Игр и упражнений для бизнес-тренингов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игр и упражнений для бизнес-тренингов



Игр

И упражнений для

Бизнес-тренингов

Санкт-Петербург Прайм-ЕВРОЗНАК

 

УДК 159.9 Все права защищены. Никакая часть данной книги

ББК 88.4 не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме

Е7 О без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Еремеева, Н.

Е7О 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов / Наталия Еремеева. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. -128 с.

ISBN 5-93878-226-0 (С: Лучшие психотехнологии мира) ISBN 5-93878-350-Х (С: Современные бизнес-технологии)

 

Руководство содержит описание активных игр и упражнений, ко­торые успешно применялись автором в бизнес-тренингах на протя­жении многих лет. Бизнес-тренинги помогут вашим сотрудникам развить деловые навыки и навыки общения, лучше узнать свою ком­панию, понять свою роль в ней, определить свои силы и возможно­сти, сплотить коллектив, вовлечь в процесс активного освоения материала, успешно преодолевать стресс. Описание каждого упраж­нения включает в себя рекомендации по его применению, необхо­димые материалы, инструкции участникам, оценку необходимого для его проведения времени и оптимального размера группы, вопросы для последующего обсуждения с участниками или выводы, к кото­рым они должны прийти.

Книга адресована специалистам по работе с персоналом, биз­нес-тренерам, консультантам, психологам, социальным работникам, преподавателям. Включение в ваш тренинг упражнений, почерпну­тых из этой книги, сделает его живым, ярким, эффективным.

Игр и упражнений для бизнес-тренингов

Наталия Еремеева  

Редактор А. Бродоцкая

Художественный редактор С. Ващенок

Макет и верстка Е. Маликовой

Подписано в печать с готовых диапозитивов заказчика 22.01.2007. Формат 84х108'/з2- Бумага газетная. Печать высокая с ФПФ. Усл. печ. л. 6,72.

С: Лучшие психотехнологии мира. Тираж 2000 экз. Заказ 576.

«прайм-ЕВРОЗНАК». 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 41

Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93 том 2 — 953000, книги, брошюры

Издание осуществлено при техническом участии 000 «Издательство ACT»

Издано при участии ООО «Харвест». Лицензия № 02330/0056935 от 30.04.04.

Республика Беларусь, 220013, Минск, ул. Кульман, д. 1, корп. 3, эт. 4, к. 42.

E-mail редакции: harvest2004@mail.ru

Открытое акционерное общество «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа». Республика Беларусь, 220600, Минск, ул. Красная, 23.

© Еремеева Н., 2006 © Серия, оформление,

«Прайм-Еврознак», 2007 ISBN 978-985-16-1033-0 © «Прайм-Еврознак», 2007

 

Введение.5

Начало тренинга, знакомство, запоминание имен. 9

Кто меня представил • Имена и качества • Что возьмешь на пик­ник? • Апельсины • Плюсы и минусы • Слушай меня! • Возьми сал­феток • Ты любишь своих соседей? • Невидимая связь

Разминки и ледоколы— упражнения

на разогрев и сплочение группы..19

Счет в темноте • Летели гуси • Игра в лото • Я надеюсь — я опаса­юсь «Угадай, кто «Две правды и ложь* Венские диаграммы* Как мы похожи! • Какая наша команда? • Волк в овечьей шкуре • Крос­сворд о партнере • Найди такого же • Алфавит предпочтений

Альтернатива лекции. Активное изучение материала..35

Четыре стены • Хороший — плохой • Что это такое? • Три вопроса • Масти • Тренинговое домино • Объясните мне! • Придирчивый слу­шатель* Разные мнения* Моя работа похожа на лезвие «Игра в карты • Найти решение • Резюме

Управление групповой динамикой: энерджайзеры, снятие стресса, максимальное вовлечение участников в тренинг..51

Что это? Это фломастер* Носок — пятка-Волна потягиваний* Импульс • Летающие кошки • Хлопки • Поменяться местами • Пу­таница • Карты в награду • Елочка • Домики ищут людей • Групповое гудение • Извержение вулкана • Босс сказал • Шиворот-навыворот* Атомы—молекулы • Мумия • Охота • Фруктовый салат

