Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление групповой динамикой: снятие стресса, максимальное вовлечение участников в тренинг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Помимо преподнесения группе новой информации, упражнений на ее отработку, создания ситуации, в которой участники смогут обучиться чему-то новому, каждый тренер постоянно отслеживает психологическое состояние, в котором находятся участники группы. В какой-то момент группе необходима тихая сосредоточенность, а в следующий — будет нужна активность и энтузиазм. Упражнения, приведенные ниже, помогают изменить психологическое состояние участников. Одни из них — энерджайзеры — упражнения, направленные на поднятие тонуса и активности участников, другие — наоборот, помогают успокоить и утихомирить группу, которая чрезмерно активна. Энерджайзеры, как правило, нужны в тренингах, где много серьезного материала, а успокаивающие упражнения — в более веселых коммуникативных тренингах или после острых дискуссий.
Что это? Это фломастер Цели и возможности применения. Упражнение можно использовать для того, чтобы быстро взбодрить участников, если они устали от усвоения большого объема информации. Также упражнение может разогреть вялую группу перед упражнением, в котором важно их активное участие. Необходимые материалы. 2фломастера разных цветов, например синий и красный. Время. 5 минут. Размер группы. 6-20 человек. Процедура: 1. Группа сидит в общем кругу. Тренер протягивает фломастер участнику, сидящему справа от него. При этом тренер и участник должны как можно быстрее разыграть следующий диалог: Участник: Что это? Тренер: Это фломастер. <., Участник: Какой фломастер? Тренер: Красный. 2. После этого участник берет фломастер и отдает его следующему участнику, повторив с ним тот же диалог. Далее фломастер передается подобным образом по кругу. 3. Сразу же после того, как тренер отдал первый фломастер, он протягивает второй фломастер участнику, сидящему от него слева, и они также разыгрывают диалог, подобный первому: Участник: Что это? Тренер: Это фломастер. Участник: Какой фломастер? Тренер: Синий. 4. После этого синий фломастер передается по кругу так же, как и красный. Участникам группы необходимо быстро мобилизоваться для того, чтобы выполнить это упражнение в хорошем темпе. Даже самая пассивная группа оживляется в тот момент, когда уодного участника оказываются два фломастера иему необходимо вести сразу два диалога. Обсуждение. Не требуется. Носок - пятка Цели и возможности применения. Упражнение дает участникам возможность почувствовать друг друга, на какое-то время стать единым целым. Можно использовать упражнение в конце всего тренинга или какой-то его части для того, чтобы снять напряжение в группе и закончить тренинг на позитивной и запоминающейся ноте Время. 5 минут. Размер группы. 10-30 человек. Процедура: 1. Участники становятся в круг друг за другом очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. 2. После этого все начинают в таком положении медленно приседать — таким образом, что каждый участник оказывается сидящим на коленях у предыдущего. После того как все успешно сели, можно попробовать так немного продержаться. Обсуждение. Обычно не требуется. В тренинге по командообразованию можно подчеркнуть, что возможности команды больше, чем сумма возможностей каждого из ее членов, что, когда мы вместе, у нас появляются дополнительные возможности, которых не было ни у кого раньше.
Волна потягиваний Цели и возможности применения. Упражнение помогает быстро снять напряжение в группе, успокоить участников после активного упражнения или дискуссии на острую тему. Также упражнение помогает группе почувствовать себя единым организмом, вернуться в момент «здесь и сейчас», сконцентрировать внимание. Время. 5 минут. Размер группы. 6-20 человек. Процедура: Все стоят в кругу. Ведущий медленно потягивается. Когда он закончит, человек стоящий слева от него, начинает медленно потягиваться, когда он закончит, начинает следующий и т. д., — таким образом, по кругу проходит волна потягиваний. Обсуждение. Не требуется. Импульс Цели и возможности применения. Упражнение хорошо использовать для того, чтобы немного «встряхнуть» группу, изучавшую теоретический материал. Время. 5 минут. Размер группы. Любой. Процедура: Участники сидят в общем кругу. Тренер просит всех взяться за руки, затем пожимает руку своего соседа справа и просит его передать импульс рукопожатий по кругу. После того как волна рукопожатий возвращается в начало круга, тренер спрашивает, может ли группа передать импульс быстрее. После того как это будет сделано, тренер просит группу передать импульс еще быстрее и так далее, пока импульс не начнет передаваться практически мгновенно. Обсуждение. Не требуется. Вариант. Можно одновременно запустить два импульса — по часовой и против часовой стрелки. Когда два импульса с разных сторон приходят к человеку, сидящему в круге, это приводит к путанице и вызывает всеобщее веселье.
