Особенности иллюстрирования газет разных типов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности иллюстрирования газет разных типов



Иллюстрации в газете

 

Цели и задачи:

- расширить знания участников о правилах оформления иллюстраций в газетах;

- развивать творческие и аналитические способности юных журналистов;

- способствовать воспитанию эстетического вкуса

Теоретический материал

Иллюстрация выполняет в газете различные функции. Часто она лишь сопровождает, иллюстрирует текстовой материал — корреспонденцию, статью, хронику (отсюда ведет свое происхождение и сам термин: лат. illustrarе — прояснять) — и неразрывно связана с текстом.

Это означает, что иллюстрации не только должны различаться по объему и формату, быть не только горизонтально и вертикально вытянутыми: они также должны быть различны по своей природе. Нет закона, гласящего, что страни­цы новостей следует иллюстрировать фотографиями; вы можете использовать также карандашные рисунки, ком­пьютерную графику, осветленные снимки (фотографии, обработанные таким образом, чтобы выглядеть похожими на ксерокопии с них же), таблицы и многое другое.

У иллюстраций в газете много функций. Они несут дополнительную информацию, передают настроение или атмос­феру событий, описанных в статье, притягивают глаз к статье, разбивают текст, останавливают мгновенье и позво­ляют изучить его так, как не позволил бы этого сделать движущийся образ. К тому же они и сами по себе обладают художественной ценностью

Все большее значение, однако, получает самостоятельная иллюстрация, представляющая особый вид газетного материала, который сообщает о событии так же, как и полноценный текстовой материал. Благодаря своей наглядности такая иллюстрация обладает особой силой воздействия на читателей. Вместе с тем иллюстрация украшает газетную страницу.

Особенностями воздействия газетной иллюстрации на читателей объясняется тот факт, что постепенно она занимает все более важное место в номере. Растет количество иллюстраций на полосах, становится все более разнообразной их форма, все более ответственны задачи, которые они выполняют.

Это не значит, разумеется, что газета может постепенно превратиться в подобие иллюстрированного журнала. Текстовые материалы, несущие главную нагрузку, являются основой любой газеты, каждого ее номера. Из этого следует исходить, определяя оптимальную площадь, занимаемую иллюстрациями в газетном номере. Естественно, эта площадь может при необходимости изменяться от номера к номеру и зависит от объема газеты (ее формата, количества полос) и от ее типа. В развлекательных газетах иллюстрации должны занимать большую площадь, чем в информационных изданиях, что определяется возрастными и психологическими особенностями читателей.

Исходя из опыта оформления, накопленного современной прессой, в четырехполосной газете иллюстрации должны занимать примерно 15 – 20 % всей площади номера. В специальных номерах (праздничных, юбилейных или тематических) занимаемая иллюстрациями площадь может быть больше.
Виды иллюстраций

Все газетные иллюстрации в зависимости от характера их оригиналов разделяются на две группы: фотографические и нефотографические.

 

Фотографии — это репортажные снимки, фотопортреты, фотомонтажи и фотоплакаты, фотоочерки, фотоэтюды и пейзажи, репродукции и т.д. Рассмотрим требования к различным видам фотографических иллюстраций.

Репортажный снимок должен выглядеть естественным. Плохая «инсценировка» приводит к фальши: читатель сейчас же почувствует неестественность и неправдивость показанного.

Фотопортрет может быть индивидуальным или групповым. Важно, чтобы фотопортрет не был мелким и не искажал внешность изображенных на нем людей. Иногда в газете применяются смонтированные групповые портреты: из нескольких индивидуальных портретов составляют групповой портрет, помещая его на каком - либо фоне. Сложность такого монтажного группового портрета заключается прежде всего в том, что имеющиеся в редакции индивидуальные портреты надо привести к одному масштабу. При создании группового портрета средствами монтажа, нужно иметь в виду одинаковое освещение: тени должны падать в одну сторону.

