Взаимодействие епархии с региональными государственными органами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие епархии с региональными государственными органами



Содержание

Введение Глава 1. Основные направления образовательной деятельности епархии 1.1. Система дошкольного образования 1.2. Общее образование 1.3. Взаимодействие епархии с региональными государственными органами 1.4. Консультативная и методическая поддержка учителей «Основ православной культуры» 1.5. Взаимодействие с родительским сообществом 1.6. Научно-методическое сопровождение деятельности епархиального ОРОиК Глава 2. Катехизация и деятельность воскресных школ для взрослых 2.1. Организация катехизической деятельности на епархиальном уровне 2.2. Координация катехизической деятельности в благочинии 2.3. Катехизация на приходах Глава 3. Деятельность воскресных школ для детей Глава 4. Участие епархий в общецерковных образовательных конкурсах 4.1. «За нравственный подвиг учителя» 4.2. «Красота Божьего мира» 4.3. Организация регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений  

ВВЕДЕНИЕ

 

Благодаря совместным усилиям Церкви и православного научно-педагогического сообщества сформирована российская модель непрерывного православного образования от детского сада до вуза.

Для успешной работы религиозных организаций в образовательной сфере необходимо хотя бы в общих чертах представлять основные принципы и правила, по которым сегодня функционирует образование в России; права и обязанности субъектов образовательной деятельности, закрепленные в федеральных законах, а также задачи, которые ставит Священноначалие в данной сфере деятельности Церкви.

В самом общем виде основные правила, из которых нужно исходить, следующие:

1. Религиозные организации, к которым относятся епархии, монастыри, приходы, имеют право создавать (учреждать) образовательные организации – не только духовные (семинарии, училища), но и дошкольные образовательные организации, общеобразовательные школы, организации среднего профессионального и высшего образования, организации дополнительного образования.

2. Все образовательные организации в зависимости от учредителя подразделяются на государственные, муниципальные и частные. Таким образом, по своей организационно-правовой форме учрежденная епархией образовательная организация будет являться частной образовательной организацией. В настоящее время, в соответствии с законодательством, государственные и муниципальные органы не могут являться соучредителями частных образовательных организаций совместно с религиозными организациями, иными физическими и юридическими лицами.

3. Любая образовательная деятельность в РФ может законно осуществляться только на основании соответствующей государственной лицензии, включая и реализацию образовательных программ религиозного образования. Т.е. не только созданные религиозными организациями детские сады, школы и вузы должны иметь государственную лицензию, но и семинарии, и духовные училища. Лицензия подтверждает наличие необходимых условий для ведения образовательной деятельности и ее потенциальную безопасность применительно к используемым зданиям, помещениям и т.д.

В то же время Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» наряду с «образованием» и «религиозным образованием» содержит еще один термин: «обучение религии». Под обучением религии понимается просветительная деятельность без признаков образования: не обязательно систематическая, без аттестации (экзаменов), без достижения некоего фиксированного уровня образования, без выдачи документа об образовании, обычно кратковременная и т.д. Обучение религии и религиозное воспитание могут осуществляться без получения государственной лицензии, поскольку это не считается образованием.

Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений.

Одна из самых распространенных форм обучения религии и религиозного воспитания – это воскресные школы при приходах, монастырях.

4. Для того чтобы иметь возможность осуществлять государственную итоговую аттестацию обучающихся и выдавать им диплом установленного образца о достижении уровня образования, образовательная организация должна получить государственную аккредитацию. Государственная аккредитация является необходимым условием для получения бюджетного финансирования образовательной деятельности частной образовательной организации.

Наличие госаккредитации не является обязательным требованием для функционирования образовательной организации (в отличие от лицензии), но в отсутствие аккредитации бюджетного финансирования деятельности учреждения не будет, а выпускники таких организаций для сдачи экзаменов и получения диплома направляются в другие – аккредитованные образовательные организации. С другой стороны, наличие госаккредитации и бюджетного финансирования означает также и государственный контроль со стороны государственных и муниципальных органов управления в сфере образования за качеством образования.

5. В сфере образования действуют Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) и Федеральные государственные требования (далее – ФГТ), Примерные основные образовательные программы.

