Тема общественное движение в России в 1880;1890-хх гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема общественное движение в России в 1880;1890-хх гг.



 

Основными течениями русской общественно-политической мысли 1880-1890-х гг. были:

I. Традиционализм. Он не был новым идейным течением русской общественной жизни, но именно в эпоху Александра III он пережил подлинный расцвет, поскольку стал естественной реакцией здравомыслящей части русского общества на самые крайние проявления либерализма предшествующего царствования и взрыв революционного экстремизма на рубеже 1870—1880-х гг.

 

Для традиционалистов были характерны приверженность исконным социальным институтам, духовным ценностям и политический консерватизм, порой переходящий в реакционность. Традиционализм выполнял чрезвычайно важную социальную функцию своеобразного тормоза, призванного уберечь Россию от политических потрясений и крайностей социального реформаторства.

В современной исторической науке (В. Лубков, П. Савельев) выделяют три основных направления этого идейного течения:

1) государственный консерватизм;

2) религиозно-философский традиционализм;

3) позднее, или новое славянофильство.

 

1) Государственный консерватизм был представлен именами ряда выдающихся государственных деятелей, литераторов и историков — Михаила Никифоровича Каткова, Владимира Петровича Мещерского  и Дмитрия Ивановича Иловайского. Но самое почетное место в этой плеяде, конечно, занимал обер-прокурор Святейшего синода Константин Петрович Победоносцев (1827–1908).

 

Наиболее полно основы его идейной концепции были сформулированы в знаменитом политико-публицистическом трактате «Московский сборник» (1896), где особое место занимает критика идей так называемой демократии. К.П. Победоносцев был абсолютно убежден, что:

 

а) в подлинном смысле власть народа может существовать только в небольших социальных организмах, в частности, в греческих полисах;

б) власть народа в парламентской республике является чистой воды фикцией, скрывающей борьбу партийных группировок и нечистоплотных личностей, не имеющих никакого отношения к реальным интересам страны и народа;

 

в) так называемая свободная пресса, будучи подчиненной частному интересу, источнику финансирования и общественной моде, не может быть по своей природе объективной. Бессовестные и продажные журналисты неоднократно вызывали многие социальные катастрофы и никогда не несли за это ответственности;

г) истинное процветание России возможно только через укрепление православной веры и самодержавия и воспитания высоких нравственных начал у самих правителей и их подданных.

 

2) Религиозно-философский традиционализм был представлен именами двух выдающихся русских мыслителей Константина Николаевича Леонтьева  и Льва Александровича Тихомирова. Первый, бывший автором знаменитого теоретического трактата «Византизм и славянство» (1875), был убежден, что грядет неизбежная гибель европейской цивилизации, которая может быть заменена только через возвращение к исконным русским началам православия и самодержавия и создание новой, славянско-византийской цивилизации.

 

 

 Второй, перу которого принадлежал фундаментальный теоретический трактат «Монархическая государственность» (1905), исходил из ее природной народности и авторитета, основанного на высоких духовно-этических нормах и ценностях и прочной социальной базе, каковой считал консервативно настроенный пролетариат.

 

3) Славянофильская традиция была представлена творчеством целого ряда выдающихся русских философов и писателей, в том числе Николая Яковлевича Данилевского («Россия и Европа» 1871) и Николая Николаевича Страхова («Мир как целое» 1872, «О вечных истинах» 1887, «Философские очерки» 1895). Исторически изменчивое и разнородное по своему составу позднее славянофильство по-прежнему исповедовало ряд общезначимых ценностей, в частности:

 

а) полное отрицание базовых устоев и идей западной цивилизации, к которым в равной мере относились и капитализм, и социализм;

б) утверждение об уникальной самобытности русского исторического и культурного процесса;

в) убежденность в особой ценности религиозно-нравственных устоев русского народа, призванного создать на началах «соборности» всемирное братство и «царство божье» на земле и т. д.

 

К сожалению, творческий потенциал русского традиционализма оказался недостаточным, чтобы эффективно противостоять либеральной и социалистической идеям. Русские консерваторы так и не смогли создать сколько-нибудь влиятельной политической организации, хотя такие попытки предпринимались дважды.

 

II. Либерализм. Это идейное течение развивалась в рамках двух основных направлений:

1) земского либерального движения и

2) интеллектуального, или профессорского либерализма.

 

1) Вначале наиболее активные позиции занимала земская оппозиция, пик политической активности которой пришелся на 1878;1882 гг., когда на высочайшее имя ею было подано 22 адреса и 50 ходатайств с просьбой увенчать здание земского самоуправления общероссийским органом земского представительства.

 

Тогда же возникла и первая нелегальная организация либералов — «Общество земского союза и самоуправления», виднейшим деятелем которого был Иван Ильич Петрункевич. Радикально настроенные члены общества начали переговоры с народовольцами о согласовании тактики в вопросе ограничения самодержавия, но после подлого цареубийства это общество распалось, и все выступления земцев практически сошли на нет.

 

2) Затем на первые роли в либеральном движении выходят интеллектуальные либералы, которые были представлены целой плеядой выдающихся историков                   Б.Н. Чичерин (Наставником Чичерина был Тимофей Николаевич Грановский). С.М. Соловьев                                       В.О. Ключевский (Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский), юристов (А.И. Урусов, К.Д. Кавелин, Ф.Н. Плевако,                        С.А. Муромцев), экономистов (И.И. Янжул, А.И. Чупров, А.С. Постников), филологов и писателей (К.К. Арсеньев, А.Н. Пыпин, И.С. Тургенев).

 

Они сосредоточили свои усилия на защите главных достижений либеральных реформ — судебной системы и органов городского и земского самоуправления.

 

 

Представители профессорского либерализма группировались вокруг Вольного экономического общества и Русского юридического общества, а также ряда авторитетных печатных изданий, в частности, журналов «Вестник Европы» М.М. Стасюлевича, «Юридический вестник»                                   С.А. Муромцева, «Русская мысль» В.А. Гольцева и газеты «Русские ведомости» В.М. Соболевского.

 

Именно группа условно называемых интелектуальных Либералов (я бы даже сказл идейных либералов и Прежде всего Б.Н. Чичерин (автор юридического обоснования либерализма и С.М. Соловьев добавивший в юридическую концепцию Б.Н. Чичерина исторических аргументов нас и будет интересовать прежде всего.

 

Вопрос сей не праздный поскольку в Великобритании в 1884-1885 году после третьей реформы Парламента появилась Фактически и Юридически новая Форма Правления Конституционная Монархия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.021 с.)