Глава 1. Теоретические основы обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры



Гродно, 2022


УДК 535.016

РЕФЕРАТ

Реферат Дипломной работы «Интеграция элементов ролевой игры в процесс обучения физике» студента физико-технического факультета УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» Шикеля Даниила. Объем: 40 страниц, 8 рисунков, 2 1 литературный источник, 1 приложение.

Ключевые слова: обучение физике, настольная ролевая игра, персонажи ролевой игры, контроль знаний, методика.

В дипломной работе описаны теоретические и методические основы для интеграции настольной ролевой игры в учебный процесс по физике. Выполнена характеристика ролевых настольных игр, представлены результаты исследования значимости ролевых игр вне развлекательного контента. Раскрыта сущность обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры, описаны преимущества и недостатки такого подхода обучения физике. Составлены задания для контроля знаний учащихся, основанные на сюжете приключений героев настольной игры.


Содержание

Введение. 4

Глава 1. Теоретические основы обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры.. 6

1.1. Преимущества использования дидактических игр и игровых методик в процессе школьного обучения. 6

1.2. Характеристика настольных ролевых игр. 9

1.3. Использование настольно-ролевых игр вне развлекательного аспекта. 10

1.4. Сущность обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры.. 12

Глава 2. Методические основы обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры.. 17

2.1. Персонажи, используемые в текстах методики и их роль в сюжете и обучении 17

2.1.1. Основные персонажи. 17

2.1.2. Дополнительные и альтернативные персонажи. 20

2.2. Изложение учебного материала в формате ролевого сюжета (на примере темы 8 класса "Тепловые Явления") 21

2.3. Контроль знаний по физике через задания, основанные на сюжете приключений 24

2.3.1. Проверочная работа по теме "Векторы" (9 класс) 24

2.3.2. Самостоятельная работа по теме "Внутренняя энергия. Теплопроводность. Конвекция" (8 класс) 26

2.3.3. Контрольная работа по теме "Расчёт количества теплоты при нагревании и охлаждении. Горение. Плавление" (8 класс) 29

Заключение. 35

Список литературы.. 36

Приложение А.. 39

 

 


Введение

Одной из главных проблем современного обучения физике в странах СНГ является то, что о предмете сложилось впечатление как о сложном, неинтересном и, в то же время, необязательном и ненужном в будущей жизни. Дети, и без того редко когда заинтересованные в процессе обучения, предпочитают сфокусироваться на тех предметах, экзамены по которым их ждут в конце девятого и одиннадцатого классов, пуская оставшиеся занятия на самотёк, надеясь на лёгкие отметки вроде посещения конкурсов, пассивного участия в проектах, либо, в лучшем случае, выполнения лабораторных работ, обыкновенно оцениваемых выше среднего.

Ещё один бич обучения – списывание, возникающее, в частности, по причине распространённого использования в учебном процессе мало изменяющихся пособий, в которых напечатаны одни и те же задачи. Ответы на старые задачи обычно легко доступны в сети Интернет, чем охотно пользуются даже неглупые дети – что приводит к снижению эффективности обучения.

Зарекомендовавшим себя способом привлечь детей к изучению любого предмета является преподавание в игровой форме. Моим предложением в этой сфере стала методика, объединяющая процесс обучения с процессом проведения игровой сессии в настольной ролевой игре «Подземелья и Драконы». Креативное описание учебного процесса наиболее вероятно послужит мотивацией для детей к учению, а создаваемые в процессе задачи в силу своей новизны будут более защищены от списывания.

Цель дипломной работы – разработать теоретические и методические основы для интеграции настольной ролевой игры в учебных процесс по физике.

Задачи дипломной работы:

1. Изучить значимость ролевых игр вне развлекательного контекста.

2. Раскрыть сущность обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры.

3. Составить задания для контроля знаний учащихся, основанные на сюжете приключений героев настольной игры.

Теоретическая значимость дипломной работы заключается в том, что разработанная и описанная методика проведения занятий и контроля знаний обогащает теорию и методику обучения физике. Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что разработанная и описанная методика проведения занятий и контроля знаний может быть использована учителями физики на уроках.

Материалы исследований опубликованы в сборнике материалов XXX Международной научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов «Физика конденсированного состояния» (2022 г., г. Гродно). Разработанная и описанная методика проведения занятий и контроля знаний по физике апробирована в учебном процессе ГУО СШ №16 г. Гродно на уроках физики в 8-х – 9-х классах.

