Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление групповой динамикой: снятие стресса, максимальное вовлечение участников в тренинг.

Поиск

Помимо преподнесения группе новой информации, упражнений на ее отработку, создания ситуации, в которой участники смогут обучиться чему-то но­вому, каждый тренер постоянно отслеживает пси­хологическое состояние, в котором находятся участ­ники группы. В какой-то момент группе необходима тихая сосредоточенность, а в следующий — будет нужна активность и энтузиазм. Упражнения, приве­денные ниже, помогают изменить психологическое состояние участников. Одни из них — энерджайзеры — упражнения, направленные на поднятие тону­са и активности участников, другие — наоборот, по­могают успокоить и утихомирить группу, которая чрезмерно активна. Энерджайзеры, как правило, нужны в тренингах, где много серьезного материа­ла, а успокаивающие упражнения — в более весе­лых коммуникативных тренингах или после острых дискуссий.

 

Что это? Это фломастер

Цели и возможности применения. Упражнение можно исполь­зовать для того, чтобы быстро взбодрить участников, если они устали от усвоения большого объема информации. Также упраж­нение может разогреть вялую группу перед упражнением, в кото­ром важно их активное участие.

Необходимые материалы. 2фломастера разных цветов, напри­мер синий и красный.

Время. 5 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1. Группа сидит в общем кругу. Тренер протягивает фломастер участнику, сидящему справа от него. При этом тренер и участ­ник должны как можно быстрее разыграть следующий диалог:

Участник: Что это?

Тренер: Это фломастер. <.,

Участник: Какой фломастер?

Тренер: Красный.

2. После этого участник берет фломастер и отдает его следую­щему участнику, повторив с ним тот же диалог. Далее флома­стер передается подобным образом по кругу.

3. Сразу же после того, как тренер отдал первый фломастер, он протягивает второй фломастер участнику, сидящему от него слева, и они также разыгрывают диалог, подобный первому:

Участник: Что это?

Тренер: Это фломастер.

Участник: Какой фломастер?

Тренер: Синий.

4. После этого синий фломастер передается по кругу так же, как и красный. Участникам группы необходимо быстро мобилизовать­ся для того, чтобы выполнить это упражнение в хорошем темпе. Даже самая пассивная группа оживляется в тот момент, когда уодного участника оказываются два фломастера иему необ­ходимо вести сразу два диалога.

Обсуждение. Не требуется.

Носок - пятка

Цели и возможности применения. Упражнение дает участни­кам возможность почувствовать друг друга, на какое-то время стать единым целым. Можно использовать упражнение в кон­це всего тренинга или какой-то его части для того, чтобы снять напряжение в группе и закончить тренинг на позитивной и за­поминающейся ноте

Время. 5 минут.

Размер группы. 10-30 человек.

Процедура:

1. Участники становятся в круг друг за другом очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему.

2. После этого все начинают в таком положении медленно при­седать — таким образом, что каждый участник оказывается сидящим на коленях у предыдущего. После того как все ус­пешно сели, можно попробовать так немного продержаться.

Обсуждение. Обычно не требуется. В тренинге по командообразованию можно подчеркнуть, что возможности команды больше, чем сум­ма возможностей каждого из ее членов, что, когда мы вместе, у нас появляются дополнительные возможности, которых не было ни у кого раньше.

 

Волна потягиваний

Цели и возможности применения. Упражнение помогает быстро снять напряжение в группе, успокоить участников после активного упражнения или дискуссии на острую тему. Также упражнение помогает группе почувствовать себя еди­ным организмом, вернуться в момент «здесь и сейчас», сконцентрировать внимание.

Время. 5 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

Все стоят в кругу. Ведущий медленно потягивается. Когда он закончит, человек стоящий слева от него, начинает мед­ленно потягиваться, когда он закончит, начинает следую­щий и т. д., — таким образом, по кругу проходит волна потя­гиваний.

Обсуждение. Не требуется.

Импульс

Цели и возможности применения. Упражнение хорошо использовать для того, чтобы немного «встряхнуть» группу, изучавшую теоретический материал.

Время. 5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

Участники сидят в общем кругу. Тренер просит всех взяться за руки, затем пожимает руку своего соседа справа и про­сит его передать импульс рукопожатий по кругу. После того как волна рукопожатий возвращается в начало круга, тре­нер спрашивает, может ли группа передать импульс быст­рее. После того как это будет сделано, тренер просит группу передать импульс еще быстрее и так далее, пока импульс не начнет передаваться практически мгновенно.

Обсуждение. Не требуется.

Вариант. Можно одновременно запустить два импульса — по часовой и против часовой стрелки. Когда два импульса с разных сторон прихо­дят к человеку, сидящему в круге, это приводит к путанице и вызывает всеобщее веселье.