Упражнения на формирование команды..71

Мост* Башни* Волшебная бутылка* Да здравствует позитив!* Десять фактов о нас • Воздушные замки • Вместе мы сильнее • Мой вклад в команду* Круг—треугольник—квадрат—спираль* Остров, Плот • Переправа • Уменьшающаяся газета • Шарики • Издание анекдотов • Синергия

Упражнения на коммуникативные навыки...91

Умение слушать • Расскажите историю • Такси • Знаменитости • Выйди из скорлупы • Передать одним словом • Интонации • Одно­минутная речь* Семь богатырей* Леопольд* Коллекция аргумен­тов • Витязь на распутье • Билет на Гавайи • Пять минут славы • Завтрак с героем • Кот в мешке • Договориться

Завершение тренинга. Интеграция полученных знаний.113

Сказать за 30 секунд «Бесплатные советы «Как использовать» Кроссворд* Найди свою пару «Дерево терминов • Вопросы и от­веты • Подведение итогов• Препятствия• Три правды и ложь» 'Изменения* Пока горит спичка* Какой был тренинг* Письмо самому себе • Достигнуты ли цели

Литература.128

 

Введение

Активные тренинги становятся все более популярной формой обучения взрослых людей. А хороший тренинг не­возможно провести без упражнений и игр, вовлекающих участников тренинга в процесс обучения. Использование уп­ражнений в тренинге помогает достичь следующих целей:

ф Позволяет участникам усвоить информацию и про­верить ее на собственном опыте.

ф «Разогревает» участников группы, активизирует их творческую активность, настраивает на «включен­ность» в происходящее.

♦ Помогает отработать полученные навыки в прак­тической деятельности.

♦ Создает в группе веселую и доброжелательную атмосферу.

У каждого бизнес-тренера или ведущего социально-пси­хологических групп есть свой арсенал разминок, упражне­ний, развивающих навыки коммуникации, игр, помогающих встряхнуть уставшую группу, и т. п. Мне хотелось бы поде­литься с коллегами теми упражнениями, которые я чаще всего использую в собственных бизнес-тренингах для персонала различных компаний

В бизнес-тренингах традиционно применяются упраж­нения следующих категорий:

1. Упражнения на знакомство. Эти упражнения помо­гают участникам быстрее познакомиться друг с другом, за­помнить имена членов группы и точнее сформулировать ожидания от тренинга. Конечно, в начале тренинга можно просто попросить участников представиться по очереди и рассказать о своих ожиданиях от тренинга. Вместе с тем важно с самого начала задать активный темп совместной работы и вовлечь участников в творческую деятельность, поэтому знакомство с помощью веселых упражнений более предпочтительно.

2. Разминки и ледоколы — упражнения, которые реко­мендуется применять в самом начале тренинга сразу после знакомства. Они помогают вовлечь участников в процесс активного обучения, создать в группе позитивную атмос­феру. С помощью ледоколов участники узнают что-то но­вое друг о друге, «ломается лед» их настороженности друг к другу, возникает стимул к тому, чтобы максимально от­крыто выражать свое мнение. Разминки — это активные уп­ражнения, которые, как правило, включают в себя элемент юмора. В оптимальном варианте разминка или ледокол тем или иным способом связывается с темой тренинга. В уп­ражнениях, предлагаемых в данном сборнике, как правило, даны рекомендации о том, как перейти от них к определен­ной теме.

3. Энерджайзеры — короткие упражнения, необходимые для того, чтобы «встряхнуть» уставшую группу. Их очень по­лезно использовать в тренингах, содержащих много теоре­тического материала, например в таких, как тренинг поуправлению временем. Также энерджайзеры очень хорошо использовать в тех случаях, когда важно перевести группу из состояния приятной лени и расслабления (после обеда, например) в состояние активности и готовности восприни­мать новое.

