XXVIII. Пропорциональные соотношения в человеческом теле. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XXVIII. Пропорциональные соотношения в человеческом теле.



 

Изучением пропорциональных сочетаний частей тела друг с другом, количества костей, каналов, волос и других составляющих тела человека в основном занимались Чарака и Вагбхата. Для более удобного рассмотрения этого вопроса можно обратиться к таблице 9, которая составлена исходя из Чарака Самхиты, Аштанга Самграха и Аштанга Хридаям Самхит. Важным моментом является отсутствие у Вата доша компактной, грубоматериальной формы и измерить его количество в теле не представляется возможным, поэтому эта доша в таблицу не включена.

Время от зачатия до рождения ребенка называется пренаталь­ным периодом, от рождения до 16 лет - детством. В течение этого времени происходит развитие и дозревание всех частей человеческого тела. Период от 16 до 30 лет называется периодом взросления. В это время полностью созревшие ткани за счет хилуса увеличивают свое количество и массу. От 30 и до 60 лет масса составляющих организма остается практически неизменной, а рост и развитие организма прекращается. От 60 до 70 лет происходит уменьшение массы составляющих организма, а после 70 - 75 лет наступает период, называемый старостью. Интенсивность процессов форми­рования семи тканей из хилуса в каждый из периодов жизни чело­века разная, с возрастом она падает, равно как и потребность в еде.

С точки зрения Сушруты, полное формирование массы и созре­вание семи тканей в организме происходит к 25 годам у мужчины и к 16 годам у женщины (С.С.1.35.13.). Поэтому Чарака рекомендует воздер­жаться от сексуальной жизни до 16 лет и после 70 лет. Если чело­век очень стар, семя у него образуется с трудом, а если очень мо­лод, то оно не до конца сформировано и происходит только растра­чивание жизненной энергии и нарушение баланса Вата доша. Су­ществует мнение, что люди, имеющие сильное мускулистое тело обладают большей сексуальной силой. Это опровергается Чаракой в Чарака Самхите. (Ч.С. 6.2.4; 40-42.).

 

 

XXX. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТО­РЫХ ОРГАНОВ И ЗОН ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА.

                  Грудная, сердечная и пупочная зоны.

     Так сложилось, что грудь ни в Аюрведе, ни в современной ме­дицине не является самостоятельной зоной. Вместо этого выделя­ются кардиальная и эпигастральная области, разделяющие ее на две части. Рассматривая же ее с позиции положения в теле Тридоша, можно отметить, что эта зона является местом основной локализа­ции Прана и Удана Вайу. Чакрапани приводит следующий пример, характеризующий эти два Вайу, находящиеся в этой области (Чп.С. 6.28.): ”Точно также, как цветовод и гончар могут жить и работать в одной комнате, причем иногда они покидают ее для выполнения других дел и снова возвращаются в нее, точно также Прана Вайу и Удана Вайу локализуются в одном и том же месте, но для выполне­ния своих функций они могут выходить за его пределы.” Грудь, помимо Вата доша, является местом локализации Аваламбака Капха, а сердце, расположенное в этой области является прибежи­щем Садхака Агни. Точно также, как человек, кошка и собака могут жить не ссорясь под одной крышей, Тридоша могут локализоваться в одном и том же месте. Различные живые существа мирно живут по соседству друг с другом, если они занимаются своими делами и их интересы не пересекаются. Если же они вступают в конфликт при неожиданном столкновении нос к носу, или один стремится вытеснять другого из его ниши, начинается вражда, которая, если вновь обратиться взором на организм человека, выражается в теле в виде болезни.

В кардиальной зоне (сердце с околосердечной сумкой (перикар­дом)) расположены Прана Вайу, Садхака Агни и Аваламбака Капха. Это к тому же место основной локализации хилуса[90] и Оджаса, живи­тельной эссенции семи тканей, резкое уменьшение или потеря ко­торого ведет к саморазрушению организма (Ч.С.1.17.74-75.). Сердце опис­ывается Шрикантха Даттой как раджа (царь) всех кровеносных со­судов тела[91]. Помимо физиологических функций, Веды утвержда­ют, что сердце является вместилищем памяти, чувств, души (Атмы) и Сверхдуши (Параматмы), которая восседает на лотосе сердца всех живых существ.

