Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Вопрос.Творчестволескова, бытовая повесть, положительный герой,прославление таланта рус. Чел-ка. Самобытность прозы Лескова
Лесков Николай Семенович (1831—1895), писатель, публицист, критик. Родился в с. Горохово Орловской губ. Род имеет купеческие и дворянские корни. Мать была глубоко верующим человеком, С детства Л. знал хорошо фольклор. НЕ закончил даже гимнастического курса, ненавидел схоластику. В 40-ых г. Оказался в Киеве, входил в религиозно-философский кружок студентов-медиков.
1857 Лесков вышел в отставку и поступил на частную службу, Исполняя поручения, сопровождал крестьян-переселенцев. навсегда запомнил картины распродажи крестьянского хозяйства, тяжелые сцены разлуки», бедствий. Отсюда рассказ «Продукт природы» (1893). С 1860 Лесков начал печататься в столичных изданиях.
Писательскую деятельность Лесков начинал как журналист очерками и статьями на темы крестьянского расселения, социальной гигиены, искоренения пьянства, призывал к уважению «неотъемлемых прав человеческой свободы».
1862 г - в «Северной пчеле» выходит егонеудачная статья о пожарах на тороговых рядах, она вызвала резкий отзыв Д. И. Писарева, Л-ва обвиняли в натравливании органов власти на студентов, прервали лит. деят, Л. Уехал на время из страны
Наиболее значительно из первых произв. «опыт крестьянского романа», «Житие одной бабы» (1863), Трагическая история безответной «песельницы», насильно выданной за немилого, в условиях патриархального семейного быта и жестокого произвола полицейских чиновников. Быт не декорация, а причина несчастья, он берется во всех его крайностях, резких и порой экцентричных.
В сер. 60-х Лесков создает особый жанр «русской новеллы», изображающей глухой, но не лишенный живописности быт уездной Руси. «Леди Макбет Мценского уезда» (1865) — история страсти и преступления Катерины Измайловой. (ценил Достоевский).доведенный до логического предела, до крайности бытовой канон сам себя взрывает. Преимущественное занятие Катерины – хлдитьиз горницы в горницу и зевает, — царит здесь «скука русская, скука купеческого дома,». (противоспоставление с кат. Кабановой – «Гроза») Типичный способ любить доведен до крайности, финал трагичный определен историческими событиями.
Общественная позиция и его отношения с нигилистами привели к антинигилистических романов «Некуда» (1864, под псевд. М. Стебницкий) и «На ножах» (1870—71). ПО пути социалиста-реформатора идти некуда – вывод р-на, в котором дана сатирическая галерея «новых» людей. В основе - реальная история девушки, поселившейся в «знаменской коммуне», устроенной В. А. Слепцовым. (Полемика с Чернышевским)
В 70-80-е сближается с Л. Н. Толстым -Роман «Соборяне» (1872) положил начало серии сказаний о народных праведниках. Л. изображал в них верных чад Русской церкви. Его герои были сильные духом люди из народа, борцы за справедливость. Таков протопоп Савелий Туберозов — бесстрашный борец с церковными чиновниками и столичными ревизорами. К нему близок и дьякон Ахилла Десницын (как выразителю подспудных национальных сил, до времени скованных).Этот же замысел - «Очарованный странник» (1873). Художественность натуры ее героя Ивана Флягина, беглого крепостного, влечет его к скитаниям по Руси. Натура страстная, и жестокость есть и благородность. В поисках красоты жизни он «всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть».
Написал и несколько повестей о художниках — «Чертовы куклы», «Островитяне», «Запечатленный ангел» (1873). Последняя — это как бы художественный трактат о старинной иконописи, Устами простонародного живописца автор рассказывает.
