Законодательные памятники СевероЗападной Руси XIV-XV вв. Их особенности и приемы изучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательные памятники СевероЗападной Руси XIV-XV вв. Их особенности и приемы изучения.



Соборное уложение и приемы его изучения:

   Его изучение начали в 30-40-е гг. XIX в. представители дворянской историко-правовой науки (В. Строев, Ф. Морошкин, В. Линовский и др.), в работах которых дана откровенная апология Уложения и царского законодательства. Это были первые обобщающие труды, содержащие исследования Уложения в целом – происхождение, источники, структура, влияние.

   Для буржуазного и демократического направлений в историографии второй половины XIX – начала XX века характерно внимание к вопросу о роли земщины, т.е о роли рядового дворянства, представителей торгово промышленного мира городов, в том числе участников Земского собора 1648 года, в подготовке Уложения. Первым поставил этот вопрос А.П. Щапов. Конкретные исследования о значении челобитных дворян, посадских людей и заседаний Земского собора принадлежат также В.И. Сергеевичу, Н.П. Загоскину, М. Ф. Владимирскому-Буданову и др. Историография второй половины XIX – начала XX века дала большие результаты в изучении источников Уложения. Одно из направлений касалось рецепции в Уложении иноземного права, главным образом, Литовского Статута 1588 года М.Ф. Владимирский – Буданов, посвятив этому специальное исследование, допустил явное преувеличение роли Статута как источника. Ключевский полагал, что составители Уложения, пользуясь Статутом, «брали формулы самых норм, правовых положений, но только общих тому и другому праву или безразличных, устраняя все ненужное и не сродное праву и судебному порядку московскому, вообще перерабатывали все, что заимствовали. Таким образом Статут послужил не столько юридическим источником Уложения, сколько кодификационным пособием для его составителей».

   Среди источников, на основе которых надлежало составить Уложение. В преамбуле на первом месте стоят градские законы греческих царей. Но сами составители Уложения на полях его рукописного свитка указали источник из градских только в отношении 14 статей из 967 статей кодекса.

   Привлечение архивных материалов позволило расширить представление о ходе работы над Уложением. Что нашло отражение в работах П.П. Смирнова.

   Текст Уложения неоднократно издавался, преимущественно в учебных целях. В «Памятниках русского права» Соборному Уложению посвящен специальный шестой выпуск, где текст закона дан по Полному собранию законов Российской империи, отличному от первоначального тек ста.

Билет №29: Русская мемуаристика XIX в.

На протяжении XIX-XX вв. мемуарные произведения были очень распространенным видом источников, поскольку их вызывало к жизни любое социально-значимое событие. Они обобщают, излагают и передают будущим поколениям опыт одного человека. Обособленный массив мемуарной литературы образует записки о событиях 1812 г. Богатый материал по общественной жизни пушкинской эпохи дают мемуары Греча и Булгарина, записные книжки Жихарева и Вязимского. Вся первая треть XIX в. освящена записках Комаровского, Тургенева и Вигеля. Последнее по изяществу слово и остроте характеристик некогда признавались за лучший образец мемуарной литературы своего времени. Светские салоны середины XIX в. описаны многочисленными мемуаристами, среди которых Сушкова, Смирнова, Тютчева. Более сухим языком пишут государственные деятели из высшего чиновничества Корф и Фишер. Панорама литературной жизни 1840-х гг. развернуты в воспоминаниях Сологуба, Никитенко, Анненкова, Григоровича, Григорьева, Фета и т.д. О событиях России конца XIX в. оставлены весьма обстоятельные записки, многочисленные писатели и общественные деятели, представители художественной интеллигенции, высшее чиновничество.

 

Характеристика: понятия

 

Делопроизводство – это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

Делопроизводственная документация – это сложная система исторических источников, созданных в процессе деятельности аппарата управления государственных учреждений, от функционала которых зависит содержание, форма и конкретных состав документов.

В то же время принципиальное сходство задач организации управления обусловило формирование комплексов делопроизводственной документации, выработку основных разновидностей и вариантов документов.

Знание правил ведения и оформления дел позволяет верно понять и оценить значение информации, зафиксированной в документах делопроизводства.

Зачастую интересующая исследователя информация содержится в нескольких источниках, нередко являющихся разновидностями и вариантами документа. Например, наряду с окончательным вариантом официального письма принято сохранять его проекты. Ясно, что исследователь, которому удалось обнаружить несколько источников, содержащих сведения по одному вопросу, потенциально располагает возможностью получить более полную информацию об объекте изучения.

