Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творчество Микеланджело Буонарроти (1475-1564)
Микеланджело Буонарроти является одним из титанов Высокого Возрождения (по выражению Энгельса). Даже рядом с такими современниками как Леонардо да Винчи и Рафаэль он выделяется своим художественным универсализмом. Он создавал одинаково гениальные произведения в области скульптуры, архитектуры, живописи, рисунка, а также поэзии. Творчество Микеланджело соединяет два этапа в развитии итальянского Ренессанса: зрелый и поздний. Микеланджело происходил из знатного, но обедневшего флорентийского рода. Его отец был недоволен решением сына стать художником, которое тот принял в 13 лет, считая это недостойным занятием для дворянина. Но ещё большее недовольство он выразил, узнав, что сын решил стать не живописцем, а скульптором, т.к. после смерти Донателло скульптура находилась в упадке и не вызывала интереса у заказчиков. Но Микеланджело проявил упорство, тем более что его пригласил учиться скульптуре сам Лоренцо Медичи в только что основанной им школе. Во дворце Медичи, где Микеланджело некоторое время жил, он познакомился с собранием античных статуй и перенял от них восхищение красотой обнажённого тела. Впоследствии он будет практически всегда изображать обнажённую натуру, втайне препарируя трупы, чтобы изучить строение тела и работу его мышц. Творчество Микеланджело в основном было связано с двумя городами – Флоренцией и Римом. Первая значительная скульптура – «Пьета» («Оплакивание Христа») – была создана в Риме в конце 15 века. Сейчас она украшает собор Святого Петра. Трагический сюжет трактован мастером лирически. Скорбь выражена сдержанно, в наклоне головы Богоматери и жесте её левой руки. Дева Мария выглядит очень юной, её облик возвышен и благороден. «Пьета» стала единственной подписанной работой Микеланджело. После неё он стал настолько известным, что нужды подписывать произведения не возникало.
В начале 16 века мастер возвращается во Флоренцию, где создаёт 5-метровую статую Давида, прозванную современниками «Гигантом». Он высек её из испорченной глыбы мрамора, которая почти 200 лет лежала без применения. В этом проявилась черта его характера: преодолевать препятствия, которые кажутся непреодолимыми. Он изобразил Давида рослым, могучим юношей, готовящимся к бою. Герой выглядит суровым и волевым. В этой фигуре явственно видна античная традиция возвеличивания человека-гражданина. Давид – библейский герой, известный своей победой над великаном Голиафом. Обычно его изображают уже победившим, с отрубленной головой Голиафа у ног. Кроме того, по Библии, Давид был мальчиком-подростком, каким изобразил его, например, Донателло. Но Микеланджело опирался на фразу о том, что Давид без оружия ходил на охоту на льва. Отсюда – мощное телосложение его героя. Статуя настолько велика, что большой проблемой стало доставить её на флорентийскую площадь. Сейчас там стоит копия, а настоящий Давид – в музее. Его высота – пять метров. Сложные отношения связывали Микеланджело с Римским папой Юлием II. Папа заказал ему грандиозную гробницу, но впоследствии охладел к этой идее. Рассерженный скульптор пообещал никогда больше не работать на Папу, но вскоре изменил своё решение. Папа вызвал Микеланджело из Флоренции и поручил ему расписать свод Сикстинской капеллы (плафон). Практически все живописные работы художника созданы в технике фрески, т.к. он тяготел к масштабным замыслам. Единственной законченной картиной стала «Мадонна Дони». Роспись плафона Сикстинской капеллы стала величайшим творением Микеланджело. В ней утверждаются идеи Высокого Возрождения: гордость за человека, понимание его равным Богу, утверждение силы и мощи человека. С 1508 по 1512 годы художник в одиночку расписал почти 600 м2 потолка – немыслимое прежде дело. Он заполнил плафон сценами из Ветхого Завета от сотворения мира до спасения Ноя от всемирного потопа. В целом изображено более трёхсот фигур, в основном обнажённых и отличающихся телесным совершенством. По периметру стен располагаются величественные изображения пророков и пророчиц, предсказавших рождение Христа. Все написанные фигуры показаны в сложных ракурсах, что подтверждает мастерство художника. Как и роспись Сикстинской капеллы, статуя Моисея, созданная для гробницы Юлия II (1516 год), является кульминацией идей Высокого Возрождения, прославляет силу и героические деяния человека. Моисей подобен Богу-отцу с плафона Сикстины: мощный, крепкий старец, способный изменить мир. Он показан разгневанным, обличающим слабость и презирающим малодушие. На голове Моисея видны рога. Они появились в результате неправильного перевода Библии с древнееврейского. В этом алфавите нет гласных. Поэтому переводчик перевёл, что Моисей вернулся с горы Синай, где беседовал с богом, рогатым, хотя надо было перевести, что со светящимся лицом. После создания «Моисея» характер творчества Микеланджело меняется. Им завладевает тема смерти и беспомощности перед ней человека. Сначала она решается лирически в статуе «Умирающий раб», предназначенной для гробницы Юлия. Эта скульптура напоминает работы Праксителя изображением покоя, переходящего в вечный сон. 1520-е годы проходят в работе над гробницей Медичи во Флоренции. Она знаменита скульптурами четырёх времён суток, расположенных по две на саркофагах герцогов Медичи. В статуе «Вечер» художник создал автопортрет. Фигуры, в том числе две женские – «Утро» и «Ночь» - по-прежнему поражают мощью, но выглядят болезненно напряжёнными, лица их выражают страдание.
Гробница Лоренцо Медичи. Статуи Вечера и Утра Гробница Джулиано Медичи. Статуи Ночи и Дня Ансамбль четырёх времён суток – последнее завершённое творение Микеланджело в скульптуре. Далее он станет работать в манере non finitо - незаконченной, - перестав высекать фигуры из камня до конца и отшлифовывать до гладкости кожи, оставляя на них следы резца. В последние годы жизни он трижды обратится к сюжету «Пьета», планируя сделать себе надгробие. С 1534 года Микеланджело живёт в Риме. Он снова приходит в Сикстинскую капеллу, на сей раз, чтобы написать трагическую и грозную фреску «Страшный суд». Если на потолке капеллы воплощено грандиозное рождение мира и человека, то «Страшный суд» показывает не менее грандиозную гибель человечества. Самой большой фигурой является разгневанный Христос, которого окружают требующие возмездия святые. Один из них – Святой Варфоломей – держит в руках содранную с него кожу, на которой написан автопортрет Микеланджело. Таким образом, позднее творчество мастера является воплощением тем и чувств, характерных для позднего Возрождения, выражающих разочарование в идеях гуманизма и антропоцентризма. К последнему римскому периоду относится и величайшее архитектурное творение Микеланджело – собор Святого Петра, главный храм католического мира. Он воплотил идею величия католицизма и власти Папы. Мощный купол собора царит над Римом. Архитектурные формы собора решены скульптурно через контраст выступающих и уходящих вглубь стены объёмов. Микеланджело отличался сложным характером и с трудом ладил с современниками. Будучи знаком и с Леонардо да Винчи, и с Рафаэлем, он недолюбливал их, считая соперниками. Целиком погруженный в работу, он почти не имел личной жизни, изливая свой неистовый темперамент в скульптурах. Несмотря на разнообразие творческих проявлений, он мыслил себя прежде всего скульптором и страдал, когда его отрывали от ваяния. Творчество Микеланджело – пример того, на что способен мастер, воодушевлённый гордостью за человечество и уверенный в мощи собственного таланта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 9; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.104 (0.008 с.) |