татарам поместий и вотчин их родственников и высылка в углич некрещеных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

татарам поместий и вотчин их родственников и высылка в углич некрещеных



 

Которые романовские и ярославские мурзы и татарове во святую православную христианскую веру крестились – и им по указу великаго государя за крещение православныя христианския веры велено отдать поместья и вотчины родственников (В тексте ошиб.: родственником) их, новокре­щеных, в поместье ж, дедовские и отцовские – детем, а дядьев родных – племянником родным, а братьев родных – братьям родным, и дядьев родных же, а братьев двоюрод­ных – племянником двоюродным.

А которые романовские и ярославские мурзы и татарове упрямством своим во святую православную христианскую веру греческаго закона не крестились – и те по указу ве­ликаго государя с женами, и с детьми, и с людьми их бусурманские веры посланы с Москвы на Углич, и велено их по­ставить на постоялых дворех, и в том городе жить им до указу великаго государя. А кормить их велено родственни­ком их тем, которым за крещение в православную христи­анскую веру тех мурз и татар поместья и вотчины отданы.

А буде мурзы и татарове похотят сами во святую право­славную христианскую веру греческаго закона креститься – и их велено крестить, а поместья и вотчины отдавать им по прежнему.

 

Печатается по ПСЗ-I. Т.Н. № 870 С.315.

Ноябрь 1681 г.
ПРОЕКТЫ ЕПАРХИАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

Публикуемая рукопись приводит два документа, от­разивших жестокую борьбу вокруг проекта царя Федора. Первый представляет собой так и не принятый именной царский указ с патриаршим приговором, сильно сокра­щенный по сравнению с первоначальным замыслом, но со­хранивший детальность проработки проекта и главную идею реформы: охват страны, и в особенности окраин соподчиненными епархиями, подобно иерархическому по­строению воеводской администрации (давно доказавшей свою полезность, например, в Сибири и обретшей строй­ность после военно-окружной реформы). Второй документ является докладной выпиской, составленной минимум по двум не найденным в полном виде источникам. Во-пер­вых, по полному и, видимо, первоначальному проекту 82 епархий, подразумевавшему подчинение патриарху 58 ар­хиепископов и епископов через 12 митрополитов и еще 12 епископов – непосредственно. Во-вторых, составите­ли руководствовались «нынешней росписью», сильно со­кращенной и лишь немного дополненной по сравнению с известным нам проектом указа. По этой «нынешней рос­писи», ясно отражающей тенденцию к максимальному со­хранению старой епархиальной системы, из царского про­екта, как констатировали составители докладной выпи­ски, «отставлено» 47 епископий (не считая вычеркнутые митрополии), то есть почти тройной состав имевшихся в России епархий. К счастью, в докладной выписке под­робно перечислено все, чего не досчиталось Российское православное государство благодаря упорному сопроти­влению новшествам действующих архиереев: патриар­ха, 9 митрополитов, 6 архиепископов и одного епископа на всю страну! Но и «нынешняя роспись» не получила одобрения, поскольку сохраняла остатки идеи соподчи­нения владык хотя бы в самых громадных митрополиях.

ПРОЕКТ УКАЗА С ПАТРИАРШИМ ПРИГОВОРОМ

 

Великий государь, советовав о Святом Дусе со отцем своим и богомольцем с великим господином святейшим Иоакимом патриархом Московским и всея Русии, изволил для украшения святыя Церкви и для спасения и просвещения Хри­стианом быти и имяноватись архиереом по степени и коемуждо архиерею имети во своей епархии епископов, подвластных им, а святейшему патриарху, отцем отцу, имети многих епископов, яко главе и пастырю. А в которых градех быти епископом и от чего им иметь довольство – и то писано имянно.

 

(В патриаршей области)

На Костроме. А во удовольствование дати ему Воздвижен­ской м(онастырь), а за ним 140 д(воров); Шеренской м., а за ним 52 д.; Ширтольской м., а за ним 37 д.; всего 229 дворов.

В Галиче. А во удовольствование дати ему Троицкую Варнавину пустыню, а за нею 50 д.; Спаской м., а за ним 19 д.;

Богородицкой верхней пустыни, а за ним 20 д.; Ризоположенской (м.), а за ним 78 д.; Фроловской, что у Галицкаго озера, а за ним 35 д.; Николаевской, что на посаде, а за ним 16 д.; два м.Благовещенские, что на Окуруже да в пустыне, а за ними 50 д.; всего 268 дворов.

В Звенигороде. Довольствоватись бывшего Архангельскаго епископа домом и вотчинами, а пребывание свое имети на Москве.