4. Упражнения на активное изучение теоретического материала. Хорошо известно, что даже сухая теоретичес­кая информация воспринимается лучше, если обучаемые приложили личные усилия к тому, чтобы ее освоить. В связи с этим широко распространен, например, так называемый метод ажурной пилы, когда все участники получают по не­большому фрагменту того материала, который группе не­обходимо освоить, и каждый обучает «своей» информации всех остальных. Подобные способы активного освоения ма­териала и представлены в соответствующем разделе книги.

5. Упражнения, посвященные конкретным навыкам.

В данном сборнике представлены упражнения, связанные с навыками коммуникации и умения работать в команде. Как правило, это упражнения на формирование и отработку определенного навыка — например, умения убеждать, уме­ния слушать или выступать публично. Также это могут быть упражнения, помогающие участникам понять важность того или иного навыка, осознать, какие факторы приводят к ус­пеху или неуспеху в той или иной деятельности.

Кто меня представил

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам запомнить имена друг друга.

Время. 3-10 минут в зависимости от размеров группы.

Размер группы. 4-15 человек.

Процедура:

1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участ­ник представляется и рассказывает что-нибудь интерес­ное о себе. Например: «Я Надежда и у меня четыре кош­ки». После чего представляет следующего участника, на­пример: «А это Олег». Если говорящий не знает, как зовут соседа, тот может подсказать свое имя.

2. Следующий участник представляется, тоже рассказыва­ет о себе что-нибудь и называет того, кто его предста­вил. Например: «Я Олег, я родился в Ташкенте, меня представила Надежда, у которой четыре кошки». После этого он представляет следующего: «А это Лена».

3. Следующий участник представляется, делится информа­цией о себе и называет того, кто его представил, а также кто представил этого участника: «Я Лена, я танцую танго, меня представил Олег, который родился в Ташкенте, которого представила Надежда, у которой четыре кошки». После этого представляется следующий участник группы.

4. Каждый последующий перечисляет всех, кто говорил до ; него, объясняя, кто кого представил, и вспоминая информацию о каждом, пока в игре не примут участие все члены группы.

Обсуждение. Не требуется.

Имена и качества

Цели и возможности применения. Упражнение использу­ется для знакомства участников и для того, чтобы помочь им запомнить имена друг друга.

Время. 3-10 минут в зависимости от размеров группы.

Размер группы. 4-20 человек.

Процедура:

1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участ­ник представляется и называет любое качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например: «Я Виктор — веселый».

2. Второй участник повторяет то, что сказал первый, и до­бавляет информацию о себе: «Это Виктор — веселый, а я Александр — активный».

3. Каждый последующий участник повторяет все, что ска­зали до него, и добавляет информацию о себе.

Обсуждение. Не требуется.

Примечание. Лучше не просить участников назвать свое качество, так как обычно в начале тренинга они еще скованны и могут говорить: «Ну, я не знаю, какой я!», поэтому лучше попросить их назвать любое абстрактное качество. Также и в этом упражнении, и в следующих, по­строенных по принципу «снежного кома», где участникам нужно вспом­нить информацию, которую сказали до них, многие опасаются, что не вспомнят, что говорили другие, особенно если уже высказалась боль­шая часть группы. В этом случае нужно пояснить, что группа обяза­тельно их поддержит и подскажет, если они вдруг забудут что-то.

Вариант. Можно попросить участников назвать начинающееся на ту же букву качество идеального торгового представителя (идеальной ко­манды, менеджера, оратора и т. п.) в зависимости от темы тренинга.

 

Что возьмешь на пикник?

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам запомнить имена друг друга.

Время. 3-10 минут в зависимости от размеров группы.

Размер группы. 4-15 человек.

Процедура:

1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер просит участников представить себе такую ситуацию: вся группа в ближайшие выходные отправляется в лес на пикник, и каждый должен взять с собой один предмет. Название этого предмета должно рифмоваться с его именем.

2. Первый участник представляется и говорит, что он берет с собой. Например: «Я Руслан, и я возьму чемодан».

3. Следующий участник повторяет то, что сказал предыду­щий, и добавляет про себя. Например: «Это Руслан, он возьмет чемодан, а я Галина, и я возьму малину».

