Функции и структура социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и структура социологии.



Тема

Введение в дисциплину социология.

Вопросы:

1. Объект, предмет и метод социологии

2. Функции и структура социологического знания

3. Предпосылки возникновения и основные этапы развития: классический и современный.

1) Объект - общество социальная реальность.

Предметом науки называют – стороны, связи, отношения подлежащие непосредственному изучению.

Предметом социологии являются социальные основы жизни людей, изучает общество через призму социальности, то есть через призму особого типа человеческих связей, благодаря которым возникает общество как целостность.

Социальность – это свойство человеческой жизни, которое возникает в результате совместной деятельности людей и проявляется в непосредственном и опосредованном общении людей. Людей как представителей как относительно устойчивых социальных групп (институтов, организаций) и определяются различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

Социология изучает:

1. Устойчивые типичные социальные явления многократно проявляющиеся на различных уровнях функционирования общества.

2. Организацию и структурные единицы общества (личности, группы, слои и т.д.), социальные связи: действия взаимодействия и т.д. А также их изменения социальная динамика.

3. Объясняет социальную жизнь на основе получения достоверной информации о реальных процессах человеческой жизни.

Социология – это наука о социальной жизни человека, изучающая структуры общества их элементы а также все процессы в них протекающие и условия их протекания.

Социология изучает такие структуры как:

1. Социальные институты

2. Статусы и роли

3. Нормы и ценности

4. Организации

 

Понятие социальные категории означает – явления и процессы возникающие в результате совместной жизни людей.

Методы социологии.

Социология применяет множество методов изучения:

1. Социально философские (изучение явлений и процессов в их развитии и связях).

2. Структурно функциональный (с точки зрения структуры и тех функций что она выполняет).

Эмпирические методы:

1. Опрос (интервью и анкетирование)

2. Наблюдение

3. Анализ документов

4. Эксперимент

Выдвижение и проверка гипотез.

Сравнительно исторический.

Функции и структура социологии.

Основные функции:

1. Гносеологическая (расширяет и конкретизирует знания об обществе его структуре).

2. Прогностическая – на базе полученных данных социологи выявляют направления развития изучаемых явлений и процессов, эта функция реализуется в научном предвиденьи …

3. Управленческая – на основе социологических данных принимаются управленческие решения.

4. Мировоззренческая – виденье социального мира, определённое понимание социального мира.

Структура

Выделяют 3 уровня:

1. Макро-социология – общество в целом, общие закономерности его развития и функционирования.

2. Социология среднего уровня – отдельные подсистемы, локальные сферы общественной жизни, большие общности людей и существует в виде так называемых отраслевых социологий

3. Микро социология - межличностные взаимодействие и малых групп, выявляет их роль в функционировании общества как целого

 

В структуре социологии выделяют парадигмы – концепция, которая в течении определенного времени признается группой ученых и выступает в качестве образца постановки исследовательской проблемы и ее решения. Термин парадигма ввел Т. Кун. Наука, система знаний, развивается через смену парадигм. Постепенно накапливаются факты противоречащие принятой парадигме, на их основе формируются новые, конкурирующие теории и победившая теория становится парадигмой. Каждая из парадигм выбирает свои приоритеты исследования, использует свои логические схемы и языки описания и поэтому их нельзя сравнивать по принципу лучше/хуже, т.к. они решают разные исследовательские задачи. Ни одна из парадигм не объясняет весь мир в целом.

Социологические парадигмы.

- Структурные парадигмы – изучают общество в целом и его структуры.

           - Структурный функционализм (структурно-функциональный анализ) – делает акцент на

 стабильность и сотрудничество в обществе.

           - Конфликтные теории (парадигмы) – делают акцент на социальную дифференциацию и

           конфликты в обществе.

                          - Марксизм – изучает преимущественно экономические факторы конфликтов.

                          - Не марксистские конфликтные парадигмы – многообразные факторы в    

 конфликтах (ценностные, этнические, религиозные, политические)

- Интерпретивные парадигмы – изучают социальное взаимодействие.

- парадигма социального действия (М. Вебер) – не общество как целое, а изучать действие отдельно взятого индивида. Акцент на мотивах, действиях людей, изучает преимущественно мотивы поведения людей.

- символический интеракционизм – изучает взаимодействие с помощью интерпретации символов (язык, жесты, знаки)

-  феноменология – изучает способы с помощью которых люди классифицируют явления и осмысляют окружающий мир. Человек наделенный сознанием сам в своем сознании конструирует схему социальной реальности, которая его окружает.

