Глава 3. Работа с научной литературой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Работа с научной литературой



Информационное обеспечение исследования

Научные тексты – главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения – важная составляющая труда исследователя. Можно много прочесть, но сделать работу посредственно, и наоборот, на малом материале выполнить ее блестяще.

Выбор и изучение литературы осуществляется в два этапа:

1. Первичное ознакомление и беглое прочтение источника.

2. Глубокое чтение и анализ.

На первом этапе отсеивается ненужная литература.

Литература для чтения и изучения отбирается:

- по ключевым понятиям, составляющим тему исследования;

- по рекомендации научного руководителя;

- из имеющихся «под рукой» источников (например, из периодической печати).

Если для реферата литературу рекомендует научный руководитель, то при написании курсовой и дипломной работ студент сам осуществляет подбор и выбор источников, что и определяет степень его самостоятельности. Чтение научной литературы должно сопровождаться работой со словарями, учебниками, записями лекций. Это помогает адекватно понимать научную терминологию, актуализировать знания и лучше их использовать.

При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности, можно более рационально спланировать изучение источников, начав с более легких для понимания и постепенно переходя к более трудным. Последними, как правило, бывают теоретические тексты, менее сложны – методические, то есть эмпирические, описательные.

Целесообразно начать чтение научной литературы с источника, в котором интересующая вас проблема представлена более широко или даже целиком. Он даст общее представление о теме и вопросах, ее касающихся. Им может быть даже учебник или учебное пособие. Хорошо такой источник законспектировать и пользоваться им для ориентировки в ходе всего исследования.

Вторичное чтение литературы – чтение более медленное, продуманное, глубокое, с обязательным конспектированием, к тому же целенаправленное и ведущееся по плану, составленному в соответствии с задачами исследования и планом написания работы.

Подбор литературы следует проводить, учитывая:

- жанр (монография, статья, тезисы, методические разработки);

- предметную тематику (по психологии, педагогике, социологии, философии);

- период издания (издания прошлых лет, новые и новейшие);

- авторские научные школы.

Конечно, выбор диктует цель и план работы, но при этом надо помнить о целесообразности разнообразия источников. Непременно следует познакомиться с работами своих преподавателей, сотрудников своего вуза и поспособствовать развитию их научной школы.

Минимальный объем научного текста, изучаемый при выполнении исследовательской работы, составляет: для реферата – не менее 200 страниц, для курсовой – не менее 500 страниц, для дипломной работы – не менее 1500 страниц.

Конспектирование источников

 

Конспект – это краткое изложение первичного текста, приспособленное к задачам исследования.

Конспектирование – это процесс образования нового знания на основе изучаемого. Оно соответствует особенностям читающего и задачам его деятельности. Конспектирование – способ переработки информации для последующего ее использования самим конспектирующим.

Теоретический текст конспектируется с учетом структуры его содержания. Конспектирующий выделяет понятия, категории, законы, принципы, идеи, определения, теории, гипотезы, выводы, факты и т. д. Затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста.

Эмпирический текст конспектируется с учетом специфики его структуры. В нем чаще всего будут представлены факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д.

Виды конспектирования:

- выборочное и сквозное;

- репродуктивное и продуктивное.

Каждый вид конспектирования отличается особенностями, определяющими пригодность его для решения разных задач. Поэтому выпускнику предстоит каждый раз определять, каким конспектированием следует воспользоваться.

Формы конспектирования довольно разнообразны. Это:

- выписки;

- составление плана;

- тезисы;

- аннотация;

- рецензия.

Технологические приемы конспектирования:

- выписки цитат;

- пересказ своими словами;

- выделение идей и теорий;

- критические замечания;

- уточнения;

- перевод на более простой и понятный язык;

- собственные разъяснения;

- сравнивание позиций;

- реконструкция текста в виде создания таблиц, рисунков,схем;

- описание связей и отношений;

- введение дополнительной информации и др.

В процессе конспектирования проводится анализ текста. При этом могут использоваться разные виды анализа:

- обзорный;

- сравнительный;

- системный;

- проблемный;

- аспектный;

- критический;

- феноменологический;

- контент-анализ;

- герменевтический;

- комплексный;

- функциональный и др.

Каждый из этих видов анализа имеет свою технологию, что приводит к разным результатам.

Конспектировать лучше на одной стороне листа, чтобы потом можно было свободно использовать этот материал: разрезать, вставить в текст, перенести из рамок одной темы в другую и т. д.

Критерии хорошего конспекта:

- краткость (не более 1/8 первичного текста);

- целевая направленность;

- аналитичность;

- научная корректность;

- ясность, четкость, понятность.

Правильному и целенаправленному конспектированию лучше учиться в самом начале исследовательской работы, то есть на стадии выполнении реферата.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.009 с.)