4. Каждый последующий участник повторяет то, что было сказано до него, и добавляет про себя: «Это Руслан, он возьмет чемодан, это Галина, она возьмет малину, а я Миша, я возьму шишек».

Обсуждение. Не требуется.

 

Апельсины

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам запомнить имена друг друга.

Время. 3-10 минут в зависимости от размеров группы.

Размер группы. 4-20 человек.

Процедура:

1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участ­ник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участник по имени Антон может сказать: «Меня зовут Антон, и я люб­лю апельсины».

2. Второй участник повторяет то, что сказал первый, и до­бавляет информацию о себе. Например: «Это Антон, ко­торый любит апельсины, а я Татьяна, и я люблю танцы».

3. Каждый последующий участник повторяет все, что ска­зали до него, и добавляет информацию о себе.

Обсуждение. Не требуется.

 

Плюсы и минусы

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться и запомнить имена друг друга. Также в нем начинается осмысление темы тренинга и про­яснение ожиданий участников.

Время. 3-10 минут в зависимости от размеров группы.

Размер группы. 4-15 человек.

Процедура:

1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участ- -■ ' ник представляется и называет свое сильное и свое сла­бое качество в области деятельности, которая составля­ет тему тренинга. Например: «Меня зовут Михаил, моя сильная сторона в продажах состоит в том, что я умею находить общий язык с самыми капризными клиентами, моя слабая сторона — в том, что я иногда слишком мно­го говорю».

2. Следующий участник повторяет то, что сказал предыду­щий, затем также представляется и называет свою силь­ную и свою слабую стороны.

3. Каждый последующий участник повторяет то, что было сказано до него, и добавляет информацию о себе.

Обсуждение. Не требуется. Тренер может комментировать высказы­вания участников и ссылаться на блоки тренинга, в которых будет от­рабатываться материал по названным характеристикам.

Слушай меня!

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться, а также подчеркивает важность умения слушать.

Время. 3 минуты.

Размер группы. 4-20человек.

Процедура:

1. Участники тренинга сидят в общем кругу, и каждый по очереди (по кругу) представляется, рассказывает немного о себе и называет цели, с которыми он пришел на тре­нинг.

2. После того как все выскажутся, тренер просит участни­ков по очереди повторить то, что сказал человек, гово­ривший до него.

Обсуждение. Не требуется.

Вариант. Можно использовать это упражнение в качестве разогрева перед тренингом по активному слушанию. Поскольку очень часто уча­стники, пока говорят другие, не слушают выступающих, а напряженно думают о том, что же будут говорить они сами, упражнение иллюстри­рует, как редко мы слушаем друг друга.

Возьми салфеток

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться, а также создает в группе весе­лую позитивную атмосферу.

Необходимые материалы. Бумажные салфетки. Время. 5 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер пере­дает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуется, возьмите, пожалуйста, себе не­много салфеток».

2. После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Обсуждение. Не требуется.

Вариант. Можно попросить участников поделиться не фактами о себе, а информацией, так или иначе связанной с темой тренинга. Например, в тренинге продаж можно попросить их вспомнить о выгодах клиента, на которые ориентирован их продукт, в тренинге по эффективной ра­боте в команде — о факторах, влияющих на командную работу, и т. д.

Ты любишь своих соседей?

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам запомнить имена друг друга. Также можно ис­пользовать это упражнение, чтобы «встряхнуть» группу после перерыва или в процессе изучения «скучного» материала.

Время. 5-10 минут.

Размер группы. 10-20 участников.

Процедура:

1. Группа садится в круг, тренер стоит в центре круга.

2. Тренер спрашивает любого участника группы: «Лена (Миша, Вася...), ты любишь своих соседей?» Участник может ответить: «Да, я люблю своих соседей... (имя) и... (имя), но больше всего я люблю людей с короткими стрижками». После этого все люди с короткими стриж­ками должны выйти вперед и найти себе любое новое место в круге. Ведущий занимает одно из освободив­шихся мест, а тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим. Также участник может ответить: «Нет, я не люблю своих соседей... (имя) и... (имя)». В этом случае соседи должны как можно быстрее поме­няться местами друг с другом.

