Внутренняя политика Екатерины II в 1775;1796 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя политика Екатерины II в 1775;1796 гг.



 

В исторической науке (О. Омельченко) и околонаучной среде               (А. Буровский) до сих пор существует устойчивое мнение, что после Крестьянской войны Е.И. Пугачева начинается новый период во внутренней политике Екатерины II, который характеризовался открытой дворянской реакцией.

 

 Большая часть современных авторов (Н. Павленко, А. Каменский) считает, что и после пугачевского бунта Екатерина II сохранила приверженность основным идеям просветительской идеологии, поскольку именно в этот период

она провела губернскую, судебную, полицейскую и коллегиальную реформы, а также инициировала издание знаменитых Жалованных грамот дворянству и городам.

а) Губернская реформа 1775 г.

 

 

Крестьянская война Е.И. Пугачева со всей очевидностью продемонстрировала слабость всех губернских и уездных органов власти, которые оказались просто неспособны собственными силами поддерживать режим законности и правопорядка в стране.

 

Поэтому главной заботой Екатерины II стало проведение очередной реформы местного управления, идея которой витала в воздухе задолго до пугачевского бунта.

 

После пятимесячного обсуждения аж 19 проектов губернской реформы, в начале ноября 1775 г. государыня-императрица подписала указ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», который преследовал две главных цели:

 

• усилить административный и судебный аппараты власти на местах;

• создать более совершенную систему взимания налогов, сборов и подушной подати.

В соответствии с «Учреждением о губерниях» вместо ранее существовавшего трехчленного административно-территориального деления на губернию — провинцию — уезд, вводилось двухчленное деление на губернию — уезд, в основу которого был положен принцип численности податного населения.

 

В соответствии с этим принципом численность податного населения в губерниях должна была составлять 300;400 тысяч душ, а в уездах, соответственно, 20–30 тысяч душ. В итоге вместо существовавших ранее 23 губерний было создано 50 губерний.

 

Отныне ключевой фигурой всего местного управления страны становился губернатор, назначаемый лично императрицей, который возглавлял «губернское правление», состоящее из самого губернатора, губернского прокурора и двух сотников. Этот орган исполнительной власти:

 

• осуществлял руководство и общий надзор за деятельностью всех государственных учреждений и должностных лиц на территории губернии;

• отвечал за публикацию и распространение всех законов и правительственных актов и строго следил за их точным и своевременным исполнением.

 

Кроме того, в рамках каждого «губернского правления» существовали разные специальные учреждения. В частности, всеми губернскими доходами и расходами, а также управлением промышленными и коммерческими предприятиями ведала Казенная палата, руководитель которой, как и сам губернатор, назначался центральной властью. В каждой российской губернии насчитывалось от 10 до 15 уездов, главой которых становился капитан-исправник, избираемый на три года дворянским уездным собранием.

 

Помимо губерний, во многих регионах империи были образованы так называемые генерал-губернаторства, или наместничества, которые создавались на территории 2-3-х губерний и возглавлялись генерал-губернатором или «государевым наместником», назначаемым лично императрицей.

 

Главной функцией всех «государевых наместников», которым подчинялись губернские наместники и губернаторы, стало руководство армейскими частями и военными гарнизонами, а также введение в случае необходимости чрезвычайного положения на вверенных им территориях.

 

Хотя ряд современных авторов (М. Шелковенко) утверждают, что наместничества больше представляли собой чисто административную надстройку над губерниями, главной целью которых был контроль за работой губернских и уездных властей.

 

В 1775 г. в качестве «пробного шара» были учреждены Тверское и Смоленское наместничества, которые возглавили генералы Я.Е. Сиверс и А.И. Глебов. Уже в 1777;1779 гг. на административной карте Российской империи появились Владимирское (Р.Л. Воронцов), Нижегородское (А.А. Ступишин), Рязанское (М.Н. Кречетников), Орловское (Н.В. Репнин), Ярославское (А.П. Мельгунов), Псковское (П.Д. Мансуров), Могилевское (З.Г. Чернышев), Полоцкое (И.М. Ребиндер) и другие генерал-губернаторства.