Летающие кошки Цели и возможности применения. Упражнение хорошо активизирует участников, помогает «встряхнуться» группе, которая изучала теоретический материал или пришла с перерыва. Необходимые материалы. 5-6 маленьких плюшевых кошек (или других мягких игрушек). Время. 5 минут. Размер группы. Любой. Процедура: 1. Участники стоят в общем кругу. Тренер бросает мягкую игрушку одному из участников, который ловит ее и кидает следующему и т. д., пока игрушка не побывает у каждого из участников и не вернется снова к тренеру. Когда игрушка возвращается тренеру, он снова кидает ее тому участнику, которому кинул вначале, и просит группу еще раз повторить и запомнить эту последовательность. После того как это будет сделано, тренер просит группу повторить последовательность, кидая игрушку как можно быстрее, затем спрашивает группу, могут ли они еще ускорить темп. 2. После того как группа достигает максимального темпа, тренер сразу вслед за первой кошкой кидает вторую, после нее третью и всех остальных, в результате чего кошки летают везде, а участники приходят в состояние веселого сумасшествия. Обсуждение. Не требуется. Хлопки Цели и возможности применения. Упражнение можно использовать в группе, изучавшей теоретический материал, чтобы помочь участникам отвлечься и «встряхнуться». Время. 5 минут. Размер группы. Любой. Процедура: 1. Участники сидят в общем кругу. Тренер просит каждого участника положить руки на колени партнеров, причем правую руку кладут на левое колено человека, сидящего справа, а левую руку — на правое колено человека, сидящего слева. 2. После этого участники должны как можно быстрее «передать по кругу» хлопок рукой по колену. Обычно путаница с руками приводит к тому, что участники хлопают слишком рано или слишком поздно. 3. Можно поставить условие, что не вовремя хлопнувшая по колену рука выбывает из игры, и наградить призом победителя, который останется в игре дольше всех. Обсуждение. Не требуется.
Поменяться местами Цели и возможности применения. Упражнение активизирует участников, его хорошо использовать для того, чтобы расшевелить уставшую группу или включить в работу людей, пришедших с перерыва. j Время. 5-10 минут. 1 Размер группы. 6-20 человек. Процедура: 1. Участники сидят в общем кругу. Тренер просит встать и найти себе новое место в круге всех, кто обладает определенными характеристиками, например: ♦ Имеет светлые волосы. ♦ Имеет пуговицы на ботинках. ♦ Имеет короткие волосы. ♦ В черных туфлях. ♦ Всем мужчинам. ♦ Всем женщинам. ♦ Всем, кто работает с людьми. ♦ Всем, кто ездил отдыхать в последние три месяца. ♦ Всем, кто любит играть в теннис. ♦ Всем, кто любит собак. 2. Пока участники меняются местами, тренер занимает один из освободившихся стульев. Участник, оставшийся без стула, становится ведущим. 3. Игра продолжается 5-10 минут или до тех пор, пока группа не придет в активное работоспособное состояние. Обсуждение. Не требуется. В тренинге по командообразованию можно сделать вывод о том, что все мы очень разные, обладаем разнообразными наборами качеств, а в эффективной команде используется индивидуальность каждого из нас. Путаница Цели и возможности применения. Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для того, чтобы закончить его на позитивной и запоминающейся ноте. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет использовать его втренинге по командообразованию. Время. 10-15 минут. Размер группы, от 10 человек. Процедура: Вся команда встает в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватиться своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, чтобы все снова стояли вобщем кругу. Обсуждение. Не обязательно. Если упражнение используется как разминка к тренингу командообразования, можно обсудить следующие вопросы: 1. Что было легко, а что тяжело? 2. Кто вел себя активно, а кто ждал, пока другие вокруг него распутаются? 3. Кто брал на себя роль лидера, помогая распутаться остальным? 4. Наблюдался ли в команде недостаток лидерства (никто не знает, что делать)? 5. Наблюдался ли в команде переизбыток лидерства (борьба за власть, разные точки зрения и споры о том, как именно нужно распутываться)?