В Севске или в Путивле. А во удовольствование дати ему Спаской м., да Рогодицкой, да Сталепской, а за ними 45 д.; да в Рыльском уезде Николаевской м.. а за ним 136 д.; Дми­триевской. а за ним 38 д.; всего 221 двор (в тексте ошиб.: 218 дворов).

На Туле. А во удовольствование дати Предтечев м., а за ним 54 д.; да в Новосильском уезде Духова м. 146 д.; всего 200 дворов.

В Белеве или в Калуге. А во удовольствование дати Ро­ждественской м., а за ним 59 д.; Преображенской монастырь, а за ним 200 дворов; всего 259 дворов.

В Темникове. А во удовольствование дати ему Пурдышевской м., а за ним 270 дворов.

На Белеозере. А во удовольствование дати ему Троицкой м., а за ним 274 двора, да Никитской, а за ним 46 дворов.; всего 320 дворов.

В Арзамасе. А во удовольствование дати ему Спаской мо­настырь, а за ним 323 двора.

На Ливнах. А во удовольствование дати ему Сергиевской м., а за ним 19 дворов; да Чернеева м. из Шацкаго (уезда) 325 дворов; всего 344 двора.

 

Да во епархиях преосвященных митрополитов

У Новгородскаго:

На Луках Великих. А во удовольствование дати ему Ис­аеву пустыню да Настыцкой монастырь, а за ними 43 двора; да в Старой Русе Спаской монастырь, а за ним 110 дворов; да Северской, а за ним 4 двора; всего 157 дворов.

На Городце. А во удовольствование дати ему Николаевс­кой Антониевской монастырь, а за ним 639 дворов.

На Колмогорах. А во удовольствование дати ему Никола­евской Корельской монастырь, а за ним 50 дворов; да Чухченемской. а за ним 29 дворов; да у города Архангельскаго Архангельской м., а за ним 48 д.; всего 127 дворов.

На Олонце. А во удовольствование дати ему монастыри Муромской, Палеостровской, Вышеостровской, а за ними 67 дворов; да Новгородскаго уезда Вежицкаго м. 200 дворов: всего 267 дворов.

На Ваге. А во удовольствование дати ему Богословской монастырь да Сидомскую пустыню, Узринской монастырь, Клопов монастырь. Сестринской да Агапитов монастыри, а за ними 182 двора.

У Казанскаго:

В Симбирске. А во удовольствование дати ему из Богородицкаго монастыря 200 д.

На Уфе. А во удовольствание дати ему Успенской мона­стырь, а за ним 132 двора.

У Астраханского:

На Саратове. Пожалует великий государь оброчные рыбные промыслы.

У Сибирскаго:

В Томске, в Енисейске, на Лене. Пожалует великий го­сударь во удовольствование им из своей государевой казны.

У Ростовскаго:

На Угличе. А во удовольствование дати ему Алексеевской монастырь, а за ним 559 дворов.

На Устюге. А во удовольствование дати ему Архангельс­кой монастырь, а за ним 330 дворов.

У Псковскаго:

В Торопце. А во удовольствование дати ему Кудин да Небин монастыри, да из Пусторжевскаго уезда Плесской мо­настырь, а за ними 161 двор.

У Смоленскаго:

Во Брянске. А во удовольствование дати ему два монас­тыря Спаские, да Петровской, да Андреянов монастыри, а за ними 165 дворов.

В Вязьме. А во удовольствование дати ему Ивановской монастырь, а за ним 128 дворов; да из Ярославецкаго уезда

Молого-Тихонову пустыню, а за нею 90 дворов; всего 218 дворов.

У Тверскаго:

В Кашине или во Ржеве Володимирове. А во удовольст­вование дати ему Дмитровской м., а за ним 61 двор; Клобуков м., а за ним 53 двора; да из Клину Изосимин м., а за ним 50 дворов; Успенской, а за ним 19 дворов; всего 183 двора.

У Вятскаго:

У Соли Камской. А во удовольствование дати ему Преоб­раженской да Вознесенской монастыри, а за ними 344 двора.

На Кунгуре. А во удовольствование дати ему Тахтаровскую да Воздвиженскую пустыни, а за ними 82 двора.

У Нижегородскаго:

На Алатыре. А во удовольствование дати ему на Курмыше Рожественской монастырь, а за ним 132 двора.

У Рязанскаго:

В Тамбове. А во удовольствование дати ему Троицкой да Мамонтов монастыри, а за ними 130 дворов.

На Воронеже. А во удовольствование дати ему Борщов, да Успенской, да Алексеевской монастыри, а за ними 210 дворов.

В Муроме. А во удовольствование дати ему из Шуи Николаевскаго Шартомскаго монастыря из вотчин 200 дворов.

