Становление партийно-политической системы в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление партийно-политической системы в России



а) Основные направления общественно-политической мысли

 

Начавшийся процесс модернизации Российской империи не мог не породить дальнейшую дифференциацию общественного сознания. Видных представителей правящей элиты страны, оппозиционных и революционных кругов с особой остротой волновали проблемы дальнейшего развития страны, ее места в мировом сообществе, соотношения традиционных ценностей и новых идей. По своим идейным убеждениям российская общественная элита была крайне неоднородна.

 

I. Государственный консерватизм был представлен именами                  К.П. Победоносцева, Л.А. Тихомирова, Д.И. Иловайского,                          В.П. Мещерского и других видных русских традиционалистов, выступавших с позиций защиты самодержавной формы правления, православной веры и многовековых народных традиций и ценностей.

 

II. Славянофильская традиция нашла свое дальнейшее развитие в трудах выдающихся русских философов В.С. Соловьева,                                       Н.Ф. Федорова,  братьев С.Н.  и Е.Н. Трубецких и других видных представителях этого течения, которые делали особый акцент на идеях религиозно-нравственного обновления страны и русского общества с опорой на традиционные ценности — патриархальность русской общины и семьи, духовность, религиозность и т. д.

 

III. Западническая доктрина нашла своих ярких представителей в лице видных русских либералов, среди которых особое место занимали крупные русские историки и обществоведы П.Н. Милюков,                                В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, А.А. Корнилов, В.Д. Набоков,                        Д.Н. Шипов, В.И. Вернадский  и другие. В отличие от своих многолетних оппонентов они выступали за установление конституционной формы правления в виде парламентской (конституционной) монархии и становление правового государства, основанного на принципе разделения властей.

 

IV. Революционный лагерь был представлен сторонниками социалистической доктрины — народниками, анархистами и марксистами, в недрах которого существовало несколько основных течений:

 

1) Либеральные (легальные) народники  и революционные неонародники, которые по-прежнему исповедовали теорию «крестьянского социализма». Видными идеологами легальных народников были Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, С.Н. Южаков, Н.Ф. Даниельсон  и С.Н. Кривенко, а общепризнанными лидерами и идеологами нелегальных народников являлись В.Я. Чернов  и                                 Н.Д. Авксентьев.

 

2) Анархисты, в недрах которых обозначились два основных течения — революционный анархизм («хлебовольцы») (П.А. Кропоткин,                       М.Э. Дайнов, Г.И. Гогелия, М.И. Гольдсмит) и ненасильственный анархизм («толстовцы») (Л.Н. Толстой, П.Н. Николаев, В.Г. Чертков), продолжали исповедовать идеи ликвидации любого государства, которое являлось главным носителем всех существующих форм угнетения и деспотизма.

 

2) Социал-демократы, которые были представлены двумя основными течениями: а) легальными марксистами (П.Б. Струве,                   Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, А.С. Изгоев, С.Н. Булгаков) и экономистами (Е.Д. Кускова, М.И. Туган-Барановский), отвергавшими неизбежность социалистической революции как необходимого условия построения социализма; б) революционными марксистами, в недрах которых традиционно выделяют: умеренное крыло (Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич), считавшее социалистическую революцию делом отдаленного будущего, и радикальное крыло (В.И. Ленин, Ю.О. Мартов), утверждавшее, что социалистическая революция в России возможна в обозримой исторической перспективе.

 

б) Становление первых политических партий и движений

 

Со второй половины 1890-х гг. в России начинался заметный рост оппозиционного и революционного движения, отличительной особенностью которого стало возникновение первых политических партий и движений различной идейной направленности.

 

Союз Русского Народа общественное движение Монархистов

А. И. Дубровин А. Майков В.М. Пуришкевич

 

Союз в политической жизни страны участия не принимал но в третьей государственной думе его члены приняли решение поддержать иные монархические организации.

 

(Общая численность 450000 (четыреста пятьдесят тысяч человек). Самое крупное общественное движение в Российской Империи.

 

«Союз русского народа» (СРН) — одно из крупнейших общественных движений национально-монархических консервативного толка возникла в ноябре 1905 г., когда в Петербурге состоялся ее I Учредительный съезд и были избраны руководящие органы партии, в том числе Главный совет, председателем которого был избран известный русский педиатр, доктор медицины Александр Иванович Дубровин.

