Уровень развития памяти младших школьников контрольной группы на контрольном этапе эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень развития памяти младших школьников контрольной группы на контрольном этапе эксперимента



№ п/п Ф.И. ребенка Методика: «Смысловые пары» Методика «Проверка зрительной памяти» Методика «Проверка слуховой памяти» Уровень памяти
1 Алена П. Низкий Средний Средний Средний
2 Павел Р. Высокий Средний Средний Средний
3 Ульяна О. Средний Высокий Высокий Высокий
4 Диана Г. Средний Средний Низкий Средний
5 Жанна Р. Средний Высокий Низкий Средний
6 Таня Д. Низкий Низкий Средний Низкий
7 Юлия Ф. Высокий Средний Высокий Высокий
8 Лейсан О. Средний Средний Низкий Средний
9 Эльвира Х. Средний Низкий Низкий Низкий
10 Даша Л. Средний Низкий Средний Средний
11 Фатих О. Средний Низкий Средний Средний
12 Руслан А. Средний Низкий Низкий Низкий
13 Леша Р. Высокий Средний Высокий Высокий
14 Настя З. Средний Средний Высокий Средний
15 Лида М. Средний Низкий Средний Средний
16 Мирон В. Средний Средний Низкий Средний
17 Даниил Р. Средний Средний Низкий Средний
18 Ваня Е. Средний Низкий Средний Средний
19 Егор П. Низкий Низкий Средний Низкий
20 Маша М. Средний Низкий Средний Средний

 

Таблица 6

Уровень развития памяти младших школьников экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п Ф.И. ребенка Методика: «Смысловые пары» Методика «Проверка зрительной памяти» Методика «Проверка слуховой памяти» Уровень памяти
1 Клим Е. Средний Высокий Высокий Высокий
2 Матвей В. Высокий Средний Средний Средний
3 Лиза М. Средний Высокий Высокий Высокий
4 Руслан А. Средний Средний Низкий Средний
5 Настя З. Низкий Средний Средний Средний
6 Люба С. Высокий Высокий Средний Высокий
7 Аскар Г. Низкий Средний Средний Средний
8 Тамара П. Средний Высокий Высокий Высокий
9 Ярослав Р. Высокий Средний Высокий Высокий
10 Ева А. Низкий Низкий Средний Низкий
11 Ника К. Низкий Средний Средний Средний
12 Наташа Г. Высокий Высокий Средний Высокий
13 Гордей И. Низкий Средний Средний Средний
14 Женя Ш. Низкий Средний Средний Средний
15 Богдан К. Высокий Высокий Средний Высокий
16 Арина Б. Средний Высокий Высокий Высокий
17 Ева Б. Высокий Высокий Средний Высокий
18 Семен Д. Низкий Средний Средний Средний
19 Василиса В. Высокий Низкий Высокий Высокий
20 Даша В. Низкий Средний Средний Средний

 

В процентном соотношении результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в таблице 7.

Таблица 7

Общие данные констатирующего этапа эксперимента

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Кол-во детей % Кол-во детей %
Высокий 3 15 10 50
Средний 13 65 9 45
Низкий 4 20 1 5

Графически полученные данные можно представить в рис.2.

Рис 2.Гистограмма: Результатов экспериментальной группы

 

Анализируя полученные данные, можно отметить, что по сравнению с результатами, полученными в констатирующем эксперименте, итоги улучшились. В экспериментальной группе преобладают дети, со высоким уровнем развития смысловой памяти, они составляют – 50%. Дети со средним уровнем развития – 45% и учащиеся с низким уровнем составляют только 5%. Основная масса контрольной группы имеют средний уровень развития смысловой памяти (65%). Высокий уровень у 15% детей, средний уровень развития слуховой памяти – 20%. Актуальна работа по развитию смысловой памяти.

После формирующего эксперимента результаты исследования изменились в лучшую сторону.

Анализ уровней показал увеличение количества испытуемых на высоком и среднем уровне и уменьшение на низком уровне.

Таким образом, результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в повышении уровня запоминания у детей экспериментальной группы. Эти различия дают нам основания сделать необходимый вывод о том, что комплекс способов быстрого запоминания учебного материала, разработанный нами, позволяет эффективно развивать память у учащихся 3 класса.


