Структура рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности



Структура рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

 

Структура рабочей программы учебного предмета, курса является формой представления учебного предмета, курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.

Далее представлены изменения ФГОС основного общего образования, касающиеся требований к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности. С целью проведения корректировки основной образовательной программы основного общего образования изменения представлены в табличном варианте в сравнении с действующей редакцией ФГОС основного общего образования от 31.12.2015 г. №1576, 1577, 1578 (таблица 1).

При разработке рабочих программ можно использовать конструктор рабочих программ, предложенный при общественном обсуждении основных образовательных программ общего образования на соответствующем портале (http://edu.crowdexpert.ru).

 

Таблица 1

Структура рабочей программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности (с изм. в н. 18.2.2 ФГОС основного общего образования)

Структура рабочей программы учебных предметов, курсов в редакции ФГОС основного общего образования от 29.12.2014 г., недействующая Структура рабочей программы учебных предметов, курсов в редакции ФГОС основного общего образования от 31.12.2015 г., действующая

Структура рабочих программ учебных предметов, курсов

1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; 2) общая характеристика учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;   2) содержание учебного предмета, курса;   3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Структура рабочих программ курсов внеурочной деятельности

отсутствовали данные требования 1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;   2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;   3) тематическое планирование

 

Работа учителей по проектированию рабочих программ требует особого внимания к планируемым метапредметным результатам и их оцениванию.

Рекомендации по формированию содержании рабочих программ учебных предметов, курсов

Изменения ФГОС основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 31.12.2015 г. № 1577); показывают наличие ряда позиций, характерных для основной образовательной программы основного общего образования.

Во-первых, выделяются отдельно изменения для адаптированной образовательной программы основного общего и среднего общего образования в части личностных, метапредметных и предметных результатов. Изменения, касающиеся планируемых результатов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вносятся в адаптированную образовательную программу основного общего образования.

Во-вторых, выделены обязательные предметные области и учебные предметы: русский язык и литература, иностранный язык, второй иностранный язык (для уровня основного образования), математика и информатика.

В-третьих, внесены изменения в предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержание рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности представлено в таблице 2, где п. 1. «Содержание рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности основного общего образования», п. 2. «Соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности содержанию основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации».

Таблица 2

Рекомендации по формированию содержания рабочих программ учебных предметов, курсов

1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса  Приложение №2

1. В данном разделе описываются: а) достижение обучающимися личностных результатов на конец каждого года обучения. Следует обратить внимание на то, что внесены изменения в ФГОС основного общего образования (приказ № 1577 в редакции от 31.12.2015 г.) в личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования для следующих категорий обучающихся: глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра; б) достижение обучающимися метапредметных результатов на конец каждого года обучения. Следует обратить внимание на то, что внесены изменения в ФГОС основного общего образования (приказ № 1577 в редакции от 31.12.2015 г.) в метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования для следующих категорий обучающихся: глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся, обучающихся с расстройствами аутистического спектра; в) достижение обучающимися предметных результатов на конец каждого года обучения. Предметные результаты представляются двумя блоками «Обучающийся научится» («Выпускник научится») и «Обучающийся получит возможность научиться» («Выпускник получит возможность научиться»). Курсивом выделяются предметные результаты, расширяющие и углубляющие опорную систему знаний или выступающих как пропедевтика для дальнейшего развития обучающихся. Предметные результаты, составляющие указанную группу, приводятся в блоках «Обучающийся получит возможность научиться» («Выпускник получит возможность научиться)». Следует обратить внимание на то, что внесены дополнения в ФГОС основного общего образования (приказ № 1577 в редакции от 31.12.2015 г.) в предметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования в предметные области: естественнонаучные предметы (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: слепых и слабовидящих обучающихся).
2. «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования». Планируемые результаты учитываются с учётом изменений внесённых ФГОС основного общего образования (приказ № 1577 в редакции от 31.12.2015 г.). Претерпели существенные изменения основные задачи содержания основного общего образования. Возможно использование материалов примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://www.fgosreestr.ru.), примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса.

2) Содержание учебного предмета, курса

1. В данный раздел включается перечень изучаемого учебного материала путём описания основных содержательных линий.
2. Возможно использование материалов Примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.Ri/), примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления содержания учебного предмета, курса.