 

 Первоначально Главный совет состоял из 30 членов, среди которых был крупный бессарабский помещик, действительный статский советник Владимир Митрофанович Пуришкевич, редактор «Московских ведомостей» Владимир Александрович Грингмут, богатый курский помещик, статский советник Николай Евгеньевич Марков, которого за потрясающее сходство с Петром I называли «Медный всадник», выдающийся филолог академик Александр Иванович Соболевский, известный историк и автор блестящих гимназических учебников по русской истории профессор Дмитрий Иванович Иловайский и другие.

Центральным печатным органом партии была газета «Русское знамя», издателем которой был сам А.И. Дубровин.

 

В августе 1906 г. Главным советом партии был утвержден партийный устав и принята программа партии, идейной основой которой стала «теория официальной народности», разработанная графом                                      С.С. Уваровым еще в 1832 г. — «самодержавие, православие, народность». Основные программные установки СРН включали в себя следующие положения:

 

1) сохранение самодержавной формы правления, безусловный роспуск Государственной думы и созыв законосовещательного Земского собора;

2) отказ от любых форм государственного и культурного федерализма и сохранение единой и неделимой России;

3) законодательное закрепление особого статуса Русской православной церкви;

4) приоритетное развитие русской нации — великороссов, малороссов и белорусов, и т. д.

 

Тогда же под эгидой общественного движения было создано широкое народное движение «Черная сотня», которую первоначально возглавил один из идеологов русского православного монархизма В.А. Грингмут. За основу создания этой организации были взята древняя форма русского общинного (сельского и посадского) самоуправления в виде сотенной организации.

 

 А само название «Черная сотня» проистекало из того обстоятельства, что все сельские и посадские общины на Руси были податными, т. е. «черными», сотнями. Именно такие «черные сотни» составили костяк знаменитого Второго ополчения К.З. Минина и князя Д.М. Пожарского, которое спасло страну в 1612 г.

 

В 1907 г. среди руководителей СРН стали нарастать острые противоречия. В частности, товарищ (заместитель) председателя Главного совета В.М. Пуришкевич, обладавший незаурядной харизмой, стал постепенно оттеснять А.И. Дубровина на второй план.

 

 Поэтому в июле 1907 г. в Москве был срочно созван II съезд «Союза русского народа», на котором сторонники А.И. Дубровина приняли постановление, направленное против неуемного самоуправства                            В.М. Пуришкевича, который в знак протеста против данного решения вышел из состава партии.

Причины раскола

1. Межличностное неприятие Между А.И. Дубровиным и                 В.М. Пуришкевичем.

2. Политические Разногласия А.И. Дубровин как истинный Монархист выступал против многопартийности в частности и любой государственной думы тире парламентаризма в целом. Как таковых.

В.М. Пуришкевич выступил за парламентаризм поскольку парламентаризм был закреплен в государственном законе.

3. Финансовый скандал внутри общественной организации союз Русского Народа.

 

Результат Раскола

1. В.М. Пуришкевич вышел из состава союза русского Народа.

2.  В.М. Пуришкевич был обвинен в растрате и присвоении крупных денежных средств Союза Русского Народа.

3. В результате в ноябре 1908 г. В.М. Пуришкевич и его сторонники, в числе которых были ректор Московской духовной академии Антоний Волынский, томский архиепископ Питирим и тамбовский епископ Иннокентий, вышедшие из состава СРН, создали новую организацию — «Русский народный союз имени Михаила Архангела». И это общественное движение со временем преобразовалось в политическую партию. Общая численность 20000 (двадцать тысяч человек).

 

После раскола Численность союза Русского Народа сократилась до 430000 (четыреста тридцать тысяч) человек.

 

История с этим расколом не закончилась и получила дальнейшее развитие на III съезде СРН, который состоялся в феврале 1908 г. в Петербурге.

 

На сей раз группа именитых монархистов, в частности В.Л. Воронков и                    В.А. Андреев, недовольных политикой А.Н. Дубровина, обратились с жалобой к члену Главного совета графу А.И. Коновницыну, что привело к новому расколу не только в самом центральном руководстве, но и в ее региональных отделах: московском, киевском, одесском и других.

 

Обстановка внутри СНР стала еще больше обостряться, что привело к новому расколу в партии. Теперь «камнем преткновения» стало отношение к Государственной думе и Манифесту 17 октября.

