Пошаговый алгоритм написания изложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пошаговый алгоритм написания изложения



Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять.

Пошаговый алгоритм написания изложения

Ваша задача – сохранить главную информацию и избавиться от второстепенной. Сделать это можно с помощью следующих методов.

Основные приёмы сжатия текста:

 

1. Исключение: • повторов; • синонимов: • уточняющих, поясняющих слов;   • фрагмента предложения; • однородных членов предложения; одного или нескольких предложений. 2. Обобщение: • Замена однородных членов предложения обобщающим наименованием; • Замена прямой речи косвенной; • Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.   3. Упрощение • Слияние нескольких предложений в одно. • Замена предложения или его части указательным местоимением • Замена сложноподчинённого предложения простым • Замена фрагмента предложения синонимичным выражением. а) замена придаточного определительного синонимичным определением; б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом; в) сокращение количества частей сложного предложения.  

В тексте должно остаться, то содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел. Ключевые слова и микротемы – опора для определения главной информации.

 

Алгоритм выполнения заданий 2–8

Синтаксический анализ.

А. Способы выражения главных членов предложения. Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите грамматические основы в предложении.

2. Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова: Рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден;

Являться, казаться, становиться, стать, сделать, оставаться, оказаться,считаться, выглядеть;

Надо, нужно, необходимо.

3. Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним предложение (еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого (я рад побывать на конференции).

4. Внесите в бланк ответов выделенную грамматическую основу.

Выделение грамматических основ в предложении. Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите грамматические основы в предложении.

2. Запишите правильный ответ в бланк ответов.

Б. Алгоритм выполнения задания (поиск предложения с однородными членами):

1. Найдите в предложении однородные члены: они должны отвечать на один и тот же вопрос, задаваемый от одного слова, и произноситься с интонацией перечисления.

2.Убедитесь, что найденные вами однородные члены предложения связаны сочинительной или бессоюзной связью.

3. Внесите в бланк ответа те цифры, под которыми в тексте идут найденные вами предложения с однородными членами.

В. Алгоритм выполнения задания (поиск предложения, осложненного обособленными членами):

1. Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания.

2. Помните о том, что

- обособленные определения отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными;

- обособленные обстоятельства отвечают на вопросы: что делая? Что сделав? и выражаются одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

- обособленные приложения отвечают на вопросы: кто именно такой? Что именно такое? и выражаются одиночными именами существительными или именами существительными с зависимыми словами, которые поясняют, уточняют в предложении другое имя существительное или личное местоимение;

- обособленные дополнения выражаются

а) именами существительными или местоимениями с предлогом кроме в значении «за исключением кого - или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо»;

3. Выберите правильный ответ.

Г. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Алгоритм выполнения задания:

1. Определить, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.

2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.

3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

- если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (,;: -), значит, перед вами бессоюзное сложное предложение;

- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены;

- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.) - предложение сложноподчиненное.

Д. Сложные предложения с разными видами связи между частями. Алгоритм выполнения задания:

1. Найдите СПП с тем видом соподчинения, который указан в задании.

2. Впишите номер данного предложения в бланк ответов.

Е. Односоставные предложения - с одним главным членом

Определенно – личные:

Можно вставить Я, ТЫ, МЫ, ВЫ НЕ в прошедшем времени

Иду в школу. Лера, дай ручку. Давайте, ребята, напишем сочинение. Запишите домашнее задание.

Неопределенно – личные:

Можно вставить ОНИв любой форме Маму вызвали(вызовут, вызывают) в школу

Безличные:

Нет и не может быть совсемКатегория состояния, безличный глагол, неопределенная форма

Мне холодно, Меня морозит. У него нет, не было и не будет «двоек». Постоянно нужно готовиться к урокам.

Встать! Мне не везет.  Пахло смолой.

Назывные:

 нет и не может бытьсказуемого Весна!Вон мой дом.

Пунктуационный анализ.

Запятая ставится, если

Смотрим, есть ли вторая часть союза, слова ТО или Так. Если нет, между двумя союзами ставим запятую, если есть – не ставим. Если два придаточных соединены соединительным или разделительным союзом, тоже запятую не ставим.

