Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 6 патология ТридошаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
XX. СУТЬ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Что есть болезнь
Действительно, а что же такое болезнь? Наверно, сколько врачей столько и мнений по этому поводу. Чарака же говорит (Ч.С.1.9.4.): ”Болезнь - это неуравновешенность дхату (под дхату подразумеваются семь тканей и три доша), а их баланс - здоровье. Здоровье это счастье, а болезнь - несчастье”. Исходя из этой шлоки, можно сказать, что баланс доша и тканей это не только здоровье, но и удобство и комфорт. В своей шлоке Чарака использует понятие “дхату-вайшамйа”, которое сам же и разъясняет в Шарирастхане, шестой главе. Он говорит, что у тела есть собственное сознание, отличное от сознания человека, которому оно принадлежит; оно возникает за счет конгломерации пяти первоэлементов, находящихся в различных модификациях и формах, и оно присутствует так долго, сколь долго поддерживается необходимая пропорция и необходимые модификации первоэлементов. Когда доша выбиваются из состояния баланса, организм начинает разрушаться, возникает боль и другие симптомы этого процесса. Увеличение или уменьшение количества доша, находящихся в строго определенных сочетаниях, нарушает равновесие всех составляющих организма. Если доша находятся в нормальном пропорциональном сочетании[61], то это является залогом нормального функционирования всего организма. Если же хоть одна из них выходит из состояния равновесия, увеличиваясь или уменьшаясь, это отражается на жизнедеятельности всего организма. С этой точки зрения, увеличение или уменьшение количества той или иной доша возникает только при болезни. С другой стороны, существует категория так называемых физиологических изменений количественного и качественного соотношения доша, тканей и нечистот. Их физиологические изменения происходят под влиянием съеденной пищи, времени суток, климатических колебаний и др. Эти изменения не являются болезнью, и достаточно быстро приходят в норму. Быстрая их нормализация является следствием поверхностности этих изменений, они не нарушают внутреннюю структуру тела и не препятствуют слаженной работе всех его органов и тканей. Сушрута говорит[62], что то, что порождает боль и дискомфорт во многих случаях может называться болезнью. Классификация болезней
В аюрведической традиции существует несколько основных классификаций болезней. Все болезни можно разделить на две категории - (1) телесные болезни и (2) ментальные болезни. Помимо этих двух групп болезни делятся на вызванные внутренними причинами и внешними причинами. Болезни также классифицируются на излечимые, трудноизлечимые и практически неизлечимые, по доша, находящейся в состоянии дисбаланса, по степени тяжести заболевания и т.д. Все болезни делятся на три большие категории – излечимые (легко, средне и трудно), контролируемые (длящиеся всю жизнь и требующие постоянного лечения) и неизлечимые (ведущие к смерти больного). Болезнью называется состояние, когда что-либо наносит вред, боль или страдание телу, или живому существу, или им обоим. Эта боль имеет под собой три причины (1) физические (Адхйатмика[63]), (2) внешние воздействия окружающей среды, (3) гнев Бога или Его Природы. Эти три причины порождают семь типов болезней, суть Ади-вала-правритта, Джанма-вала-правритта, Доша-вала-правритта, Самгхата-вала-правритта, Кала-вала-правритта, Дайва-вала-пра-вритта и Свабхава-вала-правритта. Ади-вала-правритта. Болезни этой категории вызываются тем или иным дефектом сперматозоида или яйцеклетки родителей. К этим заболеваниям, помимо генетических, относятся геморроидальные диатезы, некоторые виды туберкулеза и другие заболевания. Эта категория болезней делится на две группы. К первой относятся болезни, идущие от нарушений в сперматозоиде, ко второй - в яйцеклетке. Джанма-вала-правритта. Это также категория пренатальных заболеваний, но их причина не в нарушениях семени или яйцеклетки, а в неправильном формировании зародыша в пренатальном периоде. К ней относятся кровотечения у плода, врожденная глухота, слепота, немота, волчья пасть, заячья губа, а также врожденный кретинизм и другие заболевания. Эта категория болезней также делится на две группы, включающие в себя болезни, вызванные нарушением образования или циркуляции хилуса у матери (нарушение разделения хилуса на три части, одна из которых должна идти на питание плода), или за счет неправильного поведения матери во время беременности (отсутствие желания иметь ребенка, греховные деяния, занятие сексом, страдания, прием алкоголя, курение[64], нехватка положительных эмоций, стрессы и т.