Тема 1. Предмет психогенетики, его изменения в процессе развития. Место психогенетики в системе психологических знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет психогенетики, его изменения в процессе развития. Место психогенетики в системе психологических знаний



КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

З.А-М. Албакова

Курс лекций по дисциплине

«ОСНОВЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ»

 

МАГАС 2019

Печатается по решению Учебно-методического Совета Ингушского государственного университета (протокол №____от____________201__г.)

Составитель: к.м.н., ст. преп. Албакова Зара Абдул-Мажитовна

 

Рецензент: к.пс.н., доцент Точиева Марем Магомедовна

             к.б.н., доцент Измайлова Малитхан Абдрахмановна

Краткая аннотация: При изучении курса по психогенетике необходимо овладеть основными понятиями психогенетики, которые объясняют наследственные механизмы, ответственные за формирование индивидуальности человека, как в норме, так и при различных девиантных формах поведения. Следует понимать, что многие проблемы психогенетики требуют надлежащего изучения, прежде чем эти знания могут быть рекомендованы для практического применения. Надо обратить внимание на основные закономерности проявления наследственных свойств поведения, влияние на эти проявления факторов среды, а также методологию установления таких закономерностей. Большое значение имеет понимание популяционного характера имеющихся оценок генетических параметров, взаимодействия генетических и средовых факторов при формировании психических свойств. Знания, полученные по психогенетике, должны опираться на курсы общей психологии, дифференциальной психологии и педагогики, в которых даныосновные характеристики психической деятельности.

Содержание:

Тема 1. Предмет психогенетики, его изменения в процессе развития. Место психогенетики в системе психологических знаний……………4

 

Тема 2. Методы психогенетики и их разрешающая способность…….14

 

Тема 3. Психогенетические исследования интеллекта и других когнитивных функций…………………………………………………...20

 

Тема 4. Психогенетические исследования темперамента…………….31

 

Тема 5. Психогенетические исследования личности…………………37

 

Тема 6. Психогенетика индивидуального развития…………………..42

 

Тема 7. Девиантные и делинквентные формы поведения и генетика…………………………………………………………………..46

 

Тема 8. Генотип и среда в психическом дизонтогенезе………………53

Тема 1. Предмет психогенетики, его изменения в процессе развития. Место психогенетики в системе психологических знаний

1. Психогенетика (генетика поведения человека) как научная дисциплина

Тема 2. Методы психогенетики и их разрешающая способность

Генеалогический метод

Генеалогический метод состоит в изучении родословных на основе менделеевских законов наследования и помогает установить характер наследования признака (доминантный или рецессивный).

Так устанавливают наследование индивидуальных особенностей человека: черт лица, роста, группы крови, умственного и психического склада, а также некоторых заболеваний. В родственных браках вероятность рождения детей с наследственными болезнями и ранняя детская смертность в десятки и даже сотни раз выше средней.

Генеалогический метод чаще других используется в генетике психических болезней. Его сущность состоит в прослеживании в родословных проявлений патологических признаков с помощью приемов клинического обследования с указанием типа родственных связей между членами семей.

Этот метод используется для установления типа наследования болезни или отдельного признака, определения местоположения генов на хромосомах, оценки риска проявления психической патологии при медико-генетическом консультировании. В генеалогическом методе можно выделить 2 этапа — этап составления родословных и этап использования генеалогических данных для генетического анализа.

Составление родословной начинают с человека, который был обследован первым, его называют пробандом. Обычно это бывает больной или индивид, у которого есть проявления изучаемого признака (но это не обязательно).

Родословная должна содержать краткие сведения о каждом члене семьи с указанием его родства по отношению к пробанду. Родословную представляют графически, используя стандартные обозначения.

Поколения указывают римскими цифрами сверху вниз и ставят их слева от родословной. Арабскими цифрами обозначают индивидов одного поколения последовательно слева направо, при этом братья и сестры или сибсы, как их называют в генетике, располагаются в порядке даты их рождения. Все члены родословной одного поколения располагаются строго в один ряд и имеют свой шифр (например, III-2).