 


 

Рисунок 1 – Анкетирование участников и волонтёров программы 826

На обучении с использованием игровых методик построена деятельность американской НКО 826 National. Их волонтёры предоставляют дополнительные занятия в игровой форме – и такой подход даёт плоды (Рисунок 1) [5].

Людям, и, в особенности, детям тяжело запомнить значение слов, когда всё объяснение этого значения сводится к другим ничем не подкреплённым словам. Доказано, что человеку проще запомнить слово в связке с неким прошлым опытом – действиями, образами, диалогами или аналогиями. Так слову придаётся контекстное значение, а не только вербальное. Настольные и видеоигры, например, всегда подают новые термины в некоторой ситуации – и этот же подход выгоден для школ [6].


Моё собственное исследование, проведённое в форме анкеты, показывает, что любовь к играм свойственна не только американским детям. Из всего массива опрошенных не более 10% заявили, что они не играют в игры (Рисунок 2). Дополнительный анализ ответивших показал, что, неожиданно, количество выбравших этот вариант слабо коррелирует с возрастом респондентов [Приложение А]. Следовательно, введение в школе игровой формы обучения физике, по меньшей мере, должно учащихся заинтересовать.

 

Рисунок 2 – Результат анкетирования (Google Forms)

Расширить существующие дидактические игры [7-9] я планирую, используя механики настольных ролевых игр.

Основные персонажи

В качестве действующих лиц приключений мной были созданы три персонажа, образующих относительно сбалансированную группу как в игровых реалиях, так и в качестве сочетания характеров. Сочетание нескольких разных по натуре персонажей позволяет создать и обосновать большее количество ситуаций, чем если бы участвовал лишь один. Диалоги, споры, необходимость спасти товарищей – всё это служит отличной базой для многочисленных задач, как качественных, так и, порой, количественных. Пари может послужить основой для задачи о рычагах, а неопытность персонажа в бытовых вопросах – заставить вспомнить о принципе работы повседневных вещей. Во время письменных работ действия персонажей уже вплетены в условия задач, а во время базовых занятий я (по крайней мере, на данном этапе разработки методики) хочу разделить класс на три группы, каждая из которых сможет влиять на действия одного из героев.

Знакомство с основными предложенными персонажами происходит в начале обучения при помощи раздаточного материала (как вариант – вводного теста) со следующим текстом:

Знакомство с персонажами:

· Т е каш – волшебник, дёрганный молодой человек (а точнее, эльф) с собранным в хвост андеркатом и тату, похожими на дужки очков.

· Таш и – варвар, оптимистичная девушка-полуорк, не очень умная, но сочувствующая. Серо-голубоватая кожа, длинные чёрные ногти [20], узоры охрой на руках, непослушные собранные в хвост или косы волосы.

· Н а рес (не склоняется) – плут, полиморф с меняющимся по нужде или желанию гендером. Скрытные и застенчивые, Нарес обычно выглядит как неприметный человек с какой-то чертой, ассоциируемой с глупостью (рыжие волосы, щербинка в зубах и так далее).

Эта троица путешествует по свету, ища сокровища и приключений на свою голову.

И, если это письменная работа, добавляется приписка с тематикой (части) приключения, которому(-ой) она посвящена:

В этот раз они направятся в пустыню – или в морозную тундру, если монетка ляжет другой стороной…

Каждый из персонажей в команде имеет свою роль, опять же, как в игровых реалиях, так и в качестве сочетания характеров, а также, в качестве двигателя сюжета.

Текаш – волшебник, что означает, что он ради сюжета сможет легко поднять на десяток метров огромный валун, чтобы с некоторой силой уронить его на врага, либо начать рассчитывать, сколько водорода сжигает красный дракон во время огнедыхания, чтобы попробовать его обезвредить. Текаш умён, начитан, обладает энциклопедическими знаниями – но вместе с этим он почти всю жизнь провёл в библиотеке, из-за чего наивен, является "книжным червём" и "бытовым инвалидом". Он, выражаясь понятиями ДнД, умён, но не мудр, вследствие чего часто попадает в курьёзные ситуации: так, из всей команды, именно его могут обмануть, продав слежавшуюся шубу, через которую "не пройдёт холод". Признаком низкой мудрости в данном случае также будет являться упрямство – и он будет стоять на своём, считая (небезосновательно) себя умнее дргих.

В воспитательном плане его упрямство и склонность обжигаться на нём должны сыграть на сознании детей, как раз в подростковом и предподростковом возрасте считающих себя самыми умными и знающими. Также его роль – показать, что, как бы школа ни пыталась привить представление об обратном, практические знания в жизни преимущественно важнее теории – но, вновь же, наличие ситуаций, где Текаш оказывается прав, показывает, что расчёты также бывают нужны и важны.

