Общие подготовительные упражнения для развития контроля и координации движений. Пересыпание ложкой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие подготовительные упражнения для развития контроля и координации движений. Пересыпание ложкой



Общие подготовительные упражнения для развития контроля и координации движений. Пересыпание ложкой

Материал: две круглые пиалы на подносе, левая из них на­полнена кукурузными зернами, горохом или рисом; между пиа­лами лежит ложечка. Пиалы должны иметь одинаковые размеры, форму и расцветку. Поднос также должен подходить по расцветке к пиалам.

Цели: прямая — ребенок учится пересылать зерна ложкой; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последова­тельности действий, контроль и координация движений, разви­тие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подго­товка к письму.

Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Я покажу тебе, как пересыпают зерна ложкой. Ты можешь взять этот поднос». Он указывает нужный поднос, стоящий на полке, и говорит: «Поднос носят так».
2. Ребенок самостоятельно берет поднос и ставит его на стол посере­дине. Учитель показывает рукой, куда именно нужно поставить поднос. Учитель садится справа, ребенок — слева.
3. Учитель говорит: «Сначала покажу я, а затем попробуешь ты». Он берет ложечку левой рукой и ясно показывает ребенку, как ее держат за ручку средним, указательным и большим пальцами правой руки. В пер­вый раз следует отдельно показать положение каждого пальца.

Большим и указательным пальцами левой руки учитель обхватывает левую от него пиалу вдоль ее края, поддерживая ее таким образом.

5. Учитель погружает ложку в зерна, зачерпывает их и некоторое вре­мя держит ложку горизонтально над пиалой и ждет, пока лишние зерна упадут в пиалу. Ложка не должна быть переполнена.

6. Учитель ведет руку с ложкой направо до тех пор, пока та не окажет­ся над правой пиалой, делает короткую паузу и переворачивает ложку, так что зерна высыпаются из нее в пустую пиалу. При этом он поворачи­вает кисть руки. Ребенку слышен шум падающих зерен.

Предыдущие действия повторяются до тех пор, пока левая пиала не опустеет. Если в левой пиале осталось мало зерен, то ее можно слегка наклонить направо для удобства зачерпывания зерен.

8. Когда левая пиала опустеет, учитель откладывает ложку в сторону и осуществляет контроль ошибок. Он ставит сначала левую, затем правую пиалу позади подноса и внимательно осматривает поднос, проверяя, нет ли там просыпанных зерен. Он говорит ребенку: «Смотри: ни одного зерна не просыпалось. Поднос чистый».
9. Учитель ставит пустую пиалу справа, наполненную — слева, кладет ложку на поднос посередине (точно так же, как и в начале презента­ции) и предлагает ребенку выполнить упражнение самостоятельно.
Если ребенок при работе просыпает зерна на поднос, то корректура ошибок производится следующим образом: каждое зернышко берут боль­шим и указательным пальцами правой руки (как пинцетом) и кладут обратно в наполненную пиалу.

Особый интерес: шум при пересыпании зерен; не просы­пать зерна на поднос; вращение запястья правой руки.

Контроль ошибок: зерна просыпаны на поднос; в левой пиале остались зерна.

Упражнения: 1. Пересыпание зерен ложкой из большого со­суда в несколько маленьких одинаковых сосудов.

Пересыпание ложками различных форм и размеров.

Пересыпание различных зерен (различных видов круп).

Раскладывание салатов и т.д.

Расширение словарного запаса: «ложка», «поднос», названия зерен, «пересыпать» «наклонять». Возраст: с 2,5 лет.

УПРАЖНЕНИЯ ПО УХОДУ ЗА СОБОЙ

Рамка с пуговицами

Материал: квадратная рамка размером 30x30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок, на одной из которых имеется пять вертикальных петель-прорезей, на другой — пять достаточно крупных плоских пуговиц без ножки.

Цели: прямая — ребенок учится расстегивать и застегивать пу­говицы; косвенная — анализ сложных движений, запоминание пос­ледовательности действий, контроль и координация движений развитие самостоятельности, подготовка к процессу письма.

Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Сегодня мы будем учиться расстегивать и застегивать пуговицы. Ты можешь взять эту рамку и положить ее на стол». Ребенок приносит рамку, а учитель указывает рукой, что ее нужно положить на стол справа.

2. Учитель садится за стол справа, ребенок — слева. Рамку кладут так чтобы срез верхней половинки ткани был обращен к ребенку. В этом случае ребенку хорошо видно, что происходит с пуговицей на каждом этапе работы.