  Пупочная зона, является местом основной локализации Вата доша. Здесь сконцентрирован Самана Вайу, и, по большому счету, Вьяна Вайу, который, хоть и движется по всему телу, чаще всего бывает в этой области. Прана и Удана Вайу также появляются в этой части тела, спускаясь к пупку во время своего движения. Апана Вайу же поднимается вверх именно из этой области. Местом локализации Пачака Агни является двенадцатиперстная кишка, расположенная достаточно близко от этой области. Пупочная зона описывается как место концентрации всех энергетических каналов. Границы этой самой энергетически насыщенной области тела простираются на расстояние двух сложенных вместе пальцев вверх и вниз от пупка. При выполнении пранайамы или некоторых асан Хатха йоги это место используется для концентрации. С по­мощью определенных упражнений можно накапливать Прану в области пупка для дальнейшего использования в лечении бо­лезней или для занятий мистической йогой.

 

                                      Печень и селезенка.

 

В Аюрведе печень и селезенка описываются как основное место локализации крови[92]. Сушрута пишет, что даже в пренатальном состоянии печень и селезенка выполняют функцию образования и депонирования крови[93]. Печень и селезенка расположены не далеко от сердца, а точнее по правую и левую сторону от него (С.С.3.4.21.). Во всех аюрведических текстах эти два органа описываются как один. Если речь идет о печени, селезенка подразумевается, и наоборот. Они выполняют одни и те же функции. Если заболевает один орган, болеет и другой. Что вызывает заболевание одного, вы­зывает заболевание и другого. Поэтому для лечения болезней этих органов Чарака прописывает одинаковые лекарства и сходные ме­тоды очищения (Ч.С.6.13.88.). Печень не спроста называется мес­том сосредоточения крови, в ней депонируется более четверти всей крови организма. Селезенка также является резервуаром крови в теле человека. Так как в этих двух органах происходит образование и депонирование крови, они являются местом ее локализации и ло­кализации Питта доша (Ч.С.6.4.10.). Поэтому в аюрведических тек­стах эти два органа часто называют «органы, в которых живет кровь». Положение печени и селезенки хорошо видно на рисунке 6.

 

Рисунок 6. Область печени-селезенки.

14
7
6
13
12
11
10
 9
 8
5
4
3
2

1. Желчный пузырь. 2. Печень. 3. Воротная вена. 4. Желчевыводящие протоки. 5. Двенадцатиперстная кишка. 6. Нижняя полая вена. 7. Аорта. 8. Печеночная артерия. 9. Нижняя полая вена. 10. Аорта. 11. Селезеночная вена. 12. Селезеночная артерия. 13. Селезенка. 14. Поджелудочная желе­за.

 

 

                                  Кишечник

 

В силу своей протяженности и функциональной нагрузки, желудочно-кишечный тракт является местом встречи всех трех доша, однако, как и во всем организме, Капха доша локализуется в верхних отделах – ротовой полости, пищеводе и верхней части желудка, Питта доша – в желудке и двенадцатиперстной кишке, а Вата доша – в толстой кишке. В Аюрведе кишечник называют «Великий Канал».

Доза лекарственных препаратов и интенсивность процедур, связанных с желудочно-кишечным трактом, определяется в соответствии с плотностью, или конституцией кишечника. Вагбхата, древнейший аюрведический врач, пишет, что конституция кишечника бывает трех типов – мягкая, средняя и плотная, в зависимости от доминирующей доша. Джеджджата, комментатор на аюрведические тексты, уточняет, что конституция кишечника бывает шести типов: два типа мягкой конституции (очень мягкая и в меру мягкая), два типа плотной конституции (очень плотная и в меру плотная) и два типа средней конституции (средне-мягкая и средне-плотная).

Верхняя часть кишечника очищается посредством лечебной рвоты, средняя часть – путем принятия слабительных субстанций, а нижняя – с помощью басти.

 

   XXXI. БХУТАВИДЬЯ – АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ.

Аюрведа является упаведой (частью, разделом) Атхарваведы, по­этому очень широко использует для лечения болезней гимны, заговоры и заклинания, ее составляющие. Вагбхата в своей Аштанга Хридаям Самхите (А.Х.1.4.32-34.) пишет, что человек должен знать обряды и мантры, описанные в Атхарваведе для предотвращения и ле­чения болезней, вызываемых колдовством, сглазом, пор­чей и вселением духов. В Аштанга Хридаям есть несколько глав, посвященных описанию человека, в которого вселился тот или иной дух – добрый или злой. Вселение доброго духа ненамного лучше вселения злого – так или иначе происходит частичное или полное подавление и подчинение личности.