ФГОС играют ключевую роль во всей системе образования РФ, обеспечивая единообразие и преемственность образовательных программ в РФ. Новый Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ понимает под ФГОС совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки. Он закрепляет обязанность образовательных организаций, в том числе частных, имеющих государственную аккредитацию, исполнять требования ФГОС.

6. Образовательная деятельность ведется по образовательным программам, которые и определяют содержание образования.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Основная образовательная программа организации включает в себя рабочие программы по предметам, учебный план и календарный учебный график, и органы управления в сфере образования не вправе их изменять. При этом образовательная программа в любой организации содержит в себе как обязательную часть, необходимую для реализации ФГОС, так и часть, формируемую организацией самостоятельно.

7. Конституция РФ, как и ряд федеральных законов, закрепляет в качестве одного из принципов светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Таким образом, частные образовательные организации, в том числе имеющие государственную аккредитацию, вправе иметь не светский, а религиозный характер образования.

8. Частная образовательная организация имеет право наряду с реализацией ФГОС реализовывать религиозное образование, так называемый религиозный компонент образовательной программы того или иного уровня образования: дошкольного, общего, высшего и т.д. Реализуется данный компонент за счет части образовательной программы, которую самостоятельно формируют образовательные организации.

Статьей 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается, что обязательным условием для реализации религиозного компонента является наличие у образовательной организации конфессионального представления централизованной религиозной организации. В Русской Православной Церкви уполномоченным органом, выдающим конфессиональное представление по результатам экспертизы, является Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.

Частная образовательная организация, учрежденная религиозной организацией, не просто имеет право, но обязана на основании конфессионального представления реализовы­вать религиозный компонент образования. Без конфессиональ­ного представления такая организация не может получить ни государственную лицензию, ни аккредитацию.

На сайте Синодального отдела доступны церковные документы данной сферы: Положение о выдаче конфессионального представления, утвержденное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, Стандарт религиозного компонента среднего общего образования, Стандарт религиоз­ного компонента дошкольного образования, примерные рабо­чие программы по дисциплинам религиозного компонента, Типовой устав частного общеобразовательного учреждения с религиозным (православным) компонентом, Устав общеобра­зовательной автономной некоммерческой организации и т.д.

9. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях не означает, что никакие знания о религии и никакие формы работы с данными школами невозможны. Светский характер означает административную независимость государственных или муниципальных образовательных учреждений от религиозных объединений.

Преподавание религиозной культуры в муниципальной или государственной школе основано на принципе добровольности и не предусматривает в качестве прямой цели привлечение обучающихся в религиозное объединение, участие в богослужениях и иных религиозных обрядах и церемониях в рамках основной образовательной программы, а также не направлено на подготовку священнослужителей для религиозных объединений.

В настоящее время впервые федеральным законом закреплена возможность включения в основные образовательные программы всех видов школ, в том числе в рамках ФГОС, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях той или иной религии. Кроме того, закон не препятствует муниципальной школе использовать так называемый школьный компонент программы (компонент участников образовательных отношений) для углубленного изучения религиозной культуры. Но такой выбор школы требует целенаправленной и грамотной работы епархии, приходов, с каждой конкретной образовательной организацией, родителями обучающихся.

В государственных и муниципальных школах также возможно и обучение религии, т.е. прямое воцерковление и катехизация, но вне рамок образовательных программ, что прямо закреплено в действующей нормативной базе. При этом должны быть соблюдены основные условия его реализации, изложенные в соответствующем подзаконном ведомственном нормативном акте Минобразования России (Приказ от 1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ»). Обучение религии осуществляется религиозными организациями, их представителями.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает новое явление: общественную (в данном случае церковную) аккредитацию образовательных организаций и педагогов, преподающих учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях той или иной религии. В основном данный институт планируется применять для государственных или муниципальных образовательных организаций, которые преподают религиозную культуру на профильном уровне.

Аккредитацию педагогов должна осуществлять епархия. Процедура аккредитации, критерии и требования закреплены в Положении об аккредитации, размещенном на сайте Синодального ОРОиК.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕПАРХИИ

СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Православное дошкольное воспитание становится самостоятельным направлением в системе религиозного образования. Созданы десятки программ и методических пособий, наработан и обобщен немалый практический опыт православного воспитания детей.

