Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
По адаптации учебно-методических комплексов ( умк)
По адаптации учебно-методических комплексов (УМК)
к требованиям ФГОС начального общего образования 2021 года
Санкт-Петербург
2022
СОДЕРЖАНИЕ
| Пояснительная записка
| 2
| Раздел 1
| Рекомендации по корректировке тематического планирования по отдельным предметным областям в начальной школе
| 3
| 1.1.
| Предметная область «Русский язык»
| 4-7
| 1.1.1.
| Линия УМК «Перспектива»
| 8-10
| 1.1.2.
| Линия УМК «Начальная школа XXI века»
| 11-13
| 1.1.3.
| Линия УМК «Школа России»
| 14-17
| 1.2.
| Предметная область «Литературное чтение»
| 18
| 1.2.1.
| Линия УМК «Перспектива»
| 18-19
| 1.2.2.
| Линия УМК «Начальная школа XXI века»
| 20-21
| 1.2.3.
| Линия УМК «Школа России»
| 21-24
| 1.3.
| Предметная область «Математика»
| 25
| 1.3.1.
| Линия УМК «Перспектива»
| 25-27
| 1.3.2.
| Линия УМК «Начальная школа XXI века»
| 28-30
| 1.3.3.
| Линия УМК «Школа России»
| 32--33
| 1.4.
| Предметная область «Окружающий мир»
| 34
| 1.4.1.
| Линия УМК «Школа России»
| 34-48
| 1.4.2.
| Линия УМК «Перспектива»
| 48-70
| 1.4.3.
| Примерный вариант адаптации тематического планирования по курсу «Окружающий мир» для 1 класса. Линия УМК «Начальная школа XXI века»
| 71
| 1.5.
| Предметная область «Технология»
| 72
| 1.5.1.
| Линия УМК «Школа России»
| 72-77
|
Пояснительная записка
В период перехода на обновленный ФГОС НОО 2021 года могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в действующий федеральный перечень учебников.*
Особое внимание должно быть уделено методике преподавания учебных предметов с позиций системно-деятельностного подхода, формирования функционально грамотной личности при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов
Для перехода на обновленный ФГОС НОО при использовании учебников из действующего федерального перечня необходима корректировка рабочих программ по предметам учебного плана начального общего образования с учетом содержания новых Примерных рабочих программ, утвержденных протоколом ФУМО по общему образованию № 3/21 от 27.09.2021 и размещенных на сайте edsoo.ru
* Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021 No 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном год
Раздел 1. Рекомендации по корректировке тематического планирования по отдельным предметам
В начальной школе
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Класс
| Отличительные особенности УМК и ПРП
|
Рекомендации по преодолению отличий
|
ЛИНИЯ УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
|
Автор(ы) учебника: «Азбука» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
«Русский язык» Климанова Л. Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В. 1 класс
«Русский язык» Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. 2- 4 класс.
| 1 класс
| 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК «Перспектива» совпадают.
УМК и ПРП ставят своей целью дать первоначальное представление о языке, сформировать коммуникативную компетенцию, приобщить к культуре и духовно нравственным ценностям. Формированию читательской грамотности младшего школьника отводится значительное место в изучении курса по обновленному ФГОС
2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, совпадает.
УМК: 165 ч (5 ч в неделю) из них 115ч. отведено на обучение грамоте.
ПРП: Начальным этапом изучения предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» в 1 классе является курс «Обучение грамоте»: обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. На «Обучение грамоте» отводится 9 часов в неделю: 5 часов «Русского языка» (обучение письму) и 4 часа «Литературного чтения» (обучение чтению). Продолжительность «Обучения грамоте» зависит от уровня подготовки класса и может составлять от 20 до 23 недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 13 до 10 недель.
3. Содержание курсов совпадает.