Тема высокой одаренности русского народа получила развитие и в сказании «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» (1881). Сам писатель сообщал, что история стальной блохи выросла из народной пословицы, но выражает «гордость русских мастеров ружейного дела». «Сказ о косом Левше» — образец стилизации под лубок, под раешник.Он патриотичен, но не только... Вопрос остается без ответа: почему же все умение тульских кузнецов привело только к тому результату, что блоха перестала «дансы танцевать» и «вариации делать»? Ответ, очевидно, в том, что все искусство тульских кузнецов поставлено на службу капризам господ. Это не только воспевание труда, но и изображение трагического положения русских умельцев. Единственная пьеса Лескова «Расточитель» (1867) также выдержана в духе плакатного лубка,
В наследии Лескова большое место занимает сатира. Свойственные его дарованию черты юмора, а порой и острого сарказма часто приводили к созданию разоблачительных произведений. Сатира Лескова претерпела за 40 лет значительную эволюцию. В 60-е она была обращена против нигилистов. В 70-х меняется не только содержание его сатиры, но и самый ее характер. Он сам определял свою позднюю иронию как «добрую», «незлобливую». Его юмор укладывается в рамки шутки, анекдота, близкого к шаржу. Под конец жизни Лесков обращается к бичующей и гневной сатире. “Загон”, “Зимний день”,
Л. выработал свою теорию прозы. В основе ее — провозглашение идейного искусства и его служебного значения для жизни. Живая лексика — вернейший путь к постижению психологии образа. Л. изучал народного языка для выработки новой повествовательной манеры, расцвеченной всевозможными наречиями и жаргонами, варваризмами, неологизмами, обильной технической терминологией и богатым лексиконом вымышленных слов, придающих особый колорит, пестроту и веселость его неповторимо выразительной речи.Лесков сообщает читателю свои термины и загадочные определения, странные прозвища и пр. раньше, чем дает читателю материал, чтобы понять их значение, и именно этим он придает дополнительный интерес главной интриге.
4.М.Салтыков-Щедрин. «История одного города»: идейно-художественные особенности. Особенности «эзопова языка» сатиры Щедрина. Основными идейно-художественными особенностями произведения являются: 1. Жанр пародирует исторические хроники (летопись). История города Глупова начинается, как и положено, с истории племен, населявших окрестности будущего города. Глупов в пародийном же ключе сравнивается с Римом, что, с одной стороны, помогает вспомнить то, что Русь-это «Третий Рим», а также увидеть нелепость претензий «головотяпов» и др. племен на особую историч. роль. 2. Обилие народных слов и выражений, особенно в части, где рассказывается о скитаниях будущих глуповцев до основания города. Используются так называемые «небывальщины» и «нелепицы» (особый вид УНТ). Употребление этих заведомо абсурдных народных сентенций (например, «Волгу толокном замесили, теленка на баню тащили,... потом рака с колокольным звоном встречали, потом щуку с яиц согнали, потом комара за восемь верст ловить ходили, а комар у пошехонца на носу сидел» и т. д.) имеет двоякую роль: во-первых, емко и кратко характеризует результативность действий глуповцев, а во-вторых, подспудно высмеивает ту самую «народность», которая входила составной частью в триаду самодержавие-православие-народность. Претензии на особую историческую роль не позволяют глуповцам и составителям «летописи» здраво взглянуть на действительность. В результате глупость и элементарная несостоятельность выдаются за некую доблесть, национальную самобытность. 3. Власть в городе Глупове уже начинается со всевозможных безобразий, а «исторические времена» — с крика первого градоначальника «Запорю!», т. е. с насилия. Таким образом, оказывается, что власть изначально порочна и основана на произволе. 4. Облик градоначальников рисуется при помощи гротеска: совмещаются высокая должность и ничтожество тех, кто ее занимает (совмещение несовместимого): Ламврокакис-беглый грек, торговавший на базаре мылом и впоследствии заеденный клопами, «Органчик»-вообще не человек, а механизм и т. д. Однако основное зло-сами глуповцы, терпящие все это и тем самым порождающие все новые «чудовищные модификации власти» (страх и почитание начальства, умиление при виде обжирающегося Фердыщенко и проч.). 5. В части, посвященной Угрюм-Бурчееву, содержится элемент негативной утопии (антиутопии), где описывается вариант устройства общества, казарменно-регламентированного до самой последней степени. Во многом предсказаны черты тоталитарного социализма: регламентация общественной и семейной жизни, создание лагерей, милитаризация страны, обнищание и массовая гибель людей, «поворот рек вспять» и проч. 6. Намечены и пути освобождения. Оно происходит «снизу»: а) «Неблагонадежные элементы» указывают на то, что Угрюм-Бурчеев обыкновенный идиот и помогают это понять глуповцам, т. е. разобраться-в сущности власти, ими управляющей, и отказаться от своего прошлого стереотипа в отношении к ней. б) Вихрь уносит Угрюм-Бурчеева прочь (возмущ. народа). «История прекращает свое течение», т. е. разрывается порочный круг именно этой истории-истории, начавшейся криком «Запорю!
