Уровень развития памяти младших школьников контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень развития памяти младших школьников контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента



РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОСОБОВ БЫСТРОГО ЗАПОМИНАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

 

Выпускная квалификационная работа

 


Допущена к защите

«___» ________ 2022 г.

 

Заместитель директора

по учебной работе

__________ О.М. Морозова

 

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс 4, группа 45

Руководитель:

Миниханов

Тимур Фларитович

 

 


Челябинск, 2022


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

Глава I. Теоретико-экспериментальные подходы к исследованию проблем развития памяти. 6

1.1. Понятие, виды и физиологические основы развития памяти. 6

1.2 Особенности и условия развития памяти младших школьников. 12

1.3. Способы быстрого запоминания учебного материала. 21

Выводы по первой главе. 29

Глава II. Эксперементальная работа по развитию  исследование памяти у младших школьников в процессе обучения. 31

2.1 Задачи и методика экспериментальной работы.. 31

2.2. Пути реализации способов быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников. 38

2.3. Оценка и анализ экспериментальной работы.. 44

Выводы по второй главе. 49

Заключение. 50

Список литературы.. 53

Приложение. 56

 

 

 


Введение

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

До некоторого времени память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее узловой проблемой науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далеких от психологии, областей знаний.

Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. При хорошо организованной психолого-педагогической работе младшие школьники овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям, а, следовательно, и развитию речи. Данные многих исследований говорят о высокой обучаемости детей младшего школьного возраста, а также о том, что потенциальные способности, к сожалению, часто остаются неразвитыми.

Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: П. П. Блонский, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, Т. Б. Никитина, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, А. Бэн, К. Гроос и многие другие.

Актуальность темы заключается в том, что в период младшего школьного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в младшем школьном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития речи и психики ребенка.

Цель исследования – определить и экспериментально проверить влияние комплекса способов быстрого запоминания учебного материала на развитие памяти младших школьников.

Объект исследования – процесс развития памяти младших школьников в условиях обучения.

Предмет исследования – влияние комплекса способов быстрого запоминания учебного материала на развитие памяти младших школьников.

Гипотеза: развитие памяти младших школьников будет более результативным и педагогически целесообразным, при условии:

− учета данных диагностики как основы прогнозирования и планирования последующей работы;

− внедрения способов быстрого запоминания учебного материала;    

− обеспечения педагогического руководства в ходе развития памяти младших школьников.

Задачи:

− изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

− изучить уровень развития памяти у младших школьников

− провести констатирующий эксперимент и сделать анализ количественных и качественных результатов.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования:

− теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, достижений практики);

− практические (естественный эксперимент, наблюдение).

Исследования проводилось в три этапа:

I этап (октябрь-декабрь 2021 г.) – выбор и осмысление темы; изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

II этап (январь-март 2022 г.) – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

III этап (апрель-май 2022) – проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.

База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Образовательный центр № 2 города Челябинска», в исследовании участвовали ученики 3 «Б» и 3 «В» классов, количестве 40 человек.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


 

Выводы по первой главе

Проанализировав и изучив научную, психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Различают: мгновенную, или иконическую, кратковременную память, оперативную, долговременную, генетическую память, зрительную память, слуховую память, двигательную память, эмоциональную память, осязательную, обонятельную, вкусовую, непроизвольную и произвольную.

2. Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности и напрямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

3. Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.

4. Младший школьный возраст сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

5. Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

 


 

Выводы по второй главе

Решая проблему развития памяти у младших школьников, мы провели в ходе исследования констатирующий эксперимент, в котором использовали диагностику развития памяти у младших школьников.

В нашем исследовании мы использовали следующие методики:

− «Смысловые пары»;

− «Проверка зрительной памяти»;

− «Проверка слуховой памяти».

В ходе исследования мы опирались на критерии уровня развития памяти у младших школьников.

Результаты, полученные нами в ходе проведения методик по выявлению уровня развития памяти, представлены в виде диаграмм и гистограмм.

Получив анализ результатов проведенного исследования, мы сделали вывод, что уровень развития памяти у младших школьников, преобладает «ниже среднего»

В связи с этим, мы разработали системно-программный комплекс развития памяти у младших школьников, основной целью которого является поэтапное развитие памяти.

Таким образом, можно утверждать, что при использовании на практике данных уроков и упражнений нам удастся подтвердить выдвинутую нами гипотезу.