Принято выделять три основных комплекса делопроизводственной документации второй половины XIX—начала XXI в.:

1) документацию государственных учреждений (XIX—XXI вв.);

2) документацию частновладельческих предприятий (XIX—20-е гг. XX в и 90-е гг. XX в. — настоящее время);

3) документацию общественных организаций и политических партий (XIX—XXI вв.).

Необходимость в использовании значительной части информации документов на протяжении длительного времени привела к созданию специальных хранилищ — архивов. Лишь небольшая часть делопроизводственных документов опубликована. Поэтом работа историка с материалами делопроизводства базируется главным образом на документации, отложившейся в архивах. Закономерности, обусловившие ее современный состав и место хранения, намечают пути поиска в архивах источников по определенным темам.

Основные разновидности

В зависимости от целевого назначения и формуляра документа выделяют следующие их разновидности:

1) нормативные документы (учреждения, положения, уставы, стандарты, инструкции, номенклатуры дел и т.п.);

2) протокольную документацию (журналы, протоколы, стенограммы);

3) деловую переписку (предписания, официальные письма, докладные записки и др.);

4) материалы учета документов (регистрационные картотеки, разного рода реестры, журналы и книги входящих и исходящих документов);

5) отчетные документы (отчеты, доклады, балансы и т.д.).

Нормы, определявшие состав и порядок введения делопроизводственной документации Российской империи, нередко содержали законодательные акты. Например, «Общим учреждением министерств» (1811) устанавливался единый порядок ведения документации в центральных государственных учреждениях империи. «в высочайше утвержденном мнении Государственного совета «О товариществах по участкам или компаниях на акциях» (1836) были указаны документы, обязательные для создания и деятельности этой категории частновладельческих предприятий. Устав о промышленном труде (1913) «Свода законов Российской империи включал совокупность законодательно закрепленных норм, определявших взаимоотношения предпринимателей и рабочих в начале XX в., в том числе требование на каждой фабрике и каждом заводе вести по установленной форме перечисленные в законе документы.

В СССР были разработаны общегосударственные стандарты, в которых зафиксированы обязательные требования к содержанию и формам документов, создававшихся в государственных учреждениях, предприятиях и организациях. Задачи, структура и методы работы конкретных учреждений, предприятий и организаций указывались в положениях, утверждавшихся вышестоящими органами государственной власти и управления.

Правила ведения делопроизводства в организациях и выборных органах КПСС, ВЛКСМ, профессиональных союзов определялись их уставами и специальными инструкциями. Например, согласно «Инструкции о делопроизводстве в организациях и выборных органах КПСС», утвержденной Объединенным Пленумом ЦК и ЦКК КПСС 31 января 1991 г. и изданной тиражом 500 тыс, экземпляров, документами организаций и выборных органов партии являлись: постановления и резолюции, протоколы и стенограммы, находящиеся в делопроизводстве и текущем архиве за регистрированные материалы. На основании Устава КПСС и инструкции ЦК и ЦКК о делопроизводстве выборные органы самостоятельно разрабатывали правила и методические рекомендации документационного обеспечения своей деятельности. По окончании календарного года исполненные документы, сформированные в соответствии с архивными правилами в дела, сдавались по акту службу делопроизводства, образуя в ее составе текущий архив.

В государственных учреждениях, организациях, предприятии* СССР, в организациях и выборных органах КПСС и общественных организациях были созданы периодически обновлявшиеся номенклатуры дел, т.е. перечни обязательных документов с указанием срока их хранения. Документы длительного или постоянного срока хранения поступали в архивы. Так, уже в делопроизводстве осуществлялась селекция документов, предопределившая вероятность сохранения одних категорий источников и уничтожения других.

 

Протокольная документация играла чрезвычайно важную роль в системе делопроизводства. Она была обусловлена коллегиальной формой обсуждения дел в государственных учреждениях XIX—XXI вв., коллективным принятием решений акционерами компаний, членами выборных органов партийных и общественных организаций. Протокольная делопроизводственная документация представлена тремя основными разновидностями документов: журналами, протоколами и стенограммами.

 

Журналы — традиционная форма фиксирования прений в государственных учреждениях Российской империи. Журналы номеровались. Перед основным текстом указывались: название учреждения, в котором он составлен; дата, председатель и участники заседания.

