Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 6           патология Тридоша

Поиск

 

                      XX. СУТЬ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

                                        Что есть болезнь

 

Действительно, а что же такое болезнь? Наверно, сколько вра­чей столько и мнений по этому поводу. Чарака же говорит (Ч.С.1.9.4.): ”Болезнь - это неуравновешенность дхату (под дхату подра­зу­меваются семь тканей и три доша), а их баланс - здоровье. Здоро­вье это счастье, а болезнь - несчастье”. Исходя из этой шлоки, можно сказать, что баланс доша и тканей это не только здоровье, но и удобство и комфорт. В своей шлоке Чарака использует поня­тие “дхату-вайшамйа”, которое сам же и разъясняет в Шарирастха­не, шестой главе. Он говорит, что у тела есть собственное созна­ние, отличное от сознания человека, которому оно принадлежит; оно возникает за счет конгломерации пяти первоэлемен­тов, нахо­дящих­ся в различных модификациях и формах, и оно присутст­вует так долго, сколь долго поддерживается необходимая пропорция и необ­ходимые модификации первоэлементов. Когда доша выбива­ются из состояния баланса, организм начинает разрушаться, возни­кает боль и другие симптомы этого процесса. Увеличение или уменьшение количест­ва доша, находящихся в строго определенных сочетаниях, нарушает рав­новесие всех составляющих организма.

Если доша находятся в нормальном пропорциональном сочета­нии[61], то это является залогом нормального функционирования всего организма. Если же хоть одна из них выходит из состояния равновесия, увеличиваясь или уменьшаясь, это отражается на жиз­недеятельности всего организма. С этой точки зрения, увеличение или уменьшение количества той или иной доша возникает только при болезни.

С другой стороны, существует категория так называемых фи­зиологи­ческих изменений количественного и качественного соот­ношения доша, тканей и нечистот. Их физиологические изменения происходят под влия­нием съеденной пищи, времени суток, клима­тических колебаний и др. Эти изменения не являются болезнью, и достаточно быстро приходят в норму. Быстрая их нормализация яв­ляется следствием поверхностности этих изменений, они не нару­шают внутреннюю структуру тела и не пре­пятствуют слаженной работе всех его органов и тканей.

Сушрута говорит[62], что то, что порождает боль и дискомфорт во мно­гих случаях может называться болезнью.

                        Классификация болезней

 

В аюрведической традиции существует несколько основных классификаций болезней. Все болез­ни можно разделить на две категории - (1) телесные болезни и (2) мен­тальные болезни. Помимо этих двух групп болезни делятся на вызванные внутренними причинами и внешними причинами. Болезни также клас­сифицируются на излечимые, трудноизлечимые и практически неизле­чимые, по доша, находящейся в состоянии дисбаланса, по степени тяжес­ти заболевания и т.д.

Все болезни делятся на три большие категории – излечимые (легко, средне и трудно), контролируемые (длящиеся всю жизнь и требующие постоянного лечения) и неизлечимые (ведущие к смерти больного).

Болезнью называется состояние, когда что-либо наносит вред, боль или страдание телу, или живому существу, или им обоим. Эта боль имеет под собой три причины (1) физические (Адхйатмика[63]), (2) внешние воз­действия окружающей среды, (3) гнев Бога или Его Природы. Эти три причины порождают семь типов болезней, суть Ади-вала-правритта, Джанма-вала-правритта, Доша-вала-правритта, Самгхата-вала-праврит­та, Кала-вала-правритта, Дайва-вала-пра-вритта и Свабхава-вала-прав­ритта.

Ади-вала-правритта. Болезни этой категории вызываются тем или иным дефектом сперматозоида или яйцеклетки родителей. К этим забо­леваниям, помимо генетических, относятся геморроидальные диатезы, некото­рые виды туберкулеза и другие заболевания. Эта категория болезней де­лится на две группы. К первой относятся бо­лезни, идущие от нарушений в сперматозоиде, ко второй - в яйце­клетке.

Джанма-вала-правритта. Это также категория пренатальных заболе­ваний, но их причина не в нарушениях семени или яйцекле­тки, а в не­правильном формировании зародыша в пренатальном периоде. К ней относятся кровотечения у плода, врожденная глухо­та, слепота, немота, волчья пасть, заячья губа, а также врожденный кретинизм и другие забо­левания. Эта категория болезней также де­лится на две группы, включа­ющие в себя болезни, вызванные на­рушением образования или циркуля­ции хилуса у матери (наруше­ние разделения хилуса на три части, одна из которых должна идти на питание плода), или за счет неправильного по­ведения матери во время беременности (отсутствие желания иметь ре­бенка, греховные деяния, занятие сексом, страдания, прием алкоголя, ку­рение[64], не­хватка положительных эмоций, стрессы и т.д.).