 

Летающие кошки

Цели и возможности применения. Упражнение хорошо ак­тивизирует участников, помогает «встряхнуться» группе, которая изучала теоретический материал или пришла с пе­рерыва.

Необходимые материалы. 5-6 маленьких плюшевых ко­шек (или других мягких игрушек).

Время. 5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

1. Участники стоят в общем кругу. Тренер бросает мягкую игрушку одному из участников, который ловит ее и кида­ет следующему и т. д., пока игрушка не побывает у каж­дого из участников и не вернется снова к тренеру. Когда игрушка возвращается тренеру, он снова кидает ее тому участнику, которому кинул вначале, и просит группу еще раз повторить и запомнить эту последовательность. Пос­ле того как это будет сделано, тренер просит группу по­вторить последовательность, кидая игрушку как можно быстрее, затем спрашивает группу, могут ли они еще ускорить темп.

2. После того как группа достигает максимального темпа, тренер сразу вслед за первой кошкой кидает вторую, пос­ле нее третью и всех остальных, в результате чего кошки летают везде, а участники приходят в состояние весело­го сумасшествия.

Обсуждение. Не требуется.

Хлопки

Цели и возможности применения. Упражнение можно ис­пользовать в группе, изучавшей теоретический материал, чтобы помочь участникам отвлечься и «встряхнуться».

Время. 5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

1. Участники сидят в общем кругу. Тренер просит каждого участника положить руки на колени партнеров, причем правую руку кладут на левое колено человека, сидящего справа, а левую руку — на правое колено человека, си­дящего слева.

2. После этого участники должны как можно быстрее «пе­редать по кругу» хлопок рукой по колену. Обычно пута­ница с руками приводит к тому, что участники хлопают слишком рано или слишком поздно.

3. Можно поставить условие, что не вовремя хлопнувшая по колену рука выбывает из игры, и наградить призом победителя, который останется в игре дольше всех.

Обсуждение. Не требуется.

 

Поменяться местами

Цели и возможности применения. Упражнение активизирует участников, его хорошо использовать для того, чтобы расшевелить уставшую группу или включить в работу лю­дей, пришедших с перерыва. j

Время. 5-10 минут. 1

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1. Участники сидят в общем кругу. Тренер просит встать и найти себе новое место в круге всех, кто обладает опре­деленными характеристиками, например:

♦ Имеет светлые волосы.

♦ Имеет пуговицы на ботинках.

♦ Имеет короткие волосы.

♦ В черных туфлях.

♦ Всем мужчинам.

♦ Всем женщинам.

♦ Всем, кто работает с людьми.

♦ Всем, кто ездил отдыхать в последние три месяца.

♦ Всем, кто любит играть в теннис.

♦ Всем, кто любит собак.

2. Пока участники меняются местами, тренер занимает один из освободившихся стульев. Участник, оставшийся без стула, становится ведущим.

3. Игра продолжается 5-10 минут или до тех пор, пока груп­па не придет в активное работоспособное состояние.

Обсуждение. Не требуется. В тренинге по командообразованию мож­но сделать вывод о том, что все мы очень разные, обладаем разнооб­разными наборами качеств, а в эффективной команде используется индивидуальность каждого из нас.

Путаница

Цели и возможности применения. Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для того, чтобы закончить его на позитивной и запоминающейся ноте. Также в нем участ­ники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет использовать его втренинге по командообразованию.

Время. 10-15 минут.

Размер группы, от 10 человек.

Процедура:

Вся команда встает в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватиться своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же челове­ком. После того как все взялись за руки, группа должна рас­путаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, чтобы все снова стояли вобщем кругу.

Обсуждение. Не обязательно. Если упражнение используется как раз­минка к тренингу командообразования, можно обсудить следующие вопросы:

1. Что было легко, а что тяжело?

2. Кто вел себя активно, а кто ждал, пока другие вокруг него распута­ются?

3. Кто брал на себя роль лидера, помогая распутаться остальным?

4. Наблюдался ли в команде недостаток лидерства (никто не знает, что делать)?

5. Наблюдался ли в команде переизбыток лидерства (борьба за власть, разные точки зрения и споры о том, как именно нужно рас­путываться)?

 

Карты в награду

Цели и возможности применения. Упражнение помогает максимально вовлечь участников в тренинг. Игра в карты ведется на протяжении всего тренинга, позволяя в те мо­менты, когда участники пассивны или легко переключают внимание на что-то другое, вернуть их в работу.

Необходимые материалы. 2-3 колоды карт, небольшой приз для победителя.

Время. Упражнение проходит в течение всего тренинга, еще 5 минут необходимо в конце для подведения итогов.

Размер группы. Любой.