 

Заключение

 

 

Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. У младших школьников память считают ведущим психическим процессом. В этом возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно, что обусловлено недостаточно развитой способностью к осмыслению материала, меньшей возможностью использования ассоциаций и недостаточным опытом и незнакомством с приемами запоминания. Если события имели эмоциональную значимость для ребенка и произвели на него впечатление, непроизвольное запоминание отличается особой точностью и устойчивостью. Известно, что дети младшего школьного возраста легко запоминают бессмысленный материал (например, считалки) или объективно осмысленные, но недостаточно понятные или вовсе непонятные им слова, фразы, стихотворения. В качестве причин, лежащих в основе такого запоминания, называют интерес, который вызывается у детей звуковой стороной этого материала, особое эмоциональное к нему отношение, включение в игровую деятельность. Кроме того, сама непонятность информации может стимулировать любознательность ребенка и привлекать к ней особое внимание. Основным направлением развития памяти в младшем школьном возрасте является стимулирование запоминания.

Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет, в конечном счете, на отношение к учебе и школе.

В связи с тем, что данная проблема прослеживается у многих детей данного возраста, для нашего исследования и была взята данная проблема на рассмотрение и исследование.

В результате нашего исследования был проведен анализ специальной литературы по проблеме развития памяти младших школьников.

На констатирующем этапе эксперимента мы определили уровень развития памяти у учащихся 3 класса и установили, что большинство учащихся имеют низкий уровень развития памяти, исходя из критериев, определенных в начале эксперимента. Эти дети с большим трудом запоминают бессвязный материал, у них не проявляется установка на запоминание. У большинства детей отсутствует поиск и применение способов, облегчающих запоминание, они пассивны и почти безразличны к результату запоминания. У них очень медленно образуются связи и дифференцировка в материале, которые все равно являются непрочными. Поэтому сам процесс заучивания осуществляется медленно и с относительно большим количеством ошибок. Для развития памяти через использование способов быстрого запоминания учебного материала нами был проведен формирующий этап эксперимента.

Для анализа реализованных мероприятий по развитию памяти младших школьников нами был проведен контрольный этап эксперимента. В результате проведенной работы большинству учащихся стало характерно быстрое заучивание с незначительным количеством ошибок. Учащиеся стали стремиться к активному поиску приемов, облегчающих запоминание, и использование их. Школьники стали воспроизводить материал в том порядке, в каком он предъявлялся, стали повторять, припоминать и пересказывать единицы материала, а также проговаривать его, что способствует развитию памяти через использование способов быстрого запоминания учебного материала.

В работе также представлены результаты изучения динамики состояния памяти младших школьников. Анализ динамики уровня развития памяти младших школьников на контрольном этапе эксперимента показал, что в результате экспериментальной работы у детей произошло повышение уровня развития памяти. Такие изменения свидетельствуют о том, что система работы, которая реализована в ходе формирующего эксперимента, существенно влияет на эффективность развития памяти у детей младшего школьного возраста.

Задачи, поставленные нами в начале работы, выполнены:

− изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

− изучить теоретические основы запоминания учебного материала как;

− условие развития памяти младших школьников;

− провести констатирующий эксперимент и сделать анализ количественных и качественных результатов.

Цель работы реализована. Гипотеза доказана.

Подводя итог, отметим, что этим исследованием не ограничивается изучение данной проблемы. На современном этапе развития общества необходимо продолжать поиски путей и методов совершенствования учебно-образовательного процесса.


 

Список литературы

1. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения    Р.Аткинсон. - М.: Наука, 1980. – 321 с.

2. Байбородова, Л.В. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие   /  Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль, 2003. – 198 с.

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /  В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2009. – 192 с.

4. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 1984. – 547 с.

5. Выготский, Л.С. Психология  / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002. – 108 с.

6. Дуброва, В.П. Взаимодействие педагогов и родителей / В.П. Дуброва. – Мн.: Феникс, 2008. – 57 с.

7. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология /В.Н. Дружинин.- Спб.: Питер, 2000. – 354 с.

8. Зейгарник, Б.В. Личность и патология деятельности / Б.В.Зейгарник. – М., 1971.

9. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995. – 350 с.

10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология  /  И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2002. – 387с.

11. Карабанова, О.А. Возрастная психология / О.А. Карабанова. – М.: Айрис – пресс, 2015. – 238с

12. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко: Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 1998. – 347 с.