Доша-вала-правритта. Причинами этой категории заболеваний явля­ются нарушения баланса основных составляющих человеческо­го орга­низма по причине неправильного питания, нарушения мен­тальных энер­гий и пранических токов, влияния гуны страсти и не­вежества. Этот тип также разделяется на два подтипа, включающих ментальную или физиче­скую причину их возникновения. Заболе­вания данной категории в основном протекают в эпигастральной и пупочной областях.

 Три вышеперечисленные категории заболеваний относятся к физическим.

Самгхата-вала-правритта. К этой категории заболеваний отно­сятся все травмы, включая ушибы, синдром длительного сдавления, а также укусы животных, змей и насекомых. Данная категория бо­лезней делится на две группы. К первой относятся повреждения, вызванные людьми и животными, а ко второй - неодушевленными предметами (бытовые травмы, порезы и т.д.).

Эта категория заболеваний относится к травматическим.

Кала-вала-правритта. Это периодически возникающие заболе­вания, связанные с сезонными изменениями климата или с воздей­ствием изменения погоды, влажности, температуры или давления в рамках одного сезона. Именно на эти две категории и делятся все болезни этой группы.

Дайва-вала-правритта. К этой категории относятся все мистиче­ские заболевания, вызванные колдовством, ворожбой, сглазом или порчей, наведенной людьми, имеющими определенные мистичес­кие способности или знающими заговоры и обряды, описанные в Атхарваведе. Помимо этого, данная категория болезней вызывается вселением того или иного духа в человека.

Болезни этой категории могут носить эпидемический характер. Если произошло вселение в человека злого духа, больной должен быть изолирован от широкого общения и лечением его должен за­ниматься специалист по демонологии.

Свабхава-вала-правритта. К этой категории болезней относятся голод, жажда, старость, сонливость и т.д. Они бывают своевремен­ные и несвоевременные. Болезни (а точнее, состояние дискомфорта или дисбаланса) называются своевременными, если они приходят в положенное время (предобеденный голод) к человеку, поддержи­вающему свое здоровье на должном уровне. Несвоевременные - это те болезни, которые приходят в неположенное время (постоянная сонливость в течение дня, голод после обильной еды и т.д.) или при нездоровом образе жизни.

Три вышеперечисленных категории заболеваний относятся к мистическим и природным болезням.

Наиболее популярной является классификация болезней, выд­винутая Сушрутой (С.С.1.24.2-21.). ”Болезни по способу лечения можно разделить на две основные, очень большие группы - на хи­рургические (Суш­рута - специалист по хирургии) и медикаментоз­ные, или те, которые ле­чатся с помощью очистительных процедур, чтения мантр и приема гото­вых лекарственных препаратов.

Классифицировать болезни можно и по ткани, захваченной патологическим процессом. Болезнь может захватывать любую из семи тканей:

Отвращение к виду пищи, потеря аппетита, диспепсия, изжога, жар, тошнота, тяжесть в желудке после приемов пищи, некоторые болезни сердца, желтухи, истощение, дистрофия, неприятный вкус во рту, слабость в руках и ногах, выпадение волос, преждевремен­ная седина, ранние симптомы старческого разрушения организма и некоторые другие болезненные состояния принадлежат к болезням хилуса.

Кожные заболевания, рожистые воспаления, пустулярные вы­сыпания, пятна, изменения окраски участков кожи, стригущий ли­шай и другие виды облысения, увеличение печени и селезенки, абсцессы и гнойники, кишечные полипы, некоторые виды проказы, геморрой, опухоли, меноррагия, гематурия, а также болезни ануса и пениса, кровотечения и некоторые другие относятся к болезням крови.

К категории мышечных болезней относятся мышечная атрофия, пролляпс, выпадение языка, глоссит, гингивит, кондиломы, фарин­гит, туберкулезный шейный лимфаденит, грыжа, а также все боле­зни, локализующиеся в мышцах.

Такие болезни, как киста, зоб, опухоли, воспаление губ, возни­кающие при нарушениях в жировой ткани, а также диабет, ожире­ние, лишний вес и чрезмерная потливость относятся к болезням жировой ткани.

Хрупкость костей, боли в костях, переломы, трещины костей, разрушение кости и другие заболевания, проявляющиеся как нарушения в костях, относятся к болезням костей.