Причинами вселения демонов является греховная или непра­вильная деятельность либо в этой, либо в прошлой жизни, которая возникает из-за преследования кармы или желаний, и именно это приводит к совершению ошибок в выполнении правил поведения, обетов, праведного образа жизни и уважения вещей и людей, дос­тойных поклонения. Грешник и разрушитель своей души будет по­гублен злыми духами или демонами, принадлежащими к категории тонких существ, которые вселяются в тот момент, когда происходит нарушение правил и предписаний или совершается греховная дея­тельность. Этот момент называется чхидра. Чхидра – это время на­чала совершения греховных действий - действий, вступающих в противоречие со всеми правилами хорошего поведения и религиозными заповедями, описанными в Диначарйа адхйайа[94], Ману Самхите и других Дхарма-шастрах. К ним относятся, например, не соблюдение чистоты, особенно не совершение омовения после посещения туалета; проживание в мес­тах, покинутых другими людьми или выдача себя за другого чело­века; пребывание ночью в местах кремации и захоронений, в нечистых или запрещенных для посещения мес­тах; членовредительство или попытки к самоубийству, ранения, ожоги; полное обнажение тела; оскорбление Учителя, святого человека, священнослужителя, ребенка, старика или гостя; поведение, оскорбляющее чьи-либо религиозные или моральные чувства; нарушение семейных традиций; страх, вызванный угрозами, побоями, внезапный испуг; убийство животных, особенно коровы, козла и змеи; вступление в незаконные половые отношения; недостойное поведение при совершении жертвоприношения, распевании священных гимнов или молитв, предложения жертвы; обжорство, похотливость, лень, злоба, зависть, алчность, непостоянство, предательство, эгоизм; осуществление вредоносных действий по отношению к другому человеку, особенно близкому, родственнику или другу; прием пищи из грязного, нечистого или колотого сосуда. Стоит отметить, что чаще всего подвержены влиянию демонов беременные женщины и маленькие дети, именно поэтому Кашьяпа Самхита уделяет этому вопросу очень пристальное внимание.

Кашьяпа пишет, что начальными симптомами, характеризующими вселение духа или его влияние на ребенка, являются лихорадочное состояние и постоянный плачь. Постепенно патологические симптомы воздействия духа распространяются на все тело. Кашьяпа выделяет шесть основных типов симптомов, которые могут проявляться как все вместе, так и по отдельности.

1. Общие симптомы: лихорадка, раздражительность, непрерывный плачь, зевота, вой, лай или подражание крику других животных, всхлипывание, беспокойство, скрежет зубами, сжимание пальцев в кулак, царапание матери или своего тела ногтями, отказ от еды, страдающий взгляд, анемичное состояние, кахексия, потливость, гиперсаливация, слезотечение, припухлость глаз, ребенок трет глаза, нос и рот; нарушения протекания беременности или формирования грудного молока.

2. Нервная система: страхи, смех без причины, волосы дыбом, напряженный или дрожащий язык, блуждающий взгляд, бессознательное состояние, гипотония, сонливость, головокружение, галлюцинации, раздражительность, вращение глазами, бессонница, изменения голоса или манеры речи, нарушения мимики, тики, паралич, обморок, птоз, конвульсии, эпилептические приступы, головная боль, энурез.

3. Органы чувств: слепота, гноетечение из глаз, носа, ушей, изменение или нарушение функций органов чувств.

4. Желудочно-кишечный тракт: вздутие живота, зловонный метеоризм, запор, патологическая жажда, диарея, рвота, стоматит, глоссит, спазмы кишечника, бурчание в животе.

5. Органы дыхания: пена изо рта, икота, звуки при дыхании, астматические приступы.

6. Кожа: нарушения пигментации, мурашки, крапивница, пузырчатка, пиодермия, нейродермит, появление сеточки вен, особенно на голове и животе, изменение цвета волос, резкая беспричинная седина; запах от тела напоминает запах жира, гноя, кала, мочи, птицы, животного, козла или трупа.

К сожалению, в настоящее время есть некоторые аюрведические врачи, считающие, что главы, посвященные демонологии всего лишь в иносказательной форме переда­ют симптомы обычных психических заболеваний, тяжелого течения малярии и других инфекционных заболеваний, а также религиозного фанатизма, и не воспринима­ют их всерьез. Одновременно с этим все меньше и меньше врачей используют в своей практике мантры и заговоры. Это можно объ­яснить снижением их духовной и мистической реализации.

 

 

                      XXXII. НЕКОТОРЫЕ ЦИТИРОВАННЫЕ ШЛОКИ

                           ЧАРАКА САМХИТА.