У Белгородскаго:

В Курске. А во удовольствование дати ему Знаменской монастырь, а за ним 169 дворов. (Далее в издании отмечен пропуск слов или части текста. Затем в рукописи следует:)

 

ДОКЛАДНАЯ ВЫПИСКА О БОРЬБЕ ЗА РЕФОРМУ

 

(Великаго) господина святейшаго Иоакима патриарха Московскаго и всея России во епархии написано было быть епи­скопом в городех по росписи:

В Володимире, а по нынешней росписи не написано.

В Суздале, а ныне написано, чтоб в Суздале быть архие­пископу по прежнему.

В Вологде, а ныне написано, чтоб быть архиепископу по прежнему.

На Костроме, и по нынешней росписи быть епископу ж. В Галиче, по нынешней быть епископу ж. В Звенигороде, и по нынешней епископ же. В Переславле Залесском, а по нынешней не написано. На Белеозере, а по нынешней не написано. В Севске, а по нынешней чтоб быть архиепископу вновь. В Путивле, а по нынешней приписан Путивль к Севскому архиепископу во епархию.

На Туле, в Белеве, а по нынешней в тех городех не написано. В Темникове, и по нынешней быть епископу ж. На Коломне, а по нынешней чтоб быть архиепископу по прежнему.

На Кошире, в Калуге, в Серпухове, в Можайске, в Луху, в Юрьевце Повольском; а по нынешней росписи в тех горо­дех епископом быть ли, того не написано.

А сверх прежней росписи написано, чтобы быть епископу в Арзамасе.

 

Преосвященных митрополитов во епархиях написано
было быти в городех епископом по росписи:

 

У Новгородскаго:

на Луках Великих, а по нынешней росписи не написано; на Городце, и по нынешней быть епископу ж; на Колмогорах, а по нынешней чтоб быть архиепископу вновь; в Каргополе, а по нынешней приписан к Колмогорскому архиепископу;

на Кевроли и в Мезени, а по нынешней приписаны те городы к Колмогорскому ж архиепископу;

в Кольском остроге, на Олонце, на Ваге, на Чаронде, а по нынешней росписи в тех городех не написано.

У Казанскаго:

в Свияжске, в Симбирске, в Чебоксарех, на Уржуме, а по нынешней росписи в тех городех не написано; на Уфе, а по нынешней быть епископу ж. У Астраханскаго:

на Терках, на Самаре, а по нынешней росписи не написано; на Царицыне, и по нынешней быть епископу ж.

У Сибирскаго:

в Томске, на Лене, и по нынешней росписи быть еписко­пом же;

в Енисейске, на Верхотурье, на Тюмени, в Даурех, а по нынешней росписи не написано.

У Ростовскаго:

на Углече, и по нынешней быть епископу ж; на Устюге, а по нынешней росписи чтоб быть архиепис­копу вновь;

в Ярославле, на Тотьме. в Пошехонье, у Соли-Вычегодской, а по нынешней росписи в тех городех не написано.

У Псковскаго:

в Торопце, и по нынешней быть епископу ж; во Гдове, а по нынешней не написано.

У Смоленскаго:

во Брянске, и по нынешней быть епископу ж; в Дорогобуже, в Вязьме, а по нынешней росписи не написано.

У Тверскаго:

в Кашине, в Старице, а по нынешней росписи не написано; во Ржеве Володимирове, и по нынешней быть епископу ж.

У Вятскаго:

у Соли-Камской, на Кунгуре, а по нынешней росписи не написано, а написано вновь, чтоб в Вятской епархии быть епископу в Перми.

У Нижегородскаго:

в Арзамасе, на Балахне, на Алатыре, а по нынешней ро­списи не написано;

на Курмыше, и по нынешней быть епископу ж.

У Рязанскаго:

в Тамбове, и по нынешней быть епископу ж; на Воронеже, и по нынешней быть епископу ж; в Шацком, в Ряжском, а по нынешней росписи не написано.

У Белгородскаго:

в Курске, и по нынешней быть епископу ж; на Ливнах, а по нынешней не написано. Да в нынешней же росписи написано, чтоб Крутицкаго митрополита епархии были по прежнему, а пребывание б ему имети из его ж епархии в котором городе великий госу­дарь укажет.

И против прежней росписи отставлено епископов 53 че­ловека, а в то число прибыло 6 человек архиепископов. Обоего архиепископов (и епископов) написано 25 человек, то есть архиепископом быть бы по прежнему Вологодскому, Суздальскому, Коломенскому, да вновь (на) Колмогорах и Архангельскаго города, на Устюге, в Севске; епископом во всех епархиях: на Костроме, на Галиче, в Звенигороде, в Темникове, в Арзамасе, на Городце, на Уфе, на Царицыне, в Томске, на Лене, на Угличе, в Торопецке, во Брянске, во Ржеве, в Перми, на Курмыше, в Тамбове, на Воронеже, в Курске.

