М. Е. Салтыков-щедрин «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М. Е. Салтыков-щедрин «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»



В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина поднимаются социальные проблемы. Через взаимоотношения генералов и мужика показано, что в обществе существует четкое разделение людей на рабов и на тех, кто ими управляет.
Автор демонстрирует роль крестьян в жизни генералов. Когда последние оказываются на необитаемом острове, они не могут ни найти себе пищи, ни приготовить себе ужин, хотя на острове было довольно много еды. Всю жизнь проведшие в регистратуре генералы не знают, что еда не появляется на обеденных столах сама, что ее нужно найти и приготовить. Для утоления собственного голода генералы начинают набрасываться друг на друга. Автор показывает беспомощность генералов, которые привыкли к тому, что за них все делают крестьяне, без деятельности которых они давно бы перестали существовать. Если бы не фантастичное появление мужика на необитаемом острове, на котором оказались генералы, они бы не смогли выжить. В «Повести» показано, что генералы, которые сами не знают, что такое труд, воспринимают крестьянский труд как должное, само собой разумеющееся. Они привыкли лишь приказывать, требовать, следить за выполнением поручений и наказывать крестьян. Генералы не благодарят мужика, который помогает им выжить на необитаемом острове и который сооружает корабль, с помощью которого генералам удается попасть домой, по приезде в Петербург генералы отправляют мужику всего лишь «рюмку водки да пятак серебра». Важно, что именно эти равнодушные и жестокие, ничего не знающие и ничего не умеющие делать генералы занимают высокое положение в обществе, пользуясь различными привилегиями.
Однако причиной существования общественной несправедливости, как показывает М.Е. Салтыков-Щедрин, является не только жестокое отношение генералов к крестьянам, но и рабская покорность последних. Мужик мог ничего не делать для генералов, а выполнять только ту деятельность, которая помогла бы выжить ему одному, однако мужик выполняет все генеральские прихоти. Крестьянин даже самостоятельно изготавливает веревку, с помощью которой его привязывают к дереву, чтобы он не сбежал. М.Е. Салтыков-Щедрин показывает, что крестьянство привыкло находиться в рабском положении, поэтому господа привыкают в своей вседозволенности и безнаказанности. В «Повести» поднимается проблема покорности крестьянства, которое привыкло трудиться на благо тех, кто притесняет их права.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

А.Т. Твардовскому пришлось лично столкнуться со всеми ужасами войны, поэтому ему удалось воссоздать реалистичный образ русского солдата в своей поэме «Василий Теркин». Для того чтобы поддержать дух русского народа, автор наделил главного героя самыми ценными качествами. Василий Теркин предстает перед читателями отважным солдатом, преданным другом, веселым товарищем, готовым всегда на подвиги, но не требующим за это наград.

Такой образ не может не понравится. Василий Теркин полюбился солдатам и простым читателям с первых глав. Каждый человек может узнать в нем знакомые черты. Глядя на Теркина, павший духом воин находил в себе силы идти дальше. Герой поэмы воспринимал все, выпавшее на его судьбу, как должное, и призывал к этому окружающих. Он относился ко всем тяготам и лишениям с юмором, показывая, что даже в несчастье можно найти что-то хорошее. Подобное отношение делало войну менее страшной, чем она была на самом деле.

Василий Теркин воплощает в себя лучшие черты не только солдата, но и человека. Его имя стало нарицательным. Автор считает, что в каждой роте должен быть свой Теркин, который сможет поддержать воинский дух боевых товарищей и найти выход из самой сложной ситуации.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», где важное место занимает военная проблематика, говорится о важности народа в историческом процессе.
Рассуждая об Отечественной войне 1812 года, писатель утверждает, что ее ход и результаты зависели не от отдельной личности, а от всего народа. Любое историческое событие, по мнению автора, заключено «не во власти одного лица, но во взаимодействии друг на друга многих лиц, связанных с событием». Те, кого считают «героями» и «владыками», не управляют историческими событиями, а подчиняются народу, выражают его интересы, прислушиваясь к мнению большинства. Л.Н. Толстой утверждает, что власть – это «совокупность воль масс, перенесенная выраженным или молчаливым согласием на избранных массами правителей».
В повествовании показано, что главнокомандующий всей русской армии Кутузов осознавал, что решающей силой в войне являются не начальники, а те, кто принимает непосредственное участие в военных действиях. Батарея Тушина, во время Шенграбенского сражения оказавшаяся в неравном бою с французским войском, остается бороться за Родину. Рота Тимохина во время Шенграбенского сражения неожиданно стала обстреливать французские войска, когда остальные русские солдаты начали в панике разбегаться. Батарея Раевского, осознанно идя на смерть, надев белые рубашки, совершает подвиг в Бородинском сражении. Тихон Щербатый организовывает крестьянские отряды, которые помогают общему делу. Партизаны Денисов и Долохов, не имея желания объединяться ни с немецкими, ни с польскими войсками, нападают на французский транспорт, освобождая при этом русских пленных и захватывая в плен врагов. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай и Петя Ростовы демонстрируют любовь к Родине участием в военных действиях.
Автор, описывая многочисленные подвиги различных представителей русского народа, акцентирует читательское внимание на то, что победить врага удается не Кутузову, а всему народу. Именно простые люди, которые даже не знали законов и правил войны и воевали с «глупой простотой», рискуя и жертвуя собственными жизнями, наносили удар французам. Л.Н. Толстой подчеркивает, что в войне важна не столько гражданская позиция военачальников, сколько гражданская позиция всех представителей народа, сплоченность и любовь к Родине которых может помочь в победе над врагом.