Таши – варвар, то есть, мускулы команды. Именно она будет ответственна за большинство бросков, толчков или состязаний силы. Таши выросла в диком племени, она не слишком образована – но при этом обладает опытом тяжёлой жизни и навыками, необходимыми для выживания. Она также местами наивна, когда дело касается городской жизни, она простодушна и скорее попытается пойти по кажущемуся очевидным пути – но в буран именно она посоветует зарыться в снег, дабы спастись от холода. А вот перед напёрсточником или кем-то, показывающим простые физические фокусы, она будет беззащитна.

Воспитательная роль Таши состоит, главным образом, в том, что малознающего человека просто обмануть, а прямой путь не всегда кратчайший. В противоположность Текашу, она указывает на важность практических знаний. И дополнительно её образ отходит от традиционного образа дамы в беде, давая подсознательный толчок к идее равенства полов.

Нарес – плут, что значит склонность к скрытности и атакам из тени. Пройти по снегу, не разрыв его слишком сильно, прикинуть силу трения, которая позволит или не позволит удержаться на покатой крыше – в этом и состоит их роль. Нарес – полиморф, что означает отсутствие у них пола в привычном понимании и даёт возможность в нужный момент отрастить крылья, расширить площадь какой-либо части тела, либо сжаться, уменьшив действующую выталкивающую силу. Нарес много времени провели среди сомнительных личностей, из-за чего обладает не слишком присущей двум другим героям смекалкой, они молчаливы, но при этом хитры. В общем, Нарес играет роль среднего звена, дополнения для наивных Текаша и Таши.

В воспитательной роли Нарес – дополнительный голос разума, звучащий ровно тогда, когда это необходимо. Они показывает важность нестандартного мышления и смекалки. И, как можно было заметить, Нарес использует местоимение "они", не являясь ни мужчиной, ни женщиной и не имея предпочитаемого гендера, что является уже серьёзным словом в сторону толерантного отношения, в частности, к представителям ЛГБТ+, которые, несомненно присутствуя в детской среде, часто подвергаются травле от сверстников и/или просто не могут принять себя.

Заключение

По результатам исследований получены следующие выводы:

1. Выявлена значимость ролевых игр вне развлекательного контекста. Она проявляется в следующих аспектах: стратегический, общеобразовательный, социальный, воспитательно-психологический аспекты. Таким образом ролевые игры позволяют сформировать у игрока стратегическое и критическое мышление, способности к устному счёту, навыки скоростного чтения и анализа текста, развивают коммуникативные способности, ответственность.

2. Раскрыта сущность обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры, выполнена оценка преимуществ и ограничений данного подхода. Проведение занятий в форме ролевой игры может быть организовано на этапе объяснения нового материала, закрепления знаний, применения знаний на лабораторных работах, а также возможна интеграция ролевых элементов в проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Главным преимуществом методики является пробуждение интереса у детей и улучшение их отношений с преподавателем. Главным недостатком методики является её времязатратность, снижающая количество задач, приходящихся на один урок.

3. Разработаны задания для контроля знаний учащихся, основанные на сюжете приключений героев настольной игры. На основе данных заданий составлены: проверочная работа по теме: «Векторы» (9 класс); самостоятельная работа по теме: «Внутренняя энергия. Теплопроводность. Конвекция» (8 класс); контрольная работа по теме: «Расчёт количества теплоты при нагревании и охлаждении. Горение. Плавление» (8 класс).

4. Разработан примерный учебный план с использованием методики для раздела "Тепловые явления" школьного курса физики (8 класс).


 

Список литературы

1. Лис, Е.П. Применение игровых элементов на уроке физики / Е.П.Лис // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2009. – № 1. – С. 52-55.

2. Pixelkin [Электронный ресурс]: Teaching the classroom with Dungeons & Dragons / E. Watson – 2018. – Mode of access: https://pixelkin.org/2018/02/28/teaching-the-classroom-with-dungeons-dragons/ – Date of access: 10.05.2022.

3. Vice [Электронный ресурс]: The benefits of gaming behind the bars / M. Diver – 2017. – Mode of access: https://www.vice.com/en/article/nevg8w/the-benefits-of-gaming-behind-bars – Date of access: 12.05.2022.

4. Иванов И. С. Настольные игры как нестандартный интерактивный метод обучения бакалавров юриспруденции [Электронный ресурс] / И. С. Иванов, Ж. Б. Иванова, А. С. Кусков//Научно-методический электронный журнал «Концепт» – 2017. – Режим доступа: https://www.единыйурок.рф/index.php/novosti/item/1635--178 – Date of access: 13.12.2021.