А из прежней росписи убыло: Володимир, Переславль Залеской, Белоозеро, Путивль, Тула, Белев, Кошира, Калуга, Сер­пухов, Можайск, Луг, Юрьевец Повольск. Луки Великие, Кар­гополь, Кевроль и Мезень, Кольский острог, Олонец, Вага, Чаронда, Свияжск, Симбирск, Чебоксары, Уржум, Терек, Сама­ра, Енисейск, Верхотурье, Тюмень, Дауры. Ярославль, Тотьма, Пошехонье, Соль-Вычегодская, Гдов, Дорогобуж, Вязьма, Кашин, Старица, Соль-Камская, Яренск, Кайгородок, Кунгур, Балахна, Алатырь, Шацкой, Ряжское, Ливны.

А буде великий государь укажет митрополии Крутицкой быть, то в его епархии быть епископу на Ливнах.

 

Печатается по ПСЗ-I. Т.Н. № 898. С.362–366.

 

Ноябрь 1681 г.
Соборные ответы на царские предложения о церковном исправлении

 

Иоаким, милостию Божиею патриарх царствующаго ве великого града Москвы и всеа Росии.

Егда благочестивейшаго великого государя царя и великого князя Феодора Алексиевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, ради искренняго прирадения о благосостоя­нии святыя церкве и о Божиих людех в содержании скипетра его промысел особищный, яко истиннаго благочиннаго делания попечителя, написанный свиток [в нем же разные подлоги су­ще, требующые соборного суждения] нам принесеся, нынешняго 7190 лета месяца Ноемвриа (число не указано) дня: тогда мы, приемше оный и созерцавше в нем ко славе Божии, и разширению святыя нашея православныя веры, и к духов­ному и гражданскому благочинию приличествующии, и зело потребнейшии дела, во-первых всех добродетельств виновни­ка и смыслов подателя Господа Бога благодарихом, яко на сие лепотворное и достолепное во всем многонародном Российском царствии дело даровал его царского величества благожеланному сердцу промышление стяжати и, яко есть [по Писанию] «Во мнозе совете спасение» (Притч 11. 14), с нами, ради лучшаго изрядства и церковнаго согласия, благоволил ему, великому государю, во общую ползу, совещатися. Дабы вси людие, вси народи, яко во обладании его, тако и иностраннии, яко же в духовнейшем чинном благокрасотстве лепотственное пребывание, тако же и в гражданстве всех вещей удобрение зряще и от устен возноше­ние хвалы Божия непрестанное слышавше, в веселии сердца сво­его хвалили неразделное Божество, триипостасную единицу. Бо­га Отца, и Сына, и Святаго Духа, яко той дает силу и державу и во благопромышление. Та же дабы вси небогознаннии языцы, видяще в державе Российского царствия сия вся благочинная делания, возглаголали: воистинну Бог с ними есть.

Сего ради, великого государя к лучшему устроению промыслителные оные подлоги прочтошася пред нами, при всех рос­сийских архиереех, и соборне оные судивше, ответованием на­шим единомудренным, общим церкве смыслом, настоящаго ны­не лета 7190 (1681) индиктиона же 5 (индикт – цикл церков­ного календаря) решихом, на всякое же вопросительное пред­ложение сотворихом отвещание, иже суть написаны ниже сего особыми разделении. Их же да благоволит его царское вели­чество, яко истинный веры православныя хранитель и во всем царствии своем всякаго доброделия и во всем благолучшества желатель преизряднейший, разсудя, вся во славу Божию и в честь приснопетыя владычицы нашея пресвятыя Богородицы и приснодевы Марии и всех святых Божиих устрояти, их же мо­литвы ему, великому государю, да помогут к содеянию. Сему же прирадети должное нам, и мы есмы готови, неотреченнаго же ради нашего соборнаго совещания ответы вси руками на­шими подписахом. Присутствующий же архиерее ту и с нами соотвещавшии сии: (оставлено место для подписей-рукоприкладств). Писася сие от Миротворения 7190 (1681) лета, индиктиона 5.

