Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткие теоретические сведения по темеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С развитием производственной деятельности человека все большая доля в загрязнении атмосферы приходится на антропогенные источники. Их разделяют на локальные и глобальные. Локальные загрязнения связаны с городами и промышленными регионами, глобальные распространяются на огромные расстояния и оказывают влияние на биосферные процессы в целом на Земле. Так как воздух находится в постоянном движении, вредные вещества переносятся на сотни и тысячи километров. Глобальные загрязнения атмосферы усиливается в связи с тем, что вредные вещества из нее выпадают на почву, в водоемы, а затем снова поступают в атмосферу. Загрязнители атмосферы разделяют на: 1. Химические (загрязняющие вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии); 2. Физические: - тепловые, возникающие в результате повышения температуры атмосферы (поступление в атмосферу нагретых газов); - световые, происходящие при ухудшении естественного освещения местности под воздействием искусственных источников света; - шумовые, являющиеся следствием возникновения антропогенных шумов; - электромагнитные, вызванные изменением электромагнитных свойств среды (от линий электропередачи, радиотелевидения, работы некоторых видов промышленных установок); - радиоактивные, связанные с повышением уровня поступления радиоактивных веществ в атмосферу; 3. Биологические - являются следствием размножения микроорганизмов и вирусов. Источники загрязнения воздушного бассейна подразделяют на источники выделения и источники выбросов вредных веществ в атмосферу. Источником выделения загрязняющих веществ называется технологический агрегат (установка, устройство, аппарат и т.п.), выделяющий в процессе эксплуатации вредные вещества. Источник выбросов – устройство (труба, аэрационный фонарь, вентиляционная шахта и т.п.), посредством которого осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Промышленные производства и технологическое оборудование, являющиеся источниками загрязнения атмосферы, делятся на 4 группы: 1. Имеющие условно чистые выбросы, в которых концентрация загрязняющих веществ не превышает гигиенических норм (например, цеха переработки пластмасс, прядильные цехи и т.д.); 2. Имеющие дурно пахнущие выбросы (например, производство азотной кислоты с каталитической очисткой и др.); 3. Содержащие нетоксичные вещества (дробильно-помольные цехи, отделения сушки, обогатительные фабрики и др.); 4. Имеющие выбросы, содержащие канцерогенные, токсичные или ядовитые вещества (производство фенола, полиэтилена, ацетилена и др.). Источники загрязнения атмосферы бывают точечные (труба), линейные (газопровод) и поверхностные. Попадать в атмосферу вредные вещества могут на разных стадиях производства (добыча, транспортирование, дробление, измельчение, помол), различным образом: из-за негерметичности оборудования, при погрузочно-разгрузочных работах, с открытых складов, то есть специально неорганизованным способом. Такие выбросы соответственно называются неорганизованными. В то же время на многих предприятиях большинство удаляемых из помещений и технологического оборудования загрязняющих веществ выбрасываются в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы, что позволяет применить для их улавливания соответствующие установки. Такие выбросы называются организованными. Для определения категории опасности предприятия используют данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу. Категорию опасности предприятия (КОП) рассчитывают по формуле: КОП = ) аi (1)
где Мi — масса выброса i-го вещества, т/год; ПДК i — среднесуточная предельно допустимая концентрация i-го вещества, мг/м3; п — количество загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием; аi — безразмерная константа, позволяющая соотнести степень вредности i-го вещества с вредностью сернистого газа, определяется по табл. 1.
Таблица 1 Значение коэффициента а i для различных классов опасности
Значения КОП рассчитывают при условии, когда Мi /ПДК > 1. При Мi /ПДК < 1 значения КОП не рассчитываются и приравниваются к нулю. Для расчета КОП при отсутствии среднесуточных значений ПДК используют значения максимально-разовых ПДК, ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) или уменьшенные в 10 раз значения ПДК веществ в воздухе рабочей зоны. Для веществ, по которым отсутствует информация о ПДК или ОБУВ, значения КОП приравнивают к массе выбросов данного вещества. Значения ПДК и класс опасности наиболее часто встречающихся загрязнителей атмосферы от деятельности предприятий представлены в табл. 2. Таблица 2 ПДК и класс опасности загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
Антропогенное воздействие химических веществ на организм человека имеет следующие особенности: - наличие кумулятивного эффекта, т.е. накопления неблагоприятного воздействия на организм. В частности, в организме человека кумулятивный эффект загрязнений проявляется в виде накопления стресса, общей усталости, напряжения, переходящих в предболезнь; - синергетическое, т.е. совместное действие. Если даже малые концентрации каких-либо химических веществ действуют на один и тот же организм одновременно, то возможен самый разнообразный интегральный эффект. Одни вещества могут усиливать этот эффект, а в некоторых случаях возможен неожиданный результат. Пример синергизма: лекарственные вещества – адреналин и атропин, вызывающие расширение зрачка; гербициды – хлор-ИФК и диурон; проявляющие вещества в фотографии – метол и гидрохинон. По величине КОП предприятия делят на четыре категории опасности. Граничные условия для деления предприятий по категориям опасности приведены в табл. 3. Таблица 3 Граничные условия для деления предприятий по категориям опасности в зависимости от значений КОП
Предприятия первой и второй категории опасности представляют собой наибольшую опасность для окружающей среды, к ним необходимо применять особые требования при разработке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и ежегодном контроле за их достижением. Предприятия третьей категории опасности, как правило, самые многочисленные. К четвертой категории опасности относят самые мелкие предприятия с небольшим количеством выбросов вредных веществ в атмосферу. Пример расчета КОП Исходные данные: Определить категорию опасности судостроительного завода, выбросы которого характеризуются данными, приведенными в табл. 4.
Таблица 4 Данные по выбросам судостроительного завода
Решение: 1. Определяется значение КОП для каждого вещества, входящего в состав выбросов завода:
2. Определяется значение КОП для выброса в целом:
КОП = 14742 + 697,8 + 1 + 0,37 = 15441,17.
3. Определяется категория опасности завода по табл. 3. Вывод: Судостроительный завод имеет вторую категорию опасности.
2. Рекомендации студентам по подготовке к занятию 2.1. Изучить теоретические основы в области КОП в зависимости от массы выбросов и степени опасности загрязняющих атмосферу веществ; 2.2. Изучить метод расчета КОП; 2.3. Ознакомиться с содержанием настоящего практического занятия; 2.4. Произвести по аналогии с вышеприведенным примером в письменном виде расчеты КОП применительно к следующим вариантам (вариант студентом выбирается самостоятельно по последней цифре зачетной книжки):
2.5. В целях самоконтроля и подготовки к индивидуальной защите практического работы ознакомиться с контрольными вопросами к данному занятию и дать на них в устной форме предварительные ответы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.23 (0.008 с.) |