 

 

В соответствии с тем же «Учреждением о губерниях» все губернские и уездные города становились отныне самостоятельными административными единицами, управление которыми было полностью передано выборным городским магистратам и городничим, которых назначал Правительствующий сенат.

 

  • Генерал-губернаторство – объединяло в себе несколько губерний.
  • Губерния – состояла из 10-12 уездов, 350-400 тысяч душ
  • Уезд – минимальная административная единица, 20-30 тысяч душ
  • Город – центр уезда (ввиду недостаточного количества больших городов, часть деревень была переименована в города, хотя на деле осталась населенными пунктами с небольшим количеством жителей и отсутствием инфраструктуры)

Губернатор, опираясь на губернское правление, управлял конкретной губернией и назначался личным императорским указом. Ему отчитывались главы учреждений, каждое из которых отвечало за определенные функции:

Казенная палата – финансовые дела, сбор налогов, распределение средств внутри губернии (Вице Губернатор) Прокурор

Губернский Землемер уездный казначей уездный землимер

  • Приказ общественного призрения – надзор за социальными объектами: школы, больницы, приюты и т.д. (Губернатор Председатель приказа)
  • Городничий – руководил полицией и отвечал за общественный порядок в городе, избирался дворянством.
  • Капитан-исправник – главный уездный чиновник, руководил местной полицией, избирался дворянством. Председательствовал в нижнем земском суде.
  • Город – выделился в специальный административный отдел. Подразделялся на части, а они в свою очередь на кварталы. Полицейский надзор осуществлялся частными приставами и квартальными надзирателями соответственно.

Б) Судебная  и Полицейская Реформы

Судебная часть

Реформирование судебной системы должно было выстроить последовательную систему учреждений, решающих вопросы в собственном месте расположения и рассматривающих апелляции нижестоящих инстанций.

  • Сенат – остался высшей судебной инстанцией, подразделялся на Уголовную палату и Гражданскую палату. Соответственно каждый из нижестоящих органов подразделял дела на уголовные и гражданские (казенные).
  • Верхний земский суд – осуществлял надзор за соблюдением законов в губернии. Занимался преимущественно решением споров дворян и рассмотрением апелляций нижестоящих органов.
  • Нижний земский суд (уездный суд) – контролировал выполнение законов в уездах и решение разногласий между дворянами. В нем председательствовал капитан-исправник и 2-3 выборных заседателя.
  • Верхняя расправа – рассматривала апелляции из нижних расправ и судила государственных крестьян в губернии
  • Нижняя расправа – разбирала дела крестьян в уездах.
  • Губернский магистрат – принимал апелляции из городских магистратов и рассматривал тяжбы между горожанами
  • Городской магистрат – рассматривал судебные разбирательства между горожанами.
  • Совестный суд – был создан для разгрузки прочих судебных учреждений, должен был примирять судившихся вне сословных ограничений – разбирал дела, не имеющие существенной важности и опасности. Состоял из шести членов, по двое от крестьян, горожан и дворян.

Для каждой категории судебных органов должны были выбираться соответствующие сословные представители, однако фактически вышестоящее дворянство регулярно вмешивалось в их работу.

Процесс административно-территориального реформирования растянулся почти на десять лет и завершился к 1785 году.

Для наглядности ниже приведена краткая схема административных и судебных учреждений, образовавшихся в результате Губернской реформы 1775 года

 

 

 

В 1782 г. в развитие судебной реформы был принят «Устав благочиния», в соответствии с которым во всех городах была создана централизованная система полицейского управления. В соответствии с данным «Уставом» коллегиальным органом полицейского управления в городах становилась управа благочиния, в которую входили полицмейстер, обер-комендант, городничий и ряд других должностных лиц.

 

 По числу зданий город делился на части и кварталы, где полицейские управления, соответственно, возглавляли частный пристав и квартальный надзиратель.

Поскольку после проведения губернской реформы оперативное руководство всей казенной промышленностью, торговлей и сбором податей было отдано в руки местных органов власти, в 1784;1786 гг. Екатерина II провела очередную реформу центрального управления, в результате которой были ликвидированы все финансово-хозяйственные коллегии, за исключением четырех силовых ведомств — Иностранной коллегии, Военной коллегии, Адмиралтейств-коллегии и Юстиц-коллегии.