Нынешняго настоящаго 7190 (1681) году по указу вели­кого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, прислано писание его царского изволения на собор ко святейшему Иоакиму патриарху Московскому и всеа Росии и преосвящен­ным митрополитом, ко архиепископом и епископом. А в том писании тако писано:

«Божиею милостию великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец изволил о святем Дусе отцу своему и богомолцу великому господину святейшему Иоакиму патриарху Москов­скому и всеа Росии и всему собору возвестить о делех, ко­торые требуют исправления: вначале ко ограждению святыя Церкви, а потом христианом на распространение, во-первых о прибавлении вновь архиереов по градом, и что множатся церковные противники, и о иных нуждах, которые требуют исправления; о чем явственно изображено будет ниже сего. А то архиерейское вновь прибавление потребно и нужно для того, что Сибирская страна пространна и в ней множество народа Христа не знающаго, такожде и иные грады от архиерейскаго пребывания имеют далнее разстояние. А имянно: в Сибирской стране от столичного града тоя епархия до Даур­ских, и Нерчинских, и Албазинского острогов, и до иных тем же подобных многих мест во едино лето, и в полтора, и в два едва преходят, а в тех далних местех християнская вера не разширяется, развратники ж святыя Церкве там умножа­ются. Да не токмо в такой далней и пространной стране, но и в иных многих градех, а имянно: в Путивле и в Севске, в Га­личе, на Костроме и в иных многих местах противники умно­жились, зане не имеют себе возбранения за разстоянием далним, понеже во епархиях град от града и место от места имеют разстояния немалая».

А где быти в прибавку архиереом и какие дела требовали исправления,– и то от великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца великому господину святейшему Иоакиму патриарху Московскому и всеа Росии предложено. И ве­ликий господин святейший Иоаким патриарх Московский и всеа Росии, советовав с великим государем царем и великим князем Феодором Алексеевичем всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем и на соборе говоря с преосвящен­ными митрополиты и архиепископы, на те все дела соборной ответ учинили.

А о каких делех от великого государя святейшему патри­арху и всему собору было возвещение, и каков ответ на со­боре, в Крестовой его патриарше полате, на те дела учи­нен,– и то изоображено явственно.

 

1-е Предложение царского благоволения

 

Чтоб коемуждо митрополиту имети во своей епархии епи­скопов, подвластных им: а святейшему патриарху, отцем отцу, имети многих епископов, яко главе и пастырю; а в которых градех быти епископом, и от чего им имети довольство, и то предложено имянно (см. Проекты епархиальной реформы).

 

На сие ответ соборной

 

Великому государю царю и великому князю Феодору Але­ксеевичу всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьют челом митрополиты и архиепископы, чтобы великий государь милостивно ко архиерейскому чину разсмотрение положил и вновь где в пристойных местех и в далних городех и многонародных архиереов устроити, архиепископов или епи­скопов, особыми их епархии, а не под митрополитами быть подвластным, для того, чтоб во архиерейском чине не было какого церковнаго разгласил и меж себя распри и высости, и в том несогласии и в нестроении святой Церкви преобидения и от народа молвы и укоризны.

И сего ради, применяясь ко изволению великого государя, общим советом и согласием великого господина святейшаго Иоакима патриарха Московского и всеа Росии, и преосвя­щенных митрополитов, и архиепископов, и епископов на со­боре приговорили быти вновь архиереом.

Святейшаго патриарха из епархии во градех: в Галиче епископу, в Арзамасе епископу, в Севске архиепископу, а к Севску городов – Брянеск, Трубческ, Путивль, Рылеск.

Новгородского митрополита из епархии во градех: на Колмогорах и на Ваге с пригороды архиепископу – Архангель­ский город, Мезень, Кевроль, Пустоезеро, Пинега.

Казанского митрополита из епархии во граде на Уфе с пригороды епископу.

Сибирского митрополита из епархии: в Енисейску с городы, с пригороды и с острожки – архиепископу. А в далние грады, на Лену, в Дауры. из той же епархии посылать от духовного чину архимандритов и игуменов или священников добрых и учителных, для учения християнского закона и просвещения неверных. А епископом в тех далних городех ныне быть не­удобно, малолюдства ради христианского народа.

Ростовского митрополита из епархии во градех: на Устюге Великом, и на Тотме, и у Соли Вычегоцкой – архиепископу.

Рязанского митрополита из епархии во градех: в Танбове с городы Козловым, Доброе городище – епископу: на Воро­неже с городами Елец, Романов, Орлов, Костянеск, Коротьяк, Усмонь, Соколской острожек – епископу.

Крутицкого митрополита из епархии во граде Волхове с городами Мценеск, Новосиль, Карачев, Кромы, Орел – епископу.

Белогородского митрополита из епархии во граде Курску с городами быть епископу.

Вятскую епископию учинить архиепископиею.

А из каких доходов тех новоучиненных архиереов соборныя церкви, и их архиерейские домы, и архиерейския одеж­ды, так же и причетников церковныя одежды, и всякая цер­ковная утварь, вновь построить – как великий государь ука­жет. А из приписных монастырей, которые им будут даны, невозможно вскоре того управить и всякого доволства архи­ерейского чина исполнить.