За последние годы полностью обновилась нормативно-правовая база дошкольного образования. Это связано с принятием важных государственных и церковных документов, которые требуют соответствующих мер для внедрения их в практику.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование стало первой ступенью общего образования. В законе имеются отдельные статьи (2, 10, 64, 87 и др.), которые дают возможность осуществлять в детских садах работу по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

В 2014 году впервые принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В первую очередь он направлен на повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, содержит совокупность требований к дошкольному образованию, способствующих формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.

Одну из своих задач ФГОС дошкольного образования определяет как «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Муниципальные детские сады

Федеральный закон предусматривает возможность реализации курсов, предметов, модулей религиозной культуры в рамках основных образовательных программ, к которым относятся и программы дошкольного образования.

Образовательная программа разрабатывается и утверждается детским садом самостоятельно в соответствии с ФГОС и с учетом Примерных программ.

ФГОС предусматривает «возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей», при этом «обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования» заявлено одной из основных задач ФГОС.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (40% общего объема), «должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

– специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность».

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования[1] предусматривает при реализации программы «сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и (или) культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей…»

Более того, п. 3.2. данной примерной программы предусматривает «создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, р елигиозным общностям и социальным слоям».

При этом п. 2.2.ФГОС дошкольного образования предусматривает, что «структурные подразделения в одной Организации (далее – Группы) могут реализовывать разные Программы». На этом основана практика создания православных групп в обычных муниципальных детских садах, что можно расценить как удачный опыт, т.к. родители имеют возможность альтернативного выбора, предусмотренного законом.

Полагаем, что вышеизложенная нормативная база позволяет реализовывать программы с направленностью ОПК в предусмотренных законодательством организационных формах дошкольного образования в муниципальных садах, группах, в том числе в партнерстве с традиционными религиозными организациями, при соблюдении всех условий (выбор родителей и т.д.).

Особенностями образовательной программы дошкольного образования является отсутствие таких видов учебной деятельности, как учебные курсы, дисциплины, предметы, модули.

В данном случае детский сад разрабатывает программы, направленные на религиозно-культурологическое, духовно-нравственное развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

Для методической поддержки введения духовно-нравственного компонента в практику православных дошкольных образовательных учреждений Синодальным отделом религиозного образования и катехизации разработан Православный компонент дошкольного образования с учетом требований ФГОС дошкольного образования. К нему разрабо­тано Примерное содержание Программы православного воспитания детей дошкольного возраста и Примерная программа реализации Православного компонента, которая должна стать основой для детского сада при разработке собст­венной рабочей программы. Со всеми этими документами можно ознакомиться на сайте Синодального ОРОиК в разделе «Направления/Дошкольное образование/ Документы»[2].

Православный компонент дошкольного образования регламентирует разработку, содержание и реализацию образовательной программы православного детского сада, может быть использован государственным или муниципальным детским садом в качестве основы для создания учебно-методической базы по духовно-нравственному воспитанию, в целях осуществления преемственности с начальным общим образованием по направлению ОПК. Его главной задачей является формирование у детей основ православного мировоззрения.

Кроме примерной программы реализации Православ­ного компонента в помощь детским садам создан реестр Программ по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, получивших гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации и рекомендуемых к использованию. Все документы размещены на сайте Синодального ОРОиК.

Таким образом, законодательство на сегодня позволяет реализовывать программы с православно-культурологической направленностью в той или иной форме в муниципальных детских садах. Церковные документы методической поддержки разработаны и доступны, постоянно совершен­ствуются по итогам применения и дополняются. Требуется кропотливая и адресная работа епархиальных ОРОиК с детскими садами, родителями, педсообществом региона.

 

Православные детские сады

Важность развития православного дошкольного воспитания неоднократно подчеркивалась на заседаниях Высшего Церковного Совета, Архиерейских Соборах. Так, на Архиерейском Соборе 2017 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вновь отметил, что «было бы полезным развивать сеть православных детских садов».

В помощь епархиям Русской Православной Церкви в конце 2014 года было направлено циркулярное письмо с рекомендациями по реализации в дошкольных образовательных организациях Православного компонента дошкольного образования и Рекомендациями по разработке региональной стратегии развития православных дошкольных образовательных организаций.