    Основу содержания школьных образовательных программ по предметам (в ряде школ Ленинградской области) разрабатывают учителя методических объединений, а затем каждый учитель учитывает свои особенности контингента обучающихся и требования работы в школе.

   Необходимо кратко обосновать те изменения, которые были внесены учителем в школьную программу в отличие от примерной программы и авторской программы, которую выбрала школа или учитель.

Содержание должно соответствовать требованиям ФГОС ОО:

· раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС, опираясь на учебники, утверждённые в Федеральном перечне;

· определять последовательность изучения отдельных предметов в классах углублённого изучения отдельных предметов;

· учитывать региональные компоненты района, области.

3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

1.   Тематическое планирование по учебному предмету, курсу разрабатывается для 5, 6, 7, 8 и 9 классов отдельно. Тематическое планирование состоит из двух обязательных блоков: «Содержание учебного предмета, курса» и тема (раздел) количество часов, отводимых на изучение каждой темы», в которых раскрывается содержание крупных тем. Тематическое планирование разрабатывается по следующей форме:
Содержание учебного предмета Тема раздела (количество часов)
   

Но нам привычнее следующая форма:

По каждому разделу программы указываются:

· наименование темы, раздела;

· содержание;

· количество часов на каждый класс.

 

В структуру рабочих программ учебных предметов, курсов локальным нормативным актом образовательной организации могут быть включены дополнительные разделы. Например, календарно-тематическое планирование по учебному предмету, курсу; оценочные материалы. Ниже предлагается рекомендации по содержанию данных разделов.

Структура рабочих программ учебных предметов, курсов утверждается локальным нормативным актом образовательной организации и может включать следующие компоненты:

- титульный лист;

- пояснительная записка;

- содержание программы учебного курса;

- календарно-тематическое планирование;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей;

- характеристика контрольно-измерительных материалов;

- учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся.

Рабочая программа учебных предметов, курсов определяет объём, порядок, содержание изучения учебных предметов, курсов.

Титульный лист должен содержать полное наименование общеобразовательной организации в соответствии с уставом; наименование учебного предмета, курса; указания на принадлежность рабочей программы учебного предмета, курса к уровню общего образования; срок реализации данной рабочей программы учебного предмета, курса; сведения о разработчике (разработчиках) (Ф.И.О, должность); год утверждения рабочей программы учебного предмета, курса. Приложение №3

В пояснительной записке раскрывается статус документа, его структура, даётся общая характеристика учебного предмета, курса, его место в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется роли конкретного учебного предмета, курса в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности, ключевых компетенций учащихся. В пояснительной записке, отражаются те изменения, которые вносит учитель с учётом особенностей контингента учащихся, целевых ориентиров учебного предмета (курса), особенностей образовательной организации, а также требований к уровню подготовки учащихся, с учётом внесённых изменений.

Основное содержание раскрывает необходимый уровень знаний, умений и навыков, который формируется у учащихся.

Календарно-тематическое планирование. В данный раздел включается календарно-тематическое планирование, структура может состоять из следующих блоков: тема (раздел) (количество часов); тема каждого урока; дата проведения урока. В календарно-тематическое планирование с учётом особенностей учебного предмета, курса рекомендуется включать элементы содержательной и практической составляющих, которые позволят обеспечить функционально-прикладной характер обучения по учебному предмету, курсу.

 

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету, курсу.
     Календарно-тематическое планирование по каждому учебному предмету, курсу разрабатывается для 5, 6, 7, 8 и 9 классов отдельно на каждый (предстоящий) учебный год. Календарно-тематическое планирование разрабатывается каждым учителем самостоятельно на основе тематического планирования.  Календарно-тематическое планирование может состоять из следующих блоков: 1. Тема (раздел) (количество часов) 2. Тема каждого урока 3. Дата проведения урока (план/факт) 4. Теоретические сведения 5. Практическая работа 6. Инструментарий оценивания (фронтальный опрос, индивидуальные карточки-задания, тестирование, фронтальная практическая работа, конкурс профмастерства и т.д.) Национальные, региональные и этнокультурные особенности должны быть отражены в содержании учебного материала.
Оценочные материалы
Оценочные материалы могут быть представлены в виде ссылок на соответствующую литературу.