 

Лидер СРН А.Н. Дубровин был ярым противником всяких нововведений, считая, что любое ограничение самодержавной власти принесет крайне негативные последствия для России, в то время как другой видный монархист Н.Е. Марков считал, что манифест и Государственная дума созданы по воле государя, а значит, долг каждого истинного монархиста не рассуждать на сей счет, а подчиниться воле законного монарха.

 

По мнению ряда современных историков (А. Степанов, О. Платонов), такое развитие событий стало возможным потому, что в ослаблении всего СРН и лидерских позиций А.И. Дубровина был лично заинтересован премьер-министр П.А. Столыпин, стремившийся создать                                                      в III Государственной думе лояльное правительству центристское большинство, состоящее из умеренных националистов и конституционалистов (октябристов, прогрессистов и части кадетов).

 

Одним из главных препятствий для осуществления этого плана как раз и был СРН, поскольку и сам А.И. Дубровин, и его сторонники негативно относились ко всем «трем китам» столыпинской внутренней политики:

 

1) они не принимали его заигрывания с конституционными парламентскими партиями и подвергали беспощадной критике главную «правительственную» партию — Всероссийский национальный союз во главе с С.В. Рухловым, П.Н. Балашовым и В.В. Шульгиным;

2) для них был абсолютно неприемлем курс на превращение России в конституционную монархию путем преобразования Государственной думы и Государственного совета в реальные законодательные органы власти, и они требовали восстановления неограниченного самодержавия;

3) наконец, они были противниками разрушения крестьянской поземельной общины и всех аграрных преобразований П.А. Столыпина.

 

В декабре 1909 г., пока лидер СРН пребывал на отдыхе и лечении в Ялте, в Петербурге произошел «тихий переворот» и к власти пришел его новый заместитель граф Э.И. Коновницын. А.Н. Дубровину поступило предложение ограничить свою власть в качестве почетного председателя и основателя СРН, с чем он категорически не согласился.

 

Однако вернуть прежнее влияние в партии он так и не смог, и в 1911 г. она окончательно раскололась на «Союз русского народа» во главе с Н.Е. Марковым, который стал издавать новые газету «Земщина» и журнал «Вестник Союза русского народа», и «Всероссийский дубровинский союз русского народа» во главе с А.И. Дубровиным, главным рупором которого осталась газета «Русское знамя».

 

 

Таким образом, политика П.А. Столыпина в отношении СРН привела к тому, что из самой мощной и многочисленной партии, в рядах которой состояло до 400 тыс. членов, он превратился в конгломерат различных политических организаций, лидеры которых подозревали друг друга в тайных кознях и постоянно враждовали между собой.

 

Неслучайно один из ближайших сподвижников П.А. Столыпина, бывший одесский градоначальник генерал И.Н. Толмачев в декабре 1911 г. с горечью писал: «Меня угнетает мысль о полном развале правых. Столыпин достиг своего, плоды его политики мы пожинаем теперь, все ополчились друг на друга».

 

Позднее предпринимались неоднократные попытки воссоздания единой монархической организации, но решить эту важную задачу так и не удалось. В 1915 г. был создан Совет монархических съездов, который смог несколько сгладить противоречия между сторонниками                                      Н.Е. Маркова, А.И. Дубровина и В.М. Пуришкевича, объединившихся против растущей роли антимонархических сил, но воссоздать единую организацию они так и не успели.

 

Многолетними стараниями всех либеральных и советских историков и публицистов (И. Минц, А. Аврех, В. Шелохаев, А. Рогинский), которые всегда в этом вопросе выступали единым фронтом, в общественном сознании был вполне сознательно сформирован абсолютно лживый и кровожадный образ «Союза русского народа» и «Черной сотни», который до сих пор формирует крайне негативное отношение ко всему русскому патриотическому лагерю.

 

Основные черты этого демонизированного образа заключались в том, что именно русские монархические партии:

• были маргинальными организациями, состоявшими сплошь и рядом из люмпенов и городских сумасшедших;

• использовались реакционными кругами русского дворянства в своих узкоклассовых корыстных интересах;

• выступали организаторами массовых еврейских погромов и не гнушались массовым убийством своих политических оппонентов и т. д.

 

Как установили многие историки (О. Платонов, В. Кожинов,                                        А. Степанов), на совести «Черной сотни» было всего три политических убийства, тогда как на совести левых радикалов десятки тысяч человек.