Карты в награду Цели и возможности применения. Упражнение помогает максимально вовлечь участников в тренинг. Игра в карты ведется на протяжении всего тренинга, позволяя в те моменты, когда участники пассивны или легко переключают внимание на что-то другое, вернуть их в работу. Необходимые материалы. 2-3 колоды карт, небольшой приз для победителя. Время. Упражнение проходит в течение всего тренинга, еще 5 минут необходимо в конце для подведения итогов. Размер группы. Любой. Процедура: 1. Тренер объясняет, что активное участие в тренинге — один из главных ключей к тому, чтобы получить от него максимальный результат, и для того, чтобы обеспечить максимальную активность каждого, в тренинге вводится следующая Процедура:. 2. В течение тренинга те участники, которые проявляют наибольшую активность (задают интересные вопросы, делают интересные выступления во время групповых дискуссий, участвуют в демонстрациях и т. д.), получают в качестве награды игральные карты. 3. В конце тренинга обладатель наибольшего количества карт получит приз. Обсуждение. Не требуется. Дополнение. Упражнение особенно хорошо помогает подстегнуть энтузиазм группы, если карты раздаются достаточно часто, практически за каждое проявление активности. Также можно время от времени проводить их подсчет и определять промежуточных победителей. Елочка Цели и возможности применения. Упражнение дает возможность участникам немного подвигаться, позволяет расслабиться и на короткое время переключить внимание. Хорошо использовать его в середине изучения теоретического материала. Вместе с тем в этом упражнении участники действуют сообща, что помогает им лучше почувствовать друг друга. Время. 5 минут. Размер группы. Любой. Процедура: 1. Все участники сидят в общем кругу. Тренер просит всех хором начать рассказывать любой хорошо известный всем стишок (например, это может быть текст песни «В лесу родилась елочка»). 2. После того как все подстроились друг под друга и нашли общий темп, тренер сообщает следующее задание: участникам нужно вставать со стульев (либо если участники стоят, то садиться на стулья) каждый раз, когда в тексте появляется буква «о». Обсуждение. Не требуется. Вариант, который можно использовать для повтора материала. Участники тренинга не рассказывают стихи, а говорят на заданную тему, например факторы эффективности коммуникации в команде, как правильно давать критику и т. д. Делают они это, конечно, не хором, а каждый по очереди. При этом все, кто не говорит, садятся или встают при появлении в словах буквы «о».
Домики ищут людей Цели и возможности применения. Упражнение помогает расшевелить усталую или перегруженную информацией группу. Время. 5 минут. Размер группы. 12-20 человек. Процедура: 1. Группа разбивается на тройки, двое из них берутся заруки (изображая, таким образом, домик), а третий участник стоит между ними (эти участники — люди). 2. «Домики» всегда движутся вместе в паре, не разжимая рук. 3. После того как все сформировали «домики» и «людей» в них, ведущий говорит «люди ищут домики», после чего все «люди» должны покинуть свои домики и найти себе новые, либо «домики ищут людей», после чего «домики» должны найти себе новых жителей, в то время как «люди» остаются на месте. 4. Если ведущий говорит «землетрясение», то движутся и«домики» и «люди». 5. Во время переходов ведущий может занять место кого-то из участников, который остается «бездомным» и становится новым ведущим. Обсуждение. Не требуется. Групповое гудение Цели и возможности применения. Упражнение помогает управлять активностью группы. При этом можно использовать его как для того, чтобы разогреть пассивную группу, так и для того, чтобы успокоить чрезмерно активную. Время. 5 минут. Размер группы. Любой. Процедура: 1. Вся группа стоит вобщем кругу. Тренер просит группу начать тихое гудение. После того как все загудели, тренер спрашивает группу, может ли она гудеть громче. 2. Тренер просит группу гудеть громче, еще громче, либо тише и еще тише. Можно попросить группу варьировать громкость в зависимости от положения руки тренера — гудеть громче, если рука поднимается вверх, и тише, если она опускается вниз. 3. В конце тренер либо опускает руку до пола, и гудение становится почти неслышным (в этом варианте упражнение работает на то, чтобы утихомирить участников), либо, если нужно их взбодрить, поднимает руку вверх насколько позволяет рост, и гудение становится максимально громким. Обсуждение. Не требуется.
Извержение вулкана Цели и возможности применения. Упражнение активизирует группу, уставшую от изучения теоретического материала. Время. 5 минут. Размер группы. Любой. Процедура: 1. Тренер делит всю группу на две половины, одна из которых становится «жерлом вулкана», а другая — «лавой». 2. «Лава» должна плотно встать плечом к плечу, а «жерло» формирует круг вокруг «лавы», взявшись за руки либо положив руки на плечи друг другу. 3. После этого «лава» должна вырваться из «жерла вулкана», а «жерло» должно ее сдержать. Обсуждение. Не требуется. Босс сказал Цели и возможности применения. Упражнение активизирует группу, поэтому хорошо использовать его после перерыва или когда группа уже немного устала, например к концу дня. Время. 5 минут. Размер группы. Любой. Процедура: 1. Вся группа стоит в кругу. 2. Тренер говорит, что будет давать группе простые инструкции, выполнять которые нужно только в том случае, если перед инструкцией тренер произнесет «Босс сказал». 3. Тренер показывает движение и просит группу повторить его (например: «Хлопай в ладоши!», «Подпрыгни!», «Топай ногой», «Тяни!», «Толкай!»), группа повторяет только втом случае, если тренер произнес «Босс сказал» (например: «Босс сказал: "Хлопай в ладоши!"»). Первый, кто ошибется, показывает следующее движение. Обсуждение. Не требуется.
