Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гимназия становилась просто гимназией.
Царскосельский лицей в 1828 г. подчинили главному директору Пажеского и кадетских корпусов Н. И. Демидову. А в 1835 г. — Главному управлению военно-учебных заведений. В мае 1835 г. был утвержден его новый Устав [Егоров, 1993–1995; 2012. С. 89]. А В 1844 году он был переименован в Александровский лицей.
В результате этих преобразований российские лицеи (кроме
Соответственно и привилегии лицеев в отношении про-
Как правило, такие учебные заведения обустраивались при губернских гимназиях.
Их учебные планы лишь дополняли основной гимназический курс.
Пансионы давали возможность дворянам и чиновникам без значительных издержек обеспечивать образование своим детям.
Они содержались на счет сумм, собираемых с воспитанников, добровольных приношений от дворянства.
[Полное собрание законов Российской империи. Т. 5. Ч. I. С. 675].
В 1830 г. благородные пансионы при столичных университетах были преобразованы в гимназии. К концу 1840-х годов в России осталось лишь 47 благородных пансионов при гимназиях.
Их деятельность регламентировал особый Устав училищ для детей канцелярских служителей от 16 февраля 1828 года. В них к установленному учебному плану, соответствующему гимназическому курсу, добавлялись геодезия, формы производства дел и судебного порядка с практическими упражнениями.
Воспитанники, окончившие полный курс училища, могли
Такие школы открывались в ведомствах Удельном, Почтовом, Путей сообщения, Горном, Министерстве внутренних дел, Министерстве юстиции и др.
Если прежде никакого контроля за частным образованием не было, то теперь за деятельностью домашних школ был
Судя по Таблицам учебных заведений всех ведомств Российской империи за 1834 г., начальные училища создавали 16 ведомств, среди них
В декабре 1830 г. вышло в свет Положение «О волостных училищах казенных поселян».
Учебные заведения данного типа открывались при волостных правлениях для «распространения первоначальных нужных сведений между казенными поселянами и приготовления из числа их способных волостных и сельских писарей» (ст. 2) [Сборник постановлений и инструкций по Министерству народного просвещения. Т. II. Ч. I. Стб. 323–328].
В виде опыта Департамент государственных имуществ распорядился организовать такие школы в Санкт-Петербургской и Псковской губерниях с последующим распространением по всей России.
Например, в Олонецкой губернии такие школы были открыты в 1833 г.
[Рождественский, 1902. С. 283].
Отныне священникам было вменено
Школы в казенных селениях учреждались на основании общего учебного Устава 1828 г., учителями в них были приходские священники.
Результатом наделения многих ведомств правом открывать учебные заведения стали проблемы в управлении ими: одно и то же училище нередко контролировали два, а то и три ведомства.
Учебная же часть находилась под надзором губернской дирекции училищ.
Например, в Олонецкой губернии в ноябре 1845 г. смотритель Петрозаводкого уезда Г. С. Епифанов «во избежание могущих встретиться недоразумений»1 по обозрению Александрозаводского училища, относящегося к ведению Олонецких горных заводов, обратился с письменной просьбой к директору училищ М. И. Троицкому.
Он, в частности, просил выяснить у горного начальника Олонецких
Горный начальник ответил, что согласно ст. 3 Устава 1828 г. «Александрозаводское училище не должно входить в срочные рапорта о состоянии подведомственного мною училища,1. равно и в годичные»3. Национальный архив Республики Карелия. Ф. 17. Оп. 6. Д. 8/9. Л. 568. 2 Там же. Л. 569.
Смотритель Г. С. Епифанов по указанию директора осмотр заводского училища все-таки провел, и в годовом рапорте по дирекции данные о нем были отмечены.
На это «своеволие» М. И. Троицкому было указано, а попечитель учебного округа Г. П. Волконский сделал ему нарекание и потребовал письменного объяснения причин произошедшего.
Органам Министерства народного просвещения предоставлялось право наблюдать за учебной частью и предоставлять отчеты о состоянии школ.
Губернские директора народных училищ
Министерство государственных имуществ занималось хозяйственной частью школ.
Их содержание и обеспечение, т. е. вся материальная сторона учебного дела, находились в ведении волостных голов и окружных начальников, которым вменялось в обязанность «внушать крестьянам пользу и важность учреждения сельских училищ и всемерно стараться склонять их к отдаче детей в оные»4.
Местные палаты государственных имуществ должны были уведомлять директоров народных училищ об открытии каждого приходского училища и в конце учебного года доставлять им ведомости о численности учителей и учащихся.
В частности, передать ему заведование учебной частью
В ответ на это предложение по поручению Святейшего Синода архиепископ Казанский Григорий составил проект нового Положения, которое сохраняло за епархиальными архиереями только право назначать приходских священников, диаконов и семинаристов на учительские должности и награждать их за службу.
В ведении Министерства государственных имуществ по данному Положению находилась постройка, наем училищных домов и снабжение школ учебными принадлежностями.
Вопросы открытия и закрытия училищ ведомства 4 Российский государственный исторический архив. Ф. 383. Там же. Оп. 6. Д. 5094
Министерство данный проект
Прийти к соглашению сторонам так и не удалось [Раев, 1860. С. 150–153].