- этнометодология – изучает то, как люди придают смысл социальной жизни.

- Неофункционализм

 

Сущность культуры общества.

Функции культуры.

 

Сущность культуры общества.

Культура – некоторое сложное целое, включающее в себя продукты материальной и духовной деятельности людей, которые социально усвоены, разделяемы членами общества и могут передаваться последующим поколениям людей.

Продукты материальной деятельности: здания, сооружения, дороги, каналы, орудия труда, возделанные почвы и т.д..

Продукты духовной деятельности: знания, идеи, верования, ценности, нормы, символы, приемы мастерства, эстетические вкусы, способности и привычки и т.д..

Специфика социологического подхода к рассмотрению культуры заключается в том, что культура исследуется в ее социальном аспекте через призму деятельности, социальных взаимодействий, культура генетически не наследуется, а усваивается каждым новым поколением людей. Культуре обучается каждое новое поколение, которое приходит в общество.

Происхождение и развитие культуры стало возможным благодаря способности человека обучаться и передавать свои знания другим людям.

Культура – система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых идей, знаний, ценностей, норм, символов, верований и т.д. посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность и упорядочивают ее.

В культуре любого общества существует доминирующая культура – совокупность норм, ценностей, символов и т.д. которыми руководствуются большинство членов общества, но т.к. оно неоднородно то у каждого общества своя культура.

Разновидности культуры:

- субкультура – часть общей культуры, система норм, ценностей, правил присущих какой-то большой социальной группе (молодежная субкультура). Субкультура не противостоит доминирующей культуре.

-  контркультура – такая субкультура которая находится в конфликте или противостоит доминирующей культуре.

Социальные институты.

Виды социальных институтов.

Институциализация.

Социальная организация.

Наиболее сложные формы социального взаимодействия принято обозначать понятиями социальный институт и социальные организации. Некоторые виды социальных взаимодействий с развитием общества становятся устойчивыми, регулярными и обязательными для всех членов общества или группы и прежде всего это относится к тем социальным взаимодействиям которые обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей общества или группы.

Социальный институт – устойчивая форма организации и регулирование совместной жизнедеятельности людей которые организованы в группы где произведено разделение на статусы и роли и существует система правил, норм а также контроль за их исполнением.

Социальный статус – место индивида в группе (обществе) которая определяется возрастом, полом, занимаемой должностью, происхождением, семейным положением и др..

Социальная роль – типичное ожидаемое поведение в соответствии с занимаемым статусом.

Социальный институт – совокупность социальных связей, норм, статусов, ролей, процедур по средством которых удовлетворяются наиболее значимые социальные потребности. Определяющим условием возникновения социального института является какая-либо потребность. Социальные потребности удовлетворяются не автоматически, а только организованными усилиями членов общества или группы в ходе совместной деятельности они вырабатывают некоторые приемлемые образцы и шаблоны поведения которые постепенно превращаются в стандартизированные привычки, обычаи, а потом если проходят проверку времени – они принимаются и узакониваются. Если потребность исчезает то существование института становится бессмысленным и он либо прекращает свою деятельность либо трансформируется и начинает удовлетворять другие потребности людей.

Виды социальных институтов.

Все социальные институты образуют систему, которая обуславливает функционирование структуры в целом. В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты бывают:

1. Политические – обеспечивают установление и поддержание политической власти, укрепление общественного порядка.

1.1. Государство и его органы: армия, милиция, суд, тюрьмы.

1.2. Политические партии, общественные организации и движения.

2. Экономические – обеспечивают процессы производства и распределения материальных благ и услуг, а также условия жизнедеятельности общества.

           2.1. Фабрики, заводы.

           2.2. Банковская система.

           2.3. Торговля.

           2.4. Сфера услуг.

           2.5. Предпринимательство.

           2.6. Собственность

3. Социально-культурные институты – способы взаимодействия людей по поводу создания и распространения ценностей культуры. (Театры, музеи, библиотеки, концертные залы)

4. Образование.

5. Здравоохранение и социальное обеспечение.

6. Религия.

7. Семья и брак.

8. Наука.

9. Средства массовой информации и др.

Социальные институты бывают формальные и неформальные – в зависимости от жесткости регламентации.

Формальные – взаимодействие осуществляется на основе формально оговоренных правил, законно, регламентов, инструкций, роли в них обезличены. Существует также строгая регламентация социальных статусов, ролей, функций и т.д. Основаны на тесных личных связях, симпатиях, общности интересов действий, стремлений. Хотя и регламентированы но и не оформлены в виде законов, инструкций, положений.