Фотомонтаж в наиболее сложном виде при мастерском его выполнении может стать произведением подлинного искусства: он дает художественный образ, получает символическое звучание или становится средством сатиры, раскрывает значение важных политических событий, смысл серьезных общественных явлений.

Монтаж нескольких фотоснимков может стать основой фотоплаката, который обычно помещают в специальных номерах газеты — праздничных, новогодних и т.п. Иногда в плакате совмещают фотографии и рисунок.

Одним из сложнейших видов газетной иллюстрации является фотоочерк, представляющий собой несколько посвященных одной теме фотоснимков, иногда объединенных с текстом. Он дает широкие возможности для раскрытия темы, для освещения какого - либо факта или события с разных сторон. Сегодня в печати используются разные виды фотоочерка, от простой тематической фотоподборки (нескольких снимков, скомпонованных под соответствующей рубрикой в одном месте газетного номера) до сложного, так называемого сквозного, фотоочерка, когда фотоснимки разбросаны по разным страницам номера и как бы проходят через него.

Подготовка фотоочерка требует значительного времени и высокой квалификации фотографа. Кроме того, для фотоочерка всегда нужна большая, по сравнению с другими видами иллюстрации, площадь, поскольку в него входит минимум три фотоснимка. Все эти особенности фотоочерка несколько ограничивают его использование в газетах.

Этюд и пейзаж являются хорошим средством освещения различных знаменательных событий. В качестве иллюстраций можно использовать и фоторе­продукции — с картин отечественных и зарубежных художников, с документов, плакатов и т.д.

Оригиналы нефотографических иллюстраций представляют собой рисунки или чертежи, выполненные карандашом, пером или кистью. В эту группу входят различные зарисовки (портретные, пейзажные и др.), карикатуры, шаржи, диаграммы, карты, схемы, чертежи и пр.

 

Рисованный портрет при искусном исполнении может быть более выразительным, чем фотографический. Он хорошо выделяется на газетной странице и украшает ее. Иногда предпочитают помещать в газете портрет, перерисованный с фотооригинала.

Популярнейший вид рисованной иллюстрации — карикатура. Карикатура — острое и действенное средство. Как тут не вспомнить художников Алексея Меринова («Московский комсомолец») или Андрея Бильжо («КоммерсантDaily»), карикатуры которых настолько узнаваемы, что их можно выделить в самостоятельный жанр.

 

Карикатура должна быть простой и ясной, сразу же понятной каждому читателю. В большинстве случаев карикатура представляет собой рисунок пером, карандашом, фломастером и т.д. — штриховое изображение.

Хотя шарж внешне имеет много общего с карикатурой (при его выполнении также пользуются методом гиперболизации какой - либо черты изображаемого лица), но принципиально отличается от нее. Карикатура — оружие сатиры, направленное против отрицательных явлений действительности; шарж же относится к области юмора, его задача — показать положительных героев, людей, пользующихся общественным признанием и уважением. Не случайно шарж называется дружеским: он должен вызвать доброжелательную улыбку. Поэтому в шарже не допускаются грубые искажения внешних данных героя, должно сохраняться портретное сходство с ним.

 

Диаграмма часто сопровождает газетный текст — статьи, обозрения на экономические темы, сообщения о планах развития и т.п., облегчая понимание важнейших цифровых данных.

Вместе с международными обзорами, статьями на международные темы и другими материалами, которые могут оказаться непонятными читателям без наглядного изображения местности, на которой происходят события, нередко помещают карты. Карта в газете, ввиду небольших размеров, должна быть максимально разгружена по сравнению с картами, помещаемыми в атласах, учебниках, энциклопедиях и т.п. Вместе с тем на такой карте обязательно показывают все населенные пункты, упоминаемые в тексте материала. В последнее время нашел применение вид карты, на которой показывается местоположение описываемой страны среди других стран того или иного континента, а затем эта страна дается в увеличенном масштабе, позволяющем указать названия населенных пунктов, рек, озер и т.д.

Чертежи и технические рисунки встречаются в отраслевых газетах.