5. 826National [Электронный ресурс]: An Arbor Consulting Partners report on 826 National After-School Tutoring Programs – 2017. – Mode of access: https://826national.org/wp-content/uploads/2017/02/826-ASTEvaluationExecSummary2014-WebVersion.pdf – Date of access: 05.03.2022.

6. Citeseerx [Электронный ресурс]: How can school benefit from games / S. Ukdong – 2014. – Mode of access: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.395.455&rep=rep1&type=pdf – Date of access: 12.05.2022.

7. Харазян, О.Г. Как провести последний урок четверти, или сценарий одной дидактической игры / О.Г. Харазян, В.И. Глебович // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2017. – № 5. – С. 17–26.

8. Харазян, О.Г. Дидактические игры: физическое лото и физическое домино / О.Г. Харазян // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2012. – №.5 – С. 25–33.

9. Налегач А.Н. Дидактические игры в обучении физике // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2002. – № 3. – С. 54-58.

10. Википедия [Электронный ресурс]: Ролевая игра – 2021. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ролевая_игра – Дата доступа: 21.11.2021.

11. Нож [Электронный ресурс]: Подземелья, драконы и не только: краткая история современных настольных игр / Н. Зайцев. – 2021. – Режим доступа: https://knife.media/board-games/. – Дата доступа: 28.11.2021.

12. D&D: Книга игрока [Электронный ресурс] / М. Мирлс [и др.]; пер. студия PHantom. – 2014. – Режим доступа: https://dungeonsanddragons.ru/bookfull/5ed/5e%20Players%20Handbook%20-%20Книга%20игрока%20RUS.pdf – Дата доступа: 21.11.2021.

13. KQED [Electronic resource]: How 'Dungeons & Dragons' Primes Students for Interdisciplinary Learning, Including STEM / P. Darvasi. – 2018. – Mode of access: https://www.kqed.org/mindshift/51790/how-dungeons-dragons-primes-students-for-interdisciplinary-learning-including-stem. – Date of access: 28.11.2021.

14. Hoskyn J. D&D After School [Electronic resource] / J. Hoskyn // Dragon+. – 2021. – #36. – Mode of access: https://dnd.dragonmag.com/2021/02/23/dd-after-school/content.html. – Date of access: 28.11.2021.

15. Findley C. O. Learning with D&D [Electronic resource] / C.O. Findley // Dragon+. – 2020. – #22. – Mode of access: https://dnd.dragonmag.com/2020/05/01/behind-the-screens-learning-with-dd/content.html. – Date of access: 28.11.2021.

16. Vice [Electronic resource]: How Inmates Play Tabletop RPGs in Prisons Where Dice Are Contraband / E. de Kleer. – 2017. – Mode of access: https://www.vice.com/en/article/padk7z/how-inmates-play-tabletop-rpgs-in-prisons-where-dice-are-contraband. – Date of access: 06.12.2021.

17. Остер Г.Б. Задачник / Г.Б. Остер; под ред. А.Б. Сапрыгиной. – Москва: Росмэн, 1996. – С. 3.

18. Шикеля, Д.В. Методика обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры / Д.В. Шикеля// Физика конденсированного состояния: материалы XXX междунар. науч.-практ. конф. Апирантов, магистрантов и студентов, Гродно, 07 апр. 2022 г./ ГрГУ им.Я. Купалы; редкол.: Г.А. Гачко (гл. ред) [и др.]. – Гродно, 2022.

19. Кисиленко О.Л. Практико-ориентированные задания как средство формирования метапредметных результатов [Электронный ресурс] / О.Л. Кисиленко. – Усть-Илимск, 2019. – Режим доступа: https://www.единыйурок.рф/index.php/novosti/item/1635--178 – Дата доступа: 13.12.2021.

20. D&D: Справочник Воло по монстрам [Электронный ресурс] / Дж. Кроуфорд [и др.]; пер. студия PHantom. – 2016. – Режим доступа: https://dungeonsanddragons.ru/bookfull/Volo%27s%20Guide%20to%20Monsters%20RUS.pdf – Дата доступа: 10.09.2021.

21. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам: ред. приказов Минобразования Респ. Беларусь, 18.06.2010 № 420, 29.09.2010 № 635 // [Электронный ресурс]. – Минск, 2010.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Результаты анкетирования школьников на предмет склонности к играм

Ознакомиться с электронной версией опроса можно по ссылке:
https://forms.gle/TT6ygcXDXdWpZVYX7

Гродно, 2022


УДК 535.016

РЕФЕРАТ

Реферат Дипломной работы «Интеграция элементов ролевой игры в процесс обучения физике» студента физико-технического факультета УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» Шикеля Даниила. Объем: 40 страниц, 8 рисунков, 2 1 литературный источник, 1 приложение.

Ключевые слова: обучение физике, настольная ролевая игра, персонажи ролевой игры, контроль знаний, методика.

В дипломной работе описаны теоретические и методические основы для интеграции настольной ролевой игры в учебный процесс по физике. Выполнена характеристика ролевых настольных игр, представлены результаты исследования значимости ролевых игр вне развлекательного контента. Раскрыта сущность обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры, описаны преимущества и недостатки такого подхода обучения физике. Составлены задания для контроля знаний учащихся, основанные на сюжете приключений героев настольной игры.


Содержание

Введение. 4

Глава 1. Теоретические основы обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры.. 6

1.1. Преимущества использования дидактических игр и игровых методик в процессе школьного обучения. 6

1.2. Характеристика настольных ролевых игр. 9

1.3. Использование настольно-ролевых игр вне развлекательного аспекта. 10

1.4. Сущность обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры.. 12

Глава 2. Методические основы обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры.. 17

2.1. Персонажи, используемые в текстах методики и их роль в сюжете и обучении 17

2.1.1. Основные персонажи. 17

2.1.2. Дополнительные и альтернативные персонажи. 20

2.2. Изложение учебного материала в формате ролевого сюжета (на примере темы 8 класса "Тепловые Явления") 21

2.3. Контроль знаний по физике через задания, основанные на сюжете приключений 24

2.3.1. Проверочная работа по теме "Векторы" (9 класс) 24

2.3.2. Самостоятельная работа по теме "Внутренняя энергия. Теплопроводность. Конвекция" (8 класс) 26

2.3.3. Контрольная работа по теме "Расчёт количества теплоты при нагревании и охлаждении. Горение. Плавление" (8 класс) 29

Заключение. 35

Список литературы.. 36

Приложение А.. 39

 

 


Введение

Одной из главных проблем современного обучения физике в странах СНГ является то, что о предмете сложилось впечатление как о сложном, неинтересном и, в то же время, необязательном и ненужном в будущей жизни. Дети, и без того редко когда заинтересованные в процессе обучения, предпочитают сфокусироваться на тех предметах, экзамены по которым их ждут в конце девятого и одиннадцатого классов, пуская оставшиеся занятия на самотёк, надеясь на лёгкие отметки вроде посещения конкурсов, пассивного участия в проектах, либо, в лучшем случае, выполнения лабораторных работ, обыкновенно оцениваемых выше среднего.

Ещё один бич обучения – списывание, возникающее, в частности, по причине распространённого использования в учебном процессе мало изменяющихся пособий, в которых напечатаны одни и те же задачи. Ответы на старые задачи обычно легко доступны в сети Интернет, чем охотно пользуются даже неглупые дети – что приводит к снижению эффективности обучения.

Зарекомендовавшим себя способом привлечь детей к изучению любого предмета является преподавание в игровой форме. Моим предложением в этой сфере стала методика, объединяющая процесс обучения с процессом проведения игровой сессии в настольной ролевой игре «Подземелья и Драконы». Креативное описание учебного процесса наиболее вероятно послужит мотивацией для детей к учению, а создаваемые в процессе задачи в силу своей новизны будут более защищены от списывания.

Цель дипломной работы – разработать теоретические и методические основы для интеграции настольной ролевой игры в учебных процесс по физике.

Задачи дипломной работы:

1. Изучить значимость ролевых игр вне развлекательного контекста.

2. Раскрыть сущность обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры.

3. Составить задания для контроля знаний учащихся, основанные на сюжете приключений героев настольной игры.

Теоретическая значимость дипломной работы заключается в том, что разработанная и описанная методика проведения занятий и контроля знаний обогащает теорию и методику обучения физике. Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что разработанная и описанная методика проведения занятий и контроля знаний может быть использована учителями физики на уроках.

Материалы исследований опубликованы в сборнике материалов XXX Международной научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов «Физика конденсированного состояния» (2022 г., г. Гродно). Разработанная и описанная методика проведения занятий и контроля знаний по физике апробирована в учебном процессе ГУО СШ №16 г. Гродно на уроках физики в 8-х – 9-х классах.

 


 

Глава 1. Теоретические основы обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.21 (0.074 с.)