Социальное управление.

Социальный контроль.

Социальный контроль называют социальным институтом общества, который признан предотвращать и исправлять те социальные отклонение которые способны дезорганизовать общественную жизнь.

Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа обеспечивают упорядоченное взаимодействие индивидов посредством нормативного регулирования.

В систему социального контроля входят: социальные нормы, социальные санкции, власть. Социальные нормы – своеобразные требования, предписания и ожидания соответствующего общественно одобряемого поведения.

Нормы различаются масштабом:

1. Нормы, которые возникают и существуют в малых социальных группах.

2. Нормы, которые возникают и существуют в больших социальных группах и обществе в целом (законы, обычаи, традиции, нравы, манеры поведения).

Социальные нормы защищены с двух сторон:

1. Со стороны ценностей.

2. Со стороны санкций.

Санкции – система вознаграждений за выполнение норм (конформизм) и наказаний за отклонение от них (девиантность).

Выделяют следующие типы санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они образую следующие сочетания:

1. Формальные позитивные – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительственные награды, государственные премии, ученые степени и звания, почетные грамоты, сооружения и памятники).

2. Неформальные позитивные – публичное одобрение не исходящее от официальных организаций (комплименты, аплодисменты, дружеская похвала, слава, почет и т.д.).

3. Формальные негативные – наказания предусмотренные законами, правительственными указами и т.д. (арест, тюремное заключение, штраф, увольнение, конфискация имущества, лишение гражданских прав).

4. Неформальные негативные – наказания непредусмотренные официальными органами (отказ подать руку, отказ поддерживать отношения, разоблачительная статья в СМИ).

Властные отношения.

Власть – возможность и способность одних людей оказывать влияние и воздействие на других людей, контролировать и изменять их поведение.

Основные ресурсы власти:

1. Законы.

2. Авторитет, уважение, престиж.

3. Деньги.

4. Физическое принуждение.

Социальное управление.

Социальное управление – целенаправленное, планируемое, сознательно организуемое воздействие на общество в целом или его отдельные структуры с целью достижения максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени.

Социология изучает управление со стороны деятельности, интересов, поведения и взаимодействия определенных социальных групп, находящихся между собой в отношениях «руководство-подчинение». Социология исследует не управление машинами, а управление людьми, изучает мотивацию их деятельности.

В управленческих типах отношений выделяют: вертикальные и горизонтальные связи. На практике горизонтальные и вертикальные связи совмещаются и образуется матричная система управления. Лицо или группа лиц осуществляющее управленческое воздействие – носитель управленческого воздействия.

На взаимодействие управляющей и управляемой подсистем влияют социальные факторы:

1. Численность и размеры предприятия, группы, общности.

2. Сложившихся в коллективе тенденции и норм соблюдения дисциплины.

3. От отношения к труду.

4. От стиля и методов руководства.

5. От сложности той ролевой структуры в которую включены как руководитель, так и подчиненные.

и другие факторы – компетентность персонала, технологического профиля производства, территориального расположения производства.

В социологии принято разделять деятельность руководства и управленческую деятельность. Руководство разрабатывает стратегию деятельности организации, определяет цели развития и переориентирует ресурсы в правильном направлении. Управленческая деятельность (менеджмент) вырабатывает тактические средства достижения поставленных целей, определяет наиболее эффективные пути реализации поставленных руководством задач. Менеджеры – организаторы работ.

Существуют следующие способы для корректировки поведения подчиненных:

1. Прямое администрирование.

Основными формами управления являются: приказ, распоряжения, инструкции, вознаграждение за соблюдение правил и распоряжений, санкции за отклонение. Руководитель детально определяет цели и задачи подчиненных, задает стандарты, регламентирующие порядок деятельности, потенциал подчиненного практически не задействован.

2. Мотивационное воздействие на подчиненных.

Этот подход предполагает материальное и моральное стимулирование труда подчиненных, управляющий стремится максимально использовать ресурсы и способности каждого работника, мотивировать его к успешной деятельности – привлекать к выработке управленческих решений, повышение квалификации работника, планирование персональной карьеры, удовлетворение потребностей в самореализации в профессиональном и творческом честолюбии.

 

Специальные и отраслевые теории. Социология образования.

Выборка.

Тема

Введение в дисциплину социология.