Форма и размер иллюстраций

Газетным иллюстрациям чаще всего придают форму простого прямоугольника, вытянутого по вертикали или по горизонтали. Такая форма упрощает верстку номера. Однако отличные от прямоугольника формы иллюстрации тоже хорошо воспринимаются и способны привлечь внимание читателей.

Выбирая форму иллюстрации, одновременно необходимо определить ее величину и размер. При этом прежде всего исходят из содержания и значения иллюстрации на полосе и во всем номере. Типичный недостаток многих газет — искажение мелких деталей на небольших иллюстрациях. Нередко одна единственная выразительная иллюстрация большого размера производит большее впечатление и лучше смотрится на газетной странице, чем два - три крошечных снимка или рисунка.

Наиболее удобно верстать иллюстрации размеров, кратных форматам текстовых колонок. Они позволяют свободнее макетировать номер, производить при необходимости переверстку, перемещать иллюстрации на полосе или с одной полосы на другую. Но в газете помещают иллюстрации и нестандартного размера. Безусловно, наилучшим вариантом при определении размеров иллюстраций является сочетание стандартных и нестандартных форматов. Применяя в газете иллюстрации в основном стандартных размеров, полезно иногда помещать на полосу и нестандартные по размеру иллюстрации.

Привлекательно выглядит на газетной полосе узкий, сильно вытянутый по вертикали фотоснимок.

О количестве и качестве

Снимок должен быть оригинальным, не статичным, живым. Если вам нужно фото людей, то ни в коем случае не делайте снимки вроде «начальник с дипломом», «трое сидят за столом» и т.п. Снимите человека в движении, и если это совещание – пусть ваш герой что-либо рассказывает, жестикулирует.

Количество снимков сложно определить, но лучше больше, чем меньше. Конечно, если вы верстаете полосу формата А4, то пять фото на страницу – это перебор. Очень важен процент иллюстрирования номера и полосы. Анализируется пространство, занятое под текст и под фото, затем переводится в проценты. И если у вас 10 % фото, а остальное – текст, то вам следует серьезно переработать дизайн вашего издания.

Принципы верстки

Иллюстрации в газете

 

Цели и задачи:

- расширить знания участников о правилах оформления иллюстраций в газетах;

- развивать творческие и аналитические способности юных журналистов;

- способствовать воспитанию эстетического вкуса

Теоретический материал

Иллюстрация выполняет в газете различные функции. Часто она лишь сопровождает, иллюстрирует текстовой материал — корреспонденцию, статью, хронику (отсюда ведет свое происхождение и сам термин: лат. illustrarе — прояснять) — и неразрывно связана с текстом.

Это означает, что иллюстрации не только должны различаться по объему и формату, быть не только горизонтально и вертикально вытянутыми: они также должны быть различны по своей природе. Нет закона, гласящего, что страни­цы новостей следует иллюстрировать фотографиями; вы можете использовать также карандашные рисунки, ком­пьютерную графику, осветленные снимки (фотографии, обработанные таким образом, чтобы выглядеть похожими на ксерокопии с них же), таблицы и многое другое.

У иллюстраций в газете много функций. Они несут дополнительную информацию, передают настроение или атмос­феру событий, описанных в статье, притягивают глаз к статье, разбивают текст, останавливают мгновенье и позво­ляют изучить его так, как не позволил бы этого сделать движущийся образ. К тому же они и сами по себе обладают художественной ценностью

Все большее значение, однако, получает самостоятельная иллюстрация, представляющая особый вид газетного материала, который сообщает о событии так же, как и полноценный текстовой материал. Благодаря своей наглядности такая иллюстрация обладает особой силой воздействия на читателей. Вместе с тем иллюстрация украшает газетную страницу.

Особенностями воздействия газетной иллюстрации на читателей объясняется тот факт, что постепенно она занимает все более важное место в номере. Растет количество иллюстраций на полосах, становится все более разнообразной их форма, все более ответственны задачи, которые они выполняют.