Л.Н. Толстой «После бала».

«Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине» (Р. Роллан) Как вы понимаете эти слова? Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» имеет рамочную композицию. Внутри картины дружеской вечеринки находится повествование одного из персонажей о двух важных эпизодах его жизни: на балу и после бала.
На балу Иван Васильевич счастлив и влюблен. Он восхищается своей возлюбленной Варенькой и ее отцом, статным и красивым полковником. Герой готов любить весь мир, все вокруг кажутся ему удивительно добрыми и благородными людьми, а в душе звучит музыка.
Однако после бала Иван Васильевич неожиданно встречает отца Вареньки совершенно в другом амплуа. Прогоняют через строй беглого солдата. Тщедушный и слабый, он в силах только умолять: «Помилосердствуйте, братцы». А статный и красивый полковник рукой в белой перчатке сильно бьет по лицу солдата, который всего лишь недостаточно сильно опустил шпицрутен на окровавленную спину наказываемого. Эта сцена потрясла героя. Он не только разорвал отношения с Варенькой, но и ушел с военной службы. Потому что не мог понять и принять бесчеловечных законов.
Из обрамления после основного рассказа мы узнаем, что Иван Васильевич отказался и от гражданской службы. Как он сам говорит, «нигде не служил и ни на что не годился». «Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, — возражает ему один из молодых собеседников. — Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Мы не знаем, что делал в этой жизни герой, ясно одно: его пример честного и прямого человека очень важен для окружающих. А значит, он принес пользу обществу и Родине. Для того, чтобы отказаться служить, а не прислуживаться, необходимо мужество и честность. Несомненно, такие люди делают честь своей стране.

И.С. Тургенев «Бирюк»

Особенностью рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» является наличие внешнего и внутреннего конфликта. Внешний конфликт связан с образами лесника Бирюка и мужика, спилившего дерево. Но между героями возникают противоречия не просто так, они становятся следствием несправедливой общественной системы. Основная проблема рассказа – проблема крепостного права, которое ломает судьбы простых людей.
Мужик срубает дерево в дождливую погоду не из зла, зависти или мести леснику, а из нужды. Герой пошел на воровство из-за того, что у него не было средств к существованию. Именно тяжелая крестьянская доля толкает мужика на преступление. Ему ничего не остается делать, кроме попытки найти средства для обеспечения своей семьи через срубку дерева. Мужик прекрасно знает о ловкости Бирюка, о его способности разыскивать воров в любое время суток, однако он все равно предпринимает попытку срубить дерево, поскольку у него нет другого выбора. Несмотря на воровство мужика, автор проявляет сочувствие к нему, поскольку его поступок – это реакция на общественную несправедливость, единственная возможность выжить и прокормить семью.
Крепостное право, как показывает И.С. Тургенев, мешает жить не только мужику, но и леснику Фоме, получившему прозвище Бирюк. Главного героя бросила жена, и ему приходилось в одиночку воспитывать двух детей, один из которых был совсем маленьким, и зарабатывать семье на жизнь.
Мужика и Бирюка объединяет бедность, в повествовании указывается, что из еды у семьи лесника был лишь хлеб. Главный герой отпускает мужика-вора по той причине, что сам понимает, что такое голод. Бирюк, который ответственно относился к своей работе, понимает, что за кражу могут взыскать с него, однако он осознает и причины поступка мужика, поэтому между вариантом наказания или прощения он выбирает второй путь, отпуская мужика вместе с лошадью.
Показывая, что у двух разных персонажей, которые живут в соответствии с собственными нравственными принципами (мужик из нужды срубает дерево, на такой поступок не способен Бирюк, который привык зарабатывать на жизнь семьи честным трудом), одинаковые проблемы, И.С. Тургенев подчеркивает важность необходимости разрешения проблемы тяжелой крестьянской судьбы.
Особенностью рассказа является то, что конфликт между Бирюком и мужиком оказывается разрешенным, в то время как главная проблема крепостного права все еще оставалось неразрешенной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.007 с.)