Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

Микеланджело Буонарроти является одним из титанов Высокого Возрождения (по выражению Энгельса). Даже рядом с такими современниками как Леонардо да Винчи и Рафаэль он выделяется своим художественным универсализмом. Он создавал одинаково гениальные произведения в области скульптуры, архитектуры, живописи, рисунка, а также поэзии. Творчество Микеланджело соединяет два этапа в развитии итальянского Ренессанса: зрелый и поздний.

Микеланджело происходил из знатного, но обедневшего флорентийского рода. Его отец был недоволен решением сына стать художником, которое тот принял в 13 лет, считая это недостойным занятием для дворянина. Но ещё большее недовольство он выразил, узнав, что сын решил стать не живописцем, а скульптором, т.к. после смерти Донателло скульптура находилась в упадке и не вызывала интереса у заказчиков. Но Микеланджело проявил упорство, тем более что его пригласил учиться скульптуре сам Лоренцо Медичи в только что основанной им школе. Во дворце Медичи, где Микеланджело некоторое время жил, он познакомился с собранием античных статуй и перенял от них восхищение красотой обнажённого тела. Впоследствии он будет практически всегда изображать обнажённую натуру, втайне препарируя трупы, чтобы изучить строение тела и работу его мышц. 

Творчество Микеланджело в основном было связано с двумя городами – Флоренцией и Римом. Первая значительная скульптура – «Пьета» («Оплакивание Христа») – была создана в Риме в конце 15 века. Сейчас она украшает собор Святого Петра. Трагический сюжет трактован мастером лирически. Скорбь выражена сдержанно, в наклоне головы Богоматери и жесте её левой руки. Дева Мария выглядит очень юной, её облик возвышен и благороден. «Пьета» стала единственной подписанной работой Микеланджело. После неё он стал настолько известным, что нужды подписывать произведения не возникало.

В начале 16 века мастер возвращается во Флоренцию, где создаёт 5-метровую статую Давида, прозванную современниками «Гигантом». Он высек её из испорченной глыбы мрамора, которая почти 200 лет лежала без применения. В этом проявилась черта его характера: преодолевать препятствия, которые кажутся непреодолимыми. Он изобразил Давида рослым, могучим юношей, готовящимся к бою. Герой выглядит суровым и волевым. В этой фигуре явственно видна античная традиция возвеличивания человека-гражданина. Давид – библейский герой, известный своей победой над великаном Голиафом. Обычно его изображают уже победившим, с отрубленной головой Голиафа у ног. Кроме того, по Библии, Давид был мальчиком-подростком, каким изобразил его, например, Донателло. Но Микеланджело опирался на фразу о том, что Давид без оружия ходил на охоту на льва. Отсюда – мощное телосложение его героя. Статуя настолько велика, что большой проблемой стало доставить её на флорентийскую площадь. Сейчас там стоит копия, а настоящий Давид – в музее. Его высота – пять метров.

Сложные отношения связывали Микеланджело с Римским папой Юлием II. Папа заказал ему грандиозную гробницу, но впоследствии охладел к этой идее. Рассерженный скульптор пообещал никогда больше не работать на Папу, но вскоре изменил своё решение. Папа вызвал Микеланджело из Флоренции и поручил ему расписать свод Сикстинской капеллы (плафон). Практически все живописные работы художника созданы в технике фрески, т.к. он тяготел к масштабным замыслам. Единственной законченной картиной стала «Мадонна Дони». Роспись плафона Сикстинской капеллы стала величайшим творением Микеланджело. В ней утверждаются идеи Высокого Возрождения: гордость за человека, понимание его равным Богу, утверждение силы и мощи человека. С 1508 по 1512 годы художник в одиночку расписал почти 600 м2  потолка – немыслимое прежде дело. Он заполнил плафон сценами из Ветхого Завета от сотворения мира до спасения Ноя от всемирного потопа. В целом изображено более трёхсот фигур, в основном обнажённых и отличающихся телесным совершенством. По периметру стен располагаются величественные изображения пророков и пророчиц, предсказавших рождение Христа. Все написанные фигуры показаны в сложных ракурсах, что подтверждает мастерство художника.

Как и роспись Сикстинской капеллы, статуя Моисея, созданная для гробницы Юлия II (1516 год), является кульминацией идей Высокого Возрождения, прославляет силу и героические деяния человека. Моисей подобен Богу-отцу с плафона Сикстины: мощный, крепкий старец, способный изменить мир. Он показан разгневанным, обличающим слабость и презирающим малодушие. На голове Моисея видны рога. Они появились в результате неправильного перевода Библии с древнееврейского. В этом алфавите нет гласных. Поэтому переводчик перевёл, что Моисей вернулся с горы Синай, где беседовал с богом, рогатым, хотя надо было перевести, что со светящимся лицом.

После создания «Моисея» характер творчества Микеланджело меняется. Им завладевает тема смерти и беспомощности перед ней человека. Сначала она решается лирически в статуе «Умирающий раб», предназначенной для гробницы Юлия. Эта скульптура напоминает работы Праксителя изображением покоя, переходящего в вечный сон.

1520-е годы проходят в работе над гробницей Медичи во Флоренции. Она знаменита скульптурами четырёх времён суток, расположенных по две на саркофагах герцогов Медичи. В статуе «Вечер» художник создал автопортрет. Фигуры, в том числе две женские – «Утро» и «Ночь» - по-прежнему поражают мощью, но выглядят болезненно напряжёнными, лица их выражают страдание.

 

Гробница Лоренцо Медичи. Статуи Вечера и Утра

Гробница Джулиано Медичи. Статуи Ночи и Дня

Ансамбль четырёх времён суток – последнее завершённое творение Микеланджело в скульптуре. Далее он станет работать в манере non finitо - незаконченной, - перестав высекать фигуры из камня до конца и отшлифовывать до гладкости кожи, оставляя на них следы резца. В последние годы жизни он трижды обратится к сюжету «Пьета», планируя сделать себе надгробие.

С 1534 года Микеланджело живёт в Риме. Он снова приходит в Сикстинскую капеллу, на сей раз, чтобы написать трагическую и грозную фреску «Страшный суд». Если на потолке капеллы воплощено грандиозное рождение мира и человека, то «Страшный суд» показывает не менее грандиозную гибель человечества. Самой большой фигурой является разгневанный Христос, которого окружают требующие возмездия святые. Один из них – Святой Варфоломей – держит в руках содранную с него кожу, на которой написан автопортрет Микеланджело. Таким образом, позднее творчество мастера является воплощением тем и чувств, характерных для позднего Возрождения, выражающих разочарование в идеях гуманизма и антропоцентризма.

К последнему римскому периоду относится и величайшее архитектурное творение Микеланджело – собор Святого Петра, главный храм католического мира. Он воплотил идею величия католицизма и власти Папы. Мощный купол собора царит над Римом. Архитектурные формы собора решены скульптурно через контраст выступающих и уходящих вглубь стены объёмов.

Микеланджело отличался сложным характером и с трудом ладил с современниками. Будучи знаком и с Леонардо да Винчи, и с Рафаэлем, он недолюбливал их, считая соперниками. Целиком погруженный в работу, он почти не имел личной жизни, изливая свой неистовый темперамент в скульптурах. Несмотря на разнообразие творческих проявлений, он мыслил себя прежде всего скульптором и страдал, когда его отрывали от ваяния. Творчество Микеланджело – пример того, на что способен мастер, воодушевлённый гордостью за человечество и уверенный в мощи собственного таланта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 9; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.104 (0.008 с.)