Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельностиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
Структура рабочей программы учебного предмета, курса является формой представления учебного предмета, курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала. Далее представлены изменения ФГОС основного общего образования, касающиеся требований к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности. С целью проведения корректировки основной образовательной программы основного общего образования изменения представлены в табличном варианте в сравнении с действующей редакцией ФГОС основного общего образования от 31.12.2015 г. №1576, 1577, 1578 (таблица 1). При разработке рабочих программ можно использовать конструктор рабочих программ, предложенный при общественном обсуждении основных образовательных программ общего образования на соответствующем портале (http://edu.crowdexpert.ru).
Таблица 1 Структура рабочей программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности (с изм. в н. 18.2.2 ФГОС основного общего образования)
Работа учителей по проектированию рабочих программ требует особого внимания к планируемым метапредметным результатам и их оцениванию. Рекомендации по формированию содержании рабочих программ учебных предметов, курсов Изменения ФГОС основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 31.12.2015 г. № 1577); показывают наличие ряда позиций, характерных для основной образовательной программы основного общего образования. Во-первых, выделяются отдельно изменения для адаптированной образовательной программы основного общего и среднего общего образования в части личностных, метапредметных и предметных результатов. Изменения, касающиеся планируемых результатов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вносятся в адаптированную образовательную программу основного общего образования. Во-вторых, выделены обязательные предметные области и учебные предметы: русский язык и литература, иностранный язык, второй иностранный язык (для уровня основного образования), математика и информатика. В-третьих, внесены изменения в предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержание рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности представлено в таблице 2, где п. 1. «Содержание рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности основного общего образования», п. 2. «Соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности содержанию основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации». Таблица 2 Рекомендации по формированию содержания рабочих программ учебных предметов, курсов
В структуру рабочих программ учебных предметов, курсов локальным нормативным актом образовательной организации могут быть включены дополнительные разделы. Например, календарно-тематическое планирование по учебному предмету, курсу; оценочные материалы. Ниже предлагается рекомендации по содержанию данных разделов. Структура рабочих программ учебных предметов, курсов утверждается локальным нормативным актом образовательной организации и может включать следующие компоненты: - титульный лист; - пояснительная записка; - содержание программы учебного курса; - календарно-тематическое планирование; - требования к уровню подготовки учащихся; - реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей;
- характеристика контрольно-измерительных материалов; - учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся. Рабочая программа учебных предметов, курсов определяет объём, порядок, содержание изучения учебных предметов, курсов. Титульный лист должен содержать полное наименование общеобразовательной организации в соответствии с уставом; наименование учебного предмета, курса; указания на принадлежность рабочей программы учебного предмета, курса к уровню общего образования; срок реализации данной рабочей программы учебного предмета, курса; сведения о разработчике (разработчиках) (Ф.И.О, должность); год утверждения рабочей программы учебного предмета, курса. Приложение №3 В пояснительной записке раскрывается статус документа, его структура, даётся общая характеристика учебного предмета, курса, его место в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется роли конкретного учебного предмета, курса в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности, ключевых компетенций учащихся. В пояснительной записке, отражаются те изменения, которые вносит учитель с учётом особенностей контингента учащихся, целевых ориентиров учебного предмета (курса), особенностей образовательной организации, а также требований к уровню подготовки учащихся, с учётом внесённых изменений. Основное содержание раскрывает необходимый уровень знаний, умений и навыков, который формируется у учащихся. Календарно-тематическое планирование. В данный раздел включается календарно-тематическое планирование, структура может состоять из следующих блоков: тема (раздел) (количество часов); тема каждого урока; дата проведения урока. В календарно-тематическое планирование с учётом особенностей учебного предмета, курса рекомендуется включать элементы содержательной и практической составляющих, которые позволят обеспечить функционально-прикладной характер обучения по учебному предмету, курсу.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения предмета, курса: учащиеся должны знать / понимать (даётся перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знаний); уметь (даётся перечень конкретных умений и навыков данного учебного предмета, курса, основанной на более сложной, чем воспроизведение, деятельности: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности (группа умений, которыми учащийся может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне образовательной деятельности). При этом допускается внесение в рабочую программу учебного предмета, курса дополнительного материала, расширяющего и углубляющего знания учащихся. Рекомендуется определять требования к уровню подготовки учащихся, по итогам каждого года обучения. Планируемые результаты в предметной области «Технология» прописаны в примерной основной образовательной программе. По окончании курса технологии в основной школе, в зависимости от направления обучения, учащиеся овладевают: - безопасными приемами пользования инструментами, машинами, электробытовыми приборами; - специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки конструкционных материалов, пищевых продуктов, текстильных материалов, технологий сельскохозяйственного производства; - способами изготовления и художественного оформления изделий; - технологиями ведения домашнего хозяйства; - сведениями об основных производственных и сельскохозяйственных профессиях, профессиях сферы сервиса. Содержание программ по технологии обеспечивает развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения. Занятия по технологии могут проводиться в школьных кабинетах и мастерских, а также в межшкольных учебных комбинатах. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования. При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на предприятия с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда. При изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» желательно посетить Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения, видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет для показа современных достижений техники и технологий. Технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности. Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную. Общетехнологическая подготовка осуществляется интегрировано со специальной технологической подготовкой в выбранной школьником сфере профессиональной деятельности. Содержание общетехнологической подготовки включает основные компоненты содержания программы, разработанной для базового уровня, и носит инвариантный характер изучаемым сферам, технологиям и профилям трудовой деятельности. Практическая деятельность учащихся при освоении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующей сферой или профилем осваиваемой трудовой деятельности. Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию. Специальная технологическая подготовка в общеобразовательных учреждениях может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности, востребованным в регионах на рынке труда. При увеличении количества учебных часов, наличии необходимой учебно-материальной базы, педагогических кадров, по желанию учащихся и их родителей, с учетом потребностей регионального рынка труда такая подготовка может быть заменена начальной профессиональной подготовкой по профессиям (специальностям), соответствующим перечисленным направлениям. Рекомендации по работе с одаренными детьми и профессиональной ориентации школьников Одним из направлений педагогической деятельности учителя технологии является работа с одаренными детьми. Выявление уровня технологических знаний и умений, творческих способностей у обучающихся; привлечение школьников к выполнению общественно значимых и практически важных проектных заданий; поощрение наиболее способных и одаренных учащихся, - все эти направления решаются при проведении олимпиад по учебному предмету. Олимпиада является мощным средством развития творческих способностей обучающихся. Основными целями и задачами олимпиады являются: Повышение престижности и качества технологической подготовки школьников; Выявление и поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учителей технологии. Олимпиады включают тестирование учащихся, выполнение практических работ, презентацию проектов. В олимпиаде принимают участие учащиеся 5-6 (на школьном этапе) 7-9, 10-11 (на муниципальном этапах) классов общеобразовательных учреждений. Тесты для учащихся должны отражать все разделы минимума содержания, федерального компонента государственного стандарта по технологии и программ основного общего и среднего (полного) общего образования. Практические работы должны показать, что участники олимпиады обладают определенными знаниями и умениями чертить простые принципиальные электрические цепи, собирать цепи, по заданным чертежам изделия составлять план действий, изготавливать изделия в соответствии с заданными размерами, пользоваться измерительными приборами. Модернизация содержания всероссийской олимпиады школьников по технологии через введение (расширение) номинаций по наиболее интересным и перспективным технологическим направлениям, ее преобразование (с использованием опыта Ворлдскиллс) в конкурс выполнения заданий, выявляющий способности формулировать прикладные задачи и проектировать их решения. В связи с модернизацией предметной области «Технология» будет осуществляться расширение сети региональных модельных центров дополнительного образования, а также создание центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» и федеральной сети детских технопарков «Кванториум». Создание условий для выявления талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий, инноваций и развитие интеллектуального потенциала страны достигаются путем формирования современной системы научно-технического творчества детей и молодежи, включая систему оценивания индивидуальных достижений. Для этого нужно: создавать условия для фиксации хода и результатов проектов, выполненных обучающимися, в информационной среде образовательной организации; осуществлять представление обучающимися выполненных ими проектов в ходе открытых презентаций (в том числе представленных в социальных сетях и на специализированных порталах), соревнований, конкурсов и т.д.; оценивать результаты проектной деятельности с участием в этой системе известных изобретателей, ученых, бизнесменов с целью популяризации технологического образования; вводить соревнования командного формата, в том числе инженерные, позволяющие обучающимся осваивать основы разделения труда, принципы командной работы, основы межличностного взаимодействия и деловой этики; участвовать в соревнованиях всероссийского конкурса профессиональных компетенций на основе Ворлдскиллс среди обучающихся; расширять сети региональных модельных центров дополнительного образования, а также создавать центры выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» и федеральной сети детских технопарков «Кванториум».