Это не значит, разумеется, что газета может постепенно превратиться в подобие иллюстрированного журнала. Текстовые материалы, несущие главную нагрузку, являются основой любой газеты, каждого ее номера. Из этого следует исходить, определяя оптимальную площадь, занимаемую иллюстрациями в газетном номере. Естественно, эта площадь может при необходимости изменяться от номера к номеру и зависит от объема газеты (ее формата, количества полос) и от ее типа. В развлекательных газетах иллюстрации должны занимать большую площадь, чем в информационных изданиях, что определяется возрастными и психологическими особенностями читателей.

Исходя из опыта оформления, накопленного современной прессой, в четырехполосной газете иллюстрации должны занимать примерно 15 – 20 % всей площади номера. В специальных номерах (праздничных, юбилейных или тематических) занимаемая иллюстрациями площадь может быть больше.
Виды иллюстраций

Все газетные иллюстрации в зависимости от характера их оригиналов разделяются на две группы: фотографические и нефотографические.

 

Фотографии — это репортажные снимки, фотопортреты, фотомонтажи и фотоплакаты, фотоочерки, фотоэтюды и пейзажи, репродукции и т.д. Рассмотрим требования к различным видам фотографических иллюстраций.

Репортажный снимок должен выглядеть естественным. Плохая «инсценировка» приводит к фальши: читатель сейчас же почувствует неестественность и неправдивость показанного.

Фотопортрет может быть индивидуальным или групповым. Важно, чтобы фотопортрет не был мелким и не искажал внешность изображенных на нем людей. Иногда в газете применяются смонтированные групповые портреты: из нескольких индивидуальных портретов составляют групповой портрет, помещая его на каком - либо фоне. Сложность такого монтажного группового портрета заключается прежде всего в том, что имеющиеся в редакции индивидуальные портреты надо привести к одному масштабу. При создании группового портрета средствами монтажа, нужно иметь в виду одинаковое освещение: тени должны падать в одну сторону.

Фотомонтаж в наиболее сложном виде при мастерском его выполнении может стать произведением подлинного искусства: он дает художественный образ, получает символическое звучание или становится средством сатиры, раскрывает значение важных политических событий, смысл серьезных общественных явлений.

Монтаж нескольких фотоснимков может стать основой фотоплаката, который обычно помещают в специальных номерах газеты — праздничных, новогодних и т.п. Иногда в плакате совмещают фотографии и рисунок.

Одним из сложнейших видов газетной иллюстрации является фотоочерк, представляющий собой несколько посвященных одной теме фотоснимков, иногда объединенных с текстом. Он дает широкие возможности для раскрытия темы, для освещения какого - либо факта или события с разных сторон. Сегодня в печати используются разные виды фотоочерка, от простой тематической фотоподборки (нескольких снимков, скомпонованных под соответствующей рубрикой в одном месте газетного номера) до сложного, так называемого сквозного, фотоочерка, когда фотоснимки разбросаны по разным страницам номера и как бы проходят через него.

Подготовка фотоочерка требует значительного времени и высокой квалификации фотографа. Кроме того, для фотоочерка всегда нужна большая, по сравнению с другими видами иллюстрации, площадь, поскольку в него входит минимум три фотоснимка. Все эти особенности фотоочерка несколько ограничивают его использование в газетах.

Этюд и пейзаж являются хорошим средством освещения различных знаменательных событий. В качестве иллюстраций можно использовать и фоторе­продукции — с картин отечественных и зарубежных художников, с документов, плакатов и т.д.

Оригиналы нефотографических иллюстраций представляют собой рисунки или чертежи, выполненные карандашом, пером или кистью. В эту группу входят различные зарисовки (портретные, пейзажные и др.), карикатуры, шаржи, диаграммы, карты, схемы, чертежи и пр.

 

Рисованный портрет при искусном исполнении может быть более выразительным, чем фотографический. Он хорошо выделяется на газетной странице и украшает ее. Иногда предпочитают помещать в газете портрет, перерисованный с фотооригинала.