 

Выводы по второй главе

Решая проблему развития памяти у младших школьников, мы провели в ходе исследования констатирующий эксперимент, в котором использовали диагностику развития памяти у младших школьников.

В нашем исследовании мы использовали следующие методики:

− «Смысловые пары»;

− «Проверка зрительной памяти»;

− «Проверка слуховой памяти».

В ходе исследования мы опирались на критерии уровня развития памяти у младших школьников.

Результаты, полученные нами в ходе проведения методик по выявлению уровня развития памяти, представлены в виде диаграмм и гистограмм.

Получив анализ результатов проведенного исследования, мы сделали вывод, что уровень развития памяти у младших школьников, преобладает «ниже среднего»

В связи с этим, мы разработали системно-программный комплекс развития памяти у младших школьников, основной целью которого является поэтапное развитие памяти.

Таким образом, можно утверждать, что при использовании на практике данных уроков и упражнений нам удастся подтвердить выдвинутую нами гипотезу.


 

Заключение

 

 

Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. У младших школьников память считают ведущим психическим процессом. В этом возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно, что обусловлено недостаточно развитой способностью к осмыслению материала, меньшей возможностью использования ассоциаций и недостаточным опытом и незнакомством с приемами запоминания. Если события имели эмоциональную значимость для ребенка и произвели на него впечатление, непроизвольное запоминание отличается особой точностью и устойчивостью. Известно, что дети младшего школьного возраста легко запоминают бессмысленный материал (например, считалки) или объективно осмысленные, но недостаточно понятные или вовсе непонятные им слова, фразы, стихотворения. В качестве причин, лежащих в основе такого запоминания, называют интерес, который вызывается у детей звуковой стороной этого материала, особое эмоциональное к нему отношение, включение в игровую деятельность. Кроме того, сама непонятность информации может стимулировать любознательность ребенка и привлекать к ней особое внимание. Основным направлением развития памяти в младшем школьном возрасте является стимулирование запоминания.

Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет, в конечном счете, на отношение к учебе и школе.

В связи с тем, что данная проблема прослеживается у многих детей данного возраста, для нашего исследования и была взята данная проблема на рассмотрение и исследование.

В результате нашего исследования был проведен анализ специальной литературы по проблеме развития памяти младших школьников.

На констатирующем этапе эксперимента мы определили уровень развития памяти у учащихся 3 класса и установили, что большинство учащихся имеют низкий уровень развития памяти, исходя из критериев, определенных в начале эксперимента. Эти дети с большим трудом запоминают бессвязный материал, у них не проявляется установка на запоминание. У большинства детей отсутствует поиск и применение способов, облегчающих запоминание, они пассивны и почти безразличны к результату запоминания. У них очень медленно образуются связи и дифференцировка в материале, которые все равно являются непрочными. Поэтому сам процесс заучивания осуществляется медленно и с относительно большим количеством ошибок. Для развития памяти через использование способов быстрого запоминания учебного материала нами был проведен формирующий этап эксперимента.

Для анализа реализованных мероприятий по развитию памяти младших школьников нами был проведен контрольный этап эксперимента. В результате проведенной работы большинству учащихся стало характерно быстрое заучивание с незначительным количеством ошибок. Учащиеся стали стремиться к активному поиску приемов, облегчающих запоминание, и использование их. Школьники стали воспроизводить материал в том порядке, в каком он предъявлялся, стали повторять, припоминать и пересказывать единицы материала, а также проговаривать его, что способствует развитию памяти через использование способов быстрого запоминания учебного материала.

В работе также представлены результаты изучения динамики состояния памяти младших школьников. Анализ динамики уровня развития памяти младших школьников на контрольном этапе эксперимента показал, что в результате экспериментальной работы у детей произошло повышение уровня развития памяти. Такие изменения свидетельствуют о том, что система работы, которая реализована в ходе формирующего эксперимента, существенно влияет на эффективность развития памяти у детей младшего школьного возраста.