д.). Доша-вала-правритта. Причинами этой категории заболеваний являются нарушения баланса основных составляющих человеческого организма по причине неправильного питания, нарушения ментальных энергий и пранических токов, влияния гуны страсти и невежества. Этот тип также разделяется на два подтипа, включающих ментальную или физическую причину их возникновения. Заболевания данной категории в основном протекают в эпигастральной и пупочной областях. Три вышеперечисленные категории заболеваний относятся к физическим. Самгхата-вала-правритта. К этой категории заболеваний относятся все травмы, включая ушибы, синдром длительного сдавления, а также укусы животных, змей и насекомых. Данная категория болезней делится на две группы. К первой относятся повреждения, вызванные людьми и животными, а ко второй - неодушевленными предметами (бытовые травмы, порезы и т.д.). Эта категория заболеваний относится к травматическим. Кала-вала-правритта. Это периодически возникающие заболевания, связанные с сезонными изменениями климата или с воздействием изменения погоды, влажности, температуры или давления в рамках одного сезона. Именно на эти две категории и делятся все болезни этой группы. Дайва-вала-правритта. К этой категории относятся все мистические заболевания, вызванные колдовством, ворожбой, сглазом или порчей, наведенной людьми, имеющими определенные мистические способности или знающими заговоры и обряды, описанные в Атхарваведе. Помимо этого, данная категория болезней вызывается вселением того или иного духа в человека. Болезни этой категории могут носить эпидемический характер. Если произошло вселение в человека злого духа, больной должен быть изолирован от широкого общения и лечением его должен заниматься специалист по демонологии. Свабхава-вала-правритта. К этой категории болезней относятся голод, жажда, старость, сонливость и т.д. Они бывают своевременные и несвоевременные. Болезни (а точнее, состояние дискомфорта или дисбаланса) называются своевременными, если они приходят в положенное время (предобеденный голод) к человеку, поддерживающему свое здоровье на должном уровне. Несвоевременные - это те болезни, которые приходят в неположенное время (постоянная сонливость в течение дня, голод после обильной еды и т.д.) или при нездоровом образе жизни. Три вышеперечисленных категории заболеваний относятся к мистическим и природным болезням. Наиболее популярной является классификация болезней, выдвинутая Сушрутой (С.С.1.24.2-21.). ”Болезни по способу лечения можно разделить на две основные, очень большие группы - на хирургические (Сушрута - специалист по хирургии) и медикаментозные, или те, которые лечатся с помощью очистительных процедур, чтения мантр и приема готовых лекарственных препаратов. Классифицировать болезни можно и по ткани, захваченной патологическим процессом. Болезнь может захватывать любую из семи тканей: Отвращение к виду пищи, потеря аппетита, диспепсия, изжога, жар, тошнота, тяжесть в желудке после приемов пищи, некоторые болезни сердца, желтухи, истощение, дистрофия, неприятный вкус во рту, слабость в руках и ногах, выпадение волос, преждевременная седина, ранние симптомы старческого разрушения организма и некоторые другие болезненные состояния принадлежат к болезням хилуса. Кожные заболевания, рожистые воспаления, пустулярные высыпания, пятна, изменения окраски участков кожи, стригущий лишай и другие виды облысения, увеличение печени и селезенки, абсцессы и гнойники, кишечные полипы, некоторые виды проказы, геморрой, опухоли, меноррагия, гематурия, а также болезни ануса и пениса, кровотечения и некоторые другие относятся к болезням крови. К категории мышечных болезней относятся мышечная атрофия, пролляпс, выпадение языка, глоссит, гингивит, кондиломы, фарингит, туберкулезный шейный лимфаденит, грыжа, а также все болезни, локализующиеся в мышцах. Такие болезни, как киста, зоб, опухоли, воспаление губ, возникающие при нарушениях в жировой ткани, а также диабет, ожирение, лишний вес и чрезмерная потливость относятся к болезням жировой ткани. Хрупкость костей, боли в костях, переломы, трещины костей, разрушение кости и другие заболевания, проявляющиеся как нарушения в костях, относятся к болезням костей. Нарушения зрения, конъюктивит, эпилепсия, головокружения и головные боли, а также чувство тяжести в ногах и руках сигнализируют о болезни костного мозга. Такие болезни, как импотенция, сексуальные