Н-Р, [ Машарассказывала ](1)(что(2)(когда онбыл еще молодым хирургом) (3) то делал сложную операцию какой-то женщине).

4. Синтаксический анализ. Виды подчинительной связи в словосочетании. Алгоритм выполнения задания:

1. Помните о том, как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании, управлении и примыкании:

Если оба слова изменяются – это согласование;

Если одно слово управляет другим в каком-либо падеже – это управление;

Если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога или окончания – это примыкание.

2. Проанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании:

 Если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное – это согласование;

Если зависимым словом является существительное или местоимение, употребленное в том или ином падеже, — это управление;

Если зависимым словом является деепричастие, неопределенная форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного – это примыкание.

3. Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа.

 

5. Орфографический анализ. Алгоритм выполнения задания 5 ОГЭ

Все правила орфографии можно условно разделить на 2 группы:

Написание зависит от части речи слова, которое необходимо написать правильно.

Написание зависит от части слова, в которой находится орфограмма.\

Обратите внимание на то, что в словах нет пропущенных орфограмм. Это значит, что важно предварительно разобрать слово по составу и/или определить часть речи.

Определяем часть речи каждого слова и делим слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания)

Внимательно читаем правило, данное после слова.

Если написание зависит от части слова (например, гласные в корне, правописание приставок, то соотносим написанное правило с необходимой частью данного слова.

Если написание слова зависит от части речи, то вспоминаем общее правило для необходимой части речи, соотносим с правилом, данным в задании.

Внимательно читайте формулировку задания и объяснение написания каждого слова. Иногда ошибка кроется в том, что слово отнесено не к той части речи или же, к примеру, не к тому склонению, следовательно и само правило не может работать.

 

Содержание:

· 1 Гласные после шипящих и Ц

o 1.1 Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц

o 1.2 Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц

· 2 Употребление мягкого и твердого знаков

· 3 Правописание корней

o 3.1 Проверяемая гласная в корне

o 3.2 Непроверяемая гласная в корне

o 3.3 Чередующиеся гласные в корне

· 4 Правописание приставок

o 4.1 Правописание неизменяемых приставок

o 4.2 Правописание приставок на..З и..С

o 4.3 Правописание приставок ПРЕ и ПРИ

· 5 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

o 5.1 Правописание суффиксов существительных

o 5.2 Правописание суффиксов прилагательных

o 5.3 Правописание суффиксов глаголов:

o 5.4 Правописание суффиксов наречий:

· 6 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

o 6.1 Н/НН в прилагательных (от имени существительного)

o 6.2 Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных

o 6.3 Н/НН в кратких прилагательных/причастиях

· 7 Правописание падежных и родовых окончаний

· 8 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

o 8.1 Правописание личных окончаний глаголов

o 8.2 Правописание суффиксов причастий

· 9 Слитное и раздельно правописание НЕ с частями речи

· 10 Правописание НЕ и НИ

· 11 Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

· 12 Правописание словарных слов

6. Смысловой анализ текста. Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз.

2. Вдумайтесь в вопрос, на который надо найти ответ.

3. Определите, какой из предлагаемых ответов соответствует вопросу.

 

7. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Алгоритм выполнения задания:

1. Вспомните, что означает указанный в задании лингвистический термин;

2. Прочитайте каждое предложение, содержащееся в выборке ответов;

3. Определите, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;

4. Выберите правильный ответ.

Автор


анализирует…

характеризует …

рассуждает…

отмечает …

доказывает…

сравнивает…

называет…

описывает …

разбирает…

останавливается на...

раскрывает содержание…

отмечает важность… 

формулирует…

касается…

утверждает…

считает, что...


Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие:

 на самом деле…

не могу не согласиться с автором высказывания…

 я полностью согласен с...

вынужден согласиться с...

я разделяю точку зрения автора высказывания…

я поддерживаю мнение автора …

бесспорно, мнение автора о том, что...

Варианты вступлений:

§ Л. В. Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

Приведу примеры из рассказа А. Алексина…

§ Я согласна с высказыванием Л.Н. Успенского: "В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это: – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения". В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но, даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики.

§ Докажу это на примере текста А. Алексина. К.Г. Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".

§ Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражаю сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают

тончайшие оттенки мыслей.

