Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постановка (или уточнение) произношения↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Формирование произношения звуков у детей с моторной алалией
В постановке звуков нуждаются все моторные алалики. Особенностью этих детей является то, что у них могут отсутствовать все звуки, даже очень простые по артикуляции ([М, Т] и подобные). Может не быть гласных звуков. Поэтому предлагаемый в данной статье материал описывает постановку всех звуков русского языка (а не только тех, которые обычно нарушены при дислалии). Отсутствие звуков делает невозможным формирование у моторных алаликов внешней речи. Поэтому звуки детям надо поставить как можно раньше (прежде откорректировав у них моторные нарушения). В основе моторной алалии лежит нарушение у ребенка блока кинестетических функций (иначе – суставно-мышечного чувства), что приводит к нарушению моторики (кинетики) органов речи. Причем нарушаются не все движения, осуществляемые ртом, а лишь произвольные (преднамеренные). Инстинктивные движения остаются сохранными (ребенок во время еды открывает рот, двигает языком, жует; смеется, улыбается и т.п.). Это не составляет для моторных алаликов труда, поскольку у них нет собственно мышечных нарушений (их мышцы здоровы, нормально иннервируются, в них нет парезов и параличей, как при дизартрии или анартрии). Рассмотрим кратко, каким образом у моторных алаликов нарушены кинестетические функции (суставно-мышечное чувство). ● У детей не развиты (или очень плохо развиты) кинестетические ощущения в области органов речи. Ребенок не ощущает мышцами (образно говоря, «на ощупь»), в каком точно положении находятся в данный момент его язык, губы и нижняя челюсть. ● В результате мозг получает (воспринимает) крайне недостаточную и неточную информацию о расположении органов речи и не может построить (воспроизвести) правильную картину их положений. То есть в мозгу создаются неточные кинестетические восприятия (образы, представления) – нарушается оральный кинестетический гнозис (узнавание, распознавание поз артикуляционных органов). ● На фоне неточных, ошибочных представлений о положении органов речи мозг не может эффективно совершать планирование и осуществление произвольных (преднамеренных) действий. Страдает оральный (относящийся к области рта, «ротовой») праксис (произвольные действия – действия, совершающиеся по собственному намерению ребенка или по показу другого человека, по подражанию). Возникает тяжелая оральная диспраксия (грубое, но все же не полное нарушение способности к совершению действий органами речи) либо апраксия (полная неспособность к совершению действий). Апраксия или тяжелая диспраксия и приводят к моторной алалии. В первом случае ребенок молчит, во втором – он может произносить кое-какие неполноценные звуки, соединяя их в неразборчивые слова. ● При моторной алалии у детей страдает не только произношение звуков (то есть не формируются артикулемы), но страдает еще и способность переключаться (переходить) со звука на звук. Ребенок, образно говоря, «не знает, не чувствует», с помощью каких движений это сделать – он «застревает» на звуках. Поэтому ему трудно соединять в слова даже те звуки, которые он научился произносить. ● У детей с моторной алалией страдает и кинестетическая память – «память мышц» на совершение действий. Причем дети медленно запоминают и собственно артикуляции звуков, и порядок этих артикуляций в словах, и пути переключения с артикулемы на артикулему.
Моторную алалию принято считать одним из звеньев в цепи прочих нарушений в структуре общего недоразвития речи, относя к первому уровню ОНР. Однако практика автора настоящей статьи показывает, что это не всегда так. Действительно, нарушения произношения при алалии могут входить в состав общего недоразвития речи наряду с обязательными для этого дефекта иными нарушениями: слоговой структуры, лексического и грамматического строя, фразовой речи. Но моторная алалия бывает и локальным дефектом, при котором нарушена лишь способность к произношению (вызванная локальным нарушением орального праксиса) при сохранности остальных речевых структур. Определить, с каким именно случаем мы имеем дело, сразу не удается. Истинный дефект выявляется лишь по мере занятий с ребенком, а именно, когда он начинает говорить. Только тогда мы можем увидеть, «скрывается» ли за моторной алалией общее недоразвитие речи (в этом случае становятся очевидными признаки ОНР: лексические, грамматические нарушения и проч.), или же мы имеем дело с «чистой» алалией (если признаки ОНР не появляются). В последнем случае после постановки звуков речь у моторных алаликов «запускается» сама собой по мере автоматизации звуков в словах. Тут ребенок просто получает недостающие ему произносительные «средства» для выражения своих мыслей. В связи со сказанным, работать с моторными алаликами можно двумя путями: ● Начинать с формирования первоначальных речевых навыков, доступных ребенку, одновременно формируя произношение. ● Начинать с постановки звуков, надеясь, что за моторной алалией не «прячется» ОНР, и речь по мере постановки звуков появится сама. Если после формирования произношения у ребенка обнаружатся признаки общего недоразвития речи, надо работать и над этим дефектом.