 

 

Ч.С.1.1.15

  Состояние абсолютного здоровья необходимо человеку для ре­лигиозно­сти и исполнения долга, принесения жертв и отдания дол­гов предкам, полубо­гам и родителям, поддержания тела, т.е. сон, еда, работа, регулируемое удов­летворение чувств и т.д.

 

Ч.С.1.1.44.

Причина возрастания и увеличения качеств, субстанций и дейс­твий всегда Сходство, а причина их убывания и уменьшения - Раз­личие. Оба они являются причинами изменения субстанций.

 

Ч.С.1.1.45.

Сходство соединяет все различия и несходства объектов, являясь причиной их разнообразия. Напротив, Различие способствует про­явлению в подобных категориях объектов разнообразным проявле­ниям намерений или действий, несмотря на их сходство.

 

Ч.С.1.1.48

Одним словом, первоэлементы, душа, ум, время и пространство являются субстанциями. Субстанция, обладающая чувствами, назы­вается живой, чувствующей, а лишенная чувств - бесчувственной, неживой.

 

Ч.С.1.1.49

Объекты чувств, соединенные с двадцатью качествами; знанием; пятью, заканчивающимися усилием; десятью начинающимися с двойственности называются качествами. Движения, вызванные по­пыткой или усилием, называются действием.

 

Ч.С.1.1.50

Соединенность есть нераздельность субстанции с ее качествами. Это возможно только по причине нераздельности субстанции и ее качеств.

 

Ч.С.1.1.51

То, где качества и действие, воздействие существуют одновре­менно и в неразрывном состоянии, называется субстанцией, мате­рией.

 

Ч.С.1.1.52

То, что неотделимо от субстанции и проистекает из ее качеств, являясь причиной ее взаимодействия с окружающим миром, называ­ется воздействием. Воздействие не требует других объектов.

 

Ч.С.1.1.54

Извращенный ум, негативное отношение к себе, людям и окру­жающему миру, а также потеря времени, очень интенсивное ис­пользование органов чувств, ума, интеллекта, отсутствие свободно­го времени для отдыха является причиной психосоматических и фи­зических заболеваний.

 

Ч.С.1.9.4

Болезнь - это неуравновешенность доша, тканей и нечистот, а их баланс - здоровье. Здоровье это всегда счастье, а болезнь - не­с­частье.

 

Ч.С.1.11.39.

Действие бывает словесное, ментальное или телесное. Очень интенсивное использование речи, тела и ума или их не использова­ние - и то и другое - плохо. Задержка или насильственное вызыва­ние сна, мочеиспускания или дефекации, падение или сон на неро­вном месте, принятие неестественных и нефизиологичных поз, пе­регрев, сдавление, разрушение собственного тела, самоистязание и пытки - не правильное использование тела. Лживость, оговор, выс­казывание не во время своих мыслей, ругань, ссора, словоблудие, постройка воздушных замков, болтовня, суровость и др. - непра­вильное использование речи. Страх, печаль, гнев, жадность, сму­щение, ложная стыдливость, зависть, заблуждение, культивирова­ние невежества или ложного знания - неправильное использование ума.

 

Ч.С.1.17.74-75.

Субстанция, находящаяся в сердце и окрашенная в белый, крас­ный или желтый цвет, называется Оджас. Если Оджас покинул тело, то оно разрушается и человек умирает. В теле живого сущест­ва в первую очередь образуется Оджас. Он имеет цвет топленого масла, вкус меда и пахнет как свежий рис, с которого только что сняли шелуху.

(Как пчелы собирают мед с раскрывшихся цветов и плодов, так все органы человеческого тела собирают Оджас для исполнения своих функций).

 

Ч.С.1.18.49.

Энтузиазм, подвижность, активность, дыхание, помощь тканям в исполнении их функций, экскреторная и другие функции – эти качества в норме присущи Вата доша.

 

Ч.С.1.18.50.

Зрение, пищеварение, голод, жажда, термобаланс, мягкость тела, лоск, интеллект и бодрость - это все контролируется Питта доша.

 

Ч.С.1.18.51.

Нормальными функциями Капха доша являются придание телу прочности и силы, поднятие сексуальной энергии, поддержание массы тела, придание телу маслянистости, соединение органов и тканей тела в единое целое, а из психических качеств Капха наде­ляет человека терпеливостью, неторопливостью, уверенностью в себе и снисходительностью, а также алчностью, жадностью и ле­нью.

 

Ч.С.1.19.6.

Вот стих:

   Все это множество типов заболеваний возникает из-за многих причин, но эти причины неразрывно связаны с Вата, Питта и Капха. Только внешние болезни (травмы, укусы животных и т.д.) практически не связаны с Тридоша.