Обучение грамоте
Разделы совпадают: «Развитие речи», «Слово и предложение», «Фонетика», Графика (изучается параллельно с разделом «Чтение»), «Чтение», «Письмо», «Орфография и пунктуация» (изучается параллельно с разделом «Письмо»)
Систематический курс:
Разделы совпадают: «Общие сведения о языке» (1 ч, далее продолжается изучение во всех разделах курса), «Фонетика», «Графика», «Синтаксис», «Развитие речи».
- «Орфоэпия» изучается в разделе «Фонетика и орфоэпия». В курсе по обновленному ФГОС в 1 классе отдельно выделен раздел «Орфоэпия».
- Лексика и морфология слово и предложение изучаются в разделе «Лексика».
УМК: «Орфография и пунктуация»: Темы «Сочетания –чк-, -чн-» и «Слова с непроверяемыми гласными и согласными» не изучаются.
| 1. Разработать дидактический материал по разделу «Орфоэпия» и по темам: «Сочетания –чк-, -чн-»; «Слова с непроверяемыми гласными и согласными».
2. Применить в учебном процессе электронные дидактические материалы:
- приложения РЭШ https://resh.edu.ru/
- библиотеки МЭШ https://uchebnik.mos.ru/catalogue
3. Использовать методические указания и комментарии к урокам авторов УМК «Перспектива» издательства «Просвещение» https://prosv.ru/umk/perspektiva.html
4. Применить материалы печатных методических пособий.
- Восторгова, Е. В. Методическое пособие к учебникам для 1 класса Букварь (В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, В. А. Левин) и Русский язык (В. В. Репкин, Е. В. Восторгова): [издание в pdf-формате] / Е. В. Восторгова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Просвещение, 2021. https://files.lbz.ru/authors/elkonin-davydov/3/met978-5-09-081287-0_1kl.pdf
- Тимченко, Л. И. Обучение грамоте: 1 класс: методическое пособие к учебнику «Азбука» / Л. И. Тимченко. — М.: Дрофа, 2018. — 304 с. https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/ff1/ff1482727f0b78171704ae917052de92.pdf
- Климанова Л.Ф., Макеева С. Г. Методическое пособие к учебнику «Русский язык» 1 класс / Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2021. https://detishki.ucoz.ru/Perspektiva_met/rus_jaz_1klass.pdf
| 2 класс
| 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК «Перспектива» совпадают.
Цели направлены:
- на ознакомление учащихся с первоначальными научными представлениями о системе русского языка и развитие логического мышления;
- на развитие функциональной грамотности и формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, совпадает.
- 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
3. Содержание курсов совпадает.
Разделы совпадают: «Общие сведения о языке» (1 ч., далее продолжается изучение во всех разделах курса), «Фонетика и графика», «Орфоэпия» (изучается во всех разделах курса), «Лексика», «Состав слова (морфемика)», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи».
УМК: в разделе «Звуки и буквы. Ударение» включены темы по орфографии.
Выделены резервные часы (32ч.).
| 1. В разделе «Звуки и буквы. Ударение» включены темы по орфографии. Но изучение данных тем в таком ключе существенно не влияет на логику программного содержания курса.
Применить резервные часы.
2. Разработать дидактический материал.
| 3 класс
| 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК «Перспектива» совпадают.
Цель курса направлена:
- на развитие коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей учащихся;
- на формирование умения свободно пользоваться русским литературным языком в различных ситуациях общения;
- на духовно-нравственное развитие учащихся.
2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, совпадает.
- 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
3. Содержание курсов совпадает.
Разделы совпадают: «Сведения о русском языке»(1 ч., далее продолжается изучение во всех разделах курса), «Фонетика и графика», «Орфоэпия» (изучается во всех разделах курса), «Лексика», «Состав слова (морфемика)», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи».
УМК: Раздел «Морфология» - тема «Имена существительные 1, 2, 3-го склонения» изучается в 4 классе.
Выделено 18 резервных часов.
| 1. На изучение темы «Имена существительные 1, 2, 3-го склонения» выделить резервные часы.