Масельско-Паданское училище Повенецкого уезда Олонецкой губернии за вторую половину 1837 г. инспектировали ревизор из министерства государственных имуществ г. Санкт Петербурга, благочинный священник Повенецкого прихода, смотритель уездных училищ, а вместе с ними волостное и уездное начальство.
Все они не только проверяли работу учителя, но и проводили испытания учащихся.
Циркуляр Министерства народного просвещения 1847 г. подтвердил правомочность директоров, уездных смотрителей, благочинных священников осматривать училища Министерства государственных имуществ [Калинина, 2011. С. 237].
Результатом реформ правления Николая I стало, в частности,
формирования нравственных устоев, добропорядочности, любви к Отечеству, уважения к начальству.
Как отмечал С. С. Уваров, «без надлежащей постановки воспитания простого народа вся система просвещения — здание на песке» [Хотеенков, Чернета, 1996. С. 148].
Например, в Уставе училищ для детей канцелярских служителей (1828 г.) записано, что «начальство училища обращает особое беспрерывное внимание на главную и общую цель воспитания:
сохранение и утверждение хорошей нравственности между учащимися» (ст. 74) [Полное собрание законов Российской империи. Т. 3. С. 162].
Особая оговорка о главной обязанности педагогического персонала сделана и в Уставе гимназий и училищ уездных и приходских (1828 г.):
эта обязанность состоит в том, чтобы «объяснять ученикам святые истины христианской веры и правила добродетели» [Полное собрание законов Российской империи. Т. 3. С. 1102].
Реформирование первоначально не затронуло структуру
министр народного просвещения — попечитель учебного округа — университет — дирекция народных училищ на местах.
Но со временем по инициативе Министерства народного просвещения порядок управления средними и низшими училищами был изменен.
2 июня 1835 г. было издано новое Положение об управлении
Положение устанавливало, что попечители округов «получают донесения от директо-ров училищ и гимназий и дают им разрешения или представляют свое заключение на утверждение министру народного просвещения» [Положение об учебных округах... С. 13].
Таким образом, с 1835 г. губернские дирекции училищ полностью перешли в ведение попечителя учебного округа.
Однако связь учебных заведений на местах с университетом
Положение предусматривало проведение про-
Кроме того, § 12 Положения гласил, что попечитель испрашивает мнение университетского совета по усовершенствованию преподавания наук, об утверждении дополнительных курсов и методических пособий для средних
Ректор университета являлся членом совета
Во второй четверти XIX в. увеличился круг людей, осуществлявших надзор за школами, учебное ведомство контролировали директор и инспектор гимназии, уездные и почетные смотрители, попечители и благочинные.
Статья 166 определяла, что директор является «хозяином гимназии и начальных всех казенных училищ, в губернии находящихся; его надзору подчинены пансионы и другие частные учебные заведения губернии» [Полное собрание законов Российской империи. Т. 3. С. 1113].
Контролировать деятельность гимназий и пансионов директору помогал инспектор гимназии.
По представлению директора училищ инспекторов назначал университет (до 1835 г.) и утверждал попечитель учебного округа.
Инспектор являлся вторым по значимости чиновником в учебном ведомстве после начальника дирекции.
В отсутствие директора инспектор «вступал во все его
Надзор над приходскими, уездными и частными училищами в уезде осуществляли благочинный и штатный уездный смотритель, который был полностью подотчетен директору училищ.
Статья 94 Устава 1828 г.
Е. А. Калинина. Калинина Елена Александровна
24 декабря 1830 г. О ВОЛОСТНЫХ УЧИЛИЩАХ КАЗЕННЫХ ПОСЕЛЯН
К сему он присовокупил, что сумму четыреста рублей, положенную в штатѣ на наем дома и сторожа для каждаго училища и на учебныя пособія, можно собрать вполнѣ токмо на один первый год для первоначальнаго обзаведенія, а в послѣдствіи сократить сбор на сей предмет до двух сот рублей.
§ 3. Если в том селеніи, гдѣ волостное правленіе, не имѣется приходской
1) Закону Божію по краткому катихизису. 3) Чистописанію. 4) Четырем первым дѣйствіям Арифметики.
§ 13. Обязанности учителей в отношеніи к преподаванію и вообще по учеб-
Слѣдуя установленному в оном порядку, учитель должен
Объясняя ученикам своим святыя истины христіанской вѣры и правила добродѣтели, они должны стараться, чтобы ввѣренныя им дѣти не только без затрудненія понимали их наставленія, но и привыкали чувствовать всю важность оных и важность своих настоящих и будущих обязанностей к Богу, к себѣ, к ближним и постановленным над ними властям.
Надежнѣйшее средство успѣха есть привязанность учащихся к наставнику;
он легко может пріобрѣсти ее, дѣйствуя на них не одними угрозами состраданіе к несчастію, любовь к справедливости, ревность к ученію, к трудам своего званія
Выговор не должен заключать в себѣ никаких бранных выраженій; учитель ограничивается показаніем ученику, сколь поступок его предосудителен и какія может имѣть вредныя послѣдствія.
§ 21. Сумма, опредѣленная на содержаніе училища, отпускается из Уѣзднаго
После польского востания закрыты Вилинский Университет И Креминецкий Лицей. В 1833 году на их Базе открыт Киевский Университет Святого Владимира. Теперь система Светского образования существенно усложнилась
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.085 с.) |