протоколы, получившие распространение первоначально в делопроизводстве частновладельческих предприятий и общественных организаций, последовательно фиксировали ход заседания. Как правило, в протоколе указывались: его порядковый номер, дата заседания или собрания, присутствовавшие лица или, если речь идет о собрании, количество присутствовавших. Протоколы имели два основных раздела. В первом разделе, озаглавленном «Слушали», излагался ход заседания. Возможны три варианта: 1) в протоколе указаны только повестка дня и фамилии докладчиков (такие протоколы называются «глухими»), 2) в протоколе перечислены также лица, выступившие в прениях, и 3) в протоколе приведена подробная или краткая запись выступлений в прениях. Во втором разделе протокола, озаглавленном «Постановили», фиксировалось принятое по осаждавшемуся вопросу решение.

В Российской империи протоколы составляли одну из основных разновидностей делопроизводственных документов акционерных компаний и политических партий.

Стенограммы заседаний и стенографические отчеты представляют собой последовательную запись всего, что происходило на заседании, включая отдельные реплики. Делопроизводство государственных учреждений Российской империи почти не знало стенограммы. В начале XX в. сложилась практика стенографирования, а затем подготовки и публикации стенографических отчетов о заседаниях Государственной думы Государственного совета. В СССР стенографирование широко применялось как форма записи прений. В настоящее время введение фонозаписи хода заседаний вытесняет стенограмму из практики делопроизводства. Стенографирование включает фиксирование выступлений в ходе заседания при помощи особых значков, а затем расшифровку произведенных записей.

Материалы деловой переписки — неотъемлемая составляющая комплексов делопроизводственной документации. Этим понятием объединена совокупность документов учреждений, предприятий и организаций, посредством которых они осуществляли обмен информацией в процессе выполнения функции управления. Переписка по своей сути всегда представляет собой взаимосвязанную документацию двух или более корреспондентов. В ее основе лежит инициативный документ. Если он создан в делопроизводстве корреспондента, материалы которого изучаются, текст инициативного письма, скорее всего, будет представлен копией с отправленного оригинала. Такая копия имеет специальное название — отпуск. Если же работа ведется с материалами делопроизводства корреспондента-адресата, то там должен отложиться оригинал полученного письма. В любом случае инициативный документ — начальное звено в цепочке деловой переписки, где соседние звенья взаимосвязаны содержанием. Изучение инициативного документа и знание функций, структуры, корреспондентских связей учреждения, в делопроизводстве которого он выявлен, позволяет наметить пути поиска других материалов переписки как в архиве данного учреждения, так и в составе документации его корреспондентов.

 

Деловые письма в делопроизводстве делятся на две категории: входящие (т.е. полученные) и исходящие (т.е. отправленные). Как входящие, так и исходящие документы должны иметь соответствующие удостоверения: подпись, дату, входящий или исходящий номер. Если этих указаний на документе нет, факт его отправки может быть подвергнут сомнению. Иногда на подготовленном в делопроизводстве документе имеется помета: «Не отправлено».

 

В Российской империи большое внимание уделялось соблюдению законодательно закрепленных правил делопроизводства, поскольку юридическую силу имели лишь полностью соответствовавшие установленным нормам документы. Например, вышестоящие государственные учреждения направляли в подведомственные организации указы, предписания и приказы. Равные учреждения посылали друг другу отношения, а равные должностные лица, кроме того, официальные письма. Сенат и Синод, а также их департаменты сообщались между собой ведениями, или известиями. Нижестоящие учреждения направляли вышестоящим рапорты и до-ношения. Иерархическая соподчиненность учреждений определяла форму обращения к адресату. При обращении высших учреждений к низшим требовался дательный падеж («Московской казенной палате»), в остальных случаях — винительный падеж («Московская казенная палата»); обращение к должностным лицам зависело от их служебного положения, чина, титула. Для ускорения подготовки документов они создавались на напечатанных типографским способом бланках учреждений.

Личные ноты посылались по вопросам, имевшим важное значение или в 1 порядке информирования о каком-либо событии. Они имеют формулу письма и составлены от первого лица. Под текстом ноты обязательно ставится личная подпись ее отправителя.

Вербальные ноты являются формой дипломатической переписки по текущим вопросам. Текст вербальной ноты составляется в третьем лице и не имеет подписи отправителя.