А монастырями владеть и доволство свое тем архиереом и домовным их людем иметь, по благоволению великого государя.

Галицкому: Троецкою Варнавиною пустынею, Спаским мо­настырем. Богородицкою Верхнею пустынею, Ризположенским монастырем, Фроловским что у озера, Николаевским что на посаде, 2 монастыри Благовещенскими что на Укороже да в Пустыне, со крестьяны, а за ними 268 дворов.

Арзамаскому: из Спаского монастыря уделить половина вотчин, крестьян и всяких угодей особо, а за ним 323 двора.

Севскому: в Рылском уезде Николаевским монастырем со крестьяны и со всеми угодьи.

Колмогорскому: Чюхченемским монастырем да Чюхченемскою волостию чтоб великий государь пожаловал.

Уфинскому: Успенским монастырем со крестьяны, а за ним 132 двора.

Енисейскому: пожалует великий государь из своей госу­даревы казны.

Устюжскому: Архангелского монастыря вотчин со крестьяны и со всякими угодии уделить половина, а за ним 330 дворов.

Танбовскому: Мамантовым монастырем со крестьяны и со всякими угодьи.

Воронежскому: Борщовым, да Успенским, да Алексеевским монастыри, а за ними 210 дворов.

Волховскому: Воскресенской Карачевской монастырь со крестьяны и со всякими угодьи.

Курскому: Знаменского монастыря уделить вотчинных крес­тьян со всякими угодьи, а за ним 169 дворов.

 

Предложение 2-е

 

Вниде в его царская слуха от многих градов, что многие неразумные человецы, оставльше святую Церковь, учинили в домех своих молбища и собрався чинят чуже християнству, а на святую Церковь износят страшныя хулы, чего по тонку и исписати невозможно.

 

Ответ соборной

 

Святейший патриарх со архиереи и прежнии соборы свя­тейших патриархов со всеми архиереи блаженныя памяти отцу его государеву соборне доносили о тех развратниках и отступниках святыя Церкви, и обругателех святых Христо­вых тайн, о самочинных их ересех, по наказанию церковному и по многому архиерейскому учению и прошению которые отступники и развратники упорно стояли на своем упрямст­ве, святой Церкви не покорялись и во истинное покаяние не приходили. И блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, ревнуя по Господе Бозе и обороняючи матерь свою святую Церковь, указал тех врагов, святыя Церкви противников, отсылать ко градскому суду и по своему государеву разсмотрению, кто чего достоин, указ чинить.

И ныне по тому же просим и молим соборне великого го­сударя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Ве­ликия и Малыя и Белыя Росии самодержца: которые разврат­ники и отступники, по многом церковном учении и наказании и по нашем архиерейском прошении к их обращению истиннаго покаяния явятся противны, святой Церкви непокорны, и таких противников указал бы великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии са­модержец отсылать ко градскому же суду и по своему госуда­реву разсмотрению. кто чего достоин, указ чинить.

И о том воеводам и приказным людем, в городы и в села, которые ныне есть на воеводствах, послать грамоты, а впредь всем воеводам и приказным писать в наказы, чтоб то дело было под его государевым страхом в твердости. А вотчинни­кам и помещикам и их прикащикам, у кого (среди крепост­ных) такие противники есть и будут, по тому же объявлять в городех архиереом и воеводам. А которые расколники где объявятся, и по посылкам архиерейским учинятся силны, и им, воеводам и приказным, по тех расколников посылать слу­жилых людей. А во вся епархии ко всем архиереом послать о том грамоты.

 

Предложение 3-е

 

В царствующем его великого государя граде Москве и во всех градех, от предков его государских, великих государей царей и великих князей российских, состроены монастыри на прибежище желающих восприяти чин монашеский, на ти­хое и безмолвное пристанище, дабы веема чужду быть мир­ских пристрастий; а на пропитание тех благоизволяющих, приходящих в те еоетроеные монастыри, даны многие села и деревни и всякое доволство, чтоб все имели пищу и одежду готовую и не помышляли б ни о чем, кроме душевнаго спа­сения; а для престарелых и в болезнех сущих монахов уст­роены болницы. И в тех монастырех ныне общаго пребывания (следования общежительному уставу, подразумевающему об­щность имущества независимо от вступительного вклада) и болничнаго строения нет. А где и учинили б то Богу угодное дело, и тех монастырей монахи, не хотя быть в послушании, отходят в иные монастыри, и тем монашеское крепкое житие упразднилось. Также бы и хмелнаго пития в монастырех от­нюдь не держать.