По данным о проявлении заболевания или какого-то изучаемого свойства у членов родословной с помощью специальных методов генетико-математического анализа решается задача установления наследственного характера заболевания.

При изучении различий между индивидами по любому признаку возникает вопрос о причинных факторах таких различий. Поэтому в генетике психических заболеваний широко используется метод оценки соотносительного вклада генетических и средовых факторов в меж индивидуальные различия по подверженности тому или иному заболеванию. Этот метод основан на предположении, что фенотипическое (наблюдаемое) значение признака у каждого индивида является результатом влияния генотипа индивида и тех условий среды, в которых происходит его развитие.  

Семейное исследование

Сопоставляются сходства друг с другом членов одной семьи, сравниваемые родственники могут принадлежать к одному поколению (сибсы - имеют половину общих генов, полусибсы, двоюродные братья и сестры). Сравниваться могут родственники, принадлежащие к разным поколениям (родители/дети, бабушки, дедушки/ внуки, тети, дяди/ племянники). Интерпретация результатов аналогична близнецовому методу.

 

Метод приемных детей

Метод приемных детей является теоретически наиболее чистым методом психогенетики, обладающим максимальной разрешающей способностью. В исследование включаются максимально рано отданные на воспитание чужим людям- усыновителям, их биологические и приемные родители. С первыми дети имеют, как родственники I степени, в среднем 50% общих генов, но не имеют никакой общей среды; со вторыми, наоборот, имеют общую среду, но не имеют общих генов. Тогда, при оценке сходства исследуемого признака в парах [ребенок - биологический родитель] и [ребенок-усыновитель], мы должны получить следующую картину: больший удельный вес генетических детерминант проявится в большем сходстве ребенка со своим биологическим родителем; если же превалируют средовые воздействия, то, напротив, ребенок будет больше похож на родителя-усыновителя.

 

  6. Популяционный метод

Этот метод направлен на изучение наследования психических расстройств в семьях больных при сопоставлении частоты соответствующей патологии в этих семьях и среди групп населения, проживающего в аналогичных природно-климатических условиях. Такие группы людей в генетике называют популяцией.

В этом случае учитываются не только географические, но и экономические, социальные и другие условия жизни.

Генетическая характеристика популяций позволяет установить их генофонд, факторы и закономерности, обусловливающие его сохранение и изменение от поколения к поколению, что достигается при изучении особенностей распространения психических болезней в разных популяциях, которое, кроме того, и обеспечивает возможность прогнозирования распространенности этих болезней в последующих поколениях.

Генетическая характеристика популяции начинается с оценки распространенности изучаемого заболевания или признака среди населения. По этим данным определяются частоты генов и соответствующих генотипов в популяции.

Тесты интеллекта и генетика

Одним из подходов к анализу индивидуальных различий стала разработка тестов интеллекта, которые теперь широко используются в разных странах. Результаты тестирования обычно представляют в виде IQ (коэффициента интеллектуального развития). К тестам интеллекта нередко прибегают психологи и психиатры для анализа умственных способностей пациентов, педагоги – для оценки способности детей к обучению, организации – для отбора перспективных сотрудников. При правильном использовании тесты интеллекта дают достоверную диагностическую информацию об интеллектуальных способностях, которые иначе могли бы быть переоценены или недооценены.

Пионером разработки тестов интеллекта стал в начале 1900-х годов французский психолог А.Бине. Бине поставил задачу создать тест, который помог бы предсказать возможности успешного обучения детей в парижских школах. При этом требовалось, чтобы тестирование проводилось быстро, а результаты его были объективными, т.е. не зависели от пристрастий экзаменатора. Бине разработал набор тестов для оценки мышления, памяти, словарного запаса и других когнитивных способностей, необходимых для обучения в школе. Тесты Бине оказались адекватными в том смысле, что их результаты коррелировали со школьными достижениями; дети, успешно выполнявшие эти тесты, хорошо учились в школе. В течение пятидесяти лет подобные тесты были разработаны как для детей всех возрастов, так и для взрослых и использовались в самых разнообразных случаях, связанных с образованием и приемом на работу.

