Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные предпосылки возникновения Постмодернизма↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Постмодернизм Современная наука, изучающая общество во всех его проявлениях, все чаще оперирует такими понятиями, как «модернизм» и «постмодернизм». Их использование в самых широких и разнообразных контекстах порой затрудняет понимание их конкретного значения, но при этом дает понять, что речь идет о каких-то тотальных и всепроникающих явлениях жизни современного общества. Как же провести границу между «модерном» и «постмодерном»? Граница проходит по линии: «модерн» как историческая эпоха, охватывающая период с ХVII по ХIХ вв., и «постмодерн» - принципиально новый, следующей за модерном эпоха. Таким образом, постмодерн является историческим преемником модерна. Юрген Хабермас, немецкий философ и социолог характеризуя модерн писал: «Модерность выступает в качестве интегральной характеристики европейского общества и культуры, и ее использование связано с обозначением этапа становления и эволюции промышленного общества, приходящего на смену традиционному». Постмодернизм (лат. post — после и modemus современный; англ. — modernity). Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Рудольфа Панвица (немец. писатель, философ) «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре. Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60—70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60—70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения. Существует 3 проекции категории «постмодернизм»: 1) Первая проекция характеризует «постмодерн» как историческую эпоху, которая следует за модерном. Модерн — незаконченный проект. Начало варьируется – сер.19в – (конец 60гг - начало 70 х середина 19 в) – труды Маркса (немец. философ, социолог, экономист, обществ. деятель и полит. журналист): «Модерн неконечная точка развития человека в его капиталистической форме. Будет сменен постмодерном – коммунизмом». 20 -30 гг.. – термин задействуется в области литературы и искусства (Цветы зла – сборник стихотворений, фр. Поэта-символиста Ш. Бодлер); 50 – 60 гг.. – внедрение термина в социальную науку через Тоффлера («Футуршок» – шок будущего, защитная психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса. Термин введён американским социологом и футурологом Элвином Тоффлером в статье, опубликованной в «Horizon» в 1965 году; а в 1970 г. вышла книга «Футурошок», которая явиляется одним из первых анализов современной ситуации постмодерна. Она кардинально меняет традиционные представления о современности и опасностях бурного социального и технологического развития: «Нам так часто говорили, что мы идем к безличному единообразию, что мы недооцениваем фантастические возможности, которые несет человеку сверхиндустриальная революция» Современный человек, живущий «в эпицентре сверхиндустриальной революции» (с. 208), – свидетель рождения новой социальной реальности. Чтобы не погибнуть, он должен стать другим (Как у Ницше «сверхчеловек»). Западный человек попадает в эту новую реальность вследствие бурного технологического развития. Человек иных культурных традиций (о которых писал С. Хантингтон) попадает в эту новую реальность иначе, катастрофическим путем, описанным Тоффлером. Тоффлером описаны две важнейшие черты ситуации постмодерна, которые требуют «новой породы человека» (с. 347), ставят проблему пределов адаптации к новому социуму, – это изменчивость и многообразие. Западное общество, пишет Тоффлер, в последние триста лет было охвачено «бурей перемен» (с.21), означавших переход от традиционного (доиндустриального) общества к индустриальному. Сейчас мы живем в условиях новой «сверхиндустриальной революции», когда «буря перемен набирает силу» (с.21). «Мы больше не воспринимаем жизнь так, как люди в прошлом» (с.29) Традиционно важнейшей жизненной ценностью и идеалом человека была стабильность, неизменность, постоянство. Буря перемен порождает новую реальность постиндустриального общества. «В прошлом важный буфер перемен обеспечивал ритуал» (с.426). Ритуалы, окружающие рождение, смерть, половую зрелость, брак и т.п. – помогали человеку «восстанавливать равновесие после того, как произошло какое-то крупное адаптивное событие» (с.427). Ритуал всегда ориентирован на признанный образец, архетип и его повторение. Новая реальность постиндустриального общества, порождаемая ускоренным темпом жизни, – непостоянство, изменчивость, новизна, текучесть, временность. «Сегодня весь мир – это быстро исчезающая ситуация» (с. 18). Человек живет в стремительно меняющемся мире. «Люди, места, предметы приобретают все менее устойчивый характер» (с. 186). Меняется отношение к вещам, вещи становятся одноразовыми, порождая «одноразовую культуру» (с. 68). 2) Вторая проекция – рассматривает «постмодернизм» - как продукт культуры, отличающийся от современных предшественников (кино, ТV). Акцент на культуре – именно она является базисом в обществе, влияет и на др. сферы. 