 

Ответ соборной

 

О монастырском строении и общем жителстве, о пищи и о одежде, и о прехождении монахов из монастырей, и о всяком монастырском благочинии, соборне утверждаем: во всех мона­стырех повелеваем пианственного пития не держати; архиман­дритом, и игуменом, и строителем жити благочинно и братию ко благочинию наставляти, во всем собою образ являти, особыя пищи и пития не держати, и в келиях своих с гостьми особых трапез не поставляти, ходити по вся дни в трапезу с братиею ясти и пити обще, а из трапезы хлеба и всякия пищи и пития не износити и в келиях не держати; а пишу и питие в трапезе поставляти по уставу.

А будет кому прилучится от мирских людей приехать по обещанию помолитися, и ему дати упокоение по монастыр­скому чину: пищу и питие, чем братия питаются,– в гости­ной келье, и приставить искуснаго старца, кому о том смо­треть. А особого пития про гостей отнюдь не держати, такожде и от гостей, что привезут вина и всякого хмелнаго пития, в монастырь отнюдь не принимати и перед него в монастырь не поставляти.

А желающих спасения, приходящих от мирских людей, скудных и не имеющих у себя имения – и их приимать безвкладно в монастырь, с разсмотрением, и постригать правиль­но, по монастырскому чину: свободных и не беглых от за­конных своих жен и от господей своих.

А одежду имети всякую настоятелем и братии обще, давати из монастырския казны; а денгами настоятелем из каз­ны отнюдь не имать и братии не давать. А о престарелых труждающихся братиях немощных – попечение о них имети и в болнице всякое строение надзирати, чтоб пред прочиею братиею какого оскудения в пищи и питии не было. И из монастырей в монастыри монахом без повеления коеяждо епархии архиереов не приходити, и архимандритом, и игу­меном, и строителем не отпускати, а непокоривых и строптивных ослушников смирять по монастырскому чину; тако ж и приходящих монахов без повеления архиереов и без от­пускных (грамот) не приимати.

И архимандритом и игуменом смотреть накрепко, чтоб священники из монастырей в домех мирских людей мужеска и женска полу не постригали и при смерти. А будет кто безстрашник не послушает нашего повеления, станет и в домах постригать, и архимандритом, и игуменом, и строителем таких безчинников отсылати ко архиереом коеяждо епархии, а архи­ереи по святым правилом станут о том указ чинить.

А которые чернцы в монастырех не живут в послушании и безчинно живут на Москве и в городех, ходят по кабакам, и по корчмам, и по мирским домом, упиваются до пьяна и валяются по улицам,– и на таких безчинников, великого государя повелением и святейшаго патриарха благословени­ем, Живоначалныя Троицы Сергиева монастыря властям по­строить прежде бывший Пятницкой монастырь, огородить сто­ячим высоким тыном и построить четыре кельи с сенми, по монастырскому чину, и таких безчинников в тот монастырь с Москвы ссылать; а властем им пищу и одежду давать по монастырскому чину, а за монастырь их отнюдь не спускать. А архиереом такожде во своих епархиях учинить по разсмо­трению о бродящих чернцах.

А женска полу, которыя безчинно постригались вне мо­настыря, в домех своих, и ныне ходят по мирским домом и садятся по улицам и по переулкам, просят милостыни,– и на таких стариц, безчинно постриженных, коемуждо архие­рею во своей епархии приискать мужские монастыри с вот­чинами по своему разсмотрению |потому что девических мо­настырей мало с вотчинами и прокормиться без вотчин в монастырех нечем) и устроить монастыри старицам, которые бы монастыри были не в далном разстоянии от того архиереа, в котором граде архиерей живет, для того чтобы всякое устроение самому смотреть, и выбрать к ним из женских монастырей стариц добрых, кому над ними началствовать. А по мужеским монастырем, для всякого монастырского стро­ения и для вотчинного управления, от мирских людей никого не посылать; а посылать архиереом от духовнаго чина доб­рых и искусных, по своему разсмотрению. А которые деви­ческие монастыри многовотчинные, и в те б монастыри ука­зал великий государь выбрать и послать дворян старых до­брых для управления вотчин тех монастырей, чтоб старицам из монастырей по деревням не ездить и меж мирских домов не жить. А быть тем дворяном в послушании у архиереов и всякое монастырское внешнее устроение строить по благос­ловению сушаго тамо архиереа, а в духовное управление ме­жду стариц и церковных причетников дворянину не всту­паться и ни в чем не ведать.

Да и о том соборне утверждаем, чтоб мирские люди вдо­вых священников в домех своих у крестов не держали. А буде кому из великих людей, из бояр, из околничих и из думных, кому невозможно быть без церковнаго служения, для домашних своих священника держать у себя в дому,– и им бити челом на Москве святейшему патриарху, а в го­родех архиереом, и тем людем указ чинить святейшему па­триарху и архиереом по своему разсмотрению, дать благос­ловение священнику не вдовому.