В 2017 году специалистами Синодального ОРОиК были разработаны, а также направлены Управлением делами Московской Патриархии в епархии Русской Православной Церкви Рекомендации по организации православного детского сада, регламентирующие условия создания дошкольной образовательной организации, требования к содержанию и результатам образовательной деятельности. С рекомендациями можно ознакомиться на сайте Синодального отдела[3].

Учитывая вышесказанное, необходимо отметить, что в настоящее время подготовлена нормативно-методическая база, позволяющая интегрировать занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в образовательные программы дошкольных образовательных организаций.

 

Дошкольная ступень – неотъемлемая часть общего образования, выполняющая основополагающую функцию нравственного становления личности ребенка. На современном этапе епархии Русской Православной Церкви должны иметь большее попечение об интеграции духовно-нравственного аспекта в деятельность детских садов, активнее налаживать контакты с местными органами власти, образовательными организациями, другими заинтересованными ведомствами и предпринимать меры для широкого распространения позитивного опыта использования Православного компонента в работе дошкольных образовательных организаций.

Для осуществления системной работы с детьми дошкольного возраста епархиям в первую очередь необходимо:

· усилить внимание к муниципальным детским садам в целях включения православного духовно-нравственного компонента в образовательную практику. Создать реестр этих учреждений;

· развивать сеть православных дошкольных образовательных организаций, взяв во внимание постановление Архиерейского Собора о необходимости открытия православных дошкольных организаций в епархиях; разработать региональную стратегию развития православных дошкольных образовательных организаций;

· стимулировать разработку авторских программ, основанных на использовании православного компонента, с внесением их в региональный реестр, а также других методических пособий по этому направлению;

· продумать пути сотрудничества священнослужителей епархии с дошкольными образовательными организациями;

· организовать во взаимодействии с институтами повышения квалификации, вузами, духовными семинариями и академиями проведение курсов по методике преподавания предметов духовно-нравственного цикла для педагогов дошкольных образовательных организаций.

Внимание епархиальных отделов религиозного образования и катехизации должно уделяться размещенной в регионе рекламе образовательных организаций, не прошедших конфессиональную аттестацию в Синодальном ОРОиК, но позиционирующих себя православными или православно ориентированными. С руководством и администрацией подобных учреждений необходимо вести консультационную работу и пояснять недопустимость нарушения положений действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Качество воспитания дошкольников, в том числе и духовно-нравственного, во многом зависит от практической реализации потенциальных возможностей, от того, насколько востребованными в регионах будут церковно-государственные договоренности и наработки. Эта важная работа требует конкретных практических шагов.

 

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Основные задачи церковно-государственного диалога в области общего образования:

1. Содействовать прохождению конфессиональной аттестации действующих в епархии образовательных организаций, реализующих религиозный (православный) компонент, на предмет соответствия их деятельности Стандарту православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, утвержденного Священным Синодом 27 июля 2011 года, журнал № 76, и федеральному законодательству[4].

2. Только что созданным православным общеобразовательным организациям оказать содействие в прохождении государственного лицензирования и аккредитации (в том числе требуется наличие конфессионального представления).[5]

3. Уделить особое внимание подбору руководящих и педагогических кадров образовательной организации. В частности, директор и представители администрации в части требований к квалификации должны соответствовать «Квалификационным характеристикам должностей работников образования»[6].

4. Духовное попечительство над образовательной организацией осуществляется согласно соответствующему указу епархиального архиерея и на основании Положения о духовном попечителе[7].

5. Согласно государственному профессиональному стандарту педагога, в образовательных организациях должны работать специалисты с педагогическим или профильным образованием или с высшим образованием и дополнительной профессиональной подготовкой по педагогике. Требования к квалификации преподавателей, а также необходимость соблюдения иных условий для занятий педагогической деятельностью (отсутствие судимости, ряда заболеваний) относятся и к преподавателям Основ православной веры, в том числе священникам. Эту ситуацию необходимо учитывать и в духовных семинариях – расширять преподавание педагогических дисциплин и педагогических практик, продумать вопрос о возможности получения параллельно с духовным светского образования тем семинаристам, которые имеют интерес к педагогической деятельности. Подбор педагогических кадров по вероучительным дисциплинам и их аттестация на соответствие занимаемой должности должны осуществляться на основе Квалификационных требований к профессиональной деятельности педагогов в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом.[8]

6. Необходимо стимулировать педагогов и методистов на разработку учебно-методических пособий. Эта работа должна вестись при координации епархиальных ОРОиК, при которых, по возможности, должны создаваться епархиальные (или межъепархиальные) экспертные комиссии по изучению педагогического опыта. В регионе необходимо создать условия для того, чтобы любой педагог в области православного образования знал и мог обратиться за помощью или со своими наработками в ЕОРОиК. Экспертный совет Синодального ОРОиК также готов оказывать авторам консультативную поддержку.