3) Как разновидность социальной теории – условно, т.к. постмодернисты отрицали науку и какую – либо теорию. Их взгляды – своеобразная социальная теория. Основанием для разделения модерна и постмодерна, следует считать время: в такой связке как «традиционализм – модернизм – постмодернизм» традиционализм ориентирован на прошлое, модернизм выражен в прогрессистских вариантах развития и обращен к будущему, а на стыке традиции и модерна возникает постмодернизм, сконцентрированный вокруг проблем настоящего. Постмодернизм как новое общественное явление и исследоваė тельское направление в политической науке начинает развиваться в 1970-е годы на Западе на волне протестных демократических молодежных движений в частности студенческих выступлений в 1968 г. во Франции. В этой связи политологи и политические социологи стали активно обсуждать и анализировать новые процессы и явления ведущие к радикальной системной трансформации современных обществ. Для подчеркивания неординарных способов и методов деятельности различных субъектов политического, экономического и культурного пространства, политологи стали использовать термин «постмодернизм». В качестве его синонимов, понятия «постиндустриальное общество», «техногенная цивилизация», «информационное общество», «неомодернизм», «постсовременность». Однако, дабы понять «постмодерн» необходимо понять, что он отрицает в «модерне». Первая волна критики: Во 2 пол. 19в – начинается критика модерна, на фоне которой формируются идеи «постмодернизма»: Ф. Ницше: отрицает какую-либо претензию на абсолютную истину. Указывает на то, что «реально свободным является только «сверхчеловек», остальные же это «стадо», которое необходимо кому-то вести. З. Фрейд: проблема рациональности Ид (оно) подсознательное, бессознательное – способно разрушить любое поступательное развитие человечества. Однако, разум – не всесилен. Вторая волна критики модерна начинается в 1 половине 20 ст. критика со стороны Франкфуртской школы (критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность неомарксизма. Основные представители: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Вальтер Беньямин, Лео Лёвенталь, Франц Леопольд Нейман, Фридрих Поллок, из «второго поколения» — Юрген Хабермас, Оскар Негт). Они вскрывали патологии: Теодор Адорно (немецкий философ и социолог) – со стороны «авторитарного» синдрома. «Тоталитаризм – это не патология традиций, его можно считать современным явлением» (Авторитарный синдром США). Э. Фромм (немец. социолог и философ) «Бегство от свободы» Человек стремится к свободе, но мы одновременно и бежим от нее (общественные рамки). Герберт Маркузо (немецко-американский философ и социолог): он писал, что модерн провоцирует создание «одномерного человека», подражающего под унифицирующую систему общества и т.п. Человек – винтик. Ранний Хабермас – модерное общества искажает коммуникативные потоки разрушает внутриобщественную коммуникацию, разрушив сверху вниз от государства на общество народ реагирует, но обратно не влияет). Третья волна критики нач. 2 половины 20 ст. (50-60 годы) Ж. Деррида, М. Фуко. Деррида – главная проблема модерного общества и науки – их дихотомичность (различаемость), логика жесткого противопоставления чего-то чему-то (между правильно - неправильно, гуманно – негуманно…). В реальной жизни такого противопоставления не существует – исследователи не могут разобраться в промежуточных явлениях, не вписывающихся в полюса. А ведь полутона значимы в связи с усреднением западных обществ. Но как увидеть полутона в науке? – Метод деконструкции – разобрать «до скелета, после чего можно сконструировать нечто свое. Деконструкции надлежит все модерное. М. Фуко – критика модерна в 2х направлениях: 1) «генеалогия власти» 2) «археология знания» Оба направления ведут к одному результату и доказывают, что по сравнению с традиционном обществом в обществе модерном ограничивающая природа власти никуда не делась. Отличие: природа власти немного изменилась – в «традиции» она концентрируется в точках, в «модерна» по всему общественному телу (децентрируется).Источники «децентрации», распространение ее на нас: тюрьмы, больницы. В больнице – унификация, врач лечит не индивида, а болезнь. В т.ч. и психбольницы – порождение модерна.Тюрьмы – для девиантов.«Любая власть вынуждена проявляя себя, приоткрываться – можно увидеть ее больные места и расширить пространство собственной свободы». Вывод к 1 вопросу: Постмодернизм поставил под сомнение науку. Напоминая о том, что мы мало познали окружающий мир. В место поиска того, как решить проблему науки, предлагается стать более скромным исследователем и действовать «по мере их поступления». Т.е. вместо поиска решения глобальной макропроблемы, следует искать решение для микропроблем (метод деконструкции Дерриды).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.74 (0.008 с.) |