 

Ч.С.1.20.9.

Вата, Питта и Капха движутся по всему организму, порождая хорошее или плохое состояния тела в зависимости от того, находят­ся ли они в состоянии баланса или дисбаланса. Если они находятся в состоянии баланса, то они ведут тело к здоровью, росту, разви­тию, придают ему силу, а человеку - покой и счастье. Если же они пребывают в состоянии дисбаланса, они приводят тело к разруше­нию и болезни.

 

Ч.С.1.20.14.

Сейчас Я перечислю все сорок дисбалансов Питта доша - жар, жжение, сильный подъем температуры, средний подъем температу­ры, лихорадка, испарина, повышение кислотности, жжение в пи­щеводе и в желудке, внутреннее жжение, жжение между лопаток, гипертермия, интенсивное потоотделение, появление запаха от тела, разрывы мягких тканей, уремия, мышечные отеки, жжение кожи, разрывы кожи, утолщение кожи, крапивница, пустулы, внут­ренний геморрой (внутренние кровоизлияния), геморройные бляшки, позеленение, пожелтение, посинение, герпес, желтуха, го­речь во рту, патологическая жажда, кровяной запах изо рта, гнилос­тный запах изо рта, неудовлетворенность, стоматит, воспаление глаз, воспаление ануса, воспаление полового члена, загрязнение крови, обмороки, позеленение или пожелтение глаз, мочи и кала - это сорок основных среди бесчисленного множества дисбалансов Питта доша.

 

Ч.С.1.24.22.

Кровь является чистой, если ее цвет не отличается от цвета рас­каленного золота, красного лотоса, сока лакового дерева и семян Гунджа (Arbus precatorius).

 

Ч.С.1.26.9.

После этого Господь Пунарвасу Атрейа сказал:

“Вкусов всего шесть - сладкий, соленый, острый, кислый, горь­кий и вяжущий. Их образующим первоэлементом является Вода. Выведение и успокоение - два ее основных действия; вкус, принад­лежащий объекту, полезность и вредность - ее эффект, все продук­ты, состоящие из пяти первоэлементов - конгломераты вкусов, за­висящих от их пропорционального состава, комбинации, приготов­ления, времени и места. Тяжесть, легкость, холодность, горячесть и т.д. - качества этих (субстанций или трав). «Кщара» происходит от «Кщарана» - разливающаяся. Не вкус, а субстанция происходит от смешивания нескольких субстанций, которая имеет много оттенков вкуса, но доминирующие - соленый или острый. ”

 

Ч.С.1.26.12.

Нет ни одной субстанции в этом мире, которую нельзя было бы использовать в качестве лекарственного препарата, только надо знать заболевание, которое ей лечится, лекарственную форму, ко­торую следует приготовить, и дозу на прием.

 

Ч.С.1.28.4.

В результате этого процесса образуется чистая пищевая эссен­ция, известная как хилус, и побочные продукты - нечистоты. Нечи­стоты порождают пот, мочу, кал, Вата, Питта, Капха, серу ушей, выделения из глаз, носа, рта, волосяных фолликул и гениталий, а также такие части тела, как волосы, ногти, усы, бороду и др. Из пищевой эссенции образуются семь тканей и Оджас, основные суб­станции органов мировосприятия, которые известны как чистые эс­сенции семи тканей, а также связки, суставные сумки и хрящи, и др. Все ткани в форме чистой эссенции и нечистот в состоянии ба­ланса находятся в нормальном соотношении, зависящем от возраста и конституции и образуются соответственно из хилуса и нечистот. Они поддерживают равновесие семи тканей тела. Если рассматри­вать увеличение или уменьшение баланса тканей, то происходит увеличение или уменьшение хилуса, образующегося из съеденной пищи в целях поддержания здоровья; аналогично и эвакуация нечи­стот. Нечистоты, увеличившие свое нормальное количество, лечат­ся посредством холода или тепла, как необходимо, тогда они воз­вратятся в состояние равновесия.

 

Ч.С.1.30.8.

Основные каналы расходятся от сердца как от корня, разнося со своей пульсацией по всему организму Оджас.

 

Ч.С.2.4.4.

С позиции этиологии болезненных процессов, доша могут по­рождать, а могут и не порождать заболевания, соединяясь с причи­нами возникновения заболеваний. Если соединения всех трех этих факторов не происходит или они соединяются очень долго, или их соединение не очень крепкое, болезнь может не возникнуть, может возникнуть через очень длительный промежуток времени или очень слабая, проявляющая не все свои симптомы, легко излечимая. Если они соединились не крепко, болезнь будет легкая. Так объясняются причины не возникновения или возникновения очень легкого за­болевания при наличии всех трех факторов заболевания.