Процедура:

1. Тренер объясняет, что активное участие в тренинге — один из главных ключей к тому, чтобы получить от него максимальный результат, и для того, чтобы обеспечить максимальную активность каждого, в тренинге вводится следующая Процедура:.

2. В течение тренинга те участники, которые проявляют наибольшую активность (задают интересные вопросы, делают интересные выступления во время групповых дискуссий, участвуют в демонстрациях и т. д.), получают в качестве награды игральные карты.

3. В конце тренинга обладатель наибольшего количества карт получит приз.

Обсуждение. Не требуется.

Дополнение. Упражнение особенно хорошо помогает подстегнуть эн­тузиазм группы, если карты раздаются достаточно часто, практически за каждое проявление активности. Также можно время от времени про­водить их подсчет и определять промежуточных победителей.

Елочка

Цели и возможности применения. Упражнение дает воз­можность участникам немного подвигаться, позволяет рас­слабиться и на короткое время переключить внимание. Хо­рошо использовать его в середине изучения теоретическо­го материала. Вместе с тем в этом упражнении участники действуют сообща, что помогает им лучше почувствовать друг друга.

Время. 5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

1. Все участники сидят в общем кругу. Тренер просит всех хором начать рассказывать любой хорошо известный всем стишок (например, это может быть текст песни «В лесу родилась елочка»).

2. После того как все подстроились друг под друга и нашли общий темп, тренер сообщает следующее задание: уча­стникам нужно вставать со стульев (либо если участники стоят, то садиться на стулья) каждый раз, когда в тексте появляется буква «о».

Обсуждение. Не требуется.

Вариант, который можно использовать для повтора материала. Уча­стники тренинга не рассказывают стихи, а говорят на заданную тему, например факторы эффективности коммуникации в команде, как пра­вильно давать критику и т. д. Делают они это, конечно, не хором, а каждый по очереди. При этом все, кто не говорит, садятся или вста­ют при появлении в словах буквы «о».

 

Домики ищут людей

Цели и возможности применения. Упражнение помогает расшевелить усталую или перегруженную информацией группу.

Время. 5 минут.

Размер группы. 12-20 человек.

Процедура:

1. Группа разбивается на тройки, двое из них берутся заруки (изображая, таким образом, домик), а третий участ­ник стоит между ними (эти участники — люди).

2. «Домики» всегда движутся вместе в паре, не разжимая рук.

3. После того как все сформировали «домики» и «людей» в них, ведущий говорит «люди ищут домики», после чего все «люди» должны покинуть свои домики и найти себе новые, либо «домики ищут людей», после чего «домики» должны найти себе новых жителей, в то время как «люди» остаются на месте.

4. Если ведущий говорит «землетрясение», то движутся и«домики» и «люди».

5. Во время переходов ведущий может занять место кого-то из участников, который остается «бездомным» и ста­новится новым ведущим.

Обсуждение. Не требуется.

Групповое гудение

Цели и возможности применения. Упражнение помогает управлять активностью группы. При этом можно использо­вать его как для того, чтобы разогреть пассивную группу, так и для того, чтобы успокоить чрезмерно активную.

Время. 5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

1. Вся группа стоит вобщем кругу. Тренер просит группу начать тихое гудение. После того как все загудели, тре­нер спрашивает группу, может ли она гудеть громче.

2. Тренер просит группу гудеть громче, еще громче, либо тише и еще тише. Можно попросить группу варьировать громкость в зависимости от положения руки тренера — гудеть громче, если рука поднимается вверх, и тише, если она опускается вниз.

3. В конце тренер либо опускает руку до пола, и гудение становится почти неслышным (в этом варианте упраж­нение работает на то, чтобы утихомирить участников), либо, если нужно их взбодрить, поднимает руку вверх на­сколько позволяет рост, и гудение становится макси­мально громким.

Обсуждение. Не требуется.

 

Извержение вулкана

Цели и возможности применения. Упражнение активи­зирует группу, уставшую от изучения теоретического мате­риала.

Время. 5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

1. Тренер делит всю группу на две половины, одна из кото­рых становится «жерлом вулкана», а другая — «лавой».

2. «Лава» должна плотно встать плечом к плечу, а «жерло» формирует круг вокруг «лавы», взявшись за руки либо положив руки на плечи друг другу.

3. После этого «лава» должна вырваться из «жерла вулка­на», а «жерло» должно ее сдержать.

Обсуждение. Не требуется.

Босс сказал

Цели и возможности применения. Упражнение активизи­рует группу, поэтому хорошо использовать его после пере­рыва или когда группа уже немного устала, например к концу дня.

Время. 5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

1. Вся группа стоит в кругу.

2. Тренер говорит, что будет давать группе простые инст­рукции, выполнять которые нужно только в том случае, если перед инструкцией тренер произнесет «Босс ска­зал».

