Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международный день толерантности»

Толерантность – термин, приобретший в последнее время неимоверную популярность, на самом деле далеко неоднозначен и требует более подробного изучения и определения. Происходит он от латинского tolerantia, буквально означающего терпение или выносливость. В английском языке, из которого привнесено большинство понятий психологической терминологии, это слово существует очень давно и в наиболее распространенном значении обозначает «терпеливость», хотя существует и другие интерпретации, касающихся различных допустимых, приемлемых, не приводящих к отклонениям нарушений. В области финансовой деятельности толерантность – допустимое отклонение от стандартного размера и веса монеты, не влияющее на ее платежную стоимость; в технических дисциплинах это понятие аналогично понятию допуск. В медицине толерантность это выносливость, способность без ущерба для организма переносить неблагоприятные факторы, а также реакцию на лекарственные препараты. Эти определения очень близки определениям, принятым в психологии в сфере чувствительности. В большинстве современных справочных изданий и словарей по психологии толерантность это «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». Снижение чувствительности или повышение порога реагирования - это адаптация, то есть приспособления к постоянно действующим или периодически повторяющимся стимулам. Употребляемый изначально в области психофизиологии, термин толерантность распространился на область чувствительности (сенсорики) и на область чувств (аффективную сферу). Это объясняется тем, что адаптация происходит не только к неприятному запаху, шуму или боли, но и к унижению, агрессии, фрустрации и т.д. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию (внешне это характеризуется как выдержка, самообладание). В настоящее время термин толерантность получил широкое распространение не только в психологии, но и в социологии и других общественных науках, а также в публицистике. В современном обществе толерантность трактуется как терпимость, спокойное отношение к всевозможным вариациям мировоззрения, поведения и внешнего облика других людей. То есть толерантность предполагает отсутствие корпоративных, этнических, сословных, культурных предрассудков, предубеждений против не похожих на нас людей по различным параметрам. Данная непохожесть не выступает раздражающим фактором при сохранении неприязненного отношения к объективным аномалиям в отношении к общечеловеческим ценностям. Иногда толерантность рассматривается не как характеристика индивидуального сознания, а особая личностная черта, которая формируется определенным воспитанием. Человеку изначально присуща интолератность (противоположная толерантности тенденция), а именно настороженность, легко переходящая во враждебность по отношению к другим. Иной воспринимается как угроза. При столкновении с непохожей на нас личностью бессознательно срабатывает механизм сравнения и оценивания. Против признания чужого превосходства восстает сама природа человека, ведь допуская подобное предположение, придётся пересмотреть свою самооценку. Именно в этот момент возникает желание самоутверждения: я, как представитель достойной группы («свой» по национальному, классовому, религиозному, имущественному или даже по половому признаку), гораздо лучше другого, как представителя группы, менее достойной («чужого»). Менее достойная группа в данном случае обладает исключительно негативными характеристиками, которые имеют под собой реальные факты, но неоправданно обобщены и сложены в определенный стереотип социального восприятия («блондинки глупы», «молодёжь – бездельники», «мусульмане жестоки» и т.п.). И при столкновении с представителем группы «чужих», даже не показавшим негативных качеств, а, может быть, и вообще ими не обладающим, ему сразу навешиваются соответствующие ярлыки для аргументирования своего негативного отношения, социальной дискриминации и т.д. Толерантность как качество личности предусматривает отказ от предубеждений в пользу объективного, трезвого отношения к любому человеку вне зависимости от его индивидуальных особенностей. Но такое толкование толерантности (именно оно сегодня широко пропагандируется) подразумевает существование множества противоположных крайностей. Во-первых, отказ от предубеждений, предрассудков легко обращается в их замену на позитивные стереотипы, которые, по большому счету, представляют собой такие же неадекватные обобщения, то есть предрассудки наоборот. Нередко воспитание толерантности сводится к демонстрации положительных примеров, а именно того, что представители другого пола, вероисповедания, социального слоя и т.п. обладают достоинствами. Фактически взамен стереотипа «NN плохие» формируется противоположный стереотип «NN хорошие», хотя оснований для такого суждения ничуть не больше. Во-вторых, подлинная толерантность состоит в отказе от оценочных суждений на основании несущественных, малозначимых индивидуальных и групповых различий – таких, как внешний облик, национальные особенности характера, культурно-обусловленные манеры поведения и т.