блок упражнений – развитие мнестических функций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

блок упражнений – развитие мнестических функций.



1. «Шапка-невидимка». В течение 3 с надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

2. «Запомни и найди». Приготовьте таблицы с изображением предметов, геометрических фигур.

Покажите ребенку карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же с геометрическими фигурами.

Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (от 5 с до 5 мин), причем паузы могут быть как « пустыми », так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рисованием, рассказыванием стихотворения, повторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физических упражнений и т. д.).

Запомни точно».

А. Приготовьте лист бумаги с 15 20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды, снежинки и т. п.). Попросите ребенка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигуры и т. п. Затем найти их на другом бланке.

Б. Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми (сверху вниз, справа налево) фигурками, цифрами или буквами (более сложным будет смешанный вариант). Попросите ребенка запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (цифры, буквы), а затем найти и/или нарисовать их.

Время запоминания 15 20 с. Количество запоминаемых элементов Ц от 5 до 10.

4. «Запомни и нарисуй». Для этого задания необходимо заранее подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги, а также лист бумаги и карандаш.

5. «Восстанови порядок». Приготовьте 5 10 игрушек (предметов), разложите их в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположение (15 20 с). Затем он отворачивается, а психолог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд; психолог меняет местами их порядок в ряду.

Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале (предметы, цветы, животные, буквы и т. д.).

6. «Восстанови порядок»-2. Дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка запомнить порядок расположения детей. Первый вариант он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант психолог изменяет порядок, переставляя не [более 3 5 детей, а ребенок его восстанавливает.

7. «Восстанови порядок»-3. Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осматривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем он выходит из комнаты, а психолог производит не более 3 5 изменений в позах и одежде детей. Задача ведущего вернуть все в исходное положение.

8. «Восстанови порядок»-4. Дети располагаются определенным образом по периметру зала (например, в одном углу, у окна, у мяча на полу и т. д.) и запоминают свое место, включается музыкальный фрагмент, дети свободно бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее: а) вернуться на свое место; б) занять место на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке. При большом количестве детей или если дети испытывают трудности в запоминании места и последовательности передвижения, можно объединить их в пары (дополнительно проставляется акцент на взаимопомощь и согласованность действий).

 9. «Запомни фигуры». Приготовьте набор карточек с различными изображениями.

 Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т. е. объединение в группы похожих чем-то предметов.

Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности 2 с, для второй 3 4 с, для пятой 6-7 с.

Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.

10. «Вспомни пару». Приготовьте бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения.

Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

11. «Найди пару». Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр, букв, слов, цветных карточек; две колоды игральных карт (например, парой будут считаться две карты одного цвета, масти или достоинства).

Играют два и более участников. Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки. Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз.

Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы за один ход открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко). При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше фантов.

12. «Раскрась одним цветом одинаковые фигуры». Ребенку предлагается бланк с 7 20 геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т. д.). Психолог предлагает ему показать круг, квадрат и т. д., а затем запомнить, что круги надо раскрасить желтым цветом, квадраты красным, треугольники зеленым и т. д.

Задание можно усложнять за счет увеличения количества и разнообразия фигур и цветов, добавления признака величины (большие и маленькие круги и т. п.), вводя в материал буквы и цифры.

3 блок упражнений – развитие праксических функций и оптимизация межполушарных взаимодействий (в рамках плоскости листа).

1. Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала поочередно каждой рукой, а затем одновременно обеими. Чрезвычайно важно, чтобы двигались обе руки — в одну сторону, в противоположные, навстречу друг другу и т.д. Сначала ребенок рисует прямые линии —вертикальные, горизонтальные, наклонные; затем — разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одинаковые и разные фигуры на левой и правой половинах листа (вначале ближе к центру, затем ближе к краям листа); одно симметрично расположенное изображение; законченный сюжетный рисунок. Отметим еще раз необходимость отработки каждого из упражнений сначала каждой рукой отдельно, а уже потом двумя руками вместе.

2. «Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и лежа ногами. Затем усложните задачу:

а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены), хлопок, хлопок с партнером — « левая правая », хлопок, хлопок с партнером — « правая левая ». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично ногами;

б) « кулак ладонь »: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар другой ладони о кулак. Играя в паре, ребенок после хлопка удар « кулак ладонь » делает с вами. Еще более сложный вариант удар « кулак ладонь » делается с партнером перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука);

в) « ладушки » с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая вверх (или ставятся друг на друга ребрами);

г) после хлопка ребенок « здоровается » с партнером, как в классическом варианте, соприкасаясь с ним стопами, коленями, бедрами, локтями, плечами.