 

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения предмета, курса: учащиеся должны знать / понимать (даётся перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знаний); уметь (даётся перечень конкретных умений и навыков данного учебного предмета, курса, основанной на более сложной, чем воспроизведение, деятельности: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности (группа умений, которыми учащийся может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне образовательной деятельности). При этом допускается внесение в рабочую программу учебного предмета, курса дополнительного материала, расширяющего и углубляющего знания учащихся. Рекомендуется определять требования к уровню подготовки учащихся, по итогам каждого года обучения.

Планируемые результаты в предметной области «Технология» прописаны в примерной основной образовательной программе.

По окончании курса технологии в основной школе, в зависимости от направления обучения, учащиеся овладевают:

- безопасными приемами пользования инструментами, машинами, электробытовыми приборами;

- специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки конструкционных материалов, пищевых продуктов, текстильных материалов, технологий сельскохозяйственного производства;

- способами изготовления и художественного оформления изделий;

- технологиями ведения домашнего хозяйства;

- сведениями об основных производственных и сельскохозяйственных профессиях, профессиях сферы сервиса.

Содержание программ по технологии обеспечивает развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.

Занятия по технологии могут проводиться в школьных кабинетах и мастерских, а также в межшкольных учебных комбинатах. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.

При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на предприятия с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда. При изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» желательно посетить Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения, видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет для показа современных достижений техники и технологий.  

Технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.

Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную.

Общетехнологическая подготовка осуществляется интегрировано со специальной технологической подготовкой в выбранной школьником сфере профессиональной деятельности. Содержание общетехнологической подготовки включает основные компоненты содержания программы, разработанной для базового уровня, и носит инвариантный характер изучаемым сферам, технологиям и профилям трудовой деятельности. Практическая деятельность учащихся при освоении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующей сферой или профилем осваиваемой трудовой деятельности.

Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. 

Основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию.

Специальная технологическая подготовка в общеобразовательных учреждениях может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности, востребованным в регионах на рынке труда. При увеличении количества учебных часов, наличии необходимой учебно-материальной базы, педагогических кадров, по желанию учащихся и их родителей, с учетом потребностей регионального рынка труда такая подготовка может быть заменена начальной профессиональной подготовкой по профессиям (специальностям), соответствующим перечисленным направлениям.

Рекомендации по работе с одаренными детьми и профессиональной ориентации школьников

Одним из направлений педагогической деятельности учителя технологии является работа с одаренными детьми. Выявление уровня технологических знаний и умений, творческих способностей у обучающихся; привлечение школьников к выполнению общественно значимых и практически важных проектных заданий; поощрение наиболее способных и одаренных учащихся, - все эти направления решаются при проведении олимпиад по учебному предмету. Олимпиада является мощным средством развития творческих способностей обучающихся.

Основными целями и задачами олимпиады являются:

Повышение престижности и качества технологической подготовки школьников;

Выявление и поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учителей технологии.

Олимпиады включают тестирование учащихся, выполнение практических работ, презентацию проектов. В олимпиаде принимают участие учащиеся 5-6 (на школьном этапе) 7-9, 10-11 (на муниципальном этапах) классов общеобразовательных учреждений.

Тесты для учащихся должны отражать все разделы минимума содержания, федерального компонента государственного стандарта по технологии и программ основного общего и среднего (полного) общего образования.

Практические работы должны показать, что участники олимпиады обладают определенными знаниями и умениями чертить простые принципиальные электрические цепи, собирать цепи, по заданным чертежам изделия составлять план действий, изготавливать изделия в соответствии с заданными размерами, пользоваться измерительными приборами. Модернизация содержания всероссийской олимпиады школьников по технологии через введение (расширение) номинаций по наиболее интересным и перспективным технологическим направлениям, ее преобразование (с использованием опыта Ворлдскиллс) в конкурс выполнения заданий, выявляющий способности формулировать прикладные задачи и проектировать их решения.

В связи с модернизацией предметной области «Технология» будет осуществляться расширение сети региональных модельных центров дополнительного образования, а также создание центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» и федеральной сети детских технопарков

«Кванториум».

Создание условий для выявления талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий, инноваций и развитие интеллектуального потенциала страны достигаются путем формирования современной системы научно-технического творчества детей и молодежи, включая систему оценивания индивидуальных достижений.