 

О низком интеллектуальном уровне русских черносотенцев говорить просто смешно, поскольку среди членов и сторонников этого движения были такие великие русские ученые и деятели русской культуры, как химик Д.И. Менделеев, филолог А.И. Соболевский, историки                                  Д.И. Иловайский и И.Е. Забелин, философы Л.А. Тихомиров и                               В.В. Розанов, художники М.В. Нестеров и А.М. Васнецов и многие другие.

 

Историки и политологи давно задаются сакраментальным вопросом, почему произошел крах СРН и других патриотических партий.

 

Кому-то ответ может показаться парадоксальным, но именно русское черносотенство стало первой реальной попыткой построить в Российской империи то, что сейчас принято называть «гражданским обществом».  

 

А это совершенно было не нужно ни имперской бюрократии, ни радикальным революционерам, ни либералам-западникам всех мастей. «Черную сотню» надо было немедленно остановить, и ее остановили.

 

Ведь не случайно самый проницательный политик той поры,                                                              В.И. Ульянов (Ленин) с большой опаской, но с поразительной откровенностью писал:

 

  «В нашем черносотенстве есть одна чрезвычайно оригинальная и чрезвычайно важная черта, на которую обращено недостаточно внимания. Это — темный мужицкий демократизм, самый грубый, но и самый глубокий».

 

Черносотенцев надо было остановить потому, что именно они:

1) главным своим врагом считали отнюдь не евреев, а продажную российскую бюрократию;

2) исповедуя «мужицкий демократизм», считали, что первичной единицей местного самоуправления необходимо сделать всесословные церковные приходы, а не либеральные земства, где засилье столбовых дворян и либеральных разночинцев было вопиющим;

3) черносотенцы считали, что правящие классы Российской империи искусственно создают непроходимую стену между большинством народа и монархом, поэтому мечтали уничтожить эту стену и создать всесословное государство, без привилегий для олигархической аристократии и буржуазии;

 

4) наконец, черносотенцы искренне защищали русскую национальную культуру, что также было преступлением для всего европейски образованного элитарного слоя.

 

 

• Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП).

В середине 1890-х гг. в столицах Российской империи возникли два новых нелегальных марксистских кружка — «Московский рабочий союз» и «Петербургский союз борьбы за освобождение рабочего класса», основной задачей которых стала пропаганда идей марксизма в рабочей среде.

 

Вскоре деятельность этих кружков была пресечена полицией, и многие их руководители, в том числе В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, В.Д. Бонч-Бруевич и Г.М. Кржижановский, взяты под арест, осуждены и сосланы в Сибирь.

 

В Сибири, в известной шушенской ссылке, в 1896 г. В.И. Ленин пишет свою знаменитую брошюру «Задачи русских социал-демократов», в которой впервые сформулировал идею создания первой марксистской рабочей партии в России.

 

В марте 1898 г. в Минске был созван I Учредительный съезд социал-демократов, на котором 9 делегатов от шести марксистских кружков приняли решение об образовании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), одобрили ее партийный манифест, автором которого был П.Б. Струве, и избрали Центральный Комитет в составе трех человек — С.И. Радченко, Б.Л. Эйдельмана и А.И. Кремера.

 

Из-за серьезных разногласий этот съезд так и не смог принять ни программы партии, ни ее устава, поэтому местные марксистские кружки продолжали работать в автономном режиме.

 

Организационной раздробленности соответствовала и идейная неразбериха: внутри социал-демократического движения обозначился новый раскол между сторонниками «чистого марксизма» и «ревизионистами». В 1899 г. вышла знаменитая брошюра под названием «Credo» («Верую»), автором которой были члены заграничного «Союза русских социал-демократов» Е.Д. Кускова и С.Н. Прокопович.

 

В этой работе была впервые сформулирована концепция «экономизма», или «тред-юнионизма», суть которой состояла в следующем:

поскольку российский пролетариат еще не созрел для участия в сознательной политической борьбе, то следует на базе рабочих профсоюзов создать легальную политическую партию, которая будет выражать и отстаивать исключительно экономические и социальные интересы рабочего класса.

 

 

 Против этой платформы категорически выступила большая часть видных деятелей российской социал-демократии, в том числе Г.В. Плеханов и В.И. Ленин, которые в своем знаменитом «Протесте» назвали эту платформу «политическим самоубийством» и призвали к созданию в России революционной рабочей партии.