Вопросы:

1. Объект, предмет и метод социологии

2. Функции и структура социологического знания

3. Предпосылки возникновения и основные этапы развития: классический и современный.

1) Объект - общество социальная реальность.

Предметом науки называют – стороны, связи, отношения подлежащие непосредственному изучению.

Предметом социологии являются социальные основы жизни людей, изучает общество через призму социальности, то есть через призму особого типа человеческих связей, благодаря которым возникает общество как целостность.

Социальность – это свойство человеческой жизни, которое возникает в результате совместной деятельности людей и проявляется в непосредственном и опосредованном общении людей. Людей как представителей как относительно устойчивых социальных групп (институтов, организаций) и определяются различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

Социология изучает:

1. Устойчивые типичные социальные явления многократно проявляющиеся на различных уровнях функционирования общества.

2. Организацию и структурные единицы общества (личности, группы, слои и т.д.), социальные связи: действия взаимодействия и т.д. А также их изменения социальная динамика.

3. Объясняет социальную жизнь на основе получения достоверной информации о реальных процессах человеческой жизни.

Социология – это наука о социальной жизни человека, изучающая структуры общества их элементы а также все процессы в них протекающие и условия их протекания.

Социология изучает такие структуры как:

1. Социальные институты

2. Статусы и роли

3. Нормы и ценности

4. Организации

 

Понятие социальные категории означает – явления и процессы возникающие в результате совместной жизни людей.

Методы социологии.

Социология применяет множество методов изучения:

1. Социально философские (изучение явлений и процессов в их развитии и связях).

2. Структурно функциональный (с точки зрения структуры и тех функций что она выполняет).

Эмпирические методы:

1. Опрос (интервью и анкетирование)

2. Наблюдение

3. Анализ документов

4. Эксперимент

Выдвижение и проверка гипотез.

Сравнительно исторический.

Функции и структура социологии.

Основные функции:

1. Гносеологическая (расширяет и конкретизирует знания об обществе его структуре).

2. Прогностическая – на базе полученных данных социологи выявляют направления развития изучаемых явлений и процессов, эта функция реализуется в научном предвиденьи …

3. Управленческая – на основе социологических данных принимаются управленческие решения.

4. Мировоззренческая – виденье социального мира, определённое понимание социального мира.

Структура

Выделяют 3 уровня:

1. Макро-социология – общество в целом, общие закономерности его развития и функционирования.

2. Социология среднего уровня – отдельные подсистемы, локальные сферы общественной жизни, большие общности людей и существует в виде так называемых отраслевых социологий

3. Микро социология - межличностные взаимодействие и малых групп, выявляет их роль в функционировании общества как целого

 

В структуре социологии выделяют парадигмы – концепция, которая в течении определенного времени признается группой ученых и выступает в качестве образца постановки исследовательской проблемы и ее решения. Термин парадигма ввел Т. Кун. Наука, система знаний, развивается через смену парадигм. Постепенно накапливаются факты противоречащие принятой парадигме, на их основе формируются новые, конкурирующие теории и победившая теория становится парадигмой. Каждая из парадигм выбирает свои приоритеты исследования, использует свои логические схемы и языки описания и поэтому их нельзя сравнивать по принципу лучше/хуже, т.к. они решают разные исследовательские задачи. Ни одна из парадигм не объясняет весь мир в целом.

Социологические парадигмы.

- Структурные парадигмы – изучают общество в целом и его структуры.

           - Структурный функционализм (структурно-функциональный анализ) – делает акцент на

 стабильность и сотрудничество в обществе.

           - Конфликтные теории (парадигмы) – делают акцент на социальную дифференциацию и

           конфликты в обществе.

                          - Марксизм – изучает преимущественно экономические факторы конфликтов.

                          - Не марксистские конфликтные парадигмы – многообразные факторы в    

 конфликтах (ценностные, этнические, религиозные, политические)

- Интерпретивные парадигмы – изучают социальное взаимодействие.

- парадигма социального действия (М. Вебер) – не общество как целое, а изучать действие отдельно взятого индивида. Акцент на мотивах, действиях людей, изучает преимущественно мотивы поведения людей.

- символический интеракционизм – изучает взаимодействие с помощью интерпретации символов (язык, жесты, знаки)

-  феноменология – изучает способы с помощью которых люди классифицируют явления и осмысляют окружающий мир. Человек наделенный сознанием сам в своем сознании конструирует схему социальной реальности, которая его окружает.

- этнометодология – изучает то, как люди придают смысл социальной жизни.

- Неофункционализм

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.073 с.)