Анализ Федерального перечня учебников. Произошли изменения об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Минпросвещения России №345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Преподавание предметной области «Технология» в начальной школе может осуществляться по одному из 11 УМК, представленных в ФПУ. Перечень учебников для преподавания предмета в начальной школе
В федеральный перечень учебников для преподавания предмета в основной школе (на июнь 2019 года) не вошли УМК, выпускаемые Корпорацией «РОССИЙСКИЙ УЧЕБНИК» (Линия УМК Под ред. Сасовой И. А.; Линия УМК А.Т. Тищенко,Н.В. Синицы, В.Д. Симоненко; О.А Кожиной, Е.Н. Кудаковой, С.Э Маркуцкой). Преподавание предмета возможно по ранее закупленным учебникам в течении последующих 3-х лет. Перечень учебников для преподавания предмета в основной школе (5-9 классы) Официальные сайты издательств Таблица 4
Активные ссылки на данные образовательные ресурсы также размещены на сайте ГБУ ДПО ЧИППКРО http://ikt.ipk74.ru/services/15/.
7. Рекомендации по организации и содержанию внеурочной деятельности На основании статей 12 и 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу образовательной организации, которая определяет содержание образования. Основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. В соответствии с п. 14 ФГОС основного общего образования, в основной образовательной программе основного общего образования в организационный раздел включается план внеурочной деятельности, который наряду с учебным планом является организационным механизмом реализации основной образовательной программы. Одним из направлений педагогической деятельности учителя технологии является работа с одаренными детьми. Олимпиада является мощным средством развития творческих способностей обучающихся. В связи с модернизацией предметной области «Технология» будет осуществляться расширение сети региональных модельных центров дополнительного образования, а также создание центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» и федеральной сети детских технопарков, кванториумов и т.д. Нужно: создавать условия для фиксации хода и результатов проектов, выполненных обучающимися, в информационной среде образовательной организации; осуществлять представление обучающимися выполненных ими проектов в ходе открытых презентаций (в том числе представленных в социальных сетях и на специализированных порталах), соревнований, конкурсов и т.д.; оценивать результаты проектной деятельности с участием в этой системе известных изобретателей, ученых, бизнесменов с целью популяризации технологического образования; вводить соревнования командного формата, в том числе инженерные, позволяющие обучающимся осваивать основы разделения труда, принципы командной работы, основы межличностного взаимодействия и деловой этики; участвовать в соревнованиях всероссийского конкурса профессиональных компетенций на основе Ворлдскиллс среди обучающихся. Следует отметить, что в п. 18.3.1.2. ФГОС основного общего образования план внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно- патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность. Порядок разработки рабочих программ курсов внеурочной деятельности, внесение изменений и их корректировка определяются локальным нормативным актом общеобразовательной организации. При проектировании внеурочной деятельности для педагогов полезным будет использование пособий: 1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 177 с.; 2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. - 127 с.; 3. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.; 4. Григорьев. Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 224 с.; 5. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования: методическое пособие / Е. Б. Евладова, J1. Г. Логинова. - Москва: Русское слово. 2015. – 296с.; 6. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авторы- составители: 10. 10. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. - М: Просвещение, 2013. - 96 с.: В профильных классах на уровне среднего образования изучение технологии должно быть направлено не только на овладение знаниями и умениями, заданными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта содержания образования, но и на их развитие и углубление с учетом выбранной специализации. С целью социальной защиты выпускников образовательных организаций в старших классах в рамках предмета «Технология» может осуществляться профессиональная подготовка. Основными этапами проектирования программ факультативных и элективных курсов по предмету являются: 1. Обоснование актуальности курса на основе анализа нормативных документов, научно-методических материалов, социального заказа, рынка труда профессиональных интересов школьников; 2. Анализ возможностей реализации курса на основе анализа уровня требований к подготовке учащихся, образовательных программ и учебных планов; 3. Определение цели и дидактических задач курса; 4. Определение принципов отбора содержания курса и его осуществления на основе определения содержательных линий, инвариантной компоненты, принципов конструирования вариативных компонентов; 5. Планирование учебной проектной деятельности учащихся через отбор форм и методов, отбор форм контроля и самоконтроля, разработку информационного обеспечения курса; 6. Разработка вариантов планирования и методических рекомендаций; При реализации программ факультативных и элективных курсов необходимо использовать учебники, включенные в состав Федерального перечня учебников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (в ред. 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38, от 21.04 2016 г. №459, от 29.12.2016 г. № 1677, от 08.06.2017 г. № 535, от 20.06. 2017 г. №581, от 05.07.2017 №629); и/или учебные пособия, изданные в организациях, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2015г № 450; от 09.06.2016 №699). Элективные курсы могут выполнять несколько функций: дополнять содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля. Можно условно выделить следующие типы элективных курсов: 1. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный план школы: - элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно; - элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета. Примерами таких курсов из области технологии могут быть: «Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности»; «Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду», в элективных курсах такого типа выбранная тема изучается более глубоко, чем это возможно при выборе элективного курса повышенного уровня; - элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса и не входящие в обязательную программу данного предмета. Примерами таких курсов из области технологии могут быть: «Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков»; «Инженерная графика», «Мехатроника»; «Прототипирование»; - прикладные элективные курсы, цель которых знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. «Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека - технологической системе», «Нанотехнологии», «Управление в современном производстве» и др.; - элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: «Фундаментальные эксперименты в технологии», «Практикум: эксперимент и моделирование», «Методы исследований», «Как делаются открытия»; - элективные курсы, посвященные истории предмета: «История техники и технологий»; - элективные курсы, посвященные изучению теории решения изобретательских задач. 2. Межпредметные элективные курсы, цель которых интеграция знаний учащихся. Примерами курсов технологического профиля могут быть: «Компьютерное моделирование в изучении технологических процессов», «Увлекательная технология на основе ЛЕГО-конструирования» -элективные курсы, посвященные психологическим, социальным, культурологическим, искусствоведческим проблемам. Приведем примеры таких курсов, базирующихся на технико-технологическом содержании: «Основы аранжировки» и др. Методические подходы к организации обучения технологии в условиях профильного обучения, особенности предметного содержания и специфика учебнопознавательной деятельности представлены в таблице 5. Таблица 5
Тема урока: Цели урока: Деятельностная: Предметно-дидактическая: Планируемые образовательные результаты: Предметные Метапредметные Личностные Тип урока 1. По ведущей дидактической цели – изучение нового материала; закрепление изученного материала; систематизации и обобщения ЗУН; контроля результатов обучения. 2. По способу организации – синтетический, комбинированный 3. По ведущему методу обучения – репродуктивный, частично проблемный, проблемный
Методы обучения: Основной: дополнительные: Средства обучения:
Этапы Урока |
Методы обучения |
Содержание |
Формируемые УУД | Методы оценки/ Самооценки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
деятельности учителя | деятельности ученика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конструктор планируемых образовательных результатов урока
Планируемые образовательные результаты урока
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.119 с.) |