Для этого нужно: создавать условия для фиксации хода и результатов проектов, выполненных обучающимися, в информационной среде образовательной организации; осуществлять представление обучающимися выполненных ими проектов в ходе открытых презентаций (в том числе представленных в социальных сетях и на специализированных порталах), соревнований, конкурсов и т.д.; оценивать результаты проектной деятельности с участием в этой системе известных изобретателей, ученых, бизнесменов с целью популяризации технологического образования; вводить соревнования командного формата, в том числе инженерные, позволяющие обучающимся осваивать основы разделения труда, принципы командной работы, основы межличностного взаимодействия и деловой этики; участвовать в соревнованиях всероссийского конкурса профессиональных компетенций на основе Ворлдскиллс среди обучающихся; расширять сети региональных модельных центров дополнительного образования, а также создавать центры выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» и федеральной сети детских технопарков «Кванториум».

 

Анализ Федерального перечня учебников.        

Произошли изменения об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Приказ Минпросвещения России №345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Преподавание предметной области «Технология» в начальной школе может осуществляться по одному из 11 УМК, представленных в ФПУ.

Перечень учебников для преподавания предмета в начальной школе

 

В федеральный перечень учебников для преподавания предмета в основной школе (на июнь 2019 года) не вошли УМК, выпускаемые Корпорацией «РОССИЙСКИЙ УЧЕБНИК» (Линия УМК Под ред. Сасовой И. А.; Линия УМК А.Т. Тищенко,Н.В. Синицы, В.Д. Симоненко; О.А Кожиной, Е.Н. Кудаковой, С.Э Маркуцкой). Преподавание предмета возможно по ранее закупленным учебникам в течении последующих 3-х лет.

Перечень учебников для преподавания предмета в основной школе (5-9 классы)

Официальные сайты издательств

Таблица 4

№ п/п   Наименование издателя учебника Адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательств)
1 Корпорация «РОССИЙСКИЙ УЧЕБНИК» («ДРОФА», «ВЕНТАНА-ГРАФ», «Астрель») https://lecta.ru/  
2 ОАО «Издательство «Просвещение» http://old.prosv.ru/ebook/
3 ООО «Русское слово» https://russkoe-slovo.ru/catalog/677/
4 Издательство Академкнига/Учебник https://shop-akbooks.ru/main/

 

Активные ссылки на данные образовательные ресурсы также размещены на сайте ГБУ ДПО ЧИППКРО http://ikt.ipk74.ru/services/15/.

 

 

7. Рекомендации по организации и содержанию внеурочной деятельности

На основании статей 12 и 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу образовательной организации, которая определяет содержание образования. Основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

В соответствии с п. 14 ФГОС основного общего образования, в основной образовательной программе основного общего образования в организационный раздел включается план внеурочной деятельности, который наряду с учебным планом является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.

Одним из направлений педагогической деятельности учителя технологии является работа с одаренными детьми. Олимпиада является мощным средством развития творческих способностей обучающихся.

В связи с модернизацией предметной области «Технология» будет осуществляться расширение сети региональных модельных центров дополнительного образования, а также создание центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» и федеральной сети детских технопарков, кванториумов и т.д.

Нужно: создавать условия для фиксации хода и результатов проектов, выполненных обучающимися, в информационной среде образовательной организации; осуществлять представление обучающимися выполненных ими проектов в ходе открытых презентаций (в том числе представленных в социальных сетях и на специализированных порталах), соревнований, конкурсов и т.д.; оценивать результаты проектной деятельности с участием в этой системе известных изобретателей, ученых, бизнесменов с целью популяризации технологического образования; вводить соревнования командного формата, в том числе инженерные, позволяющие обучающимся осваивать основы разделения труда, принципы командной работы, основы межличностного взаимодействия и деловой этики; участвовать в соревнованиях всероссийского конкурса профессиональных компетенций на основе Ворлдскиллс среди обучающихся.

Следует отметить, что в п. 18.3.1.2. ФГОС основного общего образования план внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно- патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.

Порядок разработки рабочих программ курсов внеурочной деятельности, внесение изменений и их корректировка определяются локальным нормативным актом общеобразовательной организации.