§ Великий русский писатель К. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

§ Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово.

§ Я разделяю точку зрения русского писателя.

§ В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

§ Высказывание К.В. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояний. Особенно богато для обозначения явлений русское слово.

§ Я разделяю точку зрения русского писателя.

5. Напишите основную часть. Основную часть можно начать следующими фразами:

§ Присмотримся повнимательнее к словам в тексте... (называем фамилию автора текста)… Обратимся к тексту русского писателя... (фамилия автора текста) 

§ Докажем эту мысль на примерах из текста...

§ Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах…

Аргументация:

I 1 часть первой половины

(1)Пробираюсь вдоль забора и вдруг слышу голоса; один голос я тотчас узнал: это был повеса Азамат, сын нашего хозяина; другой говорил реже и тише. (2)"О чем они тут толкуют? - подумал я, - уж не о моей ли лошадке?" (3)Вот присел я у забора и стал прислушиваться, стараясь не пропустить ни одного слова. (4)Иногда шум песен и говор голосов, вылетая из сакли, заглушали любопытный для меня разговор.

(5) - Славная у тебя лошадь! - говорил Азамат. – (6)Если бы я был хозяин в доме и у меня было бы стадо в триста кобыл, то отдал бы половину за твоего скакуна, Казбич!

 

Азамат просит Казбича продать ему Карагеза

 

Часть первой половины

(6)- Да, - отвечал Казбич после некоторого молчания, - в целой Кабарде не найдешь такой.(7) Раз, - это было за Тереком, - я ездил с абреками отбивать русские табуны; нам не посчастливилось, и мы рассыпались кто куда. (8)За мной неслись четыре казака; уж я слышал за собою крики гяуров, и передо мною был густой лес.(9) Прилег я на седло, поручил себе аллаху и в первый раз в жизни оскорбил коня ударом плети. (10) Как птица, нырнул он между ветвями; острые колючки рвали мою одежду, сухие сучья карагача били меня по лицу. (11)Конь мой прыгал через пни, разрывал надломленные кусты грудью.

(12)Лучше было бы мне его бросить у опушки и скрыться в лесу пешком, да жаль было с ним расстаться, - и пророк вознаградил меня.(13) Несколько пуль провизжало над моей головою; я уж слышал, как спешившиеся казаки бежали по следам... (14) Вдруг передо мною рытвина глубокая; скакун мой призадумался - и прыгнул. (15)Задние его копыта оборвались с противного берега, и он повис на передних ногах; я бросил поводья и полетел в овраг; это спасло моего коня: он выскочил. (16)Казаки все это видели, только ни один не спустился меня искать: они, верно, думали, что я убился до смерти, и я слышал, как они бросились ловить моего коня. (17)Сердце мое облилось кровью; пополз я по густой траве вдоль по оврагу, - смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез. (18)Все кинулись за ним с криком; долго, долго они за ним гонялись, особенно один раза два чуть-чуть не накинул ему на шею аркана; я задрожал, опустил глаза и начал молиться.(19) Через несколько мгновений поднимаю их - и вижу: мой Карагез летит, развевая хвост, вольный как ветер, а гяуры далеко один за другим тянутся по степи на измученных конях. (20)До поздней ночи я сидел в своем овраге; вдруг, что ж ты думаешь, Азамат, во мраке слышу, бегает по берегу оврага конь, фыркает, ржет и бьет копытами о землю; я узнал голос моего Карагеза; это был он, мой товарищ!.. (21)С тех пор мы не разлучались.

(22) И слышно было, как он трепал рукою по гладкой шее своего проверенного в боях скакуна, давая ему разные нежные названия, на которые, к моему удивлению, был способен этот грубый человек. Казбич объясняет, что Карагез его товарищ, а не просто конь, он верен хозяину и однажды спас ему жизнь.

 

II 1 часть 2 половины

(23)- Если б у меня был табун в тысячу кобыл, - сказал Азамат, - то отдал бы тебе весь за твоего Карагеза.

(24)- Йок, не хочу, - отвечал равнодушно Казбич.

