Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы обработки содержания научных текстов
Читая и конспектируя научную литературу, следует сразу думать о том, как она будет представлена в тексте реферата, курсовой и дипломной работ. Нельзя переписывать и пересказывать «своими словами» чужие тексты и выдавать за свои. Содержание следует обрабатывать и в таком виде использовать в собственном тексте. Это делается с помощью различных теоретических методов и преимущественно – метода анализа. Последний предполагает декомпозицию текста, выделение согласно виду анализа его отдельных элементов и установление связей между ними, определение среди них ведущего, системообразующего. Метод деконструкции заключается в возможности изменять последовательность высказываний автора, отбирать нужный материал и вносить его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других исследователей и самим давать свою интерпретацию. Этот метод основан на праве читателя и пользователя толковать и оценивать текст согласно своим взглядам и потребностям, не искажая авторский вариант. Этот метод чаще всего применяют студенты. Аксиоматический метод – построение авторского текста на основе некоторых положений изучаемого научного текста, принятых как аксиоматические. Так, студент использует терминологию исходных текстов, идеи, законы, которыми затем руководствуется, приняв их за аксиомы и не обозначая авторства. Этот текст общеизвестных и общепринятых положений дополняется своим материалом – различного рода анализом и оценкой. Это тоже часто используемый студентами метод. Метод апперцепции состоит в простом дополнении используемого и принятого за аксиомы знания из какого-либо источника своим, связанным непосредственно с данной темой. Апперцепция – это зависимость собственных суждений от принятых за основу знаний. Этот метод чаще всего используется при формировании «я-суждений». Дескриптивный метод – описание изучаемого явления, процесса, качества с помощью слов-дескрипторов (наиболее точно их представляющих в науке). Дескрипторы – это опорные слова, выражающие основное смысловое содержание изучаемого явления. Например, при изучении социализации человека ими будут: человек, общество, социум, воспитание, культура, социальные связи, социальные отношения.
Это тоже часто используемый студентами метод, особенно при написании параграфа, раскрывающего суть изучаемого явления. Диахронический метод предполагает изучение каких-либо идей, научных школ в их историческом появлении, становлении и развитии. Чаше всего применяется при описании исторического материала, написании исторических глав и параграфов. Аспектный анализ – это рассмотрение научного текста под каким-нибудь конкретным углом зрения, через призму какой-либо определенной теории или идеи, на основании какого-либо учения. Он реализуется, когда научный материал интерпретируется с учетом определенных проблем практики. Герменевтический анализ – метод выявления скрытых, неявных смыслов авторского текста. Например, установление мировоззренческих взглядов автора, о которых он прямо не заявляет в тексте работы, выявление исторически верных смыслов используемых автором терминов и понятий, отнесение его научных идей к каким-либо научным школам. Применяя именно такой анализ, можно получить новую информацию для своей работы – собственную, которая и составит научную новизну исследования. Голографический анализ – анализ целостного явления или процесса во всех его связях и зависимостях, в движении и отношениях с внешней средой. Это самый сложный вид аналитического рассмотрения, с помощью которого соединяются теоретическое знание о предмете исследования и осведомленность в практике его функционирования, выявляются его всевозможные внутренние структуры и их взаимодействие. Этот метод находится в стадии становления, и потому опыт его применения студентами очень важен. Контент-анализ – метод, выявляющий в научном тексте употребление тех или иных терминов-понятий и их устойчивых сочетаний, частоты и сочетаемости их с другими понятиями. Он уместен при анализе переписки ученых, дневников, альбомов детей, а также самих научных статей и книг. Он позволяет определять направленность личности, ее ценности и отношения, научные предпочтения. Критический анализ - метод выявления сильных и слабых сторон научного текста. В студенческих работах чаще всего применяется в единстве с диахроническим методом при оценке вклада ученых в разработку того или иного вопроса.
Комплексный анализ – межпредметный, то есть рассмотрение одного и того же предмета исследования в разных науках, например, в философии, биологии и психологии или медицине. Концептуальный анализ – анализ научного текста в ракурсе определенной концепции или теории, а также поиск концептуальных основ проведенного автором исследования и полученных им выводов. Проблемный анализ – анализ нерешенной, находящейся в стадии исследования проблемы. Он предполагает ее постановку и интерпретацию, при этом еще нет либо определенных методов ее исследования, либо адекватного и достаточного фактологического материала, либо отсутствует единый к ней подход. Системный анализ – рассмотрение предмета исследования, по возможности, во всех его внутренних и внешних связях и зависимостях. От голографического он отличается тем, что с его помощью можно рассматривать предмет исследования в статике, условно выделив его из практики и даже дистанцируясь от нее, или на одном теоретическом материале. Сравнительный анализ – метод сопоставления и выявления общих и различных признаков, свойственных двум или более объектам исследования (идей, подходов, решений и др.). Феноменологический анализ – анализ какого-либо крупного явления, процесса, системы как феномена науки и научное описание их состава и наиболее общих характеристик. С его помощью собираются, условно говоря, все знания, которые получены в науке при исследовании таких явлений. Кроме этих методов изучения теоретического материала научных текстов есть и другие. Например, структурный, обзорный (так любимый студентами), обобщающий, функциональный анализ и т. д. Студент может сам разработать свои методы и опробовать их в работе. Можно воспользоваться и иными методами, среди которых: - акцептуация (более глубокое рассмотрение одного вопроса); - актуализация (восстановление значимости забытого материала); - алгоритмизация (нахождение общих правил построения исследования); - идеализация (выделение наивысших и наилучших качеств и состояний предмета исследования); - моделирование (создание собственной концепции понимания и объяснения предмета исследования) и др. Выбор метода изучения теоретического текста основывается на постановке четкой цели исследования и самого анализа, на понимании специфики рассматриваемого текста, на владении техникой того или иного вида анализа. Чем большее число их освоит студент за время написания реферата, курсовой и дипломной работ, тем вероятнее его успехи в интеллектуальном развитии. Выбранные и применяемые виды анализа и другие методы обработки содержания теоретической литературы обязательно указываются во «Введении» в разделе «Методы исследования».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.005 с.) |