Место отраслевых социологий в структуре социологического знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место отраслевых социологий в структуре социологического знания.



2. Социология образования как отраслевая социологическая дисциплина.

Молодежь как социально-демографическая группа.

Место отраслевых социологий в структуре социологического знания.

Исходя из масштабов рассмотрения общественных явлений выделяют три уровня социологического знания:

1. Общетеоретическая социология (общесоциологические теории).

2. Специальные (частные) социологические теории.

3. Конкретные социологические исследования (прикладные или эмпирические).

Эти уровни различаются глубиной социологического анализа, широтой делаемых при этом обобщений и выводов.

Если общетеоретическая социология изучает общество в целом, то специальные или частные социологические теории изучают отдельные сферы общественной жизни, действующие в них субъекты, т.е. они изучают отдельные подсистемы общества. Специфика частных теорий в том, что с одной стороны они применяют общетеоретическую социологию для осмысления каких-либо явлений и процессов в рамках целого и с другой стороны черпают данные из конкретных (прикладных) социологических исследований.

Примеры частных социологических теорий: социология труда, социология образования, социология города, социология села, социология религии, социология дивиантного поведения.

 

Социология образования как отраслевая социологическая дисциплина.

Она исследует образование как социальный институт, его место и роль в обществе, его влияние на общественное развитие, общественные сферы и структуры.

Образование – отрасль общественной жизни, сфера передачи, усвоения и переработки знаний, социального опыта, в которую входит учебные и воспитательные учреждения.

Образование - процесс и результат усвоения людьми в первую очередь детьми, подростками, молодежью систематизированных знаний, умений, навыков, социальных ценностей, норм, социального опыта и одновременно это необходимое условие подготовки человека к жизни в обществе.

В образовании выделяют два структурных компонента:

1. Обучение – процесс усвоения учащимися под руководством учителя определенных знаний, умений, навыков, культурных стандартов и включение их в систему действий индивида.

2. Воспитание – процесс целенаправленного воздействия на развитие личности целях усвоения ею ценностей культуры, знаний, социального опыта и формирование социально-значимых качеств личности, в первую очередь нравственных.

Образование как социальный институт обладает системой статусов, ролей, образцов поведения, процедур деятельности и выполняет важные для общества функции:

1. Передача накопленных знаний подрастающему поколению.

2. Обеспечивает преемственность социального опыта – передаваемые от поколения к поколению знания, умения и навыки выступают как предметно-воплощенные человеческие усилия, нормы, эстетические вкусы, приемы мастерства, нравственные ценности и т.д. транслятором которого выступает образование.

3. Передает ценности господствующей культуры.

4. Образование раскрывает и развивает способности личности. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, выступающие предпосылками успешного выполнения того или иного вида деятельности.

5. Социализация личности.

6. Содействует продвижению индивидов к более высоким социальным статусам, но не гарантирует их.

7. Функции социального контроля.

8. Специфическое «капиталовложение» в будущее.

9. Стимулирует самообразование.

 

Социологические исследования.

Понятие и виды социологического исследования.

Программа социологического исследования.

Выборка.

Методы сбора и анализа социологических данных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.006 с.)