Тесты для измерения интеллектуальных способностей весьма многочисленны и разнообразны. Все они содержат ряд задач или вопросов (субтестов), на которые должен ответить испытуемый. Некоторые из них, например известные многим Прогрессивные матрицы Равена являются невербальными, свободными от культуры и не имеют временных ограничений.

Другие - включают в себя вопросы, требующие как вербальной, так и невербальной активности, и имеют ограничение во времени. Ответ на каждое задание теста оценивается в баллах. В результате выполнения всех субтестов по особым правилам подсчитывается суммарный балл и коэффициент интеллекта (IQ - IntelligenceQuotient). В некоторых тестах можно отдельно оценить вербальный и невербальный интеллект (например, в достаточно хорошо известном тесте Векслера).

Интеллектуальные тесты, которые начали создаваться еще в конце XIX в. учениками и последователями Ф. Гальтона, в ХХ в. продолжали совершенствоваться и к концу 60-х гг. уже широко применялись для тестирования в развитых странах Запада, особенно в США. Разрабатывались тесты не только для взрослых, но и для детей. По результатам тестирования осуществлялся отбор детей для обучения по различным программам.

Наиболее известными тестами интеллекта являются:

Тест Векслера – создан в 1939 году. Это первый вариант шкалы интеллекта для взрослых.

Тест Равенна, или Прогрессивные матрицы Равенна – предназначены для измерения фактора g по Спирмену. Этот тест рассматривается большинством психологов как лучший из существующих измеритель фактора g.

Тест структуры интеллекта (TSI) Р.Амтхауэра – предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от13 до 61 года.

Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) Р.Кеттела – впервые предложен в 1958 году и предназначен для диагностики так называемого «свободного» интеллекта.

Школьный тест умственного развития (ШТУР) – предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношескоговозраста.
Креативность

Креативность (от лат. creatio – созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест П. Торренса. Этот тест позволяет оценить:

вербальную креативность

образную креативность

отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Критерии креативности:

беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;

оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;

гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность;

восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое;

удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Е. Торренсу

Беглость - способность продуцировать боьшое количество идей;

Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.

Сопротивление замыканию – это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.

Абстрактность названия – это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.

 

 

Делинквентное поведение

Делинквентное поведение (от лат. delictum - Проступок) - асоциальное противоправное Поведение человека, проявляемое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом. Этим понятием оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии и других отраслей знания.

Причинение вреда

Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также установленный государством правопорядок. Различные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности.

Совершаемые делинквентом деяния могут представлять собой гражданско-правовые деликты: причинение имущественного вреда человеку или организации, нанесение морального вреда личности, дискредитация репутации человека или юридического лица и др. Лица, их совершающие, подлежат ответственности, установленной гражданским законодательством. Виды делинквентного поведения

К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения — это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.

Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения — наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.), которые применяются к лицам достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления — 14 лет. Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление выговора или строгого выговора, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

Вопросы к зачету

 

1. Развитие психогенетики в России.

2. Место психогенетики в психологии и ее задачи.

3. Проблемы индивидуальности в психогенетике.

4. Ф.Гальтон и значение его работ для развития психогенетики.

5. Понятие генотипа и его норма реакции.

6. Роль факторов изменчивости и наследственности в формировании индивидуальных различий психики человека.

7. Основные методы психогенетики: генеалогический, близнецовый, популяционный.

8. Особенности гибридологического метода Г. Менделя и его 1 закон.

9. 2 и 3 законы Г.Менделя и их отличия.

10. Генетические аномалии и психические расстройства.

11. Психические расстройства, связанные с хромосомными аберрациями.

12. Что такое мутации. Типы мутаций.

13. Генотип и популяция.

14. Генотип-средовые эффекты: 3 класса явлений.

15. Генетика умственной отсталости: Синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Трипло-Х.

16. Влияние наследственности и средовых факторов на продолжительность жизни человека.

17. Интеллект как предмет психогенетики.

18. Тесты интеллекта и их использование.

19. Вклад генетических и средовых факторов в проявлении межиндивидуальных различий интеллекта.

