Устойчивость мотивации учеб.деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устойчивость мотивации учеб.деятельности



Психологически устойчивость определяется исследователями как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека. Применительно к учебной мотивации ее устойчи­вость — это такая динамическая характеристика, которая обес­печивает относительную продолжительность и высокую продук­тивность деятельности как в нормальных, так и в экстремаль­ных условиях. Основываясь на системном представлении устой­чивости, исследователи рассматривают ее в комплексе с такими характеристиками учебной мотивации, как сила, осознанность, действенность, сформированность смыслообразующего мотива деятельности, ориентация на процесс и т.д.

 

25. Самостоятельная работа как вид учебной деятельности. Программа обучения самостоятельной работе.

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи преподавателя (но при его контроле), руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.

Какое психологическое значение имеет постоянная учебная работа для самого ученика? Она прежде всего должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Эта работа предлагает школьнику выполнения целого ряда действий: осознание цели своей деятельности, принятие учебной задачи, придание им личностного смысла (в терминах теории деятельности А.Н. Леонтьева), подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм занятости школьника, самоорганизация в распределении учебных действий самоконтроль в процессе выполнения и др. Рассмотрим теперь специфику самостоятельной работы в сопоставлении с внеклассной (внешкольной, внеучебной). Соотнесем ее определение с основными требованиями к организации внеклассной работы. Первое требование сводится к тому, что внеклассная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, полученные ими на уроке, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков. Вторым требованием является любопытство самих форм, процесса и материала работы. Третье требование фиксирует актуальность и необходимость межпредметных, междисциплинарных связей. Четвертое требование - добровольность, активность и массовость школьников в этой работе.

Виды самостоятельных работ в обучении                                                        В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них.

  1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.
  2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
  3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
  4. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.
  5. Подготовка докладов и рефератов.
  6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.
  7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
  8. Техническое моделирование и конструирование.

Специальная программа обучения самостоятельной работе должна включать:

— диагностирование обучающимся собственной познаватель­ной потребности в расширении, углублении, совокупности зна­ний, получаемых в школе, вузе;

— определение собственных интеллектуальных, личност­ных и физических возможностей, в частности объективная оцен­ка свободного от посещения учебного заведения времени;

— определение цели самостоятельной работы — ближай­шей и отдаленной, т.е. ответ на вопрос, нужна ли она для удов­летворения познавательной потребности или, например, для про­должения обучения;

— самостоятельный выбор обучающимся объекта изучения и обоснование этого выбора для себя (в качестве такого объек­та, например при изучении иностранного языка, может высту­пить история Англии, поэзия, музыка Германии, искусство Франции и т.д.);

— разработка конкретного плана, долгосрочной и ближай­шей программы самостоятельной работы. Хорошо, если работа с педагогом в учебное время может служить образцом составле­ния такой программы;

— определение формы и времени самоконтроля. Целесооб­разно, чтобы формой контроля ученик выбрал выполнение кон­кретного вида работы (чертеж, проект, перевод, реферат и др.), которая кому-то нужна, необходима, т.е. чтобы результаты ра­боты были личностно значимы и для него, и для других.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.005 с.)