 

Ч.С.3.1.7.

При соединении вкуса и доша, вкус обостряет ту доша, с кото­рой он обладает одинаковым или близким качествами и строением (первоэлементами) и успокаивает при регулярном употреблении ту, с которой имеет более-менее противоположное строение и свойст­ва. С этой позиции вкусов - шесть, а доша - три.

 

 

Ч.С.3.2.3.

Складывающий пищу в свою кладовую (желудок) должен разде­лить ее на три части. Одна часть пространства должна отдаться не­посредственно пищи, одна - жидкости и одна должна быть запол­ненной Вата-Питта-Капха. Если заполнять желудок пищей в таком соотношении, то все нежелательные последствия приема пищи уй­дут и пища будет полностью усваиваться.

 

Ч.С.3.2.17.

Между пупком и сосками есть орган, называемый “Амашайа”, и вся пища четырех видов переваривается там.

 

Ч.С.3.2.18.

   Пища, попавшая в двенадцатиперстную кишку и полностью там переваренная, разносится по венам, артериям и другим каналам по всему телу человека.

 

Ч.С.3.8.76.

Время - это трансформация, изменения.

 

Ч.С.4.1.30.

Все эти их качества распознаются только при соединении с ор­ганами чувств, ведь качество поверхности можно узнать только предварительно потрогав ее.

 

Ч.С.4.1.93.

Доша, находящиеся в состоянии баланса не выходят из него без причины, но если они находятся в состоянии дисбаланса, они сами никогда не вернутся в состояние равновесия.

 

Ч.С.4.1.109.

Неправильное понимание интеллектом окружающего мира и т.д. и неправильная ответная реакция на феномены этого мира извест­ны как Праджнапарадха (интеллектуальная ошибка восприятия мира).

 

Ч.С.4.6.14

Факторами трансформации пищи являются жар Пачака Агни, Самана Вайу, влажность и слизистость Кледака Капха, время и со­вместное сочетание всех перечисленных факторов.

 

Ч.С.4.6.17

Одним словом, компоненты тела бывают двух видов - нечисто­ты и усвояемые полезные продукты. Нечистоты препятствуют нор­мальному выполнению организмом своих физиологических функ­ций. К ним относятся, например, (1) субстанции, образующиеся как побочные продукты внутри полостей тела, такие, как слизь, экссу­дат, транссудат и т.д., не являющиеся его физиологическими частя­ми, такими как доша или ткани, мешают работе соответствующих органов; (2) выходящие из организма полностью переваренные ткани - в виде отмерших клеток; (3) Вата, Питта и Капха, находя­щиеся в абнормальных сочетаниях и пропорциях и (4) другие субс­танции, наносящие вред организму или отравляющие его. Субстан­ции, отличающиеся от вышеперечисленных являются чистыми.

 

Ч.С.4.6.18.

Когда доша, находящиеся в состоянии дисбаланса или в соеди­нении с Амой, касаются и взаимодействуют с тканями (причем часть доша смешивается с ними), ткани приобретают абнормальные качества и функции. Тело может быть здорово только в случае на­хождения доша в состоянии баланса.

 

Ч.С.4.7.16

Те части тела, которые функционально утяжелены, большие, громоздкие, грубые, твердые и малоподвижные, например зубы, ногти, кости, мышцы, кожа, связки, волосы, усы с бородой, телес­ные волосы и т.д. в основном состоят из первоэлемента Земля. Ор­ганы обоняния, запах и маслянистость тела также происходят из нее. Те части тела, которые жидкие, подвижные, влажные, мягкие, вялые, нежные, слизистые и текучие, например хилус, желчь, кровь, лимфа, жир, Капха и Питта, пот, моча, кал и т.д. в основном состоят из Воды. Вкус и органы вкуса тоже водяные. Сущность Питты, жар, сияние и цвет тела идут от Огня. Органы зрения также огненной природы. Акт вдоха и выдоха, открытия и закрытия, сжа­тия и разжатия, напряжения и расслабления, моргание, биение (пульс), движение, всасывание питательных веществ и т.д. обеспе­чиваются Воздухом. Тактильная чувствительность также идет от этого первоэлемента. Поры и каналы, пустоты в костях - Эфирной природы. Звуки и органы слуха тоже относятся к этому первоэле­менту. Что бы ни двигалось в организме, все движется за счет на­личия сознания. Таким образом, перечисление частей тела сделано полностью

 

  Ч.С.6.2.4.

