом городе должны были быть созданы все условия для нравственного совершенствования личности и для творчества. Один из таких проектов создал Леон Батиста Альберти (1404 – 1472) – великий итальянский ученый, архитектор, теоретик архитектуры. Он написал первый архитектурный трактат Ренессанса «Десять книг о зодчестве», в котором собраны воедино и четко сформулированы представления того времени об ордере, пропорциях и принципах городской планировки. Критически изучив римское архитектурное наследие, Альберти теоретически обосновал новое архитектурное направление. Это книга оказала большое влияние на развитие архитектуры не только Ренессанса, но и последующих эпох.

 

В Италии в этот период большое внимание уделяют строительству в центре города домов для богатых семей – палаццо (дворцов). Наиболее значительной работой Альберти стал проект палаццо Ручеллаи во Флоренции, в котором он применил ордерное украшение фасада. Возведенные по его проектам фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, церкви Сан-Франциско в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе определили целое направление в итальянской архитектуре века, оказавшее очень большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения.

Большой вклад в развитие стиля Возрождения внес Филиппо Брунеллески (1377 – 1446) – великий итальянский архитектор, скульптор и ученый раннего Возрождения, один из основоположников архитектуры Возрождения и создатель теории перспективы. В это время увеличивается строительство общественных сооружений. Известная работа Брунеллески – Воспитательный дом (приют для брошенных детей) во Флоренции. Также он создает проекты церквей и палаццо во Флоренции. Самая знаменитая работа Брунеллески – возведение купола над собором Санта-Мария дель Фиоре во Флоренции. Восьмигранный купол имеет диаметр 42 метра, высота – 13,5 метров, работа длилась 16 лет (1420 – 1436 гг.) Купол собора стал первым крупным памятником ренессансного зодчества и определил характерный силуэт Флоренции. Возведение купола собора имело определяющее значение для всего дальнейшего развития типа центрально-купольных сооружений. Конструктивная схема, примененная Брунеллески, позже была использована во всех крупных соборах Европы XVII – XVIII веков.

В период Высокого Возрождения ведущее положение в архитектуре занимает Рим. Этот период связан с повышением политической активности папства. При папах Юлии II и Льве X в Риме работают крупнейшие мастера – Рафаэль, Микеланджело, Браманте и другие. Рим становится архитектурной столицей Италии и сохраняет эту роль на протяжении всех последующих веков, фактически до настоящего времени.

Основоположником архитектуры Высокого Возрождения был Донато Анджело Браманте (1444 – 1514), приглашенный из Милана в Рим в 1499 году. Он расширяет и перестраивает папский дворец Ватикан, создает проект грандиозного сооружения эпохи Возрождения – собора св. Петра на месте обветшалой раннехристианской базилики. Строительство собора оказалось большим и трудным делом, и к моменту смерти Браманте была выложена лишь нижняя часть стен. После его смерти строительством собора руководили Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти. По проекту последнего над собором св. Петра возведен купол.

Микеланджело Буонарроти

Мадонна Брюгге. 1501 – 1504

 Архитектура итальянского Возрождения является первым этапом в развитии западноевропейской архитектуры позднего средневековья и нового времени. Она оказала значительное влияние на архитектуру европейских стран.

Изобразительное искусство. Жизнь людей эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Живописцы и скульпторы воспевали красоту тела человека, одухотворенность его лица, индивидуальные особенности. Они понимали природу и изображали ее, пользуясь научными достижениями (например, применяя закон перспективы, открытый Брунеллески).

Наряду с фресками развивается и станковая живопись (картины, написанные на холсте, дереве, картоне и другом материале и не связанные с плоскостью стены), появляется светская живопись (портрет). В XV в. Получает распространение гравюра. Фламандский художник Ян ван Эйк разрабатывает технику масляной живописи. Важнейшим достижением изобразительного искусства Возрождения стало воссоздание после тысячелетнего перерыва круглой скульптуры, т.е. обработанной со всех сторон.