Необходимо помнить, что в системе религиозного (православного) образования в части православного компонента могут использоваться только учебно-методические материалы, прошедшие экспертизу и получившие гриф Синодального ОРОиК. Для этого при поддержке ЕОРОиК или самостоятельно авторы или издательства должны обращаться в Экспертный совет СОРОиК, который имеет исключительное право проводить экспертизу, присваивать гриф и рекомендовать те или иные пособия для общецерковного использования[9].

Актуальным остается вопрос бюджетного финансиро­вания образовательных организаций, реализующих религиоз­ный (православный) компонент. Так как установление норматива (размера) бюджетного финансирования общеобразовательных организаций отнесено к ведению субъекта Федерации, то именно усилиями епархиальных органов возможно изменить ситуацию в православных школах региона к лучшему. Учитывая многогранность проблемы, епархиальным ОРОиК рекомендуется прибегать к помощи опытного юриста, которого желательно иметь в штате Отдела. Однако консультацию по правовым вопросам можно получить и в юридической службе Московской Патриархии, а также в Синодальном ОРОиК.

КАТЕХИЗАЦИЯ НА ПРИХОДАХ

 

Организация катехизического служения на приходе осуществляется настоятелем и его помощником по религиозному образованию и катехизации.

На приходском уровне требуется сотрудник, сочетающий в себе организаторские способности и навыки практической работы с людьми.

Можно ориентироваться на следующие требования к квалификации для помощника настоятеля по религиозному образованию и катехизации: высшее или среднее профессиональное или богословское образование и обучение по программе подготовки катехизаторов (с учетом возможности перезачета дисциплин, курсов и модулей, пройденных в течение предыдущего образования) без предъявления требований к стажу работы.

Примерные должностные обязанности, которые характеризуют деятельность помощника настоятеля, выглядят следующим образом:

– организация и проведение: оглашения со взрослыми и детьми с 7 лет, родителями и восприемниками малолетних детей; бесед с желающими венчаться; катехизического (тайноводственного) курса практического воцерковления; встреч по изучению Священного Писания и богослужения; приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этике и правилам поведения в храме; занятий в воскресной школе для взрослых;

– размещение на приходском стенде просветительных материалов, распространение катехизических листков;

– размещение на интернет-портале прихода материалов информационного стенда прихода, анонсов и отчетов о проводимых приходом мероприятиях в области катехизации;

– организация и проведение работы по повышению уровня церковной грамотности сотрудников прихода;

– взаимодействие с директором воскресной школы, приходскими сотрудниками, ответственными за миссионерскую, молодежную и социальную работу и участие в реализации совместных проектов[29];

– руководство и/или координация деятельности приходских катехизаторов, ответственных за реализацию отдельных направлений катехизической деятельности, приходских консультантов, иных лиц, осуществляющих духовно-просветительную деятельность на приходе (в т.ч. добровольцев);

– участие в благочиннических и епархиальных мероприятиях;

– составление годового плана работы, годового отчета о деятельности.

При невозможности на приходе иметь соответствующую должность данные функции распределяются между клириками прихода.

 

Катехизическую деятельность на приходе можно разделить на оглашение и послекрещальную катехизацию.

Оглашение – беседы со взрослыми и детьми старше семи лет, готовящимися принять таинство Крещения. В современной ситуации, обусловленной историческими условиями, период оглашения значительно сократился по сравнению с таковым в Древней Церкви. Сейчас под оглашением понимается проведение нескольких бесед со священнослужителем или мирянином-катехизатором, «включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви»[30].

Определенные документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» минимальные требования к оглашению предполагают проведение двух огласительных бесед и покаянно-исповедальной беседы со священником.