Нарушения зрения, конъюктивит, эпилепсия, головокружения и головные боли, а также чувство тяжести в ногах и руках сигнали­зируют о болезни костного мозга.

Такие болезни, как импотенция, сексуальные расстройства, камни в яичках, сперматорея, бесплодие и другие болезни мужской половой сферы, дисменорея, миома и другие болезни женской половой сферы относятся к болезням репродуктивной ткани (семени и яйцеклетки).

Слабость, галлюцинации, быстрая утомляемость, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, быстрое увядание, отсутствие блеска в глазах относятся к болезням Оджаса.

Кожные заболевания, запор или понос, а также болезни, связан­ные с соответствующими органами чувств или просто всевозмож­ные расстройства восприятия относятся соответственно к кожным болезням, болезням кишечника и болезням органов чувств.

Помимо этого, естественно, болезни классифицируются по доша, наиболее сильно вовлеченной в состояние дисбаланса и тем самым вызвавшей данное заболевание, причем Чарака выделяет восемьдесят Вата заболеваний, сорок Питта заболеваний и два­дцать Капха заболеваний.

Возникает вполне уместный вопрос, почему в Чарака Самхите описывается всего сто сорок болезней, когда их намного больше? Ответ на этот вопрос дает сам Чарака. Он пишет, что нет ничего страшного в том, что у некоторых болезней нет названия или они не перечислены в Чарака Самхите, ведь нет большой необходимос­ти давать названия всем болезням. Только тяжелые или наиболее распространенные заболевания получили собственное название, отличное от названия дисбаланса доша или ткани. Необходимо лишь помнить, что доша или их сочетания, вышедшие из равнове­сия по всевозможным причинам и во всевозможных местах челове­ческого тела и порождают все множество болезней и недугов. Чакрапани пишет[65], что знание названий заболеваний является удоб­ным исключительно для общения врачей, а с практической, лечебной точки зрения оно не имеет ни малейшей ценности. Сушрута, в подтверждение этому высказыванию, пишет, что нет болезней, происходящих не по причине дисбаланса Тридоша, поэтому даже неизвестные или не названные болезни надлежит лечить с позиции налаживания ба­ланса вышедшей или вышедших из него доша.

                           Тридоша - корни всех физических болезней

 

Вне зависимости от причины и от типа болезни, она всегда тес­ным образом связана с Тридоша. Сушрута, ссылаясь на философию Санкхйа, замечает, что точно так же, как все феномены этого мира находятся под контролем и воздействием трех махагун материаль­ной природы – благости, страсти и невежества, аналогичным обра­зом Вата, Питта и Капха являются непосредственными причинами всех без исключения физических болезней (С.С.1.24.8.). Чарака также пишет, что причиной всех болезней является дисбаланс Тридоша и ничто больше. Поэтому любые физические болезни организма начинаются с дисбаланса Тридоша (Ч.С.1.19.6.).

Всевозможные виды заболеваний появляются при сочетании по­раженной (вышедшей из состояния баланса) доша с Амой, одной или несколькими тканями или нечистотами во всевозможных час­тях тела человека. Если пораженная доша очень глубоко соединяет­ся с тканью, то такое заболевание называется по имени вовлечен­ной ткани (например, Рактапитта[66]). Далхана пишет в своих коммен­тариях, что мы должны помнить, что когда мы говорим, например, что данное заболевание относится к категории болезней хилуса, то это значит, что данное заболевание вызвано одной из доша, соеди­нившейся с хилусом. Это очень похоже на то, когда мы говорим, что обожглись об горячее масло или раскаленное железо, но на са­мом деле мы обожглись об огонь, который находится в этом горя­чем масле или раскаленном докрасна железе.

На этом этапе Сушрута поднимает очень интересный вопрос (С.С.1. 24.11.) - насколько связь между Тридоша с одной стороны и болезнью (относящейся абсолютно к любому из вышеперечисленных видов) с другой по­стоянна и незыблема (например, как между солнцем и его лучами, луной и лунным светом, огнем и теплом) или они находятся в раз­делении (как, например, ткач и сотканная им ткань, гончар и его горшки или ювелир и его изделия). Если связь между доша и бо­лезнью относится к категории нераздельности, то все живые сущес­тва все время должны были бы чувствовать себя нездоровыми и болезнь была бы нормой, а не патологией, ведь это состояние по­рождалось бы как минимум обычным взаимодействием Тридоша между собой или с окружающей природой. В случае же раздельного существования доша болезней, для появле­ния заболеваний необходимы какие-либо причины - внешние или внутренние, зависящие от доша, ибо только в этом случае можно было бы сказать, что доша являются источником всех заболеваний.