 

Новая попытка создания такой партии была предпринята в конце 1900 г., когда В.И. Ульянов-Ленин в своей знаменитой статье «С чего начать?» предложил приступить к созданию партии нового типа через идейный разгром оппортунистов — «легальных марксистов» и «экономистов», и разработку единых программных целей и тактических задач партии.

 

По замыслу В.И. Ленина, эту важнейшую работу должна была выполнить общерусская политическая газета.

 

После возвращения из ссылки он вплотную занялся этой проблемой и уже в декабре 1900 г. в Лейпциге вышел первый номер газеты российских социал-демократов «Искра»

 В состав ее редакции с российской стороны вошли сам В.И. Ленин,                       Ю.О. Мартов и А.Н. Потресов, а с зарубежной стороны члены знаменитой женевской группы «Освобождение труда» Г.В. Плеханов, П.А. Аксельрод и В.И. Засулич.

 

 Деятельность «Искры» и новая ленинская работа «Что делать?» (1902) создали необходимые идейные и организационные предпосылки для созыва нового партийного съезда.

 

В июле — августе 1903 г. в Брюсселе, а затем в Лондоне состоялся II съезд РСДРП, делегатами которого стали 43 представителя 26 региональных марксистских кружков. На съезде быстро была принята первая программа партии (в ленинской редакции), которая состояла из двух частей:

 

1) «программы-минимум», в которой содержались задачи партии на этапе буржуазно-демократической революции — ликвидация самодержавной монархии, установление демократической республики, решение аграрного вопроса путем полной ликвидации помещичьего землевладения;

 

2) «программы-максимум», в которой ставилась задача завоевания политической власти пролетариатом путем организации и проведения социалистической революции.

 

Острые дебаты разразились по уставу партии.

Камнем преткновения стал вопрос о членстве в партии: жесткий партийный устав, основанный на принципах «демократического централизма», предложенный В.И. Лениным, был категорически отвергнут большинством делегатов съезда, и принят более либеральный устав, автором которого стал Ю.О. Цедербаум (Мартов).

 

На съезде были избраны руководящие органы партии: Центральный орган (ЦО) — газета «Искра», в редакцию которой вошли В.И. Ленин, Ю.О. Мартов и Г.В. Плеханов, и Центральный Комитет (ЦК) в составе Ф.В. Ленгника, В.А. Носкова и Г.М. Кржижановского. Председателем Совета партии, который должен был координировать деятельность ЦО и ЦК, стал старейший русский марксист Георгий Валентинович Плеханов.

 

На этом съезде впервые возникло и деление партии на меньшевиков (сторонников Ю.О. Мартова и Г.В. Плеханова) и большевиков (сторонников В.И. Ленина), что вскоре будет оформлено организационно.

 

Неслучайно чуть позже сам В.И. Ленин прямо укажет на то, что «большевизм, как течение политической мысли и как политическая партия, существует с 1903 года».

 

Сразу после съезда между двумя течениями российской социал-демократии начнется острая борьба за влияние в центральных партийных органах, победу в которой одержат меньшевики: на рубеже 1903;1904 гг. Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов, П.А. Аксельрод и Л.Д. Бронштейн (Троцкий) возьмут под свой контроль «Искру» и ЦК. В связи с этим обстоятельством в мае 1904 г. в своей новой работе «Шаг вперед, два шага назад» В.И. Ленин призвал всех своих сторонников немедленно размежеваться с меньшевиками, и в декабре 1904 г. вокруг новой газеты «Вперед», редакцию которой возглавили В.И. Ленин, В.В. Боровский и А.В. Луначарский, организационно оформится фракция большевиков — РСДРП(б).

 

• Партия социалистов-революционеров (эсеры).

Другим мощным революционным движением в России стало революционное неонародничество. В конце 1890-х гг. началось второе рождение народнических организаций, разгромленных царским правительством в начале 1880-х гг.

 

Основные положения народнической доктрины практически остались без изменения. Ее новые теоретики, прежде всего, Виктор Михайлович Чернов, Григорий Андреевич Гершуни, Николай Дмитриевич Авксентьев и Абрам Рафаилович Гоц, не признавая самой прогрессивности капитализма, все же признали его победу в стране.

 

Но, будучи абсолютно убежденными в том, что российский капитализм есть совершенно искусственное явление, насильно насажденное российским полицейским государством, они по-прежнему истово верили в теорию «крестьянского социализма» и считали поземельную крестьянскую общину готовой ячейкой социалистического общества.