Популярнейший вид рисованной иллюстрации — карикатура. Карикатура — острое и действенное средство. Как тут не вспомнить художников Алексея Меринова («Московский комсомолец») или Андрея Бильжо («КоммерсантDaily»), карикатуры которых настолько узнаваемы, что их можно выделить в самостоятельный жанр.

 

Карикатура должна быть простой и ясной, сразу же понятной каждому читателю. В большинстве случаев карикатура представляет собой рисунок пером, карандашом, фломастером и т.д. — штриховое изображение.

Хотя шарж внешне имеет много общего с карикатурой (при его выполнении также пользуются методом гиперболизации какой - либо черты изображаемого лица), но принципиально отличается от нее. Карикатура — оружие сатиры, направленное против отрицательных явлений действительности; шарж же относится к области юмора, его задача — показать положительных героев, людей, пользующихся общественным признанием и уважением. Не случайно шарж называется дружеским: он должен вызвать доброжелательную улыбку. Поэтому в шарже не допускаются грубые искажения внешних данных героя, должно сохраняться портретное сходство с ним.

 

Диаграмма часто сопровождает газетный текст — статьи, обозрения на экономические темы, сообщения о планах развития и т.п., облегчая понимание важнейших цифровых данных.

Вместе с международными обзорами, статьями на международные темы и другими материалами, которые могут оказаться непонятными читателям без наглядного изображения местности, на которой происходят события, нередко помещают карты. Карта в газете, ввиду небольших размеров, должна быть максимально разгружена по сравнению с картами, помещаемыми в атласах, учебниках, энциклопедиях и т.п. Вместе с тем на такой карте обязательно показывают все населенные пункты, упоминаемые в тексте материала. В последнее время нашел применение вид карты, на которой показывается местоположение описываемой страны среди других стран того или иного континента, а затем эта страна дается в увеличенном масштабе, позволяющем указать названия населенных пунктов, рек, озер и т.д.

Чертежи и технические рисунки встречаются в отраслевых газетах.

Форма и размер иллюстраций

Газетным иллюстрациям чаще всего придают форму простого прямоугольника, вытянутого по вертикали или по горизонтали. Такая форма упрощает верстку номера. Однако отличные от прямоугольника формы иллюстрации тоже хорошо воспринимаются и способны привлечь внимание читателей.

Выбирая форму иллюстрации, одновременно необходимо определить ее величину и размер. При этом прежде всего исходят из содержания и значения иллюстрации на полосе и во всем номере. Типичный недостаток многих газет — искажение мелких деталей на небольших иллюстрациях. Нередко одна единственная выразительная иллюстрация большого размера производит большее впечатление и лучше смотрится на газетной странице, чем два - три крошечных снимка или рисунка.

Наиболее удобно верстать иллюстрации размеров, кратных форматам текстовых колонок. Они позволяют свободнее макетировать номер, производить при необходимости переверстку, перемещать иллюстрации на полосе или с одной полосы на другую. Но в газете помещают иллюстрации и нестандартного размера. Безусловно, наилучшим вариантом при определении размеров иллюстраций является сочетание стандартных и нестандартных форматов. Применяя в газете иллюстрации в основном стандартных размеров, полезно иногда помещать на полосу и нестандартные по размеру иллюстрации.

Привлекательно выглядит на газетной полосе узкий, сильно вытянутый по вертикали фотоснимок.

Особенности иллюстрирования газет разных типов

Тип, характер газеты, особенности стоящих перед ней задач определяют различия в количестве и характере иллюстраций. В принципе, в любой газете, независимо от ее типа, можно с успехом применять все виды иллюстраций.

Большое значение для иллюстрирования газеты имеет ее объем — число полос и, в частности, формат. При малом формате газеты неизбежно уменьшение количества публикуемых в ней иллюстраций. Да и размер этих иллюстраций меньше, чем в крупноформатных изданиях. Малый формат полосы заставляет ограничивать публикацию фотоочерков, монтажей, то есть тех иллюстраций, для которых требуется значительная площадь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.181.145 (0.051 с.)