К оглашению приравниваются беседы с родителями и восприемниками крещаемых младенцев, не наученных основам веры и фактически не участвующих в жизни Церкви.

Предлагается проводить огласительные беседы со взрослыми, желающими принять таинство Крещения, отдельно от бесед с родителями и восприемниками младенцев, так как мотивация этих людей и практические возможности к прохождению катехизации, перечень и характер обсуждаемых тем имеют свои различия.

Со взрослыми крещаемыми желательно проводить большее количество бесед, чем определенных минимумом (ориентировочно 4–5 встреч)[31]. Это может способствовать более вдумчивому и ответственному отношению этих лиц к принятию таинства.

В беседах с родителями и восприемниками крещаемых младенцев важно уделять особое внимание участию их в церковных таинствах. Священнослужителю и катехизатору-мирянину следует помочь этим людям преодолеть внутренние барьеры, подготовиться к участию в таинствах.

Вместе с тем срок и объем научения вере в процессе оглашения в современных условиях не позволяет достигнуть всех целей катехизации, а только полагает начало осознанной церковной жизни. Поэтому основной акцент в изучении богослужения, Священного Писания, практики церковной жизни, творений святых отцов и других значимых содержательных областей сейчас перенесен на послекрещальную катехизацию. Наиболее систематически организованным направлением такой катехизации является воскресная школа для взрослых, в некоторых случаях обозначаемая как катехизические или богословские курсы.

Система катехизации после Крещения восполняет краткое оглашение и в некотором роде решает основные задачи приобщения человека к жизни Церкви. В идеале катехизация после Крещения – это целостное, органичное и непрерывное сопровождение процесса воцерковления человека, его вхождения в жизнь Церкви. Такая катехизация предполагает постоянную личную связь между священником или катехизатором и прихожанином и другими членами церковной общины. Возникновение, сохранение и укрепление такой связи является важнейшей составляющей в процессе воцерковления человека.

Не существует единой формы катехизической деятельности, которая бы подошла для всех без исключения приходов. Тем не менее наиболее известные формы катехизации после Крещения условно можно разделить следующим образом.

Краткосрочные и долгосрочные катехизические программы. К краткосрочному катехизическому курсу относятся соответствующие оглашению беседы с родителями и восприемниками крещаемых младенцев и малолетних детей, а также беседы перед таинством Брака (венчанием). Следующей ступенью является тайноводственный курс практического воцерковления, в котором предлагается принять участие прошедшим оглашение, а также всем желающим. Курс проводится в течение 1,5–2 месяцев и направлен на передачу базовых представлений обо всех основных аспектах церковной жизни человека и на содействие ее практической реализации.

Долгосрочная катехизическая программа призвана дать системное, многостороннее научение Основам православной веры и христианской жизни. Она может реализовываться в рамках воскресной школы для взрослых, богословских или катехизических курсов.

Схематично план катехизации взрослых в наиболее распространенной форме – воскресной школы для взрослых – может выглядеть следующим образом. Помимо катехизиса в блоке основных курсов важно включать Священное Писание, православное богослужение и таинства, историю Церкви и церковнославянский язык. Вариативная часть может включать церковное искусство, церковный месяцеслов и другие.

От систематических катехизических занятий следует отличать внебогослужебные чтения и собеседования. Данная форма в наибольшей степени раскрывает возможности взаимного общения, диалога между священнослужителями, катехизаторами, прихожанами, иными участниками встреч и позволяет глубоко, обстоятельно рассматривать обсуждаемые темы. К внебогослужебным чтениям и собеседованиям могут быть отнесены, в частности, беседы со священником и темати­ческие встречи. Наиболее подходящей возможностью для таких бесед и встреч является общая трапеза для всех жела­ющих прихожан после окончания Божественной литургии, практика которой укоренена в церковной традиции. На такие беседы за трапезой, если наблюдается заинтересованность прихожан, могут приглашаться и профессиональные преподаватели по отдельным дисциплинам.

Также большое значение имеют библейские беседы и евангельские кружки; беседы по изучению богослужения.

Кроме того, важно упомянуть следующие направления:

– церковная проповедь, пастырское слово, которое сопровождает богослужение, таинство и обряд, актуализируя для участвующих в них Священное Писание и Предание Церкви;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.067 с.)