При проектировании внеурочной деятельности для педагогов полезным будет использование пособий:

1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 177 с.;

2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. - 127 с.;

3. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.;

4. Григорьев. Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 224 с.;

5. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования: методическое пособие / Е. Б. Евладова, J1. Г. Логинова. - Москва: Русское слово. 2015. – 296с.;

6. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авторы- составители: 10. 10. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. - М: Просвещение, 2013. - 96 с.:

В профильных классах на уровне среднего образования изучение технологии должно быть направлено не только на овладение знаниями и умениями, заданными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта содержания образования, но и на их развитие и углубление с учетом выбранной специализации. С целью социальной защиты выпускников образовательных организаций в старших классах в рамках предмета «Технология» может осуществляться профессиональная подготовка.

Основными этапами проектирования программ факультативных и элективных курсов по предмету являются:

1. Обоснование актуальности курса на основе анализа нормативных документов, научно-методических материалов, социального заказа, рынка труда профессиональных интересов школьников;

2. Анализ возможностей реализации курса на основе анализа уровня требований к подготовке учащихся, образовательных программ и учебных планов;

3. Определение цели и дидактических задач курса;

4. Определение принципов отбора содержания курса и его осуществления на основе определения содержательных линий, инвариантной компоненты, принципов конструирования вариативных компонентов;

5. Планирование учебной проектной деятельности учащихся через отбор форм и методов, отбор форм контроля и самоконтроля, разработку информационного обеспечения курса;

6. Разработка вариантов планирования и методических рекомендаций;

При реализации программ факультативных и элективных курсов необходимо использовать учебники, включенные в состав Федерального перечня учебников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (в ред. 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38, от 21.04 2016 г. №459, от 29.12.2016 г. № 1677, от 08.06.2017 г. № 535, от 20.06. 2017 г. №581, от 05.07.2017 №629); и/или учебные пособия, изданные в организациях, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2015г № 450; от 09.06.2016 №699).

Элективные курсы могут выполнять несколько функций: дополнять содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля.

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов:

1. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный план школы:

- элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно;

- элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета. Примерами таких курсов из области технологии могут быть: «Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности»; «Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду», в элективных курсах такого типа выбранная тема изучается более глубоко, чем это возможно при выборе элективного курса повышенного уровня;

- элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса и не входящие в обязательную программу данного предмета. Примерами таких курсов из области технологии могут быть: «Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков»; «Инженерная графика», «Мехатроника»; «Прототипирование»;

- прикладные элективные курсы, цель которых знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. «Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека - технологической системе», «Нанотехнологии», «Управление в современном производстве» и др.;

- элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: «Фундаментальные эксперименты в технологии», «Практикум: эксперимент и моделирование», «Методы исследований», «Как делаются открытия»;

- элективные курсы, посвященные истории предмета: «История техники и технологий»;

- элективные курсы, посвященные изучению теории решения изобретательских задач.

2. Межпредметные элективные курсы, цель которых интеграция знаний учащихся. Примерами курсов технологического профиля могут быть: «Компьютерное моделирование в изучении технологических процессов», «Увлекательная технология на основе ЛЕГО-конструирования»

-элективные курсы, посвященные психологическим, социальным, культурологическим, искусствоведческим проблемам. Приведем примеры таких курсов, базирующихся на технико-технологическом содержании: «Основы аранжировки» и др.

Методические подходы к организации обучения технологии в условиях профильного обучения, особенности предметного содержания и специфика учебнопознавательной деятельности представлены в таблице 5.

Таблица 5

 

Тема урока:

Цели урока:

Деятельностная:

Предметно-дидактическая:

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Тип урока

1. По ведущей дидактической цели – изучение нового материала; закрепление изученного материала; систематизации и обобщения ЗУН; контроля результатов обучения.

2. По способу организации – синтетический, комбинированный

3. По ведущему методу обучения – репродуктивный, частично проблемный, проблемный

 

Методы обучения:

Основной:

дополнительные:

Средства обучения:

 

Этапы

Урока

Методы обучения

Содержание

Формируемые УУД

Методы оценки/

Самооценки

деятельности учителя деятельности ученика
           

Конструктор планируемых образовательных результатов урока

Планируемые образовательные результаты урока



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.119 с.)