3. Учитель говорит ребенку: «Это пуговицы. Я покажу, как их расстеги­вают». Указательным, средним и большим пальцами правой руки он бе­рется за правый край верхней пуговицы, а указательным, средним и боль­шим пальцами левой руки — за край ткани рядом с верхней пуговицей.

4. Он тянет одновременно пуговицу вправо, а ткань — влево.

5. Учитель слегка наклоняет пуговицу и вставляет ее в петлю-прорезь так, чтобы левая половинка пуговицы была под тканью. Он отпускает одновременно ткань и пуговицу и ждет некоторое время, чтобы ребенок мог рассмотреть пуговицу.

6. Далее положение рук меняется: правой рукой учитель берется за край ткани, а левой — за пуговицу. Он тянет ткань вправо, освобождает пуговицу, открывает ткань полностью, а затем отпускает ее. Пуговица расстегнута.

7. Учитель: «Я покажу еще раз, а затем попробуешь ты». Он расстеги­вает еще одну пуговицу, а затем предлагает ребенку проделать это само­стоятельно.

8. Когда все пуговицы расстегнуты, учитель говорит: «Теперь мы раскро­ем ткань». Большим и указательным пальцами правой руки он берется за левый верхний угол, а большим и указательным пальцами левой руки — за левый нижний угол правой половинки ткани и открывает ее. Точно так же открывают левую половинку ткани, при этом руки меняются ме­стами: левой рукой берутся за верхний, правой — за нижний угол ткани.

9. Учитель: «Мы закроем ткань...» Он закрывает сначала левую, затем правую половинку ткани.

10. Учитель: «...и застегнем пуговицы». Он берется правой рукой за край ткани рядом с верхней пуговицей и слегка отгибает край ткани вправо, так чтобы была видна пуговица. Левой рукой он берется за пуго­вицу и вставляет ее в петлю-прорезь.

11. Далее учитель меняет положение рук: правой рукой он берется за правый край пуговицы, а левой — за край ткани.

12. Учитель тянет одновременно пуговицу вправо, ткань — влево, за­тем отпускает руки. Пуговица застегнута. Ребенку предлагают попробо­вать сделать это самостоятельно.

Примечание: легко видеть, что действия 9—12 (закрывание ткани и застегивание пуговиц) в обратном порядке повторяют действия 3—8 (рас­стегивание пуговиц и открывание ткани).

13. Когда все пуговицы застегнуты, учитель кладет ладони на обе по­ловинки ткани и легко тянет их в разные стороны, проверяя правиль­ность выполнения работы.

Особый интерес: точно вставить пуговицу в петлю-про­резь.

Контроль ошибок: п. 13; визуальный.

Упражнения: 1. Расстегивание и застегивание маленьких пу­говиц, пуговиц разной формы: выпуклых, на ножке, продолгова­тых и т.д.

2. Использование разных петель: горизонтальных петель-про­резей, скрытых петель, воздушных петель и т.д.

3. Расстегивание и застегивание пуговиц на одежде других де­тей, кукол, на своей одежде.

Расширение словарного запаса: «пуговица», «рам­ка», «ткань», «расстегивать», «застегивать». Возраст: с 3 лет.

 

Мытье рук и чистка ногтей

Материал: клеенчатый фартук, блюдечко для колец, часов и т.п.; кувшин, тазик, мыло в мыльнице, щетка для ногтей в пластмассовой коробочке; полотенце для рук; щетка на длинной ручке для мытья таза; легко впитывающая воду тряпка для просу­шивания таза, стола и предметов на нем; ведро, щетка на длин­ной ручке для чистки ведра; тряпка для пола; крем для рук. Весь набор должен быть выдержан в одном цвете.

Расположение предметов: на столе слева направо лежат: сло­женный фартук, тазик, в котором стоит кувшин, ручка его на­правлена к нам; справа от тазика находится мыло в мыльнице, щетка для чистки ногтей в пластмассовой коробочке, свернутое полотенце, тряпка для сушки предметов на столе. Справа сверху находится крем для рук. Щетка для чистки таза находится позади него. Ведро стоит под столом, в нем — щетка для чистки ведра; тряпка для пола висит на краю ведра. Блюдечко для часов и колец находится слева сверху.

Примечание: это лишь один из возможных вариантов располо­жения предметов. Важно выдержать основной принцип: предметы располагаются в порядке их употребления.

Цели: прямая — ребенок учится мыть руки и чистить ногти; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последова­тельности действий, контроль и координация движений, разви­тие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.

Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Я покажу тебе, как моют руки. Сначала покажу я, потом попробуешь ты». Учитель надевает клеенчатый фартук, закатывает рукава, снимает часы, кольца, браслеты и кладет их на блюдечко.