расстройства, камни в яичках, сперматорея, бесплодие и другие болезни мужской половой сферы, дисменорея, миома и другие болезни женской половой сферы относятся к болезням репродуктивной ткани (семени и яйцеклетки). Слабость, галлюцинации, быстрая утомляемость, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, быстрое увядание, отсутствие блеска в глазах относятся к болезням Оджаса. Кожные заболевания, запор или понос, а также болезни, связанные с соответствующими органами чувств или просто всевозможные расстройства восприятия относятся соответственно к кожным болезням, болезням кишечника и болезням органов чувств. Помимо этого, естественно, болезни классифицируются по доша, наиболее сильно вовлеченной в состояние дисбаланса и тем самым вызвавшей данное заболевание, причем Чарака выделяет восемьдесят Вата заболеваний, сорок Питта заболеваний и двадцать Капха заболеваний. Возникает вполне уместный вопрос, почему в Чарака Самхите описывается всего сто сорок болезней, когда их намного больше? Ответ на этот вопрос дает сам Чарака. Он пишет, что нет ничего страшного в том, что у некоторых болезней нет названия или они не перечислены в Чарака Самхите, ведь нет большой необходимости давать названия всем болезням. Только тяжелые или наиболее распространенные заболевания получили собственное название, отличное от названия дисбаланса доша или ткани. Необходимо лишь помнить, что доша или их сочетания, вышедшие из равновесия по всевозможным причинам и во всевозможных местах человеческого тела и порождают все множество болезней и недугов. Чакрапани пишет[65], что знание названий заболеваний является удобным исключительно для общения врачей, а с практической, лечебной точки зрения оно не имеет ни малейшей ценности. Сушрута, в подтверждение этому высказыванию, пишет, что нет болезней, происходящих не по причине дисбаланса Тридоша, поэтому даже неизвестные или не названные болезни надлежит лечить с позиции налаживания баланса вышедшей или вышедших из него доша. Тридоша - корни всех физических болезней
Вне зависимости от причины и от типа болезни, она всегда тесным образом связана с Тридоша. Сушрута, ссылаясь на философию Санкхйа, замечает, что точно так же, как все феномены этого мира находятся под контролем и воздействием трех махагун материальной природы – благости, страсти и невежества, аналогичным образом Вата, Питта и Капха являются непосредственными причинами всех без исключения физических болезней (С.С.1.24.8.). Чарака также пишет, что причиной всех болезней является дисбаланс Тридоша и ничто больше. Поэтому любые физические болезни организма начинаются с дисбаланса Тридоша (Ч.С.1.19.6.). Всевозможные виды заболеваний появляются при сочетании пораженной (вышедшей из состояния баланса) доша с Амой, одной или несколькими тканями или нечистотами во всевозможных частях тела человека. Если пораженная доша очень глубоко соединяется с тканью, то такое заболевание называется по имени вовлеченной ткани (например, Рактапитта[66]). Далхана пишет в своих комментариях, что мы должны помнить, что когда мы говорим, например, что данное заболевание относится к категории болезней хилуса, то это значит, что данное заболевание вызвано одной из доша, соединившейся с хилусом. Это очень похоже на то, когда мы говорим, что обожглись об горячее масло или раскаленное железо, но на самом деле мы обожглись об огонь, который находится в этом горячем масле или раскаленном докрасна железе. На этом этапе Сушрута поднимает очень интересный вопрос (С.С.1. 24.11.) - насколько связь между Тридоша с одной стороны и болезнью (относящейся абсолютно к любому из вышеперечисленных видов) с другой постоянна и незыблема (например, как между солнцем и его лучами, луной и лунным светом, огнем и теплом) или они находятся в разделении (как, например, ткач и сотканная им ткань, гончар и его горшки или ювелир и его изделия). Если связь между доша и болезнью относится к категории нераздельности, то все живые существа все время должны были бы чувствовать себя нездоровыми и болезнь была бы нормой, а не патологией, ведь это состояние порождалось бы как минимум обычным взаимодействием Тридоша между собой или с окружающей природой. В случае же раздельного существования доша болезней, для появления заболеваний необходимы какие-либо причины - внешние или внутренние, зависящие от доша, ибо только в этом случае можно было бы сказать, что доша являются источником всех заболеваний. Отвечая на этот вопрос, Сушрута пишет, что болезни не возникают на ровном месте без связи с