Обсуждение. Не требуется.

 

Невидимая связь

Цели и возможности применения. Упражнение помогает знакомству участников, их раскрытию, созданию в группе по­зитивной атмосферы.

Необходимые материалы. Небольшой клубок шерсти.

Время. 5-10 минут.

Размер группы. 7-20 участников.

Процедура:

1.Вся группа стоит в общем кругу. Тренер отматывает от клубка часть нитки, после чего, продолжая держать конец нити, передает клубок любому из участников.

2. Этот участник должен представиться и рассказать немно­го о себе, своих увлечениях, ожиданиях от тренинга и т. д. После этого он, продолжая держать нитку, передает клу­бок следующему участнику.

3. Каждый участник, рассказав о себе, передает клубок следу­ющему участнику, продолжая держаться за нить клубка.

4. После того как представились все, оказавшись связанны­ми нитью от клубка, тренер может попросить участников распутаться, аккуратно сматывая клубок и вспоминая о том, что говорил о себе каждый из присутствующих.

Варианты

1. В тренинге командообразования можно подчеркнуть, что все люди в команде объединены невидимой связью и команда представляет собой единое целое, даже когда мы не держимся за нить клубка.

2. Можно использовать упражнение не для представления участников, а для того, чтобы прийти к новым идеям, собрать информацию или подвести итоги тренинга. Например, попросить участников вспом­нить о конкурентных преимуществах продаваемого ими продукта или о способах преодоления возражений клиента. В этом случае исполь­зование клубка помогает сосредоточить внимание участников и вов­лечь группу в процесс в большей степени, чем если бы проводился обычный опрос группы.

 

Счет в темноте

Цели и возможности применения. Упражнение способ­ствует разогреву группы, которая только собралась на тре­нинг и познакомилась, и вовлечению участников в то, что происходит «здесь и сейчас» на тренинге. Также упражне­ние можно использовать и в том случае, если нужно успо­коить участников, слишком взбудораженных обсуждением волнующей темы.

Время. 5 минут.

Размер группы. 8-25 человек.

Процедура:

1.Тренер просит всю команду закрыть глаза.

2. Теперь всей командой нужно досчитать от 1 до 10. При этом один человек не может произнести две цифры под­ряд — всчете должна участвовать вся команда. Если двое говорят одновременно, все начинается сначала. Важно почувствовать друг друга иобъединиться в единыйпроцесс.

Обсуждение. Не требуется.

Летели гуси

Цели и возможности применения. Разогрев группы и во­влечение всех в активную деятельность. Также возможно использование данного упражнения для анализа коммуни­кативных навыков участников и того, насколько слаженно они умеют работать единой командой.

Необходимые материалы. Бумага, карандаши.

Время. 20 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура:

1. Тренер просит каждого решить в уме следующую задачу и написать ответ на листочке. Условие задачи: Летит стая гусей, а им навстречу один гусь. Один гусь говорит: «Здравствуйте, сто гусей!» Гуси отвечают: «Нас не сто. Было бы нас сто, если бы было столько, сколько сейчас, да еще столько, еще пол столько, четверть столько, да и ты с нами. Вот тогда нас было бы сто». Сколько летело гусей в стае?

2. После того как каждый участник записал свое решение, тренер просит их прочитать свои ответы, которые, как правило, у всех получаются разные.

3. После этого за 10 минут команде участников нужно прийти к одному общему правильному решению.

Анализ упражнения

1. Пришла ли группа к единому правильному решению? (Правильный ответ —36.)

2. Кто говорил, кто молчал, почему не доказывали свою точку зрения?

3. Каким образом участники продвигали, доказывали свою точку зре­ния? Какие коммуникативные приемы можно было увидеть в этой игре? Слушали ли участники друг друга?

4. Что помогало, что мешало командному взаимодействию?