2. Использовать методические указания и комментарии к урокам авторов УМК «Перспектива» издательства «Просвещение» https://prosv.ru/umk/perspektiva.html
4. Применить материалы печатных методических пособий.
| 4 класс
| 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК «Перспектива» совпадают.
Цели курса:
- познавательная (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование логического мышления учащихся);
- социокультурная (формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, совпадает.
- 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
3. Содержание курсов совпадает.
Разделы совпадают: «Сведения о русском языке»(1 ч., далее продолжается изучение во всех разделах курса), «Фонетика и графика», «Орфоэпия» (изучается во всех разделах курса), «Лексика», «Состав слова (морфемика)», «Морфология», «Синтаксис», «Развитие речи».
УМК: Раздел «Орфография и пунктуация» - правила орфографии и пунктуации изучаются в разных разделах русского языка.
Даны резервные 18 часов.
В УМК и ПРП уделяется внимание проектно-исследовательской деятельности и умению работать с информацией.
|
| | | | |
Класс
| Отличительные особенности УМК и РП
|
Рекомендации по преодолению отличий
|
Рекомендации по преодолению отличий
|
ЛИНИЯ УМК «ШКОЛА РОССИИ»
|
ЛИНИЯ УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
|
Автор(ы) учебника: «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, Л.Д. Виноградская, В.Г. Горецкий 1-4 класс
|
Класс
| 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК «Перспектива» совпадают.
2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, не совпадает.
ПРП: в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»1 (180 ч: 100 ч предмета «Русский язык» и 80 ч предмета «Литературное чтение»).
УМК: В 1 классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) — урокам литературного чтения после завершения курса обучения грамоте.
3. Содержание курсов частично совпадает.
Разделы совпадают: «Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская)», «Устное народное творчество — малые фольклорные жанры», «Произведения о братьях наших меньших», «Произведения о маме», «Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии», «Библиографическая культура (работа с детской книгой)».
Разделы и произведения не представлены в содержании учебника:
- в разделе «Произведения о детях и для детей» - произведения К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, В. А. Осеевой, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа;
- в разделе «Произведения о родной природе» -произведения А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Е.А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака).
Резерв на весь учебный год — 12 ч.
| 1. Использовать резервные часы на изучение отдельных произведений.
2. Разработать дидактический материал по изучению отдельных художественных произведений.
3. Применить в учебном процессе электронные дидактические материалы:
- приложения РЭШ https://resh.edu.ru/
- библиотеки МЭШ https://uchebnik.mos.ru/catalogue
4. Использовать методические указания и комментарии к урокам авторов УМК «Перспектива» издательства «Просвещение» https://prosv.ru/umk/perspektiva.html
5. Применить материалы печатных методических пособий.
- Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина.— 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2021. - 104 с. https://catalog.prosv.ru/attachment/acae92db334e5efb7710b687d9237702084b13d6.pdf
|
Класс
| 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК «Перспектива» совпадают.
2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, совпадает.
136 ч (4 ч в неделю в каждом классе)
3. Содержание курсов частично совпадает.
Разделы совпадают: «Фольклор (устное народное творчество)», «О детях и дружбе», «Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима)».
Разделы и произведения не представлены в содержании учебника:
- разделов «О нашей Родине» и «Зарубежная литература» (произведения Ш. Перро, братьев Гримм, Г-Х.Андерсена рекомендованы детям для самостоятельного чтения) - нет в содержании учебника;
- в разделе «Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень)» отсутствуют репродукции картин И.И. Левитана, И. И. Шишкина;
- раздел «Мир сказок» представлен для изучения в разделе «Мир народной сказки» и «Чудеса случаются»;
- в разделе «О братьях наших меньших» отсутствуют рассказы Чаплиной, Житкова, Образцова;
- в разделе «Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна, лето)» отсутствуют в содержании учебника репродукции картин В. Д. Поленова, И. И. Шишкина;
- раздел «О наших близких, о семье» - произведения о маме представлены в разделе «Советуем прочитать» или найти в библиотеке для самостоятельного чтения;
- в разделе «Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой)» представлен выбор книг на основе рекомендательного списка и тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная – данная работа прослеживается в каждом разделе.
| 1. Подобрать необходимые репродукции картин для работы на уроках литерного чтения.