 

На рубеже XIX;XX вв. в России и за рубежом возникло несколько крупных неонароднических организаций, в том числе бернский «Союз русских социалистов-революционеров» (1894), московский «Северный союз эсеров» (1897), «Аграрно-социалистическая лига» (1898) и «Южная партия социалистов-революционеров» (1900), представители которых осенью 1901 г. договорились о создании единого ЦК, куда вошли                               В.М. Чернов, М.Р. Гоц, Г.А. Гершуни и другие неонародники.

 

 В первые годы своего существования, до проведения Учредительного съезда, который состоялся только зимой 1905;1906 гг., эсеры не имели общепринятой программы и устава, поэтому их взгляды и основные программные установки отражали два печатных органа — газета «Революционная Россия» и журнал «Вестник русской революции».

 

От народников эсеры переняли не только основные идейные принципы и установки, но и тактику борьбы с существующим самодержавным режимом — террор. Осенью 1901 г. Григорий Андреевич Гершуни, Евно Фишелевич Азеф и Борис Викторович Савинков создали внутри партии строго законспирированную и независимую от ЦК Боевую организацию партии эсеров. В 1901;1906 гг. члены этой откровенно террористической организации совершили более 2000 террористических актов, которые потрясли всю страну.

 

 В частности, именно тогда от рук эсеровских боевиков погибли министр народного просвещения Николай Павлович Боголепов (1901), министры внутренних дел Дмитрий Сергеевич Сипягин (1902) и Вячеслав Константинович Плеве (1904), уфимский генерал-губернатор Николай Модестович Богданович (1903), московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович (1905), военный министр Виктор Викторович Сахаров (1905), московский градоначальник Павел Павлович Шувалов (1905), член Государственного совета Алексей Павлович Игнатьев (1906), тверской губернатор Павел Александрович Слепцов (1906), пензенский губернатор Сергей Алексеевич Хвостов (1906), симбирский губернатор Константин Сократович Старынкевич (1906), самарский губернатор Иван Львович Блок (1906), акмолинский губернатор Николай Михайлович Литвинов (1906), командующий Черноморским флотом вице-адмирал Григорий Павлович Чухнин (1906), главный военный прокурор генерал-лейтенант Владимир Петрович Павлов (1906) и многие другие высшие сановники империи, генералы, полицмейстеры и офицеры.

 

А в августе 1906 г. эсеровские боевики совершили покушение на председателя Совета министров Петра Аркадьевича Столыпина, который остался жив только благодаря моментальной реакции своего адъютанта, генерал-майора Александра Николаевича Замятина, который, по сути, закрыл премьера своей грудью, не пустив террористов в его кабинет.

 

Всего же, по данным современной американской исследовательницы                       А. Гейфман, автора первой специальной монографии «Революционный террор в России в 1894–1917 гг.» (1997), жертвами Боевой организации ПСР в 1901;1911 гг. стало свыше 17 000 человек, в том числе 3 министра, 33 губернатора и вице-губернатора, 16 градоначальников, полицмейстеров и прокуроров, 7 генералов и адмиралов, 15 полковников и т. д.

 

• Либеральное движение.

В середине 1890-х гг. заметно оживилось оппозиционное к самодержавию либеральное движение, основной сферой деятельности которого стали земства. В русском либерализме того периода существовали два основных идейных центра.

Часть видных деятелей земско-либерального движения, в частности Дмитрий Николаевич Шипов, Петр Александрович Гейден и Николай Николаевич Львов, которые отрицали радикализм в политике и с большим пиететом относились к славянофильской традиции, стремились соединить либеральную концепцию взаимоотношения личности и государства с консерватизмом.

 

Они пытались примирить теорию «неограниченной свободы личности» с признанием исторических традиций русского народа как универсальных ценностей. Впоследствии именно на этой идейной базе возникнет несколько крупных политических партий либерально-консервативного толка, в том числе знаменитый «Союз 17 октября» (партия октябристов).

 

Другая часть крупных либеральных деятелей, в частности, Павел Дмитриевич Долгоруков, Петр Дмитриевич Долгоруков, Василий Алексеевич Маклаков и Павел Николаевич Милюков, которые являлись прямыми наследниками западнической традиции, более последовательно выступали с чисто либеральных позиций.

 

В отечественной историографии (Н. Пирумова, В. Шелохаев,                               К. Соловьев) первый этап в организационном оформлении земско-либерального движения в России традиционно связывают с началом деятельности в Москве знаменитого кружка земских деятелей «Беседа» (1899;1905), членами которого были братья Петр и Павел Долгоруковы, Евгений и Сергей Трубецкие, Василий Маклаков, Дмитрий Шипов, Александр Бобринский и другие.