3. Тренер показывает движение и просит группу повторить его (например: «Хлопай в ладоши!», «Подпрыгни!», «То­пай ногой», «Тяни!», «Толкай!»), группа повторяет только втом случае, если тренер произнес «Босс сказал» (на­пример: «Босс сказал: "Хлопай в ладоши!"»). Первый, кто ошибется, показывает следующее движение.

Обсуждение. Не требуется.

 

Шиворот-навыворот

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам встряхнуться после перерыва или во время изу­чения теоретического материала.

Время. 5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

1. Вся группа стоит в общем кругу.

2. Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет прове­сти небольшую разминку. Но во время этой разминки нужно будет делать все, что говорит тренер, с точностью до наоборот. Например, если говорится «поднимите пра­вую ногу вверх», это означает, что нужно опустить левую руку вниз, если говорится «дотроньтесь до левой ноги», нужно дотронуться до правой руки и т. д.

3. Тренер дает группе команды, которые можно сделать наоборот. Примеры: опустите руку вниз, поднимите ногу вверх, идите вперед, идите назад, возьмите за руку со­седа, подойдите к мужчине, подойдите к женщине и т. д.

Обсуждение. Не требуется.

Атомы-молекулы

Цели и возможности применения. Упражнение хорошо ис­пользовать, когда группе необходимо подвигаться и встрях­нуться.

Время. 5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

1. Вся группа стоит в общем кругу. Тренер просит участни­ков вспомнить то время, когда они учились в школе, изу­чали физику и, в частности, проходили атомы и молеку­лы. Всем участникам предлагается изобразить атомы и начинать двигаться по помещению, символизируя таким образом броуновское движение.

2. Тренер напоминает группе, что скорость движения ато­мов при броуновском движении зависит от температу­ры — чем теплее, тем она выше. После этого он начи­нает называть температуру, например: «10 градусов», «20 градусов», «100 градусов», «1000 градусов», «-273 градуса» и т. д., а участники должны подстраи­вать скорость своего движения под температуру.

3. Затем тренер говорит, что атомы могут группироваться вмолекулы, и, чередуя с изменением температуры, на­чинает говорить «молекулы по 2», «молекулы по 5», и в этот момент участники должны «составлять» моле­кулы указанного размера.

Обсуждение. Не требуется.

 

Мумия

Цели и возможности применения. Упражнение стимули­рует командную деятельность, создает в группе веселую по­зитивную атмосферу.

Необходимые материалы. Несколько рулонов туалетной бумаги.

Время. 5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

1. Вся группа делится тренером на тройки, каждая тройка получает по рулону туалетной бумаги.

2. Тренер объясняет, что каждая группа должна выбрать «мумию», которую нужно за 5 минут обернуть туалетной бумагой. Если бумага порвется, то группа должна начать оборачивать «мумию» сначала. Побеждает команда, ко­торая сумеет за это время лучше всего обернуть свою мумию.

Обсуждение. Не обязательно. Можно обсудить с группой, кто победил и почему. Как правило, побеждает не самая быстрая команда, а та, которая продумала свою стратегию идействовала аккуратно. Если эти выводы актуальны для проводимого тренинга (например, если это тре­нинг по тайм-менеджменту), можно акцентировать на них внимание группы.

Охота

Цели и возможности применения. Упражнение помогает группе встряхнуться и подвигаться.

Необходимые материалы. Подушка или большая мягкая игрушка. Упражнение проводится в достаточно просторном помещении или на улице.

Время. 5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

Выбирается ведущий, которому вручается подушка. После этого тренер (не ведущий) объявляет «охоту» или «отбой». Если тренер говорит «отбой», участники спокойно ходят по всей территории, где проводится тренинг, поодиночке. Если тренер говорит «охота», ведущий должен осалить подушкой любого участника. Единственное условие — нельзя салить участников, обнявших друг друга.

Обсуждение. Не требуется.

 

Фруктовый салат

Цели и возможности применения. Упражнение помогает встряхнуть группу после перерыва или во время изучения теоретического материала.

Время. 5-10 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1. Вся группа сидит в кругу.

2. Тренер просит всех рассчитаться на «яблоки», «бананы», «мандарины» и «апельсины».

3. После того как это будет сделано, тренер говорит «по­меняться местами всем бананам» — и все «бананы» дол­жны встать и найти себе новое место.

4. Пока все меняются местами, тренер может занять чье-то место, и этот человек становится новым водящим, ко­торый просит поменяться местами все «яблоки», «ман­дарины» и т. д.

5. Если ведущий говорит «фруктовый салат», то местами меняются все.

Обсуждение. Не требуется.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.224 (0.011 с.)