Тридоша, но это не значит, что связь между ними неразрывная. Он приводит два хороших примера, объясняющих этот тезис. Так же, как тучи, ветер, дождь, темнота или свет не могут быть отделены от неба, они просто иногда присутствуют, а иногда - нет; или волны и пузырьки на речной глади невозможны без реки, они просто не могут возникнуть без нее и проявляются только в воде под действием каких-либо факторов, точно также и болезни не существуют отдельно от доша, но доша являются средой и причиной возникновения болезней, как вода служит средой для возникновения волн, пены и пузырей. Для возникновения болезней нужны определенные причины и условия. Чарака объясняет, когда нужно ожидать возникновение болезни, а когда появление болезни не произойдет. Он говорит (Ч.С.2.4.4.), что при совместном соединении (1) внутренних или внешних причин дисбаланса Тридоша - изменения их пропорционального количества с (2) болезненными началами (Тридоша), (3) тканями и субтканями, которые выходят из нормального состояния под действием дисбаланса доша и возникают болезни. Когда же нет соединения и взаимопроникновения между этими тремя факторами, нет и болезни. Если связь между ними не глубокая, если их соединение проходило очень долго и они не крепко соединились друг с другом, то симптомы заболевания слабо выражены, болезнь может вообще не возникнуть, возникнуть через некоторый промежуток времени, не свойственной этой болезни или протекает вяло, с малым количеством симптомов и относится к категории легкой или средней тяжести. Если же эти трое глубоко проникли друг в друга, то болезнь находится в тяжелой стадии и ее довольно-таки сложно вылечить. Здесь открылся интересный факт: не существует причин, которые непосредственно оказывают воздействие на ткани, вызывая их нарушения. Они вызывают дисбаланс Тридоша, которые в свою очередь вызывают проблемы в семи тканях организма, и, в конечном итоге - болезни. Конечно, дисбаланс Тридоша, то есть болезни, вызывают причины духовной, психологической, психо-эмоциональной и физической природы, но непосредственной причиной возникновения заболеваний являются именно Тридоша, находящиеся в состоянии дисбаланса. Несколько обособленно от физических заболеваний стоят психические и мистические болезни. Вагбхата пишет (А.Х.1.1.21): «Страсть (Раджас) и невежество (Тамас) – доша ума». Таким образом, болезни ума в первую очередь вызываются пагубным влиянием этих гун, а уже затем к дисбалансу подключаются доша и ткани. В случае мистических болезней патологические состояния вызываются не дисбалансом доша или негативным влиянием гун, а колдовством, чародейством или вселением духов, как божественной природы, так и демонической.
XXI. ПРИЧИНЫ ВЫХОДА ТРИДОША ИЗ СОСТОЯНИЯ БАЛАНСА.
Крайне необходимо очень подробно остановиться на причинах выхода доша из состояния равновесия. Сушрута классифицирует эти причины в зависимости от доша, дисбаланс которой они вызывают (С.С.1.21.19-24.). Чарака же сначала описывает основные, глобальные причины выхода доша из равновесия, а затем, в Ниданастхане, он детально разбирает специфические причины выхода из баланса каждой конкретной доша. Помимо этого, можно сказать, что в нашу эпоху, в отличие Серебреного и Бронзового веков, основными причинами заболеваний и дисбалансов Тридоша стали психологические причины, которым древние врачи справедливо не всегда присуждали первое место. Основные причины заболеваний. Чарака пишет, что основные причины возникновения дисбаланса Тридоша и заболеваний, как физические, так и психологические, можно разделить на три категории. Это неправильное или резко отрицательное мировосприятие и отношение к себе; действие ума и интеллекта; органов чувств. Он подробно расшифровывает эти три положения (Ч.С.1.1.54.): ”Извращенный ум, негативное отношение к себе, людям и окружающему миру, а также потеря времени, очень интенсивное использование органов чувств, ума, интеллекта, отсутствие свободного времени для отдыха - все это является причиной психосоматических и физических заболеваний”. Помимо этого, все причины болезней Чарака подразделяет на психические и физические, которые в свою очередь делятся на три категории: 1. Негармоничное и нерадостное восприятие органами чувств объектов чувств. 2. Фрустрации и беспокойства интеллекта и ума. 3. Отсутствие адоптации к климатическим изменениям и колебаниям погоды. После перечисления основных причин возникновения заболеваний, Чарака приступает к их более подробному изложению, давая каждой развернутую характеристику (Ч.С.1.11.37-44.).