А вдовым попам и еромонахом отнюдь не давать благос­ловения в мирских домах жить и службы церковныя совер­шать для того, что в нынешнее время многие попы и диаконы живут безчинно, и упиваются безмерным пианством, и дер­зают безстрашием не изтрезвився служить божественную литоргию и прочия церковныя службы: утрени, вечерни, мо­лебны, панихиды,– такожде и церковныя тайны: святое кре­щение, миропомазание, и благословение брака, и исповеда­ние, и святое причащение, и над болящими елеосвящение,– действуют пьяные, и от такового безчиннаго пианства в по­каяние не приходят и не перестают, и божественнаго писа­ния не внимают, и архиерейское запрещение презирают: и таких безчинников и пианиц архиереом от священства из­вергать по правилом (в тексте пропуск).

И из тех вдовых попов которые безстрашники впредь учнут без архиерейскаго благословения и без грамот служить у всяких чинов людей в домех – и таких безчинников имать и ссылать по монастырям под крепкой начал или отдавать в работу. А которые люди без архиерейскаго благословения учнут в домы свои таких безчинных вдовых и отлученных попов призывать для церковныя службы и церковных потреб – и такие люди под церковною епитимиею будут подлежать.

 

Предложение 4-е

 

При отчинах его, великого государя, при Великом Новеграде, при Пскове, при Смоленске, имеются в близости гра­ницы короля полского и короля свейского. А по давным сво­бодам еще есть в тех (зарубежных) местех благочестивыя Церкви и христианское жителство. И аще тому и гонения великаго нет, однако ж. скудости ради иереов, не токмо при­ходят к расширению, но и досталныя искореняются. А кото­рые б благочестивые и похотели имети при себе священни­ков, и им того получить невозможно для того, что тех градов архиереи в те зарубежные места иереов не поставляют, и от того и досталные христиане, будучие за рубежом, совершен­но искореняются.

 

Ответ соборной

 

Иереов в зарубежные городы державы королей полского и свейского посвящати, и дать о том его великого государя грамоты ко архиереом, такожде и его святейшаго патриарха грамоты послать, с таковым остерегательством: буде кото­рые благочестивые учнут того желать, а скажут, что церковь благочестивая стоит пуста, а священника нет, и положат о том свидетелство, или прежния грамоты, или о строении цер­квей вновь грамоты тех государей или сенаторския,– и та­ковых посвящати.

 

Предложение 5-е

 

Великого государя его царского величества всяких чинов людей во всякой верности, также и во всяких росправных делех приводят ко уверению истиннаго обещания пред свя­тым Евангелием по чиновной печатной книге, а в той книге многия страшные и непрощаемыя клятвы положены, которыя к тем делам и не приличны.

 

Ответ соборной

 

О чиновной книге, по которой приводят всяких чинов лю­дей к вере, а в ней положено три статьи, первой и второй статьи быть, только требуют исправления, а что от Церкви положено в прещении поучение – и тому и впредь такоже быть. А по третьей статье чтоб великий государь указал от­ставить церковные казни, клятвы на люди не налагать и ве­чною смертию их не убивать для того что в той статье пи­сано; в его государевых делах и во всяких сборах многие люди грешат, по обещании своем пред святым Евангелием того не исполняют и тем себя вечною смертию убивают. Чтоб великий государь изволил тем людем наложить свой госуда­рев указ, прещение и страх по градским законам, кто чего за какую вину достоин.

 

Предложение 6-е

 

Бог Всемогущий, по своей неизречной благости, даровал святей своей Церкви пребогатое и неоцененное сокровище, часть животворящаго древа, на нем же распятся и пострада яко человек, такожде и ризу свою божественную, яже есть хитон,– от них же истекают многая и различная исцеления с верою приходящим, которое сокровище блюдомо есть в велицей соборной церкви Успения пресвятыя Богородицы от многих лет и доныне. В мимошедшия ж лета изволением предков его государских, вкупе же и благословением святей­ших патриархов тогда бывших, то пребогатое сокровище раз­делено на многия части, и устроено в разные ковчеги, и блю­домо не во едином месте, и того ради явилось пренебрегомо, и некоторыя части от соборныя церкви той божественной ризы едва не отлучены ль.

И сего ради он, великий государь, изволяет: то пребогатое и неоцененное сокровище, часть животворящаго древа, устроити во уготованном ковчеге и держать в соборной церкви во особом твердом к тому устроенном месте со всяким опаством; а ризу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, все огделенныя части, такожде собрать и устроить во един



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.113 с.)