Памятные записки составлялись с целью предупреждения возможного неправильного понимания толкования устного заявления. Поэтому они должны изучаться вместе с донесением получившего записку дипломата о беседе по затронутому в ней вопросу.

Меморандум — документ, в котором подробно излагается фактическая сторона того или иного вопроса. В отличие от памятной записки меморандум мог посылаться или передаваться без специальной беседы по затронутому в нем вопросу. Специфической разновидностью дипломатических делопроизводственных документов являются тексты тостов на официальных приемах.

При учете входящего документа указывались:

1) входящий номер и дата регистрации;

2) исходящий номер и дата полученного документа;

3) от кого поступил;

4) наименование и краткое содержание;

5) кто направил, резолюция, дата;

6) кому направлен документ на исполнение;

7) подпись в получении (ознакомлении), дата;

8) дата возврата, подпись принявшего документ;

9) отметка об исполнении;

10) номер дела, в котором хранится документ, дата отправки и подпись (или номер акта об уничтожении документа и дата).

При учете исходящих документов соответственно указывались:

1) исходящий номер и дата;

2) количество листов и экземпляров;

3) кому направлен;

4) подпись в получении и номер реестра, контрольного талона и дата;

5) наименование или краткое содержание;

6) кем подписан;

7) номер дела, в которое помещена копия документа;

8) отметка о полученном ответе.

 

Законодательные памятники СевероЗападной Руси XIV-XV вв. Их особенности и приемы изучения.

После Русской Правды наиболее полным и разносторонним кодексом русского права является Псковская Судная грамота. Она сохранилась в двух независимых друг от друга списках XVI в. - Воронцовском, включающем весь текст грамоты, и Синодальном, содержащем только последние двенадцать статей (по современной разбивке). Первый из них составлен в Вологде или на Белоозере, второй - в Москве. Происхождение Псковской Судной грамоты до сих пор вызывает споры. По одной из наиболее аргументированных гипотез Ю.Г. Алексеева, первая редакция грамоты, которая была составлена в 1397 г. (дата сохранилась в тексте заголовка), представляла собой свод псковских пошлин, дополненный выписками из наиболее древнего законодательного памятника Пскова - грамоты Александра Невского. Впоследствии этот текст неоднократно редактировался, в результате чего появилась вторая редакция 1409-1424 гг. Дошедшие до нас списки передают уже третью редакцию, которую исследователь относит ко второй половине XV в. (после 1462 г.). По существу это вторая редакция с более поздними дополнениями, которые еще не были систематизированы. Судя по всему, к первой редакции относятся первые 50 статей, ко второй - около трех четвертей последующих 48 статей, объединенных в тематические разделы. Наконец, статьи второй части, выпадающие из общей системы, и заключительные 22 статьи появились в ходе подготовки последней редакции. Все три редакции - непосредственное отражение сложного процесса кодификации действующего права северо-западного вечевого города: от самых ранних этапов складывания этого права до последних десятилетий его существования. Несмотря на, казалось бы, сугубо местный характер, «для русской городской и сельской общины Псковская Судная грамота играет ту же роль основного кодекса права, какую для раннефеодальной вотчины играет (Русская. - И.Д.) Правда»37. В этом ее главное значение как исторического источника. В отличие от Русской Правды, сконцентрированной на юридических и социально-политических проблемах княжеского и боярского хозяйства, Псковская Судная грамота дает представление о мире городских и сельских обывателей, о социально-экономическом развитии русского города. Конечно, наиболее важны сведения Псковской Судной грамоты для изучения истории Пскова в XIV-XV вв. Однако в определенном смысле она имеет и общерусское значение: нормы, сформулированные в ней, фиксируются много веков спустя в крестьянской среде самых разных районов Руси.

 Новгородская судная грамота известна в одном дефектном списке 70-х годов XV в. Сборник, в составе которого она дошла, по мнению Л.В. Черепнина, был подготовлен в середине XV в. Кроме Судной грамоты в него вошел Коростынский договор 1471 г, (между Новгородом и великим князем московским), который ссылается на нее. Соответственно создана Новгородская судная грамота не позднее 1471 г. Текст грамоты появился около 1385 г, и затем неоднократно редактировался. В сохранившейся части Судной грамоты мы находим статьи, касающиеся судоустройства и судопроизводства некоторых дел, в частности земельных тяжб. Среди прочих вопросов в ней оговаривается сфера компетенции московского князя в решении новгородских дел. Источником Новгородской судной грамоты послужила Русская Правда, Ряд статей сближает Новгородскую и Псковскую судные грамоты. Впоследствии некоторые нормы этих памятников (например, статьи, устанавливавшие единый срок крестьянского перехода) использовались при выработке общерусского законодательства.