Основоположник нового направления в европейском искусстве – Джотто ди Бондоне (1266 – 1337), итальянский художник, скульптор и архитектор. Джотто стремился точно изобразить окружающий мир и утвердить ценность человеческой личности. Своим творчеством он способствовал отходу итальянской живописи от так называемой «греческой манеры», заимствованной итальянцами у византийского искусства. Одно из самых знаменитых произведений Джотто – роспись Капеллы дель Арена в Падуе (1304 – 1313). Росписи стен небольшой капеллы изображают жизнь Марии и Христа: «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Крещение Христа», «Страшный суд», «Поцелуй Иуды» и другие. Джотто считают великим преобразователем искусства. Он придал религиозным мотивам совершенно новое звучание, превратив библейские сюжет в реальные события. Ему также принадлежат росписи церкви в Ассизи на сюжеты из жизни св. Франциска Ассизского, росписи капелл в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Среди архитектурных творений Джотто – колокольня Флорентийского сбора Санта-Мария дель Фиоре. Творчество Джотто оказало огромное влияние на искусство Раннего и Высокого Возрождения.

Видным представителем флорентийской школы был живописец Мазаччо (1401 – 1428). Сведений о его жизни очень мало. Большое влияние на художника оказало искусство Джотто и Брунеллески. Он создает алтарные композиции – «Мадонна с Младенцем и Св. Анной» и «Троица». Основное произведение Мазаччо – фрески в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренция, сюжеты которых связаны с жизнеописанием апостола Петра – «Чудо со статиром», «Изгнание из рая». В последней фреске художник впервые изображает обнаженную натуру, что является еще одним нововведением в живописи эпохи Возрождения. Недолгая творческая жизнь Мазаччо дала толчок к развитию не только итальянской, но и всей западноевропейской живописи Возрождения.

Микеланджело

Давид. 1501 – 1504

Еще одним ярким представителем флорентийской школы был художник Раннего Возрождения Сандро Боттичелли (1444 – 1510). Основные черты стиля художника видные уже в его ранних работах «Сила» и «Возвращение Юдифи с головой Олоферна». Они отмечены архаической символикой и вместе с тем большой эмоциональностью и фантазией. 1470 – 1480-е годы – период наивысших достижений Боттичелли. В этот период созданы картины «Поклонение волхвов», «Весна», «Рождение Венеры», которые отмечены поэтическим восприятием античности. В эти же годы самостоятельным жанром в творчестве Боттичелли становится портрет – «Портрет молодого человека с медалью», «Джулиано Медичи», «Портрет молодого человека». Период со второй половины 1480-х гг. до начала 1500-х гг. связан с усилением драматизма в работах художника и обращением к религиозным сюжетам – «Оплакивание Христа», «Благовещение», «Чудеса св. Зиновия». В этот период Боттичелли создает серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте, которые заняли особое место в мировом художественном наследии.

Возникновение новой скульптуры связывают с именами скульпторов Раннего Возрождения. В 1401 г. Цеховая организация купцов объявила конкурс на скульптурное оформление дверей крестильни (баптистерия) Флорентийского собора. Победителем оказался Лоренцо Гиберти (1381 – 1455) – скульптор и теоретик искусства, автор трех книг «Комментариев» – первой истории искусства Возрождения. Гиберти создает многофигурные композиции на библейские сюжеты, в которых еще чувствуется влияние средневековой готики.

Большой вклад в развитие европейской скульптуры внес Донателло (1386 – 1466) Его настоящие имена Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Он создал круглую скульптуру, монумент и конный монумент. Он решает проблему постановки человеческой фигуры в рост по законам пластики, разработанным еще в античные времена Поликлетом, но забытым в средневековье (скульптуры апостола Марка и Св. Георгия). Наиболее знаменитой и новаторской является бронзовая статуя Давида, созданная в 30-е годы XV в. Простой пастух, победитель гиганта Голиафа, ставший впоследствии царем, Давид был одним из излюбленных образов искусства Возрождения. Донателло ввел такую деталь, как пастушеская шляпа – знак его простого происхождения. Первый конный монумент эпохи Возрождения создан Донателло в 1443 – 1453 гг. – он отливает конную статую кондотьера Гаттамелаты в Падуе. Этот памятник и сейчас стоит на площади перед падуанским собором св. Антония. Использовав лучшие традиции искусства средневековья, изучив античную пластику, Донателло пришел к собственным решениям. Он создает реалистичные и глубоко человечные образы, что объясняет его огромное влияние на всю последующую европейскую скульптуру. Недаром его назвали одним из трех отцов Возрождения наряду с Брунеллески и Мазаччо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 10; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.59 (0.009 с.)