Не все мужчины, имеющие развитое мускулистое тело отлича­ются сексуальной силой. С другой стороны, люди, имеющие нераз­витое тело, слабо выраженные мышцы и ослабленные болезнями имеют отличную потенцию.

 

  Ч.С.6.4.9.

Питта доша называется также Рактапитта, так как цвет и запах Питта доша близкие к цвету и запаху крови.

 

Ч.С.6.4.10.

Рактапитта локализуется в печени и селезенке, так как они яв­ляются местом локализации и образования крови.

 

Ч.С.6.13.88.

Так как функции селезенки и печени одинаковые, их следует лечить одинаковыми препаратами.

 

Ч.С.6.15.9

Как только пища попадает в рот, шесть вкусов, из которых она состоит, начинают разрушаться. Во время этого процесса проявля­ется ее первичная сладость (слизистая субстанция, обладающая сладковатым вкусом), из которой идет формирование Капха доша.

 

Ч.С.6.15.10

Когда частично переваренная пища покидает желудок и попада­ет в двенадцатиперстную кишку, из кислой части перевариваемой пищи в ней проявляется чистая жидкая эссенция Питта доша.

 

Ч.С.6.15.11

Когда остатки перевариваемой пищи попадают в кишечник, они адсорбируются и высушиваются под действием Агни, приобретая компактную суховатую форму. Во время этого процесса проявля­ются их горькие и вяжущие вкусы. Из этих компактных горьких масс и возникает Вата доша.

 

Ч.С.6.15.13

Пять Агни, принадлежащих Земле, Воде, Огню, Воздуху и Эфиру переваривают соответствующие пищевые фракции

 

Ч.С.6.15.16.

Из хилуса образуется кровь, из крови - мышцы, из мышц - жир, из жира - кости, кости формируют костный мозг, костный мозг по­рождает семя, которое способствует формированию зародыша.

 

Ч.С.6.15.17.

Чистая эссенция хилуса в женском организме формирует груд­ное молоко и кровь во время месячных. Из чистой эссенции крови формируются толстые, длинные связки и энергетические каналы. Из мышц формируется мышечный жир и шесть слоев кожи, а из жира образуется связки.

 

Ч.С.6.15.28.

Хилус, пищевая эссенция под действием Питта доша приобре­тает огненно-красную окраску.

 

Ч.С.6.15.56-57.

Двенадцатиперстная кишка - место локализации Джатхарагни, называется так потому, что оно задерживает пищу около Агни. Гра­хани находится в пупочной зоне, ее верхней части и поддерживает свой тонус за счет энергии Питта доша. В нормальном состоянии пища поступает сюда для дальнейшего переваривания. Полупере­варенная пища спускается в двенадцатиперстную кишку из желуд­ка небольшими порциями, и по мере переваривания проходит все ниже и ниже. Когда же происходят нарушения в работе Джатхараг­ни, в кишечник выпускается пища в непереваренном и незрелом состоянии.

 

Ч.С.6.28.6

Местоположения Прана Вайу следующие: голова, грудь, горло, сердце, рот и нос. Находясь в этих местах он отвечает за чихание, дыхание, глотание, рвоту, выплевывание, пищеварение и другие функции организма.

 

Ч.С.6.28.10.

Почки, мочевой пузырь, пенис, пупок, бедра, крестец с копчи­ком и анус - места локализации Апана Вайу. Он отвечает за моче­выделение, семяизвержение, родовую деятельность, акт дефекации и месячные.

 

Ч.С.6.28.11.

Они все (субдоша Вата доша) находятся в вышеперечисленных местах и выполняют вышеперечисленные функции только тогда, когда они находятся в состоянии баланса и тело свободно от болез­ней.

 

Ч.С.6.29.13.

Вата доша, совместно с кровью, смешиваясь с ней и растворяясь в ней, движется по кровеносным сосудам и своим током перемеща­ет кровь по всему телу.

 

 

                  СУШРУТА САМХИТА.

 

 

С.С.1.1.14.

Первый принцип Аюрведы - сохранение здоровья ради здоровья, второй - лечение болезней ради здоровья.

 

С.С.1.1.28.

Правильно приготовленная и вовремя принятая пища является источником силы, здоровья и долголетия.

 

С.С.1.4.2-6

Человек, изучивший все тексты, но не способный применить знания на практике, похож на спину, которая несет древесину сандала.