Игра в лото

Цели и возможности применения. Разогрев группы, со­бравшейся на тренинг, знакомство участников. Для выпол­нения этого упражнения участники должны интенсивно вза­имодействовать между собой, узнавать новое друг о друге, что способствует созданию позитивной атмосферы.

Необходимые материалы

1. Каждый участник тренинга получает таблицу, расчерчен­ную на листе бумаги форматом А4, в каждой клетке таб­лицы написана какая-то информация о человеке (при­мерный список утверждений см. в приложении).

2. Небольшие призы для победителей.

Время. 5-10 минут.

Размер группы. 6—20 человек.;

Процедура:

1. Каждый участник получает таблицу.

2. Тренер объясняет правила игры. Участникам нужно впи­сать в клетки имена людей, характеристики которых со­ответствуют написанным утверждениям, при этом нельзя дважды указывать имя одного и того же человека. Каж­дому игроку необходимо заполнить пять клеток в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали. Игра начинается по сигналу тренера, через 5 минут останавливается и подводятся итоги.

Приложение. Примерный список утверждений для знакомства группы

♦ Самый младший ребенок в семье.

♦ Любит джаз.

♦ Любит апельсины.

♦ Одет в синее.

♦ Носит длинные волосы.

♦Носит очки.

♦ Имеет одну сестру.

♦ Одет в белое.

♦ Одет в джинсы.

♦ Одет в костюм.

♦ Любит жареную картошку.

♦ Имеет двух братьев.

♦ Ни разу не летал на самолете.

♦ Его имя начинается с Н.

♦ Его имя начинается с А.

♦ Любит читать.

♦ Имеет рыжие волосы.

И так далее.

Вариант. Можно написать в клетках таблицы что-то связанное с те­мой тренинга. Например, для тренинга по презентациям можно ис­пользовать такой список утверждений:

♦ Легко находит контакт с любой аудиторией.

♦ Считает себя очень артистичным.

♦ Хорошо умеет использовать проектор

♦ Часто выступает перед большими аудиториями.

♦ Выступает каждый день.

♦ Все еще испытывает волнение перед выступлениями.

♦ Никогда не прописывает свои выступления заранее.

♦ Не любит свой голос. И так далее.

Я надеюсь - я опасаюсь

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам точнее сформулировать свои ожидания от пред­стоящего тренинга, а также способствует тому, чтобы участ­ники максимально открыто делились своими мыслями, чув­ствами, опасениями и т. д.

Необходимые материалы. Бумага для записей, карандаши.

Время. 5-15 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

1. Тренер раздает участникам бумагу и просит написать их надежды и опасения, связанные с предстоящим тренин­гом. Например: «Я надеюсь, что тренинг поможет мне разрешить проблему с моим другом, я опасаюсь, что тре­нинг будет скучным». Подписывать записки не нужно.

2. Все записки сдаются тренеру.

3. Тренер зачитывает записки по одной, и группа обсуж­дает, что нужно сделать для того, чтобы эти надежды оправдались, аопасения остались лишь опасениями.

 

Угадай, кто

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участ­никам лучше познакомиться друг с другом. Также его можно использовать для тренинга навыков невербальной коммуника­ции или сензитивности в общении, так как часто участники угады­вают автора записки по выражению лица, изменению позы и т. д.

Необходимые материалы. Бумага для записей, карандаши.

Время. 3-10 минут, в зависимости от размера группы. I

Размер группы. 4-20 человек.

Процедура:

1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер дает инструк­цию: «Каждый из нас — уникальная личность, у которой есть много граней. Пожалуйста, напишите на листочках какую-ни­будь информацию о себе, которая пока не известна вашим кол­легам. Пусть это будет что-то нестандартное: нелюбимый цвет или название улицы, на которой вы живете. Вы можете напи­сать о своих увлечениях, например о том, что вы танцуете танго или умеете готовить блюда африканской кухни. Вы можете на­писать о местах, где вы побывали, о том, что у вас дома живут восемь кошек, или о том, что вы говорите на японском языке. Не пишите о чем-то личном, о чем-то таком, что вы не хотите сделать предметом обсуждения. Подписывать листочки не надо».

