П. Работа по учебнику, с. 78-в1. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П. Работа по учебнику, с. 78-в1.



· Прочитайте текст (с. 78-79).

В чём сходство и в чём различие холма и горы?

- Помогите Серёже разобраться, под какими номерами изобра­жены овраг, холм, гора.

III. Итог урока.

- Какие формы поверхности Земли вы узнали?

Домашнее задание: учебник с. 78-81; рабочая тетрадь, с. 33, задания 2-4.

 

Урок 57. ВОДОЁМЫ

Знать: выявить признаки естественного и искусственного во­доёмов, реки и озера; учить отличать реку от ручья.

Оборудование: атласы, карточки с названиями признаков реки, карта Волгоградской области.

Ход урока

I. Введение в тему.

-Отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова «Ручей-ручеёк».

Эй, ручей-ручеёк, Далеко ли ты потёк? Тороплюсь я в речку,

В речку-быстротечку. Вместе с речкою к реке Мы помчимся налегке И с рекою вскоре Добежим до моря...

-Куда бежал ручеёк?

- Кто помогал ему?

П. Изучение нового.

Беседа с использованием карты России.

-Рассмотрите карту России.

· Что обозначено на ней оттенками синего цвета?

· Назовите природные водоёмы. (Река, озеро, море.)

· Какой из этих водоёмов имеет быстрое течение?

· Знаете ли вы, как образуется река?

· Если сомневаетесь, вспомните стихотворение о ручейке.

Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река на­чинается с родничка, с ключа, который бьёт из-под земли. Малень­кие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки. Начало реки назы­вается истоком.

- Подумайте, почему его так назвали.

То место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называют устьем.

- Объясните, чем ручей отличается от реки.

- Найдите на карте России крупные реки. Рассмотрите, куда они впадают.

· Как называется эта часть реки?

· Откуда они берут начало?

· Как называется эта часть реки?

· Найдите на карте Волгу.

· Найдите её исток и устье.

На доске заранее нарисована схема «Части реки» из учебника (с. 83), но без названий её признаков.

- Найдите на столе карточки «исток», «устье» и прикрепите в соответствующем месте схемы.

· Из чего пополняются воды реки?

· Что такое приток реки?

Приток - это река, впадающая в другую реку.

· Найдите на карте притоки Волги.

· Есть ли у Волги притоки на территории нашей области?

· Прикрепите карточку на схему.

· Чем река отличается от притока?

Чтобы определить, где находится левый или правый берег реки, надо встать по направлению её течения, то есть в сторону устья.

· На каком берегу Волги находится наш город? j. - Какие города на её левом берегу?

· Прикрепите соответствующие карточки на схему.

· Рассмотрите, что получилось.

· Чем озеро отличается от реки?

Озеро — это природный водоём, расположенный в углублениях суши; питается подземными и поверхностными водами.

· Как сохранить полноводность рек и озёр? П. Работа по учебнику, с. 82-85.

· Прочитайте материал на с. 82-83.

· Рассмотрите схемы.

· Ответьте на вопросы, с. 82.

· Выполните задание.

· Что означают слова «естественный»'и «искусственный»?

· Назовите искусственные водоёмы.

· Как их создают?

· Для чего человеку необходимы искусственные водоёмы? III. Итог урока.

Назовите признаки реки.

Домашнее задание: учебник, с. 82-85; рабочая тетрадь, с. 35, задание 4.

 

Урок 58. В ГОСТИ К ВЕСНЕ

Цели: понаблюдать и выявить весенние приметы в неживой и живой природе; учить определять по внешним признакам период наступления весны.

Оборудование: рисунки перелётных птиц, гербарий ран­нецветущих растений, рисунки и фотографии природы весной.

Ход урока

I. Введение в тему.

-Сегодня мы отправляемся в гости к Весне.

И, как всегда велось на Руси, мы должны прославить хозяйку, чтобы она была к нам добра и открыла для нас свои секреты.

Прослушайте стихотворение Е. А. Баратынского и определите в йём приметы весны.

Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд! Ещё древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде под моей ногой

И шумен и душист

Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поёт Заздравный гимн весне...

П. Изменения в природе.

Беседа.

-Какими изменениями в природе Весна заявляет о своём при­ходе?

· Каким настроением автора проникнут рассказ о весне?

· Почему всё живое так радо весне и поёт ей «заздравный гимн»?

· Рассмотрите рисунки и фотографии на с. 86-87.

· О чём вы услышали в стихотворении?

· Почему начинается таяние льда и снега весной?

· В каких местах он быстрее тает?

· Как изменились осадки с наступлением весны?

· Как изменилась почва?

· Как будет изменяться дальше природа?

· Прочитайте пословицы на доске.

· Как понимаете их смысл?

Весна да осень - на дню погод восемь. Не пугай, зима, весна всё равно придёт. Весна напоит - осень накормит. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

· Вспомните, какие вы знаете пословицы о весне.

· Назовите весенние месяцы.

В народе каждый месяц имеет одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних на­блюдений.

Март — проталъник Рано затает — долго не растает.

Коли перелётная птица течёт стаями — к дружной весне. Длинные сосульки - к долгой весне.

Апрель — снегогон

Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету. Ранний излёт пчёл — к красной весне.

Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - к холодному лету.

Май - травень

Май холодный - год хлебородный. Поздний расцвет рябины - к холодной осени. •Когда цветёт черёмуха - всегда живёт холод.

II. Раннецветущие растения.

Беседа.

—Весной оживают представители Царства растений.

· Назовите раннецветущие растения.

· Почему их так назвали?

· Откуда они черпают силы для раннего появления и цветения? (Запас питательных веществ.)

· Рано зацветают ветроопыляемые растения (ива, ольха, тополь и др.). Объясните, почему.

· Найдите их среди гербария.

· Затем - опыляемые насекомыми. Объясните, почему.

· Рассмотрите гербарий травянистых растений.

· Найдите те характерные особенности их строения, которые определяют их раннее пробуждение к жизни.

· Какие из этих растений вы видели, в каких местах их встре­чали?

- Постарайтесь объяснить происхождение их названий.

IV. Перелётные птицы.

Вопросы учащимся:

Изменения в неживой природе и в жизни растений повлияли и на жизнь животных весной.

· Подумайте, какие животные раньше появляются весной, на­секомые или перелётные птицы? Почему?

· Чем объясняется массовый прилёт птиц весной? (Наличием достаточного количества пищи: мух, червей и др. насекомых.)

· Какие птицы возвращаются первыми?

Расскажите об их поведении.

V. Экологические правила.

-Давайте составим правила поведения в природе, в которых отразим заботу о сохранении раннецветущих растений и перелёт­ных птиц.

- Почему людям необходимо заботиться о птицах и охранять их?

• Для учителя.

Вот некоторые примеры о количестве насекомых, которых пти­цы съедают сами и приносят птенцам. Большая синица уничтожает в течение дня до 6000 насекомых, грачи уничтожают до 8000 вред­ных червей и гусениц. Ласточка за лето ловит до 1 000 000 мошек и комаров. Таким образом, птицы охраняют посевы и посадки и при­носят большую пользу человеку.

VI. Итог урока.

- Почему весна - время пробуждения природы?

VII.Домашнее задание: учебник, с. 86-89; рабочая тетрадь, с. 38-39, задания 6-7.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.100.202 (0.018 с.)