20. Факторы, влияющие на наследование и проявление одаренности и гениальности. В норме и патологии.

21. Наследственные и средовые причины интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости).

22. Сенсорное восприятие и генотип.

23. Темперамент как динамическая характеристика поведения.

24. Генотип-средовые исследования темперамента у детей.

25. Характеристика темперамента у взрослого человека.

26. Психогенетика движений.

27. Исследование индивидуальных особенностей психики человека по показателям электроэнцефалограммы.

28. Методы вызванных потенциалов (ВП) в изучении межиндивидуальных различий психики.

29. Наследственность и среда. Генотип и фенотип.

Литература по курсу

 

1. Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека. Проблемы и подходы. Т.З. Эволюция человека, генетика поведения, практические аспекты. М.,1990.

2. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека./Под ред. Равич — Щербо И.В. М.,1988.

3. Психогенетика. Учебник./Равич - Щербо И.В., Милютина Т.М., Григоренко Е.Л. М.: Аспект- пресс, 1999 - 447с.

4. Бочков Н.П, Клиническая генетика. – М.,1997.

5. Генетика психических болезней. Под ред. В.П. Эфроимсона. – М.,1970.

6. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.,1997.

7. Канаев И.И. Близнецы. М.,1959.

8. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М.,1987.

9. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.

10. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М., 1998.

11. Мастюкова Е.М.. Московкина А.Г. Основы генетики. Клиннико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.:Владос, 2005.

12. Мутовин Г.Р. Основы клинической генетики. – М.,1997.

13. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.,1976.

14. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека. – Ростов-на Дону,1997.

15. Тимирязев К.А. Френсис Гальтон. Соч. Т.8. М.:1939.

16. Самсонов Ф.А. Основы генетики в дефектологии.- М.,1980.

17. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы и исследования. М.: Томск,1997.

 

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

З.А-М. Албакова

Курс лекций по дисциплине

«ОСНОВЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ»

 

МАГАС 2019

Печатается по решению Учебно-методического Совета Ингушского государственного университета (протокол №____от____________201__г.)

Составитель: к.м.н., ст. преп. Албакова Зара Абдул-Мажитовна

 

Рецензент: к.пс.н., доцент Точиева Марем Магомедовна

             к.б.н., доцент Измайлова Малитхан Абдрахмановна

Краткая аннотация: При изучении курса по психогенетике необходимо овладеть основными понятиями психогенетики, которые объясняют наследственные механизмы, ответственные за формирование индивидуальности человека, как в норме, так и при различных девиантных формах поведения. Следует понимать, что многие проблемы психогенетики требуют надлежащего изучения, прежде чем эти знания могут быть рекомендованы для практического применения. Надо обратить внимание на основные закономерности проявления наследственных свойств поведения, влияние на эти проявления факторов среды, а также методологию установления таких закономерностей. Большое значение имеет понимание популяционного характера имеющихся оценок генетических параметров, взаимодействия генетических и средовых факторов при формировании психических свойств. Знания, полученные по психогенетике, должны опираться на курсы общей психологии, дифференциальной психологии и педагогики, в которых даныосновные характеристики психической деятельности.

Содержание:

Тема 1. Предмет психогенетики, его изменения в процессе развития. Место психогенетики в системе психологических знаний……………4

 

Тема 2. Методы психогенетики и их разрешающая способность…….14

 

Тема 3. Психогенетические исследования интеллекта и других когнитивных функций…………………………………………………...20

 

Тема 4. Психогенетические исследования темперамента…………….31

 

Тема 5. Психогенетические исследования личности…………………37

 

Тема 6. Психогенетика индивидуального развития…………………..42

 

Тема 7. Девиантные и делинквентные формы поведения и генетика…………………………………………………………………..46

 

Тема 8. Генотип и среда в психическом дизонтогенезе………………53

Тема 1. Предмет психогенетики, его изменения в процессе развития. Место психогенетики в системе психологических знаний

1. Психогенетика (генетика поведения человека) как научная дисциплина



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.3.255 (0.092 с.)