Глупец, прочитавший великое множество книг, но не получивший практического понимания этих знаний, похож на спину, нагруженную древесиной сандала и потеющую под ее тяжестью, но не имеющую возможности насладиться его ароматом.

Именно поэтому учитель должен ясно и тщательно разъяснять каждую шлоку, или половину шлоки, или ее четвертую часть, как они изложены в данном тексте, разделенном на сто двадцать глав[95], а ученик должен внимательно слушать объяснения и вопрошать о непонятных местах. Очень трудно понять и запомнить сведенья о препаратах, вкусах, гуннах, энергиях, послевкусах, семи тканях, нечистотах, полых органах, жизненных точках, сосудах, энергетических каналах, сочленениях, костях и репродуктивных тканях, о типах, природе и локализации язв или переломов, о паллиативных терапевтических методах, о принципах излечимости или неизлечимости той или иной болезни, а также о других вещах, ибо они порой озадачивают даже несравненные головы, не смотря на постоянные размышления и исследования их сути, не говоря уже о коллегах с не столь развитым интеллектом, поэтому ученик должен внимательно слушать объяснения, которые дает учитель для каждой шлоки текста, или половины шлоки, или ее четверти.

Ради понимания истин и принципов, проистекающих от других парампар или школ, но затронутых в ходе рассуждений или дискуссии, ученик должен обратиться к соответствующим учителям, ибо невозможно знать или описать в одном тексте все существующие ветви знания.

С помощью изучения только одной шастры человек никогда не сможет получить полноту этих знаний, поэтому врач должен изучить максимальное количество его сопредельных ветвей. Врач, пьющий нектар чистого знания с губ своего учителя и не оставляющий ни на миг практических занятий, является истинным врачом, в то время как любой другой человек, лишь балующийся этим искусством, является самозванцем.

 

С.С.1.14.14.

В организме женщины вырабатывается не семя, а яйцеклетка.

 

С.С.1.14.16.

Хилус циркулирует по всему телу, распространяясь во все сто­роны (латерально), как распространяется звук, вверх - как поднима­ется огонь, вниз, как падает вода с водопада.

 

С.С.1.15.3.

Тело человека состоит из доша, тканей и нечистот, которые яв­ляются его первопричиной, ”корнями”.

 

С.С.1.15.4.

Вата доша отвечает за все виды движения в теле, перемещает и направляет ткани и нечистоты в места их основной локализации, перемещает пищу и продукты пищеварения, выполняет экскретор­ную функцию и поддерживает тело.

 

С.С.1.15.5.

Питта доша отвечает за пигментацию организма, процесс пище­варения, зрение, интеллект и термобаланс.

 

С.С.1.15.6.

Капха доша выполняет в теле пять основных функций. К ним относятся смачивание внутрисуставной полости, защита желудка от Агни, придание телу физической силы, питание тела и придание телу прочности.

 

С.С.1.15.41.

Человек считается здоровым, если Тридоша находятся в состоя­нии равновесия, Агни, огонь пищеварения горит ровно, ткани четко и слаженно выполняют свои функции, ткани вовремя выво­дятся из организма, а ум и чувства находятся под контролем.

 

С.С.1.21.1.

Вата, Питта и Капха доша функционируют в теле человека от зачатия до самой смерти.

 

С.С.1.21.6.

Вата доша находится в малом и большом тазу. Зона кишечника захватывает область несколько выше этого региона, но не захваты­вая зону пупка. Позиция Питта доша - эпигастрий. Капха распола­гается в зоне желудка и выше.

 

С.С.1.21.11.

Питта - жидкость, горячая, очень активная, дурно пахнущая, го­лубого, красного, желтого, розового и других цветов, горькая на вкус (а если вкус не распробован полностью, то на первый взгляд - кислая).

 

С.С.1.21.12.

Функцией того Агни, который находится в печени и в селезенке является пигментация хилуса, поэтому он называется Ранджака Агни.

 

С.С.1.21.15.

  Капха, или Слешмана - тяжелая, холодная (не только по дейст­вию на организм, но и на ощупь), белая или слегка желтоватая, мягкая, малоподвижная, слизистая, клейкая, тянучая субстанция.

 

С.С.1.21.23.

Во время вспенивания и трансформации пищи в желудке в сладкую, слизистую, нежную субстанцию, из этой субстанции идет формирование Капха доша.

 

С.С.1.26.29.

Горячие и маслянистые субстанции хороши при Ватта дисба­лансе, горячие и сухие при Капха дисбалансе, а сладкие и холодные при Питта дисбалансе.

 

С.С.2.1.5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.203 с.)