2. Учитель берет кувшин и предлагает ребенку пойти с ним вместе за водой. Он наливает воду из-под крана в кувшин, возвращается к столу и осторожно наливает воду из кувшина в тазик. Оставшиеся капли он вы­тирает тряпочкой. В кувшине должна остаться примерно треть воды.

3. Учитель опускает кисти рук в воду, мочит их, затем поднимает сложенные ладонями друг к другу руки и ждет, пока с них стекут капли.

4. Учитель берет мыло, хорошо намыливает ладони, окунает мыло в воду, ждет, пока с него стекут последние капли, и возвращает его об­ратно в мыльницу.

5. Учитель потирает ладони рук друг о друга, размыливая мыло; ладо­нью правой руки намыливает левое запястье, тыльную сторону кисти; затем поочередно большой, указательный, средний, безымянный паль­цы и мизинец левой руки. То же самое он делает с кистью правой руки.

6. Учитель опускает кисти рук в воду и смывает мыло; затем он снова приподнимает прижатые друг к другу ладони и ждет, пока стекут послед­ние капли.

7. Учитель показывает чистку ногтей. Правой рукой он берет соответ­ствующую щеточку, окунает ее щетину в воду, затем касается щеточкой мыла и начинает чистить ногти левой руки. Он сжимает четыре пальца левой руки (от указательного до мизинца) и короткими движениями щеточки, направленными сверху вниз, чистит ногти на этих пальцах. Затем он чистит ноготь на большом пальце левой руки такими же движе­ниями. То же самое он проделывает с ногтями правой руки. Когда ногти почищены, учитель споласкивает пальцы и щетку и кладет ее на место.

Примечание, при первой презентации чистку ногтей показывать не­обязательно.

8. Учитель берет полотенце, разворачивает его, кладет на правую ла­донь и сушит левую руку в той же последовательности, в какой она на­мыливалась (ладонь, запястье, тыльная сторона руки, все пальцы по­очередно, начиная с большого). То же делается с правой рукой. Проме­жутки между пальцами также должны быть сухими.

9. Далее следует уборка. Учитель достает ведро из-под стола, расстила­ет половую тряпку справа от стола, ставит на нее ведро, достает из него щетку на длинной ручке и кладет ее на тряпку справа от ведра. Учитель берет тазик с мыльной водой обеими руками, осторожно выливает воду в ведро, вытирает капли тряпочкой для вытирания со стола и ставит тазик обратно на стол.

10. Учитель наливает воду из кувшина в тазик, берет щетку на длин­ной ручке для чистки тазика (она лежала позади него) и медленными круговыми движениями щетки чистит таз от мыльного налета.

11. Учитель ждет, пока со щетки стекут капли, касается щетиной тря­почки для вытирания стола (для того чтобы высушить оставшиеся на щетине капли), кладет щетку позади таза и медленно, осторожно выли­вает воду из таза в ведро. Оставшиеся на краю тазика капли он высуши­вает тряпкой для вытирания стола и ставит таз обратно на стол. Учитель выливает в сливной бачок или в канализацию мыльную воду из ведра.

Примечание, ведро носят за ручку на вытянутой руке, а не двумя рука­ми перед собой. Грязную воду не рекомендуется выливать в унитаз, так как в ней случайно может оказаться тряпка, которая застрянет в трубе.

12. Учитель выливает из кувшина всю оставшуюся воду в ведро, берет щетку для чистки ведра и медленными круговыми движениями очищает ведро от мыльного налета. Он вновь откладывает щетку на половую тряп- ку и снова выливает воду из ведра в сливной бачок или в канализацию.

13. Далее следует процесс просушивания всех предметов. Учитель бе­рет тряпочку для вытирания со стола, левой рукой приподнимает три верхних слоя этой тряпочки и вставляет между 3-м и 4-м слоями четыре пальца правой руки, как будто надевая варежку. Большим пальцем пра­вой руки он прижимает три слоя тряпочки, которые теперь оказываются лежащими на его ладони.

14. Учитель просушивает все предметы, находящиеся на столе в следу­ющем порядке: тазик внутри и снаружи, стол под тазиком (возможный водяной круг); кувшин внутри и снаружи, стол под кувшином; дно мыль­ницы, дно коробочки для щетки, стол под мыльницей и коробочкой для щетки; возможные капли, оставшиеся на столе. Кувшин ставят обратно в тазик. Затем учитель берет тряпку для пола и протирает ведро изнутри и снаружи, кладет щетку для чистки ведра обратно в ведро и вешает тряп­ку на край ведра для просушивания. Он убирает ведро обратно под стол.

Примечание: при необходимости руки можно сполоснуть под краном и снова тщательно высушить полотенцем.