п. Однако некоторые вариации объективно заслуживают оценки, и отказ от нее представляется более чем спорным. Подлинная  толерантность является ценным качеством развитой личности. То есть такой личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого. В то же время это качество требует сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения. Иными словами, принципы толерантности можно выразить следующим образом: «Нельзя осуждать подлеца другой национальности и веры на том основании, что он принадлежит не к моему народу и исповедует другую веру. Однако, нельзя и не осуждать его за то, что он подлец». Яркий признак современности – смешение культурных, конфессиональных, этнических традиций, вызванное миграцией и т.д. Мир в результате развития демографических, экологических, научно-технологических, информационных, политических процессов оказался подлинно общим для всего многообразия народов, живущих на планете Земля. Его объединяют общие ресурсы, возникшие глобальные проблемы, информационное пространство, единая наука и технология. Казалось бы, это должно было остановить все войны, конфликты государств, противостояние политических режимов, но этого не происходит. Виной тому – отсутствие желания для диалога и сотрудничества, взаимоуважения и понимания сторон, а также различие в традиционных ценностях, точнее в их этнокультурной интерпретации. Для решения этой проблемы необходимо создание принципиально новой системы знаний – о единстве и множественности мира ценностей, о достоинствах разнообразных культурных традиций и их современной адаптации друг другу. Плюрализм – понятие, введенное Х. Вольфом в 1712 году, означает философскую позицию, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия; это метафизическая точка зрения, согласно которой действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Культурный и религиозный плюрализм, развившийся в современном мире, вызвал к жизни толерантность, необходимую для установления общности в таких условиях. Толерантность это и необходимый побочный продукт плюрализма, и условие его дальнейшего развития.

Международный день толерантности (терпимости) отмечается ежегодно 16 ноября. В этот день в 1995 году государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, и приурочивать к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на образовательные организации, так и на широкую общественность. Декларация принципов терпимости подтверждает, что терпимость – это не уступка или снисхождение. Это уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Терпимость – это отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Люди по своей природе различаются, и только терпимость может обеспечить выживание смешанных общин в каждом регионе мира. Декларация определяет терпимость не только как моральный долг, но и как политическую и правовую потребность отдельных людей, групп и государств. Она устанавливает прямую связь терпимости с международно-правовыми актами в области прав человека, принятыми за последние пятьдесят лет и призывает государства, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей. Наряду с вопиющей несправедливостью и жестокостью, дискриминация и маргинализация являются наиболее частыми формами нетерпимости. Воспитание терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, ведущему к страху и неприятию других. Оно должно помогать развитию у молодых людей чувства независимости, критического мышления и этической оценки. Религиозное, языковое, культурное и этническое разнообразие нашего мира является не предлогом для возникновения конфликтов, а сокровищем, которое делает всех нас богаче. Организация Объединенных Наций привержена укреплению терпимости путем углубления взаимопонимания между культурами и народами. Эта настоятельная необходимость лежит в основе Устава Организации Объединенных Наций, а также Всеобщей декларации прав человека. Она еще более актуальна в нынешнюю эпоху усиливающегося и насильственного экстремизма, распространения радикализма и расширения конфликтов, одной из отличительных черт которых является полное пренебрежение к человеческой жизни. В Донецкой Народной Республике главный документ для широкого определения толерантности – Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются 138-я статья Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 328-я статья (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). За пропаганду идеалов терпимости и ненасилия к Международному дню терпимости приурочена премия ЮНЕСКО, носящая имя Маданжита Сингха (MadanjeetSinghPrize) – индийского художника, писателя и дипломата, посла доброй воли ЮНЕСКО. Премия была учреждена в 1995 году и присуждается раз в два года. Премия может быть присуждена учреждениям, организациям или отдельным лицам за значительный вклад и эффективную деятельность по утверждению терпимости и ненасилия. В 2016 году премии был удостоен российский Федеральный научно-методический центр в области психологии и педагогики толерантности (Центр толерантности). Методические рекомендации Международный день толерантности в образовательной организации должен стать системообразующим элементом в работе по формированию уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, а также неприятия обучающимися насилия и экстремизма. Воспитательная работа в общеобразовательных организациях в течение дня должна строиться системно, охватывая урочную и внеурочную деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.007 с.)