При чтении «Истории одного города» читатель сам должен понимать, какая же реальность скрывается за полуфантастическим миром, который показан в произведении. Использование писателем в своих произведениях такого прием сатирического изображения как «Эзопов язык» (художественное иносказание (выражение, заключающее в себе скрытый, тайный смысл), или аллегорию) подтверждает то, что за тайной, которую хочет скрыть автор, утаивает его подлинные мысли.Например, под городом Глуповом скрывается изображение всей России. Тогда, следовательно, глуповцы это россияне. Так же в произведении кроме указанных иносказаний есть более конкретные свидетельства: Беневоленский-Сперанский. Угрюм-Бурчеев-Аракчеев, в образе Негодяева таится образ Павла I. Итак «Эзопов язык» помогает понять глубокий образ действительности, а значит, лучше понять саму жизнь. При описании градоначальников, да и на протяжении всего романа в целом автором показано преувеличение тех или иных свойств (это гипербола). То, что один из градоначальников оказался с фаршированной головой, это является преувеличением автора. Писатель использует в романе гиперболу для придания эмоц настроя читателю. Обличающ. пороки и показывающий нелепость реальной жизни автор передает читателю особую «злую иронию» по отношению к своим героям. Всю свою творческую деятельность писатель посвятил борьбе с недостатками и пороками России.
5.Тема «дворянского гнезда» в творчестве Салтыкова-Щедрина. Роман нового типа «Госп. Гол.» В романе "Господа Головлевы" нет и тени былой поэзии "дворянских гнезд". Пересматривая традиционные принципы изображения дворянства, отрицая сами основы его жизни, Салтыков-Щедрин по-новому трактует тему "дворянского гнезда". Он сосредоточивает свое внимание не на культурно-историческом значении родовых "гнезд", а на изображении распада дворянской семьи. Писатель показывает, как в этих "тихих" усадьбах крепостное право калечило поколение за поколением, преданные праздному безделью, как попирались нравственные принципы, как оскудевала лишенная значительных духовных интересов и уродовалась человеческая личность. Писатель остается сатириком и в своем социально-психологическом романе. Авторская тенденциозность обнаруживается уже в самом заглавии - "Господа Головлевы". Заглавие романа указывает, с одной стороны, на социальный статус героев - они "господа", помещики, дворяне. С другой стороны, заглавие скрывает в себе авторскую насмешку, поскольку в произведении иронически актуализируется еще одно значение слова "господа" - "хозяева жизни". Именно господами, хозяевами своей жизни герои романа постепенно перестают быть. Лишенные малейшего позыва к какому бы то ни бы ло осмысленному труду, они заняты только одним: как бы округлить "именьице", от хватить "кусок" побольше да пожирнее, обобрав, обманув ближнего своего. Захваченные одной всепоглощающей "жаждой стяжания", эти "господа", которым неведомы самые обычные, нормальные человеческие, родственные чувства, и не замечают даже, как рушится головлевская семейная "твердыня", как почва уходит у них из-под ног. Печальное "прозрение", когда героям (каждому отдельно - в одиночестве) вдруг открывается истинное положение вещей, оказывается слишком запоздалым, когда уже ничего нельзя изменить. Тенденциозность автора романа — и в самом изображен Головлёв. Стоит отметить созвучность названия имения со словами "головешка", "головня". Это созвучие вызывает представление о чем-то выжженном, испепеленном - неживом месте.Ни звуков рояля, ни звонких детских голосов, ни молодого смеха и проч - ничего этого не слышно в мрачном головлевском доме, наглухо отгороженном от остального мира "двойными рамами", в доме, куда не проникают лучи солнца, где все будто таится, прячется.Природа в романе (независимо от того, какое время года изображ) всегда "понурая и неподвижная, точно замученная". Только однажды словно разбушевавшаяся стихия захочет снести с лица земли барский дом. Но не поймут грозногопредостереж. обитатели.Основным определяющим жанровым признаком роман «Господа Головлевы» является социальный фактор. В центре внимания автора стоят общественные проблемы. Свое понимание задачи создания нового типа романа Салтыков подробно изложил в 1869 году в очерке «Что тако ташкентцы?». Он писал, что роман – произведение семейственности, семейство в романе играет главную роль, а сейчас (по его словам) роман разрешается на улице, в публичном месте, везде, только не дома.
6. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Принцип их классификации ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. “Сказки” Салтыкова-Щедрина, состоящие из 32 произведений, представляют собой самостоятельный сатирический цикл. Они были написаны в период с 1869 по 1886 г. Однако к этому жанру Щедрин проявлял интерес и ранее, включая сказочные эпизоды в другие сатирические произведения. Например, в рассказ “Скрежет зубовный” (1860) вошла сказка “Сон”, а в “Современную идиллию” (1877—1883) — “Сказка о ретивом начальнике”. В 1869 г. Щедрин опубликовал на страницах “Отечественных записок” три сказки: “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Пропала совесть”, “Дикий помещик”, включенные им в цикл “Для детей”, который в итоге остался незаконченным. В 1880 г. появилась сказка “Игрушечного дела людишки”, которая, по неосуществленному замыслу писателя, должна была открывать сатирическое обозрение, изображавшее людей-кукол. После небольшого перерыва в 1883 г. увидели свет сказки “Премудрый пискарь”, “Самоотверженный заяц” и “Бедный волк”, которые сначала были напечатаны в Женеве в разных номерах газеты “Общее дело” под редакционной рубрикой “Сказки для детей изрядного возраста” (имя автора не упоминалось). В 1884 г. они появились в России на страницах “Отечественных записок” под общим заглавием “Сказки” и с подписью Н. Щедрин. С 1883 по 1886 г. было написано 28 сказок. Однако в полном объеме при жизни Щедрина цикл не был опубликован в силу запрета цензуры. Так, например, сказка “Медведьнавоеводстве”, будучи напечатанной в Женеве дважды (в 1884 и 1886 гг.), в России была издана лишь в 1906 г., а сказка “Богатырь” вообще стала известна лишь в 1922 г. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. Конечно, жанр сказки Щедрин выбрал не случайно. В качестве причин его интереса к этому жанру исследователи называли:• условия цензуры;• воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;• появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;• популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней;• органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина. Сказка возникла в недрах сатиры Щедрина. Именно в конце 60-х — начале 70-х гг. отчетливо высветились уже наметившиеся до этого черты щедринского метода, связанные с его стремлением выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности. Поэтому сказка с арсеналом ее художественных приемов естественно вписалась в жанровую систему щедринской прозы. С народной сказкой, по мнению многих исследователей, сказку Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле. Но есть и отличия: в мире героев Щедрина (в отличие от его собственного мира) границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. В его сказках, в отличие от народных, герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом худож особенностей. Поэтому в ней используется много реальных деталей современной автору действительности. На смену юмористическому пафосу, свойственному ряду народных сказок, в произведения Щедрина приходит едкая злая сатира на бюрократический аппарат и социальную бесполезность чиновников (“Повесть о том, как...”), на крепостнические пережитки в психологии дворянства (“Дикий помещик”), антинародную сущность административной системы (“Медведь на воеводстве”), малодушие и бездеятельность либеральной интеллигенции (“Премудрый пискарь”) и т.д. Сказочная форма наполняется политическим смыслом, в то же время политические идеи определяют сюжетно-композиционные особенности произведений: своеобразие финала, порой содержащею кровавые развязки (“Карась-идеалист”), специфику системы персонажей (в щедринских сказках редко изображается положительный герой), соединение разных речевых стилей (условный сказочный язык, канцеляризмы, просторечия и т.п.).В итоге-салтыковскаясказка самостоятельно возникала по типу фольклорных сказок. ТЕМАТИКА СКАЗОК I. Тема власти: ее антинародного характера (“Медведь на воеводстве”), псевдопросветительской деятельности самодержавия (“Орел-меценат”), взаимоотношений власти и народа (“Богатырь”, “Дикий помещик”, “Повесть о том, как...”); II. Тема народа: его трудолюбия и тяжелого положения (“Коняга”), покорности (“Повесть о том, как...”, “Коняга”), стихийности протеста (“Медведь на воеводстве”), вечно живущего в народе стремления к правдоискательству (“Ворон-челобитчик”); III. Тема интеллигенции: осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”), осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Жил-дрожал, и умирал-дрожал” в сказке “Премудрый пискарь”), критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”); IV. Нравственно-этические темы (“Пропала совесть”, “Добродетели и пороки”). Эта классификация носит общий характер, в ней упоминаются лишь некоторые сказки. Не следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем. (“Дикий помещик” раскрываются темы взаимоотн. власти и народа, его покорности, стихийности его протеста и т.п.)
|