специфика его изучения связана с тем, что оно дошло до нас преимущественно в обширной рукописной традиции. Тексты за­конодательных памятников представлены в списках, по времени более поздних, чем сами оригиналы. При этом временной разрыв может достигать нескольких столетий.

2. В современном источниковедении изучается вся рукописная традиция одного законодательного памятника. Изучение рукопис­ной традиции подразумевает выявление как можно большего коли­чества списков источника, прочтение исследуемого текста в каж­дом списке, датировку списка, определение «конвоя», т.е. состава юридического сборника, в котором может находиться законода­тельный источник. По мере работы со списками в тексте источни­ка обнаруживаются различия, которые повторяются, причем ком­плексно: одни различия встречаются вместе с другими. На основе этих расхождений делается предварительная группировка спис­ков. Чем большее число списков будет просмотрено, тем очевид­нее станет сходство одних списков и различие других. Далее раз­новидности текста будут определяться по приметам — наиболее характерным признакам принадлежности текста к той или иной группе. Эти приметы неизменны для данной группы списков, ре­дакции или вида редакции.

Описанная классификация — формальна, она осуществляется по внешним признакам. Существует и другая классификация, учи­тывающая происхождение списков. В этом случае списки класси­фицируются по тому, как они исторически сложились, и по тому, как они генеалогически соотносятся между собой. При такой сис­тематизации необходимо гипотетически восстановить все утрачен­ные звенья, чтобы представить реальную картину соотношения списков и обосновать их исторически сложившуюся группировку. В ходе исследования обе указанные классификации находятся во взаимодействии.

Названные классификации применяются при изучении летопи­сей и других памятников древнерусской письменности. Текстоло­гический метод переносят и на изучение древнерусских законода­тельных памятников, сохранившихся в большом числе списков. Од­нако, по мнению специалиста по истории древнерусского законо­дательства Я. Н. Щапова, хотя при изучении княжеского законода­тельства X —XV вв. и используется текстология, общая картина его истории пока не восстановлена. В 1972 г. он писал: «Сравнивая со­стояние изучения княжеских уставов и такого завоевавшего всеоб­щее признание и довольно хорошо изученного источника, как ле­тописи, можно смело сказать, что знание истории уставов отстает от знания истории летописания более чем на сто лет».

После определения редакций (в основном по формальным при­знакам) осуществляется работа по установлению взаимоотноше­ний групп источников, по датировке и локализации и определе­нию причин появления каждой из них.

       11) Соборное уложение его состав и источники:

   Причиной создания соборного уложения 1649 г. стало вспыхнувшее в 1648 г. восстание посадских людей Москвы, которые обратились к царю с челобитными об улучшении своего положения и о защите от притяснений, в это же время свои требования предьявили дворяне, которые считали, что их во многом ущемляют бояре. Царь подавил восстание посадских, но все же был вынужден учесть это и в июле 1648 г. приказал начать разработку нового закона – Уложения. Главнейшая причина принятия – в обострении классовой борьбы.

Источники соборного уложения:

1. Указные книги приказов – в них было текущее законодательство по конкретным вопросам.

2. Судебник 1497 и 1550 года.

3. Литовский статус 1588 г. – использован как образец юридической техники.

Структура – состояла из 25 глав,

В отличии от прошлых законодательных актов подобного характера и значения – соборное уложение 1649 года старается уйти от казуистичности в своих нормах так как она начинает терять свою эффективность. Законодатель стремился перейти к нормативному толкованию норм.

Структура:

Все соборное уложение можно разделить на пять групп по отраслям права:

1 – главы 1-9 – государственное право.

2 – главы 10-14 – устав судоустройства и судопроизводства.

3 – главы 15-20 – вещное право.

4 – главы 21-22 – уголовное уложение.

5 – глава 23-25 – добавочная часть о стрельцах, казаках, кормчах.

Соборное уложение регулировало не отдельные группы общественных отношений. Вводило нормативный характер в отличии от казуистического, заканчивало закрепощение крестьян, появляется ярко выраженная цель наказаний – устрашение, развитие состязательного процесса, в целом осуществление перехода к интересам государственным в плане их защиты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.039 с.)