2. Все сдают тренеру листочки, и тренер их перемешивает.

3. Далее тренер зачитывает записки по одной, а группа должна уга­дать автора. Как правило, все группы успешно справляются с этой задачей, но если группа не может угадать автора после нескольких неверных предположений, то он может признаться.

Обсуждение. Не требуется.

Варианты ответов

1. Любимая еда, животное, цвет, фильм, кинозвезда, вид спорта. (Не один из этих фактов, авесь набор, так как на основании одного ответа уга­дать, о ком идет речь, будет довольно сложно.)

2. Продолжение фразы «Когда я учился в школе, после уроков меня чаще всего можно было найти...» (Написать, где и за каким занятием, напри­мер: «В библиотеке читающим Вальтера Скотта» или «Во дворе со своей компанией».)

Две правды и ложь

Цели и возможности применения, упражнение помогает уча­стникам познакомиться. Также его хорошо использовать в ком­муникативном тренинге, когда рассматривается вопрос о том, как определить, искренне ли говорит собеседник.

Необходимые материалы. Бумага для записей, карандаши.

Время. 3-10 минут взависимости от размеров группы.

Размер группы. 4-15 человек.

Процедура:

1. Каждый участник записывает три факта о себе, два из ко­торых должны быть правдой, а третий — правдоподобной ложью. Факты можно записывать в любом порядке, то есть ложь может быть как на первом, так и на втором или тре­тьем месте. Например: «Я работаю втелекоммуникацион­ной компании, люблю итальянскую кухню и у меня три соба­ки». (При этом у участника действительно три собаки и он действительно любит итальянскую кухню, но работает он на радио.)

2. Участники по очереди зачитывают то, что они написали. Группа должна угадать, какой из трех фактов — ложь.

Обсуждение. Не требуется.

Дополнение. Если упражнение используется в связи с темой опреде­ления искренности собеседника, с группой можно обсудить:

1. Каким образом группа угадывала, правду ли говорит участник?

2- Какие невербальные характеристики говорили о том, что говоря­щий сообщает ложную информацию?

 

Венские диаграммы

Цели и возможности применения. Упражнение помогает уча­стникам узнать что-то новое друг о друге.

Необходимые материалы. Бумага формата A3, фломастеры.

Время. 15-25 минут.

Размер группы. 6-18 человек.

Процедура:

1. Тренер объясняет, что следующее упражнение поможет уча­стникам познакомиться и лучше узнать друг друга.

2. Участники разбиваются на тройки. Каждая тройка получает лист бумаги, где участники рисуют три пересекающиеся окружности и в каждой из них пишут имя одного из участ­ников.

3. Тренер просит за 2 минуты на пересечении первых двух окружностей написать максимум черт характера, деталей био­графии, увлечений, достоинств и недостатков, которые есть и у первого, и у второго участников. Важно подчеркнуть, что не стоит упоминать общеизвестные сведения, верные для лю­бого человека («Я человек», «У меня две ноги»), а следует найти что-то, что объединяет именно этих двоих.

4. Еще 2 минуты дается на выполнение того же задания вто­рым и третьим участниками.

5. Еще 2 минуты дается на выполнение того же задания пер­вым и третьим участниками.

6. Представитель каждой тройки выступает ирассказывает о своей группе по получившейся диаграмме.

Обсуждение. Не требуется.

Варианты

1. Если это упражнение предваряет тренинг по эффективной презен­тации, можно попросить участников предоставлять обратную связь выступающим либо можно записывать выступления на видео для последующего разбора.

2. Можно попросить участников привязать свои идеи к теме тренин­га: например попросить их найти свои общие черты как менедже­ров по продажам и т. д.

Как мы похожи!

Цели и возможности применения. Упражнение помогает уча­стникам лучше узнать друг друга, а также позволяет обсудить вопросы, связанные с установлением контакта с собеседни­ком, покупателем, клиентом и т. д.

Необходимые материалы. Бумага, карандаши, призы.

Время. 10-15 минут.

Размер группы. 10-20 человек.