 

Были значительно расширены права Правительствующего сената во главе с князем А.А. Вяземским, который занимал этот пост почти тридцать лет (1763–1792).

 

В учебных да даже и в учебно-научных целях не имеет смысла вставлять в текст учебника устав благочиния (он же полицейский устав). Поскольку уже в начале 19 века а потом и в середине 19 века система Министерства внутренних дел подвергнется существенному реформированию и система Екатерины Великой в данном вопросе уйдет в Прошлое.

 

По этой же причине не имеет смысла говорить подробно и о Губернской реформе Екатерины Великой поскольку там также крайне большой обьем но уже в 19 веке система управления губерниями будет полностью изменена. И труды Матушки Императрицы Екатерины Алексеевны в данном вопросе будут преданы забвению как не отвечающие требованиям современности (19 века).

 

 

в) Жалованная грамота дворянству 1785 г.

 

21 апреля 1785 г. Екатерина II подписала два самых знаменитых документа своего царствования: «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» и «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи».

«Жалованная грамота дворянству» представляла собой системный свод всех прав и привилегий, дарованных дворянскому сословию на протяжении всего XVIII века:

 вольности дворян от обязательной государственной службы,

 уплаты податей,

 телесных наказаний,

 монопольного права дворян на владение землей и крестьянами и т. д.

 

«Жалованная грамота» закрепляла за благородным дворянским сословием право заниматься предпринимательской и коммерческой деятельностью, неограниченно распоряжаться своими земельными владениями и иной движимой и недвижимой собственностью, в том числе крепостными крестьянами, и т. д.

 

Важным положением «Жалованной грамоты» стала кодификация дворянского самоуправления, поскольку отныне во всех уездах и губерниях страны создавались корпоративные дворянские собрания, которые получали право сношения не только с губернатором, генерал-губернатором и Правительствующим сенатом, но даже с самой императрицей.

 

                                                                                                           

 

 

Г) Жалованная грамота городам — первый нормативный акт такого рода:

 

 

1) Устанавливала деление всего городского населения на шесть основных разрядов —

а) владельцев городских усадеб и землевладельцев,

 б) купцов трех гильдий,

 в) ремесленников и их подмастерьев, состоящих в цехах,

 г) иностранцев и иногородних граждан,

 д) именитых граждан, т. е. бургомистров, членов магистратов и банкиров, е) мещан, т. е. городских обывателей.

 

3) Узаконивала новые существенные привилегии для двух первых разрядов — владельцев городских усадеб (дворян, чиновников и духовенства) и купечества, поделенного по имущественному цензу на три гильдии.

 Купцы первых двух гильдий также освобождались от телесных наказаний,

 подушной подати,

 рекрутской повинности

 ряда казенных служб.

 

Сословный статус купца отныне всецело зависел от его имущественного состояния, поскольку в случае разорения и банкротства он утрачивал его и становился разгильдяем.

Во всех городах вводилась новая система городского самоуправления.

 

 Наряду с городским магистратом и ратушей к управлению городом привлекались сразу три органа местного самоуправления:

«Общая градская дума»,

 «Шестигласная дума»

 «Собрание градского общества»,

 

что, безусловно, серьезно запутало и без того громоздкую систему городского управления.

Высшим звеном городского самоуправления являлось «Собрание градского общества», в котором могли заседать лишь горожане, обладавшие капиталом не менее 5000 рублей.

 

Это собрание состоятельных горожан избирало городского голову, бургомистров и других должностных лиц.

 

«Общая градская дума», в ведении которой находились вопросы управления городским хозяйством, избиралась гражданами всех 6 разрядов. Из состава этой думы выбиралась «Шестигласная дума», в которую входили городской голова и по одному представителю от каждого городского разряда.

 

Наряду с новыми органами городского самоуправления был сохранен и городской магистрат, который помимо чисто судебных функций был наделен и частью административных полномочий, в частности контроля за деятельностью органов городского самоуправления.

 

Но, при всем при этом, огромные полномочия по управлению городом сохранялись в руках городничего и полицмейстера, которые являлись государственными должностными лицами и назначались центральной властью.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.053 с.)