3. «Рисующие пальчики». Ребенку предлагаются чистые листы бумаги разной формы и размера, гуашевые краски и полная свобода творчества. Такое произвольное рисование и свободное манипулирование каждым пальцем обеих   рук дают ценную информацию о латеральных и цветовых предпочтениях ребенка. Для правшей характерно начинать работу с правой руки, при этом отдается предпочтение остроугольным формам (квадраты, ромбы, треугольники и т. п.). Когда же они рисуют левой рукой, то выбирают круги и овалы, а также неправильные округлые формы с волнистыми краями. Правша заполняет лист слева направо и сверху вниз. Левши отличаются большой вариативностью этих показателей; достоверно частым для них является заполнение листа справа налево.

Выполнение упражнений в предлагаемой ниже последовательности поможет наиболее мягко, в игровой, занимательной форме подготовить ребенка к. освоению пространства листа и навыка письма.

4.«Рисующие пальчики»-2. Сначала ребенок выбирает любой палец и любой цвет (на одном листе   бумаги ребенок рисует только одним пальцем, используя один цвет) и заполняет предложенный формат прямыми вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями (сначала одной рукой, потом другой). Затем он рисует незамкнутые волнистые линии, а после этого прямые и волнистые « дорожки » из точек.

Далее ребенку предлагается для каждого пальца выбрать свой цвет, а также размер и форму листа бумаги. Рисовать надо по очереди каждым пальцем сначала одной рукой (ребенок рисует разными пальцами одной руки на отдельных листах), затем другой. Возможны варианты рисования одновременно или по очереди обеими руками на одном листе.

5. «Путь муравьишки». При выполнении этого и последующих упражнений хорошо использовать не только гуашь, но и акварель, цветные карандаши, фломастеры, пастель, мелки и др.

Ребенок рисует « путь муравьишки » сначала одной (любой) рукой, а затем другой. При этом линия-путь должна иметь как можно больше разнообразных изгибов без создания замкнутых контуров и петель. « Путь муравьишки » начинается от муравейника и там же заканчивается, таким образом, создается замкнутая линия.

6. «Загадочный контур». Педагог рисует на доске или листе бумаги волнистую замкнутую линию и предлагает детям, подключив воображение, рассказать, на кого (на какое животное, птицу, фантастическое существо и т. д.) она похожа. Таким образом развивается образное воображение и стимулируется способность каждого ребенка увидеть что-то свое в данном контуре, без навязывания ему собственных стереотипов восприятия.

Затем, подражая педагогу или вместе с ним, ребенок постепенно учится самостоятельно и свободно проводить волнистые замкнутые линии. После чего ему предлагается, глядя на свои рисунки, представить, на что похож нарисованный контур. Фантазируя, ребенок может дополнить контур необходимыми деталями (например, ушками, глазами, крыльями, элементами одежды, предметами и др.).

Заполнение внутреннего пространства контура возможно не только путем простого раскрашивания, но и посредством необычного заполнения, например: незамкнутыми и замкнутыми линиями, точками, кляксами, сочетаниями геометрических фигур, орнаментов и т. д.

7. «Необычные животные». Придумывание и рисование « необычных животных » не только активно вовлекает ребенка в графическую деятельность, но и развивает его творческие способности.

Ребенку предлагается нарисовать замкнутой линией изображение какого-либо животного, например « фантастической лисы », « крылатого зайца », добавляя при этом нетипичные для него части тела, дорисовывая одежду, а также какие-либо предметы и т. д. Особое внимание необходимо уделить заполнению внутреннего пространства контура.

8. «Каляки-маляки». Сначала психолог заполняет весь лист непрерывной линией со множеством изгибов и петель. Затем ребенку предлагается увидеть в этом рисунке какое-либо животное, запутавшееся в нитках. Его надо найти и спасти. Когда ребенок увидит это животное, он должен обвести только те линии в « каляках-маляках », которые составляют контур и детали увиденной им фигуры.

После этого ему предлагается самостоятельно нарисовать « каляки-маляки » и найти в них спрятавшееся животное. Более сложной задачей является поиск ребенком в своей « каляке-маляке » заданного образа, например, « котенка, играющего с клубком ниток ».

9. «Коврики». Перед ребенком кладется лист бумаги и набор цветных карандашей. Дается инструкция: « Представь, что лист это коврик. Тебе нужно его разрисовать ». После выполнения задания правой рукой ребенку предлагается новый лист и дается то же задание для левой руки. Затем ребенок начинает рисовать одной рукой, а дорисовывает другой; далее обеими руками; -вместе. Понятно, что в следующий раз это может быть « скатерть », « платок » « лето » и т. д.