2. Подобрать необходимые художественные произведения соответственно тематике отсутствующего раздела.
3. Разработать дидактический материал
Применить в учебном процессе электронные дидактические материалы:
- приложения РЭШ https://resh.edu.ru/
- библиотеки МЭШ https://uchebnik.mos.ru/catalogue
4. Использовать методические указания и комментарии к урокам авторов УМК «Перспектива» издательства «Просвещение» https://prosv.ru/umk/perspektiva.html
5. Применить материалы печатных методических пособий.
|
Класс
| 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК «Перспектива» совпадают.
2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, совпадает.
136 ч (4 ч в неделю в каждом классе)
3. Содержание курсов частично совпадает
Разделы совпадают: «О Родине и её истории», «Библиографическая культура (работа с детской книгой
и справочной литературой)».
Разделы и произведения не представлены в содержании учебника:
- разделы: «Фольклор (устное народное творчество)», «Творчество Л. Н. Толстого», «Юмористические произведения», «Зарубежная литература» и «Произведения о детях» отсутствуют в содержании учебника;
- пословицы разных народов о человеке и его делах изучают в разделе «Жизнь дана на добрые дела»;
- в разделе «Творчество А. С. Пушкина» литературная сказка А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» изучаются в разделе «Великие русские писатели»;
- раздел «Творчество И. А. Крылова» - творчество Крылова изучают вместе с творчеством Пушкина в разделе «Великие русские писатели».
Произведения отсутствуют в содержании учебника:
- М.Ю. Лермонтова, А.Н. Майкова, Н.А. Некрасова из раздела «Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века»;
- В.М. Гаршина, М. Горького, И.С. Соколова-Микитова из раздела «Литературная сказка»;
- И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, С. А. Есенина, А. П. Чехов, И. С. Соколова-Микитова из раздела «Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХХ века»;
- Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова из раздела «Произведения о взаимоотношениях человека и животных»;
Резерв на весь учебный год - 10ч.
| 1. Подобрать необходимые художественные произведения соответственно тематике отсутствующего раздела.
2. Разработать дидактический материал.
3.Применить в учебном процессе электронные дидактические материалы:
- приложения РЭШ https://resh.edu.ru/
- библиотеки МЭШ https://uchebnik.mos.ru/catalogue
4. Использовать методические указания и комментарии к урокам авторов УМК «Перспектива» издательства «Просвещение» и аудиоприложения издательства https://prosv.ru/umk/perspektiva.html
5. Применить материалы печатных методических пособий.
|
Класс
| 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК «Перспектива» совпадают.
2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, совпадает.
136 ч (4 ч в неделю в каждом классе)
3. Содержание курсов частично совпадает
Разделы совпадают: «О Родине, героические страницы истории», «Творчество А. С. Пушкина», «Произведения о детях», «Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой)», «Зарубежная литература».
Разделы и произведения не представлены в содержании учебника:
- разделы: «Фольклор (устное народное творчество)», «Творчество И. А. Крылова», «Творчество М. Ю. Лермонтова» (произведения М. Ю. Лермонтова изучают в разделе «Великие русские писатели»), «Литературная сказка», «Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века», «Творчество Л. Н. Толстого», «Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХХ века», «Произведения о животных и родной природе», «Юмористические произведения», «Пьеса» отсутствуют в содержании учебника;
Резерв на весь учебный год - 13 ч.
| 1. Подобрать необходимые художественные произведения соответственно тематике отсутствующего раздела.
2. Разработать дидактический материал и подобрать методику анализа художественных произведений с учетом их специфики.