Процедура:

1. Тренер просит группу разбиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение.

2. Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хоб­би, семейное положение и т. д.

3. После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним.

4. Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.

Обсуждение. Есть люди, которые легко находят общий язык с каж­дым, с кем общаются. С любым человеком они найдут то, что их объ­единяет, и смогут построить на этом контакт. К каждому клиенту мож­но и нужно найти свой ключик.

 

Какая наша команда?

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться и создать в группе творческую | атмосферу. Можно перейти от него к совместному реше­нию любой проблемы либо, если это тренинг командообразования, к более серьезному обсуждению того, что объединяет всю команду в единое целое. 1

Необходимые материалы. Бумага, карандаши. |

Время. 3-5 минут.;

Размер группы. Любой.

Процедура:

1. Тренер делит группу на тройки.

2. За 3 минуты каждая тройка должна написать максимум ответов на вопрос: «Какие мы?» (Это должны быть при­лагательные.) Например, «молодые», «красивые» ит. д.

Обсуждение. Не требуется.

Дополнение. Данное упражнение можно использовать для того, что­бы быстро создать в группе позитивную атмосферу, так как обычно участникам очень нравится писать про себя, какие они «яркие», «ди­намичные», «интеллектуальные» и т. д.

Вариант. Можно использовать это упражнение как разогрев перед лю­бым мозговым штурмом — после того как участники быстро генериро­вали приятные определения для себя, они гораздо более охотно и про­дуктивно придумывают решения проблемы, конкурентные преимуще­ства своего продукта и т. д.

Волк в овечьей шкуре

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться и узнать что-то новое друг о друге.

Необходимые материалы. Бумага для записей.

Время. 10 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура:

Тренер раздает участникам листочки. Все листочки пустые, за исключением одного, на котором написано «Волк в ове­чьей шкуре». Участники должны вычислить, кто из них волк. Для этого они хаотично движутся по комнате, задавая друг другу вопросы, на которые можно ответить только «да», «нет» или «я не хочу отвечать на этот вопрос». При этом волк вответ на все вопросы говорит неправду. Нельзя задавать вопросы, ответы накоторые очевидны, например: «Ты — женщина?» или «Сейчас лето?» Нельзя спрашивать «Ты — волк?» Это задание выполняется в течение 5 минут. Если группе за отведенное время не удастся найти волка, то дается еще 5 минут нато, чтобы участники совместными усилиями определили, кто же является волком вовечьей шкуре.

Обсуждение. Не обязательно. В тренинге коммуникаций можно спро­сить участников, по каким признакам они определяли «волка». В тре­нинге по планированию или принятию решений можно спросить, была ли у кого-то из участников стратегия вычисления «волка».

 

Кроссворд о партнере

Цели и возможности применения. Упражнение позволяет участникам лучше познакомиться, а также дает возможность каждому потренировать свои презентационные навыки.

Необходимые материалы. Флипчарт, фломастеры, ручки, бумага формата А4.

Время. 30 минут.

Размер группы. 4-20 человек.

Процедура:

1. Тренер просит группу разделиться на пары и дает участ­никам 10 минут для того, чтобы провести интервью друг с другом и узнать друг о друге максимум всевозможных фактов. Можно написать на флипчарте список тем или вопросов в помощь участникам, например: хобби парт­нера, любимая страна, любимая еда, любимый цвет, са­мое захватывающее приключение, то качество в самом себе, которое ему больше всего нравится, и т. д.

2. После выполнения задания каждый участник должен представить группе того, с кем он беседовал, составив небольшой кроссворд об этом человеке. Чтобы сделать это, нужно придумать на каждую букву имени человека ключевое слово, которое так или иначе связано с его хобби, жизненным опытом и т. д. Например, Максим = Митинг, Англия, Коньки, Системный администратор, Искренность, Музыка.

3. Группе дается'5 минут на подготовку кроссвордов, после чего каждый изображает на флипчарте свой кроссворд, рассказывая, почему выбрано то или иное ключевое сло­во и давая свои комментарии.<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.173 с.)