10. «Коврики»-2. Дается образец (последовательность элементов), который ребенок должен воспроизвести и раскрасить. Это несложный орнамент из одного, двух и более повторяющихся элементов, например, из круга, треугольника, квадрата; более сложный вариант желтый круг, синий треугольник и зеленый квадрат.   Затем ребенок сам придумывает последовательность фигур и воспроизводит ее.

11.«Волшебные линии». На рисунке представлены образцы линий, которые должен продолжить ребенок. Обязательным является выполнение каждого из них сначала правой, потом левой рукой, а затем двумя руками одновременно в одном и противоположном направлениях.

Усложнение задания заключается не только в нарастании степени сложности программы, но и в постепенном переходе от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм) и в дальнейшем к созданию и « разворачиванию » собственных серийных программ.

12. «Свободные рисунки двумя руками одновременно». На первом этапе предложите ребенку порисовать сначала одной, затем другой рукой, а потом двумя руками одновременно. Вначале он рисует то, что хочет. Затем предложите ему нарисовать прямые линии вертикальные, горизонтальные, наклонные, а потом разнообразные полуовалы, круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одно симметричное изображение, одинаковые и разные фигурки на левой и правой половинах листа (вначале ближе к центру, затем к краям листа); законченный сюжетный рисунок.

13. «Раскрути спираль, закрути спираль». Ребенку предлагается « раскрутить » предложенные вами рисунки левой правосторонней спирали, а затем — « закрутить » их, обязательно отмечая направление движения стрелкой. Задание выполняется сначала каждой рукой отдельно, а потом двумя руками одновременно в одном и противоположном направлениях. Необходимо выполнять его начиная из центра спирали, а затем от внешней точки.

14. «Обведи по точкам». Что у тебя получилось? Раскрась.

15. «Дорисуй...». Надо закончить рисунок, на котором художник « не успел » дорисовать и раскрасить, например, ромашки.

16. «Продолжи орнамент». Каждое задание выполняется сначала одной, потом другой рукой. Ребенку предлагается продолжить рисование последовательности сначала простых фигур: прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных палочек; затем кругов, квадратов, овалов; наконец орнаментов.

17. «Рисунки двумя руками по заданному образцу». Ребенку предлагается двумя руками одновременно сначала обвести контур фигур, изображенных с правой и левой стороны листа, а затем закрасить эти фигуры.

Ребенок рисует каждой рукой и обеими руками (в одну и разные стороны) разнообразные узоры в направлении от центра к краям листа, от краев к центру листа, попеременно от центра к краям листа, от краев к центру и т. д. Затем ему надо скопировать одно изображение двумя руками одновременно и раскрасить образец и свои рисунки.

20. «Разноцветные бусы». Надо раскрасить бусы определенным, заданным Образом, например: две бусины красные, одна желтая, одна зеленая, снова две - красные и т. д.

Варианты раскрашивания бус могут быть любые (начиная с двух элементов, и заканчивая сложными комбинациями), важным является строгое соблюдение ребенком заданной последовательности.

Более сложный вариант штриховка бусинок (вертикальными, горизонтальными, наклонными прямыми и волнистыми линиями; в клеточку и т. п.) Сначала можно заштриховать бусинки одним цветом, а потом цветными карандашами. Например, одна бусинка в « красную клеточку », вторая в « синюю полосочку » и т. д.

21. «Сотри букву». Попросите ребенка мелом написать на доске букву (это касается в первую очередь наиболее трудно усваиваемых букв) и тут же пальцем стереть по контуру несколько раз подряд.

22. «Письмо в воздухе». Прописывание ребенком в воздухе отдельных букв, цифр при их изучении, а также словарных слов или элементов слияния букв при освоении слитного письма является не только занимательным для детей, но и очень полезным занятием. Оно осуществляется сначала последовательно каждой рукой, затем двумя руками одновременно и снова каждой рукой. При этом глаза ребенка неотрывно следят за траекторией движения ладони (ладоней). Размер буквы меняется от маленького (двигается только запястье) до среднего (двигается вся рука) и большого (в движение вовлекается все тело) и обратно: от большого до маленького.

Список литературы

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Под ред. Цветковой. М.:Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2001.

2. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001. 

3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: «Академия», 2000.

4. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. Логопедия. Методическое наследие./Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. ВЛАДОС, 2007.

5. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. "Дефектология". Под. ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд. - М.: Просвещение: Владос, 2008.

6. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов истуд. дефектол. факультетов пед.вузов/ Под. ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд.центр Владос, 2007 - Кн.IV: Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия.

7. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: ГНОМиД, 2006.

8. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: Айрис-пресс, 2005. - (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации.

9. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2006.

10. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997.

11. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие. М.: Генезис, 2005.

12. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – Генезис, 2007.

13. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2005.

14. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. СПб.:Питер, 2009.

15. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Гном-Пресс, 2001.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.049 с.)