3.Применить в учебном процессе электронные дидактические материалы:
- приложения РЭШ https://resh.edu.ru/
- библиотеки МЭШ https://uchebnik.mos.ru/catalogue
4. Использовать интерактивные образовательные онлайн-платформы: Учи.ру, Яндекс.учебник.
5. Использовать методические указания и комментарии к урокам авторов УМК «Перспектива» издательства «Просвещение» и аудиоприложения издательства https://prosv.ru/umk/perspektiva.html
6. Применить материалы печатных методических пособий.
| | | | |
Класс
| Отличительные особенности УМК и РП
| Рекомендации по преодолению отличий
|
ЛИНИЯ УМК «ШКОЛА РОССИИ»
|
Класс
| 1
| Числа и величины
| Полностью соответствует
| «Единицы массы: кг»
| Данное содержание в ПРП представлено во 2 кл.
| 2.
| Арифметические действия
| Полностью соответствует
| «Сложение одинаковых слагаемых»
| Данное содержание в ПРП представлено во 2 кл.
| 3.
| Текстовые задачи
| Полностью соответствует элементам содержания ПРП
|
|
| 4.
| Пространственные отношения и геометрические фигуры
| Полностью соответствует
|
|
| 5.
| Математическая информация
| Полностью соответствует
|
| Рыдзе О.А., Позднева Т.С. Информатика. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях.
|
Класс
| 1.
| Числа и величины
| Полностью соответствует
|
|
| 2.
| Арифметические действия
| Полностью соответствует
|
|
| 3.
| Текстовые задачи
| Полностью соответствует
|
|
| 4.
| Пространственные отношения и геометрические фигуры
| Полностью соответствует
|
|
| 5.
| Математическая информация
| Частично соответствует
| Правила работы с электронными средствами обучения (электронной формой учебника, компьютерными тренажёрами).
| Использовать пособие Сиденко А.Г. Информационная безопасность, или Как вести себя в Сети. 1-4 классы, М.: «Просвещение», 2021
Использовать ЭОР на образовательных платформах
«РЭШ», https://resh.edu.ru/subject/12/1/
«Яндекс. Учебник»
https://education.yandex.ru/home/
«Учи. ру»
https://rosuchebnik.ru/material/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-v-nachalnoy-shkole/
Рыдзе О.А., Позднева Т.С. Информатика. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях.
|
Класс
| 1.
| Числа и величины
| Полностью соответствует
|
|
| 2.
| Арифметические действия
| Полностью соответствует
|
|
| 3.
| Текстовые задачи
| Частично соответствует
| Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации; сравнение долей одной величины. Задачи на нахождение доли величины.
| Данные элементы содержания изучаются в 4 классе
| 4.
| Пространственные отношения и геометрические фигуры
| Полностью соответствует
|
|
| 5.
| Математическая информация
| Частично соответствует
|
| Использовать рабочие тетради Рыдзе, Позднева: Информатика.2 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях.
ЭОР:
| 4 класс
| 1.
| Числа и величины
| Полностью соответствует элементам содержания ПРП
|
|
| 2.
| Арифметические действия
| Частично соответствует элементам содержания ПРП
| Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись, нахождение неизвестного компонента.
|
| 3.
| Текстовые задачи
| Полностью соответствует элементам содержания ПРП
|
|
| 4.
| Пространственные отношения и геометрические фигуры
| Полностью соответствует элементам содержания ПРП
|
|
| 5.
| Математическая информация
| Частично соответствует элементам содержания ПРП
| Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет.
Правила безопасной работы с электронными источниками информации (электронная форма учебника, электронные
словари, образовательные сайты, ориентированные на детей
младшего школьного возраста).
| пособия
Сиденко А.Г. Информационная безопасность, или Как вести себя в Сети. 1-4 классы, М.: «Просвещение», 2021
Использовать ЭОР на образовательных платформах
«РЭШ», https://resh.edu.ru/subject/43/
«Яндекс. Учебник»
https://education.yandex.ru/
«Учи. ру»
https://uchi.ru
|
Класс
|