Задачи, поставленные нами в начале работы, выполнены:

− изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

− изучить теоретические основы запоминания учебного материала как;

− условие развития памяти младших школьников;

− провести констатирующий эксперимент и сделать анализ количественных и качественных результатов.

Цель работы реализована. Гипотеза доказана.

Подводя итог, отметим, что этим исследованием не ограничивается изучение данной проблемы. На современном этапе развития общества необходимо продолжать поиски путей и методов совершенствования учебно-образовательного процесса.


 

Список литературы

1. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения    Р.Аткинсон. - М.: Наука, 1980. – 321 с.

2. Байбородова, Л.В. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие   /  Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль, 2003. – 198 с.

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /  В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2009. – 192 с.

4. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 1984. – 547 с.

5. Выготский, Л.С. Психология  / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002. – 108 с.

6. Дуброва, В.П. Взаимодействие педагогов и родителей / В.П. Дуброва. – Мн.: Феникс, 2008. – 57 с.

7. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология /В.Н. Дружинин.- Спб.: Питер, 2000. – 354 с.

8. Зейгарник, Б.В. Личность и патология деятельности / Б.В.Зейгарник. – М., 1971.

9. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995. – 350 с.

10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология  /  И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2002. – 387с.

11. Карабанова, О.А. Возрастная психология / О.А. Карабанова. – М.: Айрис – пресс, 2015. – 238с

12. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко: Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 1998. – 347 с.

13. Крижанская, Ю.С. Грамматика общения / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. – М.: Академия, 2016. – 160 с.

14. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников [Текст]/Н.К.Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. – М.: Педагогика, 2001.

15. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания / А.Н.Леонтьев// Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М.: просвещение, 1979. – 672 с.

16. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]/А.Н.Леонтьев. – М.: Наука, 1983. – 219 с.

17. Немов, Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х ч / Р.С. Немов. – Ч. 1. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 304 с

18. Пиаже, Ж. Суждение и рассуждение ребенка  / Ж. Пиаже. – СПб: СОЮЗ, 1997.- 187 с.

19. Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ "Сфера", 1998. – 327 с.

20. Психологические исследования общения / под ред. Б.Ф. Ломова, А.В. Беляева, В.Н. Носуленко. – М.: Наука, 2015. – 360 с.

21. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Юнити-Дана, 1990. – 84 с.

22. Психологический словарь. Под общ ред. Неймера Ю. Л. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 352 с.

23. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников  / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2002.- №5. – с. 15-21.

24. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей  / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 317 с.

25. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение / Н.И. Чуприкова. – М.: АО "Столетие", 1994. – 192с.

26. Щуркова, Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога [ / Н.Е. Щуркова. – М.: Аркти, 2007. – 250 с

27.  Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения Р.Аткинсон. - М.: Наука, 1980. – 321 с

28. Байбородова, Л.В. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль, 2003.– 198 с.

29. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2009. – 192 с.

30. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 1984. – 547 с.

 


 

 

Приложение

 

Приложение 1

Нужно показать ребёнку рисунок, на котором изображены различные фигуры, попросить его в течение 30 секунд внимательно рассмотреть и запомнить все фигуры. Затем показать другой рисунок, на котором все фигуры из предыдущего плюс ещё 6 новых. Ребёнок должен найти и показать знакомые по первому рисунку фигуры. На весь тест затрачивается не более 90 секунд, показывать рисунки можно несколько раз. За минуту ребёнок должен узнать 6-8 изображений.

 

 

 

Приложение 2

Ребёнок смотрит на рисунок в течение 0,5-1 минуты. После этого нужно попросить назвать, какие предметы запомнились, в любом порядке. Если некоторые названия повторяются, это не учитывается. Забытые предметы показывать нужно снова. Затем проверяют ребёнка через 10 минут. Результат отмечается. Следующая проверка - через час. Нормой будет воспроизведение 7-8 предметов из 10.

 

 

 

 

Приложение 3

Возьмите 4 картинки и разложите их перед ребенком. Задание сформулируйте так: «Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется, с названным словом». Слова: зима, любовь, время, гроза.

 

 


Приложение 4

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Содержание, виды деятельности

Дидактические средства,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.06 с.)