(25)- Послушай, Казбич, - говорил, ласкаясь к нему, Азамат, - ты добрый человек, ты храбрый джигит, а мой отец боится русских и не пускает меня в горы. (26) Отдай мне свою лошадь, и я сделаю все, что ты хочешь, украду для тебя у отца лучшую его винтовку или шашку, что только пожелаешь. (27)- А шашка его настоящая гурда: приложи лезвием к руке, сама в тело вопьется; а кольчуга - такая, как твоя, нипочем.

(28)Казбич молчал.

(29)- В первый раз, как я увидел твоего коня, - продолжал Азамат,- когда он под тобой крутился и прыгал, раздувая ноздри, и кремни брызгами летели из-под копыт его, в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор все мне опостылело. (30)На лучших скакунов моего отца смотрел я с презрением, стыдно было мне на них показаться, и тоска овладела мной; и, тоскуя, просиживал я на утесе целые дни, и ежеминутно мыслям моим являлся вороной скакун твой с своей стройной поступью, с своим гладким, прямым, как стрела, хребтом; он смотрел мне в глаза своими бойкими глазами, как будто хотел слово вымолвить. (31)Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его! - сказал Азамат дрожащим голосом.

(32)Мне послышалось, что он заплакал: а надо вам сказать, что Азамат был преупрямый мальчишка, и ничем, бывало, у него слез не выбьешь, даже когда он был помоложе.

Азамат, не слушая возражений объясняет, что лошадь ему нравится и он хочет ею владеть

(33) В ответ на его слезы послышалось что-то вроде смеха.(34)- Послушай! - сказал твердым голосом Азамат, и ясно было, что он собирался лезть на рожон до конца, - видишь, я на все

решаюсь.(35) Хочешь, я украду для тебя мою сестру? (36)Как она пляшет! как поет! (37) А вышивает золотом - чудо!(38) Не бывало такой жены и у турецкого падишаха...

(39)Хочешь, дождись меня завтра ночью там в ущелье, где бежит поток: я пойду с нею мимо в соседний аул, - и она твоя. (40)Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?

Азамат предлагает за лошадь лучшие вещи отца или сестру

(41) Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню вполголоса… (42)Напрасно упрашивал его Азамат согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся…

 

Задание 9. 3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, с

Алгоритм написания

Для того чтобы выполнить работу в соответствии с требованиями, которые к ней предъявляются, необходимо:

1. Перечитайте текст, убедитесь в том, что понята его идея в связи с предлагаемым для определения понятием;

2. Сформулируйте и запишите определение, которое станет началом вступительной части, тезисом сочинения;

3. Завершите вступительную часть пояснениями к определению;

4. Перейдите к написанию основной части привести аргументы из текста и собственного жизненного опыта;

5. Завершите работу выводом, в которой на основании представленных аргументов подтвердить правильность и доказанность тезиса.

В соответствии с выделением трех структурных частей, в сочинении должно быть как минимум три абзаца. Основная часть может быть дополнительно разделена на два абзаца согласно числу аргументов.

Требования к тексту

Кроме требований к объему и структуре, сочинение должно также соответствовать ряду критериев:

- цельность текста, последовательность, связность;

- соблюдение орфографических правил;

- соответствие пунктуационным нормам;

- отсутствие речевых ошибок;

- отсутствие грамматических ошибок;

- фактическая точность написанного текста.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Закончить работу проверкой сочинения по критериям не менее 6 раз.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять.

Пошаговый алгоритм написания изложения

Ваша задача – сохранить главную информацию и избавиться от второстепенной. Сделать это можно с помощью следующих методов.

Основные приёмы сжатия текста:

 

1. Исключение: • повторов; • синонимов: • уточняющих, поясняющих слов;   • фрагмента предложения; • однородных членов предложения; одного или нескольких предложений. 2. Обобщение: • Замена однородных членов предложения обобщающим наименованием; • Замена прямой речи косвенной; • Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.   3. Упрощение • Слияние нескольких предложений в одно. • Замена предложения или его части указательным местоимением • Замена сложноподчинённого предложения простым • Замена фрагмента предложения синонимичным выражением. а) замена придаточного определительного синонимичным определением; б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом; в) сокращение количества частей сложного предложения.  

В тексте должно остаться, то содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел. Ключевые слова и микротемы – опора для определения главной информации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.076 с.)