 

Второй этап в становлении либерального движения был связан с выходом в июне 1902 г. в немецком городе Штутгарте первого номера журнала «Освобождение», редактором которого стал Петр Струве.                                

 

С именем этого журнала уже зримо было связано полное размежевание всех либералов на «консерваторов» и «конституционалистов».

 

В известном программном заявлении «От русских конституционалистов», автором которого стал известный русский историк Павел Николаевич Милюков, были четко заявлены основные требования либеральной оппозиции: принятие конституции, создание общероссийского выборного органа представительной власти, законодательное закрепление основных политических прав и свобод, и т. д. В феврале 1903 г. в том же журнале «Освобождение» была опубликована новая программная статья П.Н. Милюкова                                           «К очередным вопросам», в которой уже было заявлено об окончательном разрыве со славянофильской традицией в либеральном движении.

Третий этап в развитии либерального движения начался со второй половины 1903 г., когда возникли две первых полулегальных организации: московский «Союз земцев-конституционалистов» (ноябрь 1903 г.) и петербургский «Союз освобождения» (январь 1904 г.), которые возглавили И.И. Петрункевич и П.Б. Струве.

 

 Позднее в своих мемуарах П.Н. Милюков заметил, что такая ситуация в либеральном движении возникла потому, что либеральная интеллигенция не желала объединяться с земцами-конституционалистами, а те, в свою очередь, не хотели идти на уступки интеллигентскому радикализму.

 

В ноябре 1904 г. с «высочайшего позволения» в столице состоялся I Земский съезд, на котором либеральная оппозиция впервые открыто призвала власти начать реформы в стране и учредить верховный орган «народного представительства».

 

Часть членов русского правительства, в том числе новый министр внутренних дел князь Петр Дмитриевич Святополк-Мирский, назначенный на этот пост с подачи матери царя Марии Федоровны, поддержали требования либералов, и в конце ноября 1904 г. он представил на имя государя доклад о политической программе правительства, в котором предлагалось включить «выборных представителей земств» в Государственный совет.

 

 Обсуждение этого доклада на специальном совещании под председательством самого Николая II вызвало резкое размежевание в среде правящей элиты империи.

 

Ряд влиятельных членов Госсовета, в частности Д.А. Сольский,                           А.С. Ермолов и Э.М. Фриш, поддержали эту программу.

 Однако из-за резко негативной позиции великого князя Сергея Александровича, К.П. Победоносцева, С.Ю. Витте, В.Н. Коковцова и Н.М. Муравьева предложение министра внутренних дел было отклонено.

 

 Более того, 12 декабря 1904 г. вышли императорский указ «О мерах к усовершенствованию государственного порядка» и «Правительственное сообщение», в которых в достаточно жесткой форме было заявлено о недопустимости «шумных сборищ» либералов и выдвижения ими неприемлемых для правительства требований.

 

В январе 1905 г. князь П.Д. Святополк-Мирский был отправлен в отставку и заменен «правой рукой» великого князя Сергея Александровича генералом Александром Григорьевичем Булыгиным, не склонным к каким-либо компромиссам с либералами.

 

 Поэтому сразу после крушения так называемой «эры доверия                               П.Д. Святополк-Мирского» либералы перешли в более жесткую оппозицию к самодержавному режиму и приступили к созданию полноценной политической партии.

 

Что можно сказать по поводу Ограниченной Монархии как называл ее Б.Н. Чичерин или Конституционной Монархии как называем ее мы да мы собственно говоря все что могли о ней Сказали Юридическую базу под это учение в России подвел все тот же Б.Н. Чичерин в своем курсе государственной науки (см. стр.155-217 9 тома нашего учебника).

 

Историческую базу под Конституционную Монархию в России подвел наш великий историк С.М. Соловьев и ряд других известных личностей

(см.стр.110-155 9 тома нашего учебника).

 

Но как показала Историческая практика России с шестнадцатого века по настоящее время включительно она способна жить достойна лишь при двух формах правления:

1. Абсолютная Монархия

2. Государственный социализм (вариант Бисмарка) смотри работу Освальда Шпенглера Пруссачество и социализм (у нас этот вариант пытался реализовать И.В. Сталин).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.135 с.)