Шиворот-навыворот Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам встряхнуться после перерыва или во время изучения теоретического материала. Время. 5 минут. Размер группы. Любой. Процедура: 1. Вся группа стоит в общем кругу. 2. Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет провести небольшую разминку. Но во время этой разминки нужно будет делать все, что говорит тренер, с точностью до наоборот. Например, если говорится «поднимите правую ногу вверх», это означает, что нужно опустить левую руку вниз, если говорится «дотроньтесь до левой ноги», нужно дотронуться до правой руки и т. д. 3. Тренер дает группе команды, которые можно сделать наоборот. Примеры: опустите руку вниз, поднимите ногу вверх, идите вперед, идите назад, возьмите за руку соседа, подойдите к мужчине, подойдите к женщине и т. д. Обсуждение. Не требуется. Атомы-молекулы Цели и возможности применения. Упражнение хорошо использовать, когда группе необходимо подвигаться и встряхнуться. Время. 5 минут. Размер группы. Любой. Процедура: 1. Вся группа стоит в общем кругу. Тренер просит участников вспомнить то время, когда они учились в школе, изучали физику и, в частности, проходили атомы и молекулы. Всем участникам предлагается изобразить атомы и начинать двигаться по помещению, символизируя таким образом броуновское движение. 2. Тренер напоминает группе, что скорость движения атомов при броуновском движении зависит от температуры — чем теплее, тем она выше. После этого он начинает называть температуру, например: «10 градусов», «20 градусов», «100 градусов», «1000 градусов», «-273 градуса» и т. д., а участники должны подстраивать скорость своего движения под температуру. 3. Затем тренер говорит, что атомы могут группироваться вмолекулы, и, чередуя с изменением температуры, начинает говорить «молекулы по 2», «молекулы по 5», и в этот момент участники должны «составлять» молекулы указанного размера. Обсуждение. Не требуется.
Мумия Цели и возможности применения. Упражнение стимулирует командную деятельность, создает в группе веселую позитивную атмосферу. Необходимые материалы. Несколько рулонов туалетной бумаги. Время. 5 минут. Размер группы. Любой. Процедура: 1. Вся группа делится тренером на тройки, каждая тройка получает по рулону туалетной бумаги. 2. Тренер объясняет, что каждая группа должна выбрать «мумию», которую нужно за 5 минут обернуть туалетной бумагой. Если бумага порвется, то группа должна начать оборачивать «мумию» сначала. Побеждает команда, которая сумеет за это время лучше всего обернуть свою мумию. Обсуждение. Не обязательно. Можно обсудить с группой, кто победил и почему. Как правило, побеждает не самая быстрая команда, а та, которая продумала свою стратегию идействовала аккуратно. Если эти выводы актуальны для проводимого тренинга (например, если это тренинг по тайм-менеджменту), можно акцентировать на них внимание группы. Охота Цели и возможности применения. Упражнение помогает группе встряхнуться и подвигаться. Необходимые материалы. Подушка или большая мягкая игрушка. Упражнение проводится в достаточно просторном помещении или на улице. Время. 5 минут. Размер группы. Любой. Процедура: Выбирается ведущий, которому вручается подушка. После этого тренер (не ведущий) объявляет «охоту» или «отбой». Если тренер говорит «отбой», участники спокойно ходят по всей территории, где проводится тренинг, поодиночке. Если тренер говорит «охота», ведущий должен осалить подушкой любого участника. Единственное условие — нельзя салить участников, обнявших друг друга. Обсуждение. Не требуется.
Фруктовый салат Цели и возможности применения. Упражнение помогает встряхнуть группу после перерыва или во время изучения теоретического материала. Время. 5-10 минут. Размер группы. 6-20 человек. Процедура: 1. Вся группа сидит в кругу. 2. Тренер просит всех рассчитаться на «яблоки», «бананы», «мандарины» и «апельсины». 3. После того как это будет сделано, тренер говорит «поменяться местами всем бананам» — и все «бананы» должны встать и найти себе новое место. 4. Пока все меняются местами, тренер может занять чье-то место, и этот человек становится новым водящим, который просит поменяться местами все «яблоки», «мандарины» и т. д. 5. Если ведущий говорит «фруктовый салат», то местами меняются все. Обсуждение. Не требуется.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.224 (0.011 с.) |