15. Учитель берет крем для рук, наносит его на ладонь левой руки и размазывает его в том же порядке, в каком намыливал руки.

16. Учитель относит на просушку мокрые полотенце и тряпочку для вытирания со стола и приносит вместо них сухие. Он снимает фартук, складывает его и надевает часы, кольца, браслеты и т. п. Ребенку предла­гается повторить упражнение.

Особый интерес: капли, стекающие с рук, мыльная пена, запах мыла и крема, намазывание рук кремом.

Контроль ошибок: вода на столе и на полу, грязь и следы мыла на руках, грязное полотенце, мыльный налет на тазике и ведре.

Упражнения: 1. Мытье рук под краном.

2. Мытье других частей тела.

3. Купание в ванной.

4. Купание под душем.

5. Чистка зубов.

6. Обращение с жидким мылом и шампунем.

7. Применение крема различной консистенции и в разных упа- ковках,

8. Намазывание кремом других частей тела.

Расширение словарного запаса: «ладонь», «тыльная

сторона кисти», «запястье», названия пальцев, предметов из ком­плекта для мытья рук, «мыть», «вытирать» и т.д. Возраст: с 3 лет.

Вытирание пыли

Материал: коробочка с махровой тряпкой для вытирания пыли, кисточкой (возможно, подставка с разными кисточками для сметания пыли), матерчатый фартук.

Цели: прямая — ребенок учится вытирать и обметать пыль; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последова­тельности действий, контроль и координация движений, разви­тие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.

Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Ты тоже хочешь вы­тирать пыль? Я покажу тебе, как это делают, потом можешь попробо­вать сам». Учитель берет коробочку со всеми необходимыми предметами и ставит ее на стол, с которого намерен вытирать пыль. Он надевает фартук.

2. Учитель берет сложенную вчетверо тряпку для пыли и вставляет в нее правую руку, как в варежку, прижимая нижние слои тряпки боль­шим пальцем. Под ладонью оказывается три слоя тряпки.

3. Учитель вытирает пыль со стола. Он выполняет движения слева на­право, начиная с верхнего края стола. Учитель предлагает ребенку на­клониться к столу так, чтобы глаза находились на уровне крышки стола. Он обращает внимание ребенка на разницу между чистой и пыльной поверхностью стола.

4. Выполнив одно движение слева направо, учитель завершает его коротким кругообразным движением тряпки к себе, так чтобы пыль ока­залась на тряпке, а не просыпалась на пол. Он показывает ребенку, что пыль осталась на тряпке.

2. Учитель вытирает весь стол. Затем он вытирает края стола по часо­вой стрелке и наконец — ножки стола сверху вниз.

2. Учитель кладет пыльную тряпку в корзину для грязного белья и приносит чистую.

3. Учитель моет руки под краном и снимает фартук. Он предлагает ребенку вытереть другой стол самостоятельно.

Особый интерес: пыль на тряпке, сравнение чистой и пыльной поверхностей стола.

Контроль ошибок: пыль на столе, пыльные рукава одеж­ды.

Упражнения: 1. Вытирание пыли со шкафа, зеркала, Мон-тессори-материалов, с других предметов.

2. Использование кисточек для сметания пыли с предметов слож­ной формы, имеющих желобки и углубления. Ребенок может сам выбрать подходящую кисточку.

Расширение словарного запаса: «пыль», «кисточка», «обметать», «тряпка», «вытирать», «пыльный», «чистый».

Возраст: с З лет.

Общие подготовительные упражнения для развития контроля и координации движений. Пересыпание ложкой

Материал: две круглые пиалы на подносе, левая из них на­полнена кукурузными зернами, горохом или рисом; между пиа­лами лежит ложечка. Пиалы должны иметь одинаковые размеры, форму и расцветку. Поднос также должен подходить по расцветке к пиалам.

Цели: прямая — ребенок учится пересылать зерна ложкой; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последова­тельности действий, контроль и координация движений, разви­тие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подго­товка к письму.

Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Я покажу тебе, как пересыпают зерна ложкой. Ты можешь взять этот поднос». Он указывает нужный поднос, стоящий на полке, и говорит: «Поднос носят так».
2. Ребенок самостоятельно берет поднос и ставит его на стол посере­дине. Учитель показывает рукой, куда именно нужно поставить поднос. Учитель садится справа, ребенок — слева.
3. Учитель говорит: «Сначала покажу я, а затем попробуешь ты». Он берет ложечку левой рукой и ясно показывает ребенку, как ее держат за ручку средним, указательным и большим пальцами правой руки. В пер­вый раз следует отдельно показать положение каждого пальца.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.128.243 (0.049 с.)