Отвечая на этот вопрос, Сушрута пишет, что болезни не возни­кают на ровном месте без связи с Тридоша, но это не значит, что связь между ними неразрывная. Он приводит два хороших примера, объясняющих этот тезис. Так же, как тучи, ветер, дождь, темнота или свет не могут быть отделены от неба, они просто иногда при­сутствуют, а иногда - нет; или волны и пузырьки на речной глади невозможны без реки, они просто не могут возникнуть без нее и проявляются только в воде под действием каких-либо факторов, точно также и болезни не существуют отдельно от доша, но доша являются средой и причиной возникновения болезней, как вода служит средой для возникновения волн, пены и пузырей. Для воз­никновения болезней нужны определенные причины и условия.

Чарака объясняет, когда нужно ожидать возникновение болезни, а когда появление болезни не произойдет. Он говорит (Ч.С.2.4.4.), что при со­вместном соединении (1) внутренних или внешних причин дисба­ланса Тридоша - изменения их пропорционального количества с (2) болезненными началами (Тридоша), (3) тканями и субтканями, ко­торые выходят из нормального состояния под действием дисбаланса доша и возникают болезни. Когда же нет соединения и взаимопро­никновения между этими тремя факторами, нет и болезни. Если связь между ними не глубокая, если их соединение проходило очень долго и они не крепко соединились друг с другом, то симп­томы заболевания слабо выражены, болезнь может вообще не воз­никнуть, возникнуть через некоторый промежуток времени, не свойственной этой болезни или протекает вяло, с малым количест­вом симптомов и относится к категории легкой или средней тяжес­ти. Если же эти трое глубоко проникли друг в друга, то болезнь на­ходится в тяжелой стадии и ее довольно-таки сложно вылечить.

Здесь открылся интересный факт: не существует причин, кото­рые непосредственно оказывают воздействие на ткани, вызывая их нарушения. Они вызывают дисбаланс Тридоша, которые в свою очередь вызывают проблемы в семи тканях организма, и, в конеч­ном итоге - болезни. Конечно, дисбаланс Тридоша, то есть болезни, вызывают причи­ны духовной, психологической, психо-эмоциональной и физической природы, но непосре­дственной причиной возникновения заболеваний являются именно Тридоша, находящиеся в состоянии дисбаланса.

Несколько обособленно от физических заболеваний стоят психические и мистические болезни. Вагбхата пишет (А.Х.1.1.21): «Страсть (Раджас) и невежество (Тамас) – доша ума». Таким образом, болезни ума в первую очередь вызываются пагубным влиянием этих гун, а уже затем к дисбалансу подключаются доша и ткани. В случае мистических болезней патологические состояния вызываются не дисбалансом доша или негативным влиянием гун, а колдовством, чародейством или вселением духов, как божественной природы, так и демонической.

 

 

XXI. ПРИЧИНЫ ВЫХОДА ТРИДОША ИЗ СОСТОЯНИЯ БАЛАНСА.

 

Крайне необходимо очень подробно остановиться на причинах выхода доша из состояния равновесия. Сушрута классифицирует эти причины в зависимости от доша, дисбаланс которой они вызы­вают (С.С.1.21.19-24.). Чарака же сначала описывает основные, глобальные причины выхода доша из равновесия, а затем, в Нида­настхане, он детально разбирает специфические причины выхода из баланса каждой конкретной доша. Помимо этого, можно сказать, что в нашу эпоху, в отличие Серебреного и Бронзового веков, ос­новными причинами заболеваний и дисбалансов Тридоша стали психологические причины, которым древние врачи справедливо не всегда присуждали первое место.

                          Основные причины заболеваний.

Чарака пишет, что основные причины возникновения дисбалан­са Тридоша и заболеваний, как физические, так и психологические, можно разделить на три категории. Это неправильное или резко отрицательное мировосприятие и отношение к себе; действие ума и интеллекта; органов чувств. Он подробно расшифровывает эти три положения (Ч.С.1.1.54.): ”Извращенный ум, негативное отно­шение к себе, людям и окружающему миру, а также потеря време­ни, очень интенсивное использование органов чувств, ума, интел­лекта, отсутствие свободного времени для отдыха - все это является причиной психосоматических и физических заболеваний”. Помимо этого, все причины болезней Чарака подразделяет на психические и физические, которые в свою очередь делятся на три категории:

1. Негармоничное и нерадостное восприятие органами чувств объектов чувств.

2. Фрустрации и беспокойства интеллекта и ума.

3. Отсутствие адоптации к климатическим изменениям и коле­баниям погоды.

После перечисления основных причин возникновения заболева­ний, Чарака приступает к их более подробному изложению, давая каждой развернутую характеристику (Ч.С.1.11.37-44.).

 

Негармоничное, не радостное восприятие органами чувств объектов чувств.

 

Звук, шершавость[67], цвет (форма), вкус и запах - пять объектов чувств. Если между органами чувств, объектами чувств и умом нет гармонии, человек не желает взаимодействовать с окружающим миром (“Я не хочу тебя видеть!”), или органы чувств устали от чрезмерного напряжения, все это является потенциальной причи­ной возникновения болезней. Органы чувств необходимо контро­лировать. Эта категория причин болезней делится на три подгруп­пы:

1. Очень интенсивное использование органов чувств. Регуляр­ное слушанье громкой и не гармоничной, вызывающей уныние или эйфорию, музыки или резких звуков, приводящее к напряжению слухового аппарата и отупению мозгов, а также слушанье звуков, находящихся на пределе слышимости, вызывает утомление органов слуха и мозга. Аналогичным образом, частый прием очень холод­ной или очень горячей пищи, частое посещение бани, интенсив­ный массаж без положенных перерывов между сеансами, смотрение на чрезвычайно яркий или мерцающий свет, постоянное сплевыва­ние, употребление очень острой, очень горькой, очень соленой или очень вяжущей пищи - примеры очень интенсивного использова­ния органов чувств.

2. Не использование органов чувств или отказ от их использо­вания. Нежелание слышать или слушать что-либо, не желание при­касаться к чему-либо (а также брезгливость), не желание видеть что-либо или не смотреть, не замечать кого-либо, не желание ню­хать что-либо - примеры не желания использовать органы чувств, данные человеку Природой Бога.

3. Не правильное использование органов чувств. Слушанье пло­хих или печальных известий, нахождение на сильном порывистом пронизывающем холодном ветру, рассматривание очень далеких или очень близких объектов, чужие страдания или болезни, упот­ребление однообразной пищи, в которой отсутствует хотя бы один вкус, вдыхание грязного, пыльного воздуха или нюханье отталки­вающих запахов - примеры не правильного использования органов чувств.

               Фрустрации и беспокойства интеллекта и ума.

 

Фрустрации и беспокойства интеллекта и ума бывают трех ти­пов – из-за интенсивного их использования, неиспользования и не­правильного использования. Они возникают при нарушениях пси­хики, спутанности ума и чувств, а также нарушениях общего физи­ческого состояния тела (Ч.С.1.11.39.). Позднее Чарака описывает их как негармоничное, вредное или нежелательное (неправильное) по­ведение того человека, кто потерял контроль над собой, своими чувствами, разумом и памятью (Ч.С.4. 1.109.).

Ярко выраженная патологическая активность ума, тела или речи включает в себя неприятные беседы, ложь, сплетни, сквернос­ловие, злословие, оскорбления окружающих, похвальбу, страх, горе, гнев, скупость, жадность, ревность, властолюбие и др.

Подавленность, пассивность, депрессия – их неиспользование.

Задержка исполнения физиологических потребностей организма, таких как мочеиспускание или дефекация, греховное поведение – не контролируемая сексу­альная активность, сознательное разрушение или причинение вреда собственному телу, мазохизм, злоупотребление алкоголем, курени­ем, наркотиками, массажем или тяжелой физической работой – не­правильное использование.

                                               Сезонные дисбалансы.

 

Год состоит из нескольких сезонов. Отличительными особенно­стями каждого из них являются холод, тепло, дождь или снег, солнечная или пасмурная погода. Сезо­ны плавно и незаметно сменяют друг друга. Когда качества данного сезона совпадают со свойственными испокон веков ему качествами в данной местности (жаркое лето, дождливая осень и т.д.), то это нормальное состояние природы. Когда свойства сезона несколько сглажены (теплое, слегка дождливое лето и т.д.), то это недостато­чность сезона.

Когда качества сезона противоположны свойственным ему каче­ствам (теплая бесснежная зима, летние заморозки или дождливое лето, сухая ясная осень), то это неуравновешенность сезона.

Все причины известных ныне или еще неизвестных заболеваний обязательно входят в одну или несколько этих категорий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.26 (0.012 с.)