Тактику работы логопед выбирает, сообразуясь с выявленным (и в том числе предполагаемым) дефектом ребенка. Однако надо учесть, что звуки алалику придется ставить в любом случае. Поэтому описанные в настоящей статье приемы постановки звуков при алалии подходят для работы любым методом. Поскольку кинестетические функция при моторной алалии выправляются не сразу и не сразу в полном объеме, при формировании звукопроизношения полезно придерживаться определенных подходов. ● При постановке звуков надо опираться на тактильную поддержку. Кончик языка и слизистая оболочка рта богаты тактильными рецепторами. Тактильные ощущения (прикосновения, трение и проч.) помогают алалику скомпенсировать недостаток ощущений кинестетических (мышечных). Помогают определять положение языка во рту, находить место артикуляции звука. С целью тактильной поддержки хорошо использовать и пальцы ребенка – подушечки пальцев весьма тонкий орган осязания. ● Звуки лучше ставить с использованием мануальных приемов (то есть руками). Можно использовать и специальные инструменты для перемещения языка ребенка и указания мест артикуляций звуков – например, деревянные шпатели, зубочистки и проч. Это ускоряет работу. Моторные нарушения алаликов бывают упорными, и преодолеть их полностью до постановки произношения удается не всегда. Но, пожалуй, не стоит увлекаться постановкой звуков с использованием сложных логопедических зондов – при такой постановке язык ребенка перемещается зондом без «ведома» ребенка. Ребенок не ощущает точно, что произошло у него во рту. Поставленные таким образом звуки запоминаются алаликом очень плохо, ему трудно воспроизвести движения, в совершении которых он не участвовал. ● Если ребенок достаточно хорошо управляет речевым аппаратом, ставьте ему произношение звуков обычными способами, использующимися в логопедии при коррекции дислалии. ● Не всегда надо стремиться сразу поставить ребенку полностью нормативное произношение звуков. Это не всегда возможно, а времени отнимает очень много. Для начала алалику можно поставить приблизительные варианты произношения звуков (особенно, сложных по артикуляции [Ш, Р] и подобных). На основе этих приблизительных, «временных» звуков можно «запускать» речь. Однако первичные, «временные» звуки акустически должны быть близки к нормативным (базовым): они могут произноситься неточно, смягченно и т.п., но смешений быть не должно. Звуки должны быть узнаваемы. ● В дальнейшем звуки надо уточнить (доработать), то есть сформировать у детей полноценные варианты произнесения. То есть один и тот же звук у моторного алалика порой приходится ставить в несколько «заходов» (разумеется, чем меньше «заходов», тем лучше). ● При постановке звуков логопед может (и должен) проговаривать звуки внятно, стимулируя этим ребенка к воспроизведению звуков по подражанию. С дислаликами мы обычно используем разные «хитрости», чтобы не навести их на уже сложившиеся у них неправильные способы произнесения. Здесь уловки не нужны. У алаликов нет ни дефектов произношения, ни замен (у них нет звуков вообще, разве что нечленораздельные «мычания» и воквлизации). ● Дети с моторными нарушениями могут забывать, как произносятся звуки. Их приходится ставить заново. Предлагаемыми приемами (в силу их простоты) можно формировать произношение у совсем маленьких детей (двух-трех лет) с задержкой речевого развития.
Формирование произношения гласных звуков
Ø Ребенок повторяет за вами звуки: [А, О, У, И, Ы, Э]. Обращайте его внимание на форму рта (обводите его губы пальцами).
Если ребенок произносит «гнусаво» – в нос, отработайте его речевой выдох.
Ø Подставьте к своему рту ладонь ребенка, негромко и низким голосом тяните А, выдувая воздух ему на ладонь. Скажите: А упал тебе на ладонь (покажите пальцем куда). Затем произносите звук коротко, указывайте ребенку на его ладонь, подчеркивая этим ощущение выдоха. Ø Ребенок повторяет звук за вами, чтобы на ладони чувствовался выдох. Говорите: Аупал, и тыкайте ему в руку пальцем. Отодвигайте его руку ото рта, показывайте, куда должен «упасть» звук. Целясь звуком в ладонь, ребенок утрирует ротовой выдох, звук выходит более внятным. Ø Эти же упражнения выполняйте с другими гласными звуками.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 9; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.198.33 (0.012 с.) |