13. Крижанская, Ю.С. Грамматика общения / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. – М.: Академия, 2016. – 160 с.

14. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников [Текст]/Н.К.Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. – М.: Педагогика, 2001.

15. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания / А.Н.Леонтьев// Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М.: просвещение, 1979. – 672 с.

16. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]/А.Н.Леонтьев. – М.: Наука, 1983. – 219 с.

17. Немов, Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х ч / Р.С. Немов. – Ч. 1. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 304 с

18. Пиаже, Ж. Суждение и рассуждение ребенка  / Ж. Пиаже. – СПб: СОЮЗ, 1997.- 187 с.

19. Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ "Сфера", 1998. – 327 с.

20. Психологические исследования общения / под ред. Б.Ф. Ломова, А.В. Беляева, В.Н. Носуленко. – М.: Наука, 2015. – 360 с.

21. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Юнити-Дана, 1990. – 84 с.

22. Психологический словарь. Под общ ред. Неймера Ю. Л. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 352 с.

23. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников  / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2002.- №5. – с. 15-21.

24. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей  / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 317 с.

25. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение / Н.И. Чуприкова. – М.: АО "Столетие", 1994. – 192с.

26. Щуркова, Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога [ / Н.Е. Щуркова. – М.: Аркти, 2007. – 250 с

27.  Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения Р.Аткинсон. - М.: Наука, 1980. – 321 с

28. Байбородова, Л.В. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль, 2003.– 198 с.

29. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2009. – 192 с.

30. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 1984. – 547 с.

 


 

 

Приложение

 

Приложение 1

Нужно показать ребёнку рисунок, на котором изображены различные фигуры, попросить его в течение 30 секунд внимательно рассмотреть и запомнить все фигуры. Затем показать другой рисунок, на котором все фигуры из предыдущего плюс ещё 6 новых. Ребёнок должен найти и показать знакомые по первому рисунку фигуры. На весь тест затрачивается не более 90 секунд, показывать рисунки можно несколько раз. За минуту ребёнок должен узнать 6-8 изображений.

 

 

 

Приложение 2

Ребёнок смотрит на рисунок в течение 0,5-1 минуты. После этого нужно попросить назвать, какие предметы запомнились, в любом порядке. Если некоторые названия повторяются, это не учитывается. Забытые предметы показывать нужно снова. Затем проверяют ребёнка через 10 минут. Результат отмечается. Следующая проверка - через час. Нормой будет воспроизведение 7-8 предметов из 10.

 

 

 

 

Приложение 3

Возьмите 4 картинки и разложите их перед ребенком. Задание сформулируйте так: «Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется, с названным словом». Слова: зима, любовь, время, гроза.

 

 


Приложение 4

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Содержание, виды деятельности

Дидактические средства,

Интерактивное оборудование. Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Содержание, виды деятельности

Дидактические средства,

Интерактивное оборудование. Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОСОБОВ БЫСТРОГО ЗАПОМИНАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

 

Выпускная квалификационная работа

 


Допущена к защите

«___» ________ 2022 г.

 

Заместитель директора

по учебной работе

__________ О.М. Морозова

 

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс 4, группа 45

Руководитель:

Миниханов

Тимур Фларитович

 

 


Челябинск, 2022


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

Глава I. Теоретико-экспериментальные подходы к исследованию проблем развития памяти. 6

1.1. Понятие, виды и физиологические основы развития памяти. 6

1.2 Особенности и условия развития памяти младших школьников. 12

1.3. Способы быстрого запоминания учебного материала. 21

Выводы по первой главе. 29

Глава II. Эксперементальная работа по развитию  исследование памяти у младших школьников в процессе обучения. 31

2.1 Задачи и методика экспериментальной работы.. 31

2.2. Пути реализации способов быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников. 38

2.3. Оценка и анализ экспериментальной работы.. 44

Выводы по второй главе. 49

Заключение. 50

Список литературы.. 53

Приложение. 56

 

 

 


Введение

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

До некоторого времени память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее узловой проблемой науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далеких от психологии, областей знаний.

Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. При хорошо организованной психолого-педагогической работе младшие школьники овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям, а, следовательно, и развитию речи. Данные многих исследований говорят о высокой обучаемости детей младшего школьного возраста, а также о том, что потенциальные способности, к сожалению, часто остаются неразвитыми.

Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: П. П. Блонский, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, Т. Б. Никитина, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, А. Бэн, К. Гроос и многие другие.

Актуальность темы заключается в том, что в период младшего школьного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в младшем школьном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития речи и психики ребенка.

Цель исследования – определить и экспериментально проверить влияние комплекса способов быстрого запоминания учебного материала на развитие памяти младших школьников.

Объект исследования – процесс развития памяти младших школьников в условиях обучения.

Предмет исследования – влияние комплекса способов быстрого запоминания учебного материала на развитие памяти младших школьников.

Гипотеза: развитие памяти младших школьников будет более результативным и педагогически целесообразным, при условии:

− учета данных диагностики как основы прогнозирования и планирования последующей работы;

− внедрения способов быстрого запоминания учебного материала;    

− обеспечения педагогического руководства в ходе развития памяти младших школьников.

Задачи:

− изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

− изучить уровень развития памяти у младших школьников

− провести констатирующий эксперимент и сделать анализ количественных и качественных результатов.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования:

− теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, достижений практики);

− практические (естественный эксперимент, наблюдение).

Исследования проводилось в три этапа:

I этап (октябрь-декабрь 2021 г.) – выбор и осмысление темы; изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

II этап (январь-март 2022 г.) – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

III этап (апрель-май 2022) – проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.

База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Образовательный центр № 2 города Челябинска», в исследовании участвовали ученики 3 «Б» и 3 «В» классов, количестве 40 человек.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


 

Глава I. Теоретико-экспериментальные подходы к исследованию проблем развития памяти

Понятие, виды и физиологические основы развития памяти

При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, а также сохранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко обнаруживается связь актов особых самостоятельных (мнемических) действий.

Хотя при сопоставлении процессов памяти бросается в глаза, казалось бы, противоположная их функциональная направленность, эти процессы необходимо рассматривать в единстве. Вся память представляет собой многосложный, но единый и непрерывный процесс. Невозможно представить себе такое состояние сознания, чтобы оно обходилось без памяти.

Протекание процессов памяти детерминируется деятельностью личности, ее направленностью на достижение предстоящих целей.

Рассмотрим подробнее процессы памяти.

Запоминание. Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.

Таким образом, запоминание можно определить, как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное запоминание. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемонических приемов. Вместе с тем зависимость запоминания от целей и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае. Как показали исследования психологов П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, непроизвольное запоминание оказывается значительно более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия. Важную роль играет и специфика решаемой задачи. Ориентировка на смысловые, семантические связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному непроизвольному запоминанию.

Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого – запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания - определяет выбор способов и средств запоминания, а тем самым влияет и на его результаты.

Сохранение и забывание. Сохранение – это удерживание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Различают активное и пассивное сохранение. В первом случае удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в системы новых семантических связей, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения, во втором случае подобных активных преобразований обнаружить не удается.

Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей. Забывание впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит: от объема запоминаемого материала, от осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта и т.д. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт субъекта.

Согласно интерференционным теориям (Б. Андервуд, 1964; Д. Серассо, 1967), забывание представляет собой следствие стирания следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции. По Р. Аткинсону (1968), долговременная память вечна, а забывание происходит следующим образом: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря которому активизируются соответствующие поисковые наборы в хранилище долговременной памяти; неадекватный же выбор пробной информации и последующие неудачное воспроизведение и приводит к эффекту забывания. Но и это теория уязвима, так как не объясняет всех феноменов забывания.

Эти два процесса (сохранение и забывание), противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материалов памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание – это плохое сохранение материала в памяти. Поэтому сохранения – это не что иное, как борьба с забыванием.

Вообще говоря, забывание – весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание даёт возможность мозгу освобождаться от избыточной информации.

Узнавание и воспроизведение. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении.

Воспроизведение – процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения. Узнавание – появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия).

Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Физиологически это означает наличие различных следов – стойких, прочных (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных (узнавание).

Припоминание – наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определённых волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти.

Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека.

В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия: 1) объект запоминания, т.е. то, что запоминается, Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная; 2) степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память; 3) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память.

Таким образом, мы видим, что все виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается и насколько долго помнится.

Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно – логической.

В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становиться ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.

Двигательная память это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, ровно, как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала, осуществлять те или иные действия.

В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает не произвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объёму, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.111 с.)