Негармоничное, не радостное восприятие органами чувств объектов чувств.
Звук, шершавость[67], цвет (форма), вкус и запах - пять объектов чувств. Если между органами чувств, объектами чувств и умом нет гармонии, человек не желает взаимодействовать с окружающим миром (“Я не хочу тебя видеть!”), или органы чувств устали от чрезмерного напряжения, все это является потенциальной причиной возникновения болезней. Органы чувств необходимо контролировать. Эта категория причин болезней делится на три подгруппы: 1. Очень интенсивное использование органов чувств. Регулярное слушанье громкой и не гармоничной, вызывающей уныние или эйфорию, музыки или резких звуков, приводящее к напряжению слухового аппарата и отупению мозгов, а также слушанье звуков, находящихся на пределе слышимости, вызывает утомление органов слуха и мозга. Аналогичным образом, частый прием очень холодной или очень горячей пищи, частое посещение бани, интенсивный массаж без положенных перерывов между сеансами, смотрение на чрезвычайно яркий или мерцающий свет, постоянное сплевывание, употребление очень острой, очень горькой, очень соленой или очень вяжущей пищи - примеры очень интенсивного использования органов чувств. 2. Не использование органов чувств или отказ от их использования. Нежелание слышать или слушать что-либо, не желание прикасаться к чему-либо (а также брезгливость), не желание видеть что-либо или не смотреть, не замечать кого-либо, не желание нюхать что-либо - примеры не желания использовать органы чувств, данные человеку Природой Бога. 3. Не правильное использование органов чувств. Слушанье плохих или печальных известий, нахождение на сильном порывистом пронизывающем холодном ветру, рассматривание очень далеких или очень близких объектов, чужие страдания или болезни, употребление однообразной пищи, в которой отсутствует хотя бы один вкус, вдыхание грязного, пыльного воздуха или нюханье отталкивающих запахов - примеры не правильного использования органов чувств. Фрустрации и беспокойства интеллекта и ума.
Фрустрации и беспокойства интеллекта и ума бывают трех типов – из-за интенсивного их использования, неиспользования и неправильного использования. Они возникают при нарушениях психики, спутанности ума и чувств, а также нарушениях общего физического состояния тела (Ч.С.1.11.39.). Позднее Чарака описывает их как негармоничное, вредное или нежелательное (неправильное) поведение того человека, кто потерял контроль над собой, своими чувствами, разумом и памятью (Ч.С.4. 1.109.). Ярко выраженная патологическая активность ума, тела или речи включает в себя неприятные беседы, ложь, сплетни, сквернословие, злословие, оскорбления окружающих, похвальбу, страх, горе, гнев, скупость, жадность, ревность, властолюбие и др. Подавленность, пассивность, депрессия – их неиспользование. Задержка исполнения физиологических потребностей организма, таких как мочеиспускание или дефекация, греховное поведение – не контролируемая сексуальная активность, сознательное разрушение или причинение вреда собственному телу, мазохизм, злоупотребление алкоголем, курением, наркотиками, массажем или тяжелой физической работой – неправильное использование. Сезонные дисбалансы.
Год состоит из нескольких сезонов. Отличительными особенностями каждого из них являются холод, тепло, дождь или снег, солнечная или пасмурная погода. Сезоны плавно и незаметно сменяют друг друга. Когда качества данного сезона совпадают со свойственными испокон веков ему качествами в данной местности (жаркое лето, дождливая осень и т.д.), то это нормальное состояние природы. Когда свойства сезона несколько сглажены (теплое, слегка дождливое лето и т.д.), то это недостаточность сезона. Когда качества сезона противоположны свойственным ему качествам (теплая бесснежная зима, летние заморозки или дождливое лето, сухая ясная осень), то это неуравновешенность сезона. Все причины известных ныне или еще неизвестных